Evolution of tougher penalties for corruption crimes 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Evolution of tougher penalties for corruption crimes



 

Summary: In this paper discusses the evolution of tougher criminal penalties for corruption offenses. For point of reference is taken the first edition of the Criminal Code of the Russian Federation from January 1, 1997. Different approaches to address issues of the fight against corruption, in terms of legislators, legal scholars, political leaders, civil servants.

Key words: corruption, the evolution of punishment, criminal responsibility, corruption compounds the Criminal Code of the Russian Federation.

 

Уголовный кодекс Российской Федерации — основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации.

Он был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, подписан Президентом 13 июня 1996 года и вступил в силу с 1 января 1997 года, сменив Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, применявшийся до тех пор [1].

Уголовный Кодекс Российской Федерации в своей самой первой редакции содержал более 30 коррупционных составов преступления, которые содержались в следующих статьях: статья 142, статья 170, статья 171, статья 174, статья 201, статья 202, статья 203, статья 204, статья 290, статья 291 и другие составы.

За данные преступления предусматривались следующие виды наказания:

1. Штраф в размере установленных (от трехсот до одной тысячи) минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного (за период времени до одного года); 2. Лишение свободы на срок до двенадцати лет; 3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; 4. Исправительные работы на срок до двух лет; 5. Арест на срок до шести месяцев.

Дальнейшее развитие уголовного законодательства и уголовной политики в области противодействия коррупции в Российской Федерации было связано с подписанием международной Конвенции ООН против коррупции в 2003 году.

Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года (N 40-ФЗ) [2]. В 2003 г. произошла реформа УК РФ, кардинальным образом изменившая его содержание, что, по замыслу разработчиков, должно было способствовать гуманизации современной уголовной политики.

Изменения коснулись и коррупционных составов. Во-первых, появились новые составы: статья 141.1, статья 142.1, статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента, статья 285.1, статья 285.2, статья 292.1, во-вторых, это иной подход к исчислению штрафа, теперь границы устанавливается в строго фиксированной сумме (максимальный штраф- до одного миллиона рублей или иного дохода за период до пяти лет).

По мнению абсолютного большинства ученых в сфере уголовного права, самым негативным изменением в главе 9 УК РФ следует признать исключение из системы наказаний конфискации имущества [3]. В пояснительной записке к данному законопроекту было сказано следующее: «с учетом весьма низкой эффективности такого вида наказания, как конфискация имущества, предлагается исключить его из УК РФ, заменив штрафом в качестве дополнительного вида наказания.»

Позднее конфискация имущества снова была включена в Уголовный кодекс, только в качестве иной меры уголовно-правового характера, что вряд ли можно оценить как разумные и логичные действия законодателя.

Несмотря на то, что Конвенция о противодействии коррупции была ратифицирована РФ в 2006 году, первый Национальный план о противодействии коррупции был утвержден в 2008 году.

В Российской Федерации основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней закреплены в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) [4].

В 2010 году были внесены изменения в УК РФ, который закрепил следующие положения:

1. Простая взятка - до 25 тыс. рублей; 2. Значительная – от 25 тыс. рублей до 150 тыс. рублей; 3. Крупная – от 150 тыс. рублей до 1 млн. рублей; 4. Особо крупная - свыше 1 млн. рублей.

Наказание рублем как раз и будет ставиться в зависимость от размера взятки.

Федеральным законом 04.05.2011 №97-ФЗ веден самостоятельный состав преступления – посредничество во взяточничестве. Это статья 291.1 УК РФ.

Санкции за преступления коррупционной направленности сдвинулись в сторону увеличения. Максимальный срок лишения свободы теперь достигает 15 лет за взяточничество, в частности. Это позиция законодателя направленная на борьбу с коррупцией, заключающаяся в ужесточении наказания. Однако это не остановило рост числа коррупционных преступлений, достаточно изучить статистику количества осужденных.

Существуют несколько точек зрения на борьбу с коррупцией.

Алексей Иванович Рарог, заслуженный деятель науки РФ, профессор Московской государственной юридической академии говорит о том, что вокруг борьбы с коррупцией в последнее время подняли много шума, а нужно просто много и честно работать, без всякого ажиотажа и компанейщины. Законодательство вполне готово для борьбы с коррупцией, нужно просто эффективно его применять [5].

Дмитрий Олегович Рогозин, заместитель Председателя Правительства, считает, что коррупция в гособоронзаказе должна быть приравнена государственной измене. Потому что они не только воруют деньги, они крадут их, оставляя государство перед лицом внешних угроз. Это и есть предательство [6].

Генеральный прокурор России Юрий Чайка предложил ужесточить наказание за тяжкие преступления, в том числе коррупционного характера, заменив крупные штрафы на тюремные сроки [7].

С предложением об изменении законодательства выступал глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Он предложил президенту сажать расхитителей бюджетных средств на 20 лет без возможности условно-досрочного освобождения и амнистии, если коррупционер не возместит причиненного ущерба.

С Кабановым не согласилась Ирина Хакамада. Она придерживается мнения, что нужно выявить первопричину: почему это происходит. Ужесточение ничего не дает. Наоборот, только еще больше провоцирует повышение ставок. Кроме того, такая огромная «вилка» – от 8 до 20 лет – уже сама по себе коррупционна [8].

Спор "как бороться с коррупцией", заключающийся в том какие наказания придумать мягкие или жесткие не поможет пониманию сущности данного явления. Нам импонирует позиция А.И. Рарога, которая сводится к тому, чтобы не создавать шумиху вокруг этой темы, а честно работать и постепенно улучшать ситуацию в стране. Ведь постоянное изменение уголовного законодательства, которое традиционно должно быть стабильным, охраняющее важнейшие права и свободы граждан, ставит под сомнение его эффективность. Согласны и с точкой зрения Ирины Хакамады, что нужно не только наказывать, но и разбираться в мотивациях коррупционного поведения. А мнение об ужесточении наказания за коррупционные преступления в сфере гособоронзаказа, высказанное Дмитрием Рогозиным считаю оправданным, современная ситуация в геополитике, обороноспособность является важным гарантом мира и безопасности.

 

Библиографический список

1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

2. Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции"

3. Тенденции реформирования российского уголовного законодательства на основе анализа внесенных в него изменений [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Explore/refroslaw10.htm#_ftn1

4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О противодействии коррупции"

5. Российская газета - Алтай №4758 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rg.ru/2008/09/25/reg-altaj/rarog.html

6. ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://tass.ru/politika/1115954

7. Lenta.ru [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://lenta.ru/news/2014/04/28/corruption/

8. Ирина Хакамада. Официальный сервер [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hakamada.ru/1323/Paper/0946.html

 

 


Куминов Ян Вадимович – курсант

ФКОУ ВО Самарского юридического института ФСИН России

Научный руководитель – Владимирова О.А., к.ю.н.,

г. Самара, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.008 с.)