Realization of the right to education of convicted 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Realization of the right to education of convicted



 

Summary: The article is devoted to the right to education for persons in custody and persons serving a sentence of imprisonment. The possibility of the implementation of this law, and especially the implementation of the law applicable to the convicts.

Key words: constitutional right to education, the implementation of the rights of convicted persons to education in the penitentiary law, humanization of convicts, prison, convict.

 

В современной действительности получение образования становится особо актуальным. Право на получение образования является еще и одной из приоритетных задач, как форма проведения воспитательной работы для лиц, отбывающих наказание в виде лишения. Данное положение особо выделяется и в Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, как одно из основных направлений деятельности.

В ст. 43 Конституции Российской Федерации закрепляется право каждого человека на образование. Но, в отношении осужденных к лишению свободы механизм реализации этого права имеет свои особенности. Эти особенности законодатель детально регламентировал в Уголовно-исполнительном кодексе РФ.

Но, стоит отметить, что не все ученые-пенитенциаристы считают разумным предоставлять осужденным к лишению свободы возможность реализации своего права на получение образования.

Так, известный ученый-пенитенциарист А.А. Беляев в свое время говорил: «В вузах осужденные учиться не могут, потому что не имеют на это морального права» [2]. Его поддерживал и В.П. Бернатович, отмечая, что «возможность посещать библиотеку в ИУ, участвовать в различных художественных кружках, а также дистанционно обучаться в высших учебных заведениях существенным образом искажает цели уголовного наказания в отношении лиц, преступивших закон, а наказание должно быть, прежде всего, карой за совершенное преступление» [3]. Но, все же данная возможность для осужденных закреплена в законе и предприняты меры по ее реализации.

Мы хотели бы отметить, что в настоящее время взгляды учёных и общества на этот счет изменились. Все больше делается для того, чтобы осужденные вышли на свободу образованными, и смогли стать полноценными членами общества.

Организация и порядок получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования регулируется совместным приказом Министерства юстиции и Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012 № 10/60 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденного Министерством образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительное учреждение (ИУ) обязано организовать обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования и среднего (полного) общего образования и данное положение получило еще большую конкретизацию в ст. 80 ч. 4 ФЗ «Об образовании в РФ» [1].

Право осужденных на получение среднего (полного) общего образования реализуется осужденными по их собственному желанию. Главная задача для осужденных – это проявить это желание, а для администрации исправительного учреждения - предоставить такую возможность.

Федеральный закон «Об образовании в РФ», содержит полный перечень лиц, которым предоставляется право на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования, и для которых администрацией мест заключения под стражу создаются соответствующие условия (ст. 80 ФЗ «Об образовании в РФ»).

В настоящее время ФСИН России участвовала в реализации национального приоритетного проекта «Образование», в рамках которого все школы ИУ подключены к сети Интернет и обеспечены лицензионными программными средствами. Более 3,2 тыс. осужденных дистанционно обучаются в образовательных организациях среднего профессионального образования.

В связи с этим численность осужденных, освобожденных из мест лишения свободы без профессии, в 2014 году существенно сократилась по сравнению с 2013 годом на 5 061 человек и составила 4,8 тыс., или 3,5% (2013 год – 9,8 тыс., или 6,7%) [4].

В 2014-2015 учебном году продолжилась работа по созданию необходимых условий для организации общеобразовательного обучения осужденных к лишению свободы. Количество учреждений, где отсутствуют школы и их филиалы, сократилось на 7,5 % (с 53 до 49). На начало учебного года все 61 400 осужденных, подлежащих обязательному общему образованию, приступили к учёбе [4].

Таким образом, можно отметить, что государство реализует положение, согласно которому осужденные получают право на получение основного общего и среднего (полного) общего образования. Более остро стоит проблема с высшим профессиональным образованием. Это выражается, как правило, в отсутствии четкого механизма реализации данного права. Безусловно, уголовно-исполнительный кодекс содержит отдельные статьи, но они не дают четкой определенности в этом вопросе.

Следует отметить, что большое количество осужденных обучается дистанционно. Так, ФСИН России еще в 2012 году заключила соглашение о сотрудничестве с автономной некоммерческой организацией «Высшая школа педагогики» (май 2012 г.), Московским институтом экономики политики и права (декабрь 2012 г.). И это только часть учреждений, которые взаимодействую с ФСИН, в некоторых из них осуществляется обучение осужденных на дистанционной основе по различным направлениям подготовки.

К сожалению, возможность обучаться дистанционно есть не у всех осужденных, поэтому законодателям необходимо рассмотреть данный аспект и приступить к его решению.

Российское государство, согласно действующему законодательству, берет на себя обязанность не только исправить осужденного, но также охранять и обеспечивать его права и законные интересы. Стоит помнить, что получение образования осужденными необходимо, чтобы после освобождения они могли влиться в нашего общества и взаимодействовать в нем.

Итак, анализируя все вышесказанное, следует отметить, что в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы изменился подход государства к исполнению наказания в виде лишения свободы. Сейчас особое внимание уделяется гуманизации условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание, однако еще многое предстоит сделать, чтобы осужденные к лишению свободы могли в полном объеме реализовывать свое право на получение образования, и многое зависит от четкой позиции законодателя.

Мы предлагаем следующие пути решения данной проблемы:

1. Создание всех необходимых условий для реализации данного права - создание и организация новой гибкой системы образования осужденных, которая предоставит им возможность получить высшее профессиональное образование, с использованием заочной и дистанционной формы обучения.

2. Создание соответствующей правовой основы, которая бы закрепила механизм получения высшего профессионального образования осужденными.

3.Заключение соглашения между ФСИН России и Министерством образования и науки России, позволяющее осужденному студенту продолжить своё образование, то конституционное право на получение образования будет гарантированно иметь любой осужденный.

 

Библиографический список

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: [принят 08.01.1997 г. № 1- ФЗ по сост. на 28.11.2015г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №2.

2. Беляев, А.А. Правовое положение осужденных к лишению свободы / А.А. Беляев / Горьковская высшая школа МВД. – Горький: ГВШ МВД, 2003. С. 32.

3. Бернатович, В.П. О некоторых вопросах, возникающих в практике привлечения к уголовной ответственности лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях // Проблемы прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний: Сборник статей. 2010, № 8 - С. 93.

4. Статистика по реализации права осужденных на образование [Электронный ресурс]: Федеральная служба исполнения наказаний от 01.01.2015 г. // Федеральная служба исполнения наказаний: справочная правовая система / разраб. НПО «Федеральная служба исполнения наказаний». – Москва: Федеральная служба исполнения наказаний, 2003 – 2015 г.. Режим доступа: http://fsin.su/.

 

 


Правоторов Артём Сергеевич – студент 4 курса

Института юстиции ФГБОУ ВО

«Саратовская государственная юридическая академия»

Научный руководитель: к.ю.н. доцент Насиров Н.И.

г.Саратов, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.006 с.)