Compare modern Russian certification sovestkoy (historical retrospective) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Compare modern Russian certification sovestkoy (historical retrospective)



Summary: In article deals with the comparison of Russian certification, white certification of times of the USSR. Given the legal definition to the term "certification". Is a basic list of requirements that she must meet.

Keywords: Certification. The USSR. The Russian Federation. Gosstandart.

 

В последние годы в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей. Это обусловлено тем, что Россия находится на этапе становления рыночной экономики, где не до конца выстроена система взаимоотношений между производителями, продавцами и потребителями.

Именно в этот период потребитель нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

Поэтому, одной из важнейших задач современной России является необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации, является Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (с последними изменениями и дополнениями от 05.05.2014 г.).

Так, в ст. 7 «Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)» данного закона закреплено, что «потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя»1).

Также отметим, что рассматриваемый закон установил обязательность сертификации безопасности потребительских товаров.

Немаловажно и значение норм Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 23.06.2014 г.).

Так, согласно данному закону, целью сертификации является «удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров»1).

По утверждению В.В. Богдан, «сертификация - это подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества»2)

В.В. Окрепилов под сертификацией подразумевает «процедуру получения сертификата»3)

Предшественницей современной российской сертификации в СССР была сертификация отечественной экспортируемой продукции и, отметим, что как утверждает Г.Д. Крылова, «первоначально сертификация в СССР проводилась в зарубежных центрах, и ее обязательность фактически устанавливалась законодательством зарубежных государств»4).

На наш взгляд, сертификацию, как одну из важнейших институтов современного российского государства и общества, необходимо рассматривать, используя исторический метод исследования вкупе с методом сравнения.

Под методом сравнения института сертификации мы понимаем сопоставление основных и значимых моментов эволюции сертификации в ретроспективе советских времен и современной российской государственности.

Так, кроме рассмотренных нами двух федеральных законов, не менее важным регулятором отношений по сертификации в России, является Постановление Госстандарта РФ «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» от 21 сентября 1994 г. № 15. (с последними изменениями и дополнениями от 11. 07.2002 г.)5).

В свою очередь, Советом министров СССР было принято Постановление «О порядке сертификации экспортируемой продукции машиностроения» от 18 сентября 1984 г. № 984.

Так, данным документом закреплено обязательство министерств и ведомств разработать и осуществить «мероприятия, обеспечивающие повышение технического уровня и стабильность технико-экономических показателей продукции машиностроения, подлежащей сертификации, с тем, чтобы довести ее качество до уровня лучших мировых образцов»1).

В аспекте ответственности за недоброкачественную продукцию отметим, что КоАП РФ в ст. 6.6 содержит ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, а Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об административной ответственности за нарушение правил по стандартизации и качеству продукции, выпуска в обращение и содержания средств измерений и пользования ими» закрепляет положения о санкциях за недоброкачественную продукцию. Отметим, что недоброкачественной продукции по утверждению М.А. Абдуллаева является продукция, качество которой не соответствует обязательным требованиям к ней и/или не соответствует качеству, заявленному в информации о товаре и нормативно-технической документации на него.

Продукция одного и того же назначения по своим потребительским свойствам может быть различного уровня качества, ориентированного на разные уровни платежеспособного спроса, а также разные потребности, вытекающие из спроса на рынке. При этом покупателю должна быть доступна полная информация о качестве товара для осознанного его выбора, а также, реальное качество товара должно полностью соответствовать качеству, заявленному в информации о товаре и в нормативной документации.

С точки зрения органа, призванного осуществлять деятельность по сертификации продукции, товаров, работ и услуг, 15 сентября 1925 г. впервые был создан общесоюзный орган в области стандартизации - Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Далее, отметим, что в 1991 г. на базе Российского республиканского управления Госстандарта СССР Указом Президента России образован Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Он стал правопреемником Госстандарта СССР на территории России.

В настоящее время в России действует Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Оно образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

Государственный надзор и контроль, являющийся важнейшей формой защиты потребителей, недостаточно у нас результативен. Имеет место дублирование деятельности контролирующих органов, практически отсутствует государственное финансирование, слабо защищены государственные контролеры.

Ф.Н. Фомин пишет, «Госстандарт России — практически единственный действительно межведомственный орган, обладающий необходимой технической базой, кадровым потенциалом и многолетним опытом работы в области нормирования и контроля качества продукции. Поэтому любые акты в этой области должны четко определять ведущую роль данного Комитета»2).

Отметим, что сравнивая сертификацию в историческом аспекте, мы находим множество точек соприкосновения, главным из которых является то, целью сертификации во все времена является: помощь потребителям в выборе наиболее качественного товара; защита потребителя от недобросовестного производителя; обеспечение безопасности продукции для здоровья человека и окружающей среды; гарантия безопасного производства продукции и его потребления.

Японский специалист К. Исикава писал, что безнравственно говорить о повышении цены при повышении качества продукции, так как повышение качества связано со стабилизацией производства, уменьшением дефектности, уменьшением издержек, а следовательно, с уменьшением себестоимости и цены.

Итак, сертификация является очень сложным, многогранным явлением, которое необходимо рассматривать в исторической ретроспективе вкупе с законодательным аспектом регулирования возникающих отношений.

Наша позиция сводится к тому, что защита потребительского рынка должна предусматривать комплекс сбалансированных мер, реализуемых на всем пути движения товара от изготовителя к потребителю. Государственный механизм, позволяющий предотвратить появление на рынке опасной и фальсифицированной продукции должен представлять собой единую систему действий, где каждое звено не может рассматриваться изолированно от других. Введению новых или исключению действующих форм регулирования должен предшествовать анализ всей цепочки, исходя из достижения конечной цели. Главный критерий здесь - это безопасность потребителя и минимальные затраты производителя.

 

Библиографический список

 

1) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с комментариями Конституционного Суда РФ: учебник. М.: Инфра, 2003.-C.126.– ISBN 9331-223-31-0.

2) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300 -1 «О защите прав потребителей» (последняя редакция от 5 мая 2014 г.)». - М.: Консультант.Плюс: справочная правовая система, 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О технической регламентации» (последняя редакция от 23 июня 2014 г.)». - М.: Консультант.Плюс: справочная правовая система, 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4) Российская Федерация. Подзаконные акты. Постановление Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 г. № 15 - «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» (последняя редакция от 11 июля 2002 г.)». - М.: Консультант.Плюс: справочная правовая система, 2014. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5) Богдан, В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуги: учебник/В.В. Богдан/ М.:Юрист. 2010 - С.17. – ISBN 5430-300-20-7.

6) Окрепилов, В.В. Управление качеством: учебник/В.В. Окрепилов/ М.:Экономика. 2011 - С.434. – ISBN 4433-344-20-5.

7) Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник/Г.Д. Крылова/ М.:ЮНИТИ. 2012 - С.230. – ISBN 9043-233-12-5.

8) Фомин, В.Н. Сертификация продукции: принципы и их реализация: учебник/В.Н. Фомин/ М.:Центр. 2012 - С.155. – ISBN 8744-155-87-2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.011 с.)