EXECUTION OF CRIMINAL SENTENCES IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY FOR JUVENILE OFFENDERS DURING THE REFORM OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

EXECUTION OF CRIMINAL SENTENCES IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY FOR JUVENILE OFFENDERS DURING THE REFORM OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION



Summary: This article describes the problems of execution of criminal penalties, to ensure the personal safety of juvenile offenders in prisons in the conditions of reforming the penal system of the Russian Federation. By reasoning and research possible ways to solve this problem.

Key words: personal safety of minors, the reform of the penal system, juvenile correctional facilities, educational centers.

 

На современном этапе уголовно-исполнительная система России (далее – УИС) находится в стадии масштабного реформирования. Его основные параметры определены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р .[1] В ходе этой реформы воспитательные колонии ( далее – ВК) планируется реорганизовать в воспитательные центры (далее – ВЦ) для несовершеннолетних правонарушителей с обычным и усиленным наблюдением. Это предопределяет объективную необходимость рассмотрения отдельных проблемных вопросов современного состояния исправительных учреждений (далее – ИУ) для несовершеннолетних осужденных, а также остановиться на некоторых факторах, которые оказывают на нее влияние в условиях реформирования УИС Российской Федерации.

За последние годы в ВК складывается напряженная ситуация. На фоне непостоянной динамики преступлений в ИУ для несовершеннолетних осужденных ( в 2011 – 8 , в 2012-7, в 2013-7, в 2014-2 [2]зарегистрированных преступлений) недостаточно проработанными остаются вопросы обеспечения их личной безопасности. На 1 февраля 2016 года в УИС России функционируют 32 воспитательные колонии. В них отбывают наказание 1,7 тысячи несовершеннолетних правонарушителей, значительная доля из которых имеют психические отклонения [2] . Здесь сосредотачивается наиболее криминальная часть несовершеннолетних осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Увеличивается численность осужденных, ранее отбывавших наказание в ВК. При таких условиях одной из наиболее сложных задач, стоящих перед сотрудниками УИС Российской Федерации, остается обеспечение личной безопасности несовершеннолетних осужденных.

В связи с новым курсом в уголовно-правовой политике Российской Федерации происходит сокращение численности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы. Вместе с тем в ВК на протяжении последних нескольких лет концентрируются несовершеннолетние осужденные с еще большей криминальной направленностью. Это приводит в целом к снижению уровня безопасности данной категории осужденных. Укрупнение ВК может способствовать дальнейшему осложнению оперативной обстановки, поскольку приведет к возрастанию численности осужденных, созданию на их территории групп отрицательной направленности из различных регионов. Следует отметить, что существующая дифференциация условий содержания осужденных в ВК Российской Федерации не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Значительная доля воспитанников имеет негативный настрой на соблюдение режима, отрицательное отношение к труду и образованию, неприятие любых форм воспитательной работы. Их стремление уклонится от исполнения наказания, желание завоевать мнимый авторитет приводит к совершению насильственных преступлений и организации групповых эксцессов. Этому, на наш взгляд, способствует установленная законом отрядная система содержания несовершеннолетних осужденных, не обеспечивающая приемлемого уровня личной безопасности воспитанников.

С этой позиции стоит положительно отнестись к созданной модели ВЦ как учреждения нового типа для несовершеннолетних осужденных. Концептуальная модель создания ВЦ предусматривает переход от отрядной формы работы к работе с группой несовершеннолетних. Формирование данных групп будет происходить в зависимости от социальной запущенности и криминальной направленности осужденного, его восприимчивости к социально- педагогическому воздействию; от уголовно-правовых и криминологических характеристик осужденных; на основе принципов совместного обучения, профессиональной подготовки. Осужденные в ночное и вечернее время будут содержаться в комнатах по 3-4 человека. Вместе с тем практика ВК показывает, что в связи с возросшей долей осужденных с психическими отклонениями ряд из них испытывают трудности совместного содержания. Решением данной проблемы могло бы быть размещение осужденных в ночное и вечернее время в отдельных запираемых комнатах, приспособленных для проживания, как это закреплено в Минимальных стандартных Правилах обращения с заключенными[3] и осуществляется в Германии. Также в данных условиях содержания несовершеннолетние будут лишены возможности организации групповых преступлений.

Вызывает озабоченность наличие в данном виде ИУ криминальной субкультуры. Персонал ряда ВК вынужден считаться с существующими неформальными нормами среди подростков. Многие сотрудники сами являются хранителями таких традиций, поскольку они способствуют сохранению стабильности в колонии. За счет создания ВЦ двух видов планируется обеспечение раздельного содержания несовершеннолетних осужденных, имеющих наибольшую степень криминальной зараженности от остальной части воспитанников. Центр с обычным наблюдением предназначен для отбывания наказания несовершеннолетними, которые впервые осуждены. В воспитательном центре с усиленным наблюдением будут отбывать наказание несовершеннолетние осужденные, которые ранее содержались в центрах с обычным наблюдением, а также несовершеннолетние, осужденные за совершение особо тяжких преступлений. Подобное разделение будет способствовать предотвращению распространения криминальной субкультуры среди осужденных.

Безопасность осужденных регулируется нормами уголовно- исполнительного законодательства. В первую очередь, осужденные имеют право на личную безопасность в соответствии с частью 1 статьи 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [4]. Безопасность несовершеннолетних осужденных, их защищенность от любых форм насилия со стороны других лиц зависят от состояния режима и дисциплины в исправительном учреждении. Так, одной из задач исправительных учреждений Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[5] определяет обеспечение безопасности осужденных, регламентируя порядок и основания применения физической силы, специальных средств и оружия (средств безопасности). Но, несмотря на достаточно строгую их регламентацию, в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы отмечены случаи нарушения законодательства при применении спецсредств и физической силы. Это свидетельствует о некомпетентности некоторых сотрудников уголовно-исполнительной системы. В этой связи в рамках проводимой реформы требуется особое внимание уделять высоким квалификационным и нравственным требованиям персонала исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных.

Характеристика современного состояния и некоторых факторов обеспечения личной безопасности несовершеннолетних осужденных, отбывающих лишение свободы, свидетельствует о серьёзных недостатках и упущениях, устранение которых планируется в рамках проводимой реформы. Рассмотренные на факторы, определяющие современное состояние и уровень личной безопасности несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях, подчеркивают их актуальность и предполагают теоретическое осмысление, правовое разрешение, научно- методическое обеспечение с целью повышения эффективности мер по достижению целей уголовно-исполнительного законодательства в отношении несовершеннолетних осужденных.

 

Библиографический список

 

1. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно- исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. № 43. 2010

2. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Официальный сайт ФСИН России.

3.Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными (Приняты в г. Женеве 30.08.1955) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М., 1990. – С. 290-311.

4. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

5. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ред. от 20.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)


 

Бибикова Юлия Руслановна – студент

ФГБОУ ВПО Оренбургского государственного университета

Научный руководитель – Ерохина Е.В., к.ю.н., доцент

г.Оренбург, Россия

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.01 с.)