Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Realization of the right to education of convictedСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Summary: The article is devoted to the right to education for persons in custody and persons serving a sentence of imprisonment. The possibility of the implementation of this law, and especially the implementation of the law applicable to the convicts. Key words: constitutional right to education, the implementation of the rights of convicted persons to education in the penitentiary law, humanization of convicts, prison, convict.
В современной действительности получение образования становится особо актуальным. Право на получение образования является еще и одной из приоритетных задач, как форма проведения воспитательной работы для лиц, отбывающих наказание в виде лишения. Данное положение особо выделяется и в Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, как одно из основных направлений деятельности. В ст. 43 Конституции Российской Федерации закрепляется право каждого человека на образование. Но, в отношении осужденных к лишению свободы механизм реализации этого права имеет свои особенности. Эти особенности законодатель детально регламентировал в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Но, стоит отметить, что не все ученые-пенитенциаристы считают разумным предоставлять осужденным к лишению свободы возможность реализации своего права на получение образования. Так, известный ученый-пенитенциарист А.А. Беляев в свое время говорил: «В вузах осужденные учиться не могут, потому что не имеют на это морального права» [2]. Его поддерживал и В.П. Бернатович, отмечая, что «возможность посещать библиотеку в ИУ, участвовать в различных художественных кружках, а также дистанционно обучаться в высших учебных заведениях существенным образом искажает цели уголовного наказания в отношении лиц, преступивших закон, а наказание должно быть, прежде всего, карой за совершенное преступление» [3]. Но, все же данная возможность для осужденных закреплена в законе и предприняты меры по ее реализации. Мы хотели бы отметить, что в настоящее время взгляды учёных и общества на этот счет изменились. Все больше делается для того, чтобы осужденные вышли на свободу образованными, и смогли стать полноценными членами общества. Организация и порядок получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования регулируется совместным приказом Министерства юстиции и Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012 № 10/60 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденного Министерством образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительное учреждение (ИУ) обязано организовать обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования и среднего (полного) общего образования и данное положение получило еще большую конкретизацию в ст. 80 ч. 4 ФЗ «Об образовании в РФ» [1]. Право осужденных на получение среднего (полного) общего образования реализуется осужденными по их собственному желанию. Главная задача для осужденных – это проявить это желание, а для администрации исправительного учреждения - предоставить такую возможность. Федеральный закон «Об образовании в РФ», содержит полный перечень лиц, которым предоставляется право на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования, и для которых администрацией мест заключения под стражу создаются соответствующие условия (ст. 80 ФЗ «Об образовании в РФ»). В настоящее время ФСИН России участвовала в реализации национального приоритетного проекта «Образование», в рамках которого все школы ИУ подключены к сети Интернет и обеспечены лицензионными программными средствами. Более 3,2 тыс. осужденных дистанционно обучаются в образовательных организациях среднего профессионального образования. В связи с этим численность осужденных, освобожденных из мест лишения свободы без профессии, в 2014 году существенно сократилась по сравнению с 2013 годом на 5 061 человек и составила 4,8 тыс., или 3,5% (2013 год – 9,8 тыс., или 6,7%) [4]. В 2014-2015 учебном году продолжилась работа по созданию необходимых условий для организации общеобразовательного обучения осужденных к лишению свободы. Количество учреждений, где отсутствуют школы и их филиалы, сократилось на 7,5 % (с 53 до 49). На начало учебного года все 61 400 осужденных, подлежащих обязательному общему образованию, приступили к учёбе [4]. Таким образом, можно отметить, что государство реализует положение, согласно которому осужденные получают право на получение основного общего и среднего (полного) общего образования. Более остро стоит проблема с высшим профессиональным образованием. Это выражается, как правило, в отсутствии четкого механизма реализации данного права. Безусловно, уголовно-исполнительный кодекс содержит отдельные статьи, но они не дают четкой определенности в этом вопросе. Следует отметить, что большое количество осужденных обучается дистанционно. Так, ФСИН России еще в 2012 году заключила соглашение о сотрудничестве с автономной некоммерческой организацией «Высшая школа педагогики» (май 2012 г.), Московским институтом экономики политики и права (декабрь 2012 г.). И это только часть учреждений, которые взаимодействую с ФСИН, в некоторых из них осуществляется обучение осужденных на дистанционной основе по различным направлениям подготовки. К сожалению, возможность обучаться дистанционно есть не у всех осужденных, поэтому законодателям необходимо рассмотреть данный аспект и приступить к его решению. Российское государство, согласно действующему законодательству, берет на себя обязанность не только исправить осужденного, но также охранять и обеспечивать его права и законные интересы. Стоит помнить, что получение образования осужденными необходимо, чтобы после освобождения они могли влиться в нашего общества и взаимодействовать в нем. Итак, анализируя все вышесказанное, следует отметить, что в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы изменился подход государства к исполнению наказания в виде лишения свободы. Сейчас особое внимание уделяется гуманизации условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание, однако еще многое предстоит сделать, чтобы осужденные к лишению свободы могли в полном объеме реализовывать свое право на получение образования, и многое зависит от четкой позиции законодателя. Мы предлагаем следующие пути решения данной проблемы: 1. Создание всех необходимых условий для реализации данного права - создание и организация новой гибкой системы образования осужденных, которая предоставит им возможность получить высшее профессиональное образование, с использованием заочной и дистанционной формы обучения. 2. Создание соответствующей правовой основы, которая бы закрепила механизм получения высшего профессионального образования осужденными. 3.Заключение соглашения между ФСИН России и Министерством образования и науки России, позволяющее осужденному студенту продолжить своё образование, то конституционное право на получение образования будет гарантированно иметь любой осужденный.
Библиографический список
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: [принят 08.01.1997 г. № 1- ФЗ по сост. на 28.11.2015г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №2. 2. Беляев, А.А. Правовое положение осужденных к лишению свободы / А.А. Беляев / Горьковская высшая школа МВД. – Горький: ГВШ МВД, 2003. С. 32. 3. Бернатович, В.П. О некоторых вопросах, возникающих в практике привлечения к уголовной ответственности лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях // Проблемы прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний: Сборник статей. 2010, № 8 - С. 93. 4. Статистика по реализации права осужденных на образование [Электронный ресурс]: Федеральная служба исполнения наказаний от 01.01.2015 г. // Федеральная служба исполнения наказаний: справочная правовая система / разраб. НПО «Федеральная служба исполнения наказаний». – Москва: Федеральная служба исполнения наказаний, 2003 – 2015 г.. Режим доступа: http://fsin.su/.
Правоторов Артём Сергеевич – студент 4 курса Института юстиции ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Научный руководитель: к.ю.н. доцент Насиров Н.И. г.Саратов, Россия
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.007 с.) |