Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Inclusive education as one of the priority directions in state policy of RussiaСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Summary: This paper studied the main problems impeding the implementation of the state policy in the sphere of socialization of children with disabilities. In particular, the author reviewed the measures taken in our country, namely the Republic of Dagestan, with a view to the development of an inclusive education system. Based on the analysis we identified the problem, which are the key priorities and to create conditions for education for persons with disabilities. Key words: inclusive education, children with disabilities, integration into society, the system of special schools, children with disabilities
Инклюзивное образование как одно из приоритетных направлений государственной политики России. В современном российском обществе развитие процессов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья проходит при активной поддержке государственных институтов различного уровня. При этом высокий приоритет имеет вопрос внедрения в практику успешных программ инклюзивного образования в рамках общеобразовательной школы. Особую роль в этом играет принятый недавно стандарт инклюзивного образования, в рамках которого впервые дано понятие «детей с ограниченными возможностями здоровья», сформулированы основные требования в отношении условий обучения таких учащихся в школах начальной ступени. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ". [1] Инклюзивное образование является одним из приоритетных стратегических направлений государственной политики России, его внедрение нацелено на обучение детей с психофизическими недостатками в условиях общеобразовательного учебного заведения. Как показывает опыт, развитие инклюзивного образования в нашей стране следует рассматривать как переходный, требующий тщательного анализа условий и подбора средств для реализации инклюзивной практики. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Дагестан в 2015 – 2018 годах становится актуальным вопрос о проблемах интегрирования этой категории детей в общество и о психологической готовности учителей и учащихся общеобразовательных школ к такой форме учебной деятельности. По данным, представленными МОН Республики Дагестан, контингент обучающихся на сегодняшний день в системе коррекционных школ составляет: I – го вида (глухие) - 219; II- го вида (слабослышащие) – 203; III-IV-го вида (слепые и слабовидящие) – 485; V, VI, VII вида – (дети с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ЗПР), таких видов школ на территории РД не имеются; VIII-го вида (умственная отсталость) - 1167 ч; ДЦП – охвачено индивидуальным дистанционным образованием – 95 обучающихся. По результатам анкетирование, которое проводилось ДИРО в 2015 году, учителя обычных школ и родители учащихся массовых школ проявляют негативное отношение к детям с различными отклонениями. Проведенное анкетирование показала необходимость комплексного исследования возможностей коррекционно-превентивного обучения учителей и учащихся школ с целью формирования психологической готовности, принятию таких детей, что является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации детей с ОВЗ. На наш взгляд, первостепенными задачами являются вопросы, связанные с особенностями взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в инклюзивных классах и изучение особенностей психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Все это свидетельствует о необходимости: - во-первых, медико-психологического, социально-психологического и психолого-педагогического просвещения всего населения; - во-вторых, необходимо проведение специального обучения родителей, здоровых школьников и педагогического персонала обычных школ, направленного на изменение у всех участников учебно-воспитательного процесса массовых школ отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии. Считаем, что несмотря на то, что на законодательном уровне такой процесс приветствуется, при таком переводе надо учитывать необходимость создания условий для получения без дискриминации качественного образования. На деле получается, что в обычных общеобразовательных организациях, нет специальных условий. Полагаем, что федеральный закон лишь формально допускает перевод ребенка в обычную школу. Исходя из интересов ребенка, перевод его в обычную общеобразовательную школу возможен лишь при создании в ней условий для получения образования лицам с ОВЗ. В обычных школах не предусмотрено финансирование этой помощи. Невозможно отнести это и к платным услугам, т.к. реализация программ общего образования финансируется из бюджета. 19 декабря 2014 года Министерством образования и науки РФ был издан приказ № 1598, которым утвержден ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. [2] Согласно Стандарту, реализация адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Считаем, что в стране не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с ОВЗ должен учиться в той среде, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Во многих, если не во всех, общеобразовательных школах отсутствует специальное медицинское сопровождение, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Кроме того, введение инклюзивного образования требует огромные финансовые затраты. Почти во всех регионах, особенно в Дагестане, финансирование образования детей-инвалидов выше в два три раза чем финансирование по обычному нормативу: это и дополнительные затраты на персонал (педагогов, тьюторов, помощников), на специальные условия обучения. По государственной программе «Доступная среда» в 166 общеобразовательных организациях созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, было направлено 210 млн. 452 тысячи рублей. В рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан» обеспечены жилыми помещениями 268 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (более 232 млн. рублей). Данные программы будут реализовываться и в 2016 году. Помимо приведенных программ, по результатам конкурса Дагестан включен в число регионов – участников целевой программы «Формирование востребованной системы оценки качества общего образования и образовательных результатов», на что республике будет выделено более 30 млн. рублей. Не поддерживаются грантовые проекты на оказание психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии, что говорит о том, что при формальном интересе финансирование ограничено. Благодаря оптимизации, многие дагестанские школы потеряли педагогов-психологов и социальных педагогов. При этом одним из условий введения инклюзивного образования является наличие в школе квалифицированных педагога-психолога и социального педагога. Полагаем что, ни закон об образовании, ни стандарты не требуют скорейшего перехода к инклюзивному образованию. Любая школа, прежде чем перейти к инклюзии, должна убедиться в готовности к переходу.
Библиографический список:
1. "Об образовании в Российской Федерации" [электронный ресурс] федеральный закон [принят: 29.12.2012] справочно-правовая система ГАРАНТ/ Режим доступа: http://www.garant.ru/ 2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. N 1598 «Об утверждении ФГОСНОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»// Сайт Минобрнауки РФ
Ясаков Илья Александрович - студент ФГБОУ ВО Оренбургского государственного университета Научный руководитель - Савощикова Е.В. к.ю.н, доцент г.Оренбург, Россия
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.144 (0.009 с.) |