Pension benefits for athletes and coaches. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Pension benefits for athletes and coaches.



 

Summary:

The current pension system of athletes and coaches in Russia is analyzed in the article; given the arguments about the unreasonableness exception of coaches of children’s sports schools from among persons who are entitled to early retirement benefits; proposed introduction of early retirement for professional athletes, subject to payment by the employer additional insurance contributions considered special assessment of working conditions.

Keywords:

social security law, pension benefits for athletes and coaches.

 

Спорт. Годы тренировок. Победы и поражения. Награды и травмы. Общественное признание и заслуги перед страной. Выход на пенсию? Когда?

В настоящее время каких-либо особенностей в пенсионном обеспечении тренеров и профессиональных спортсменов Российская пенсионная система не устанавливает. Тренеры детских спортивных школ лишились права на досрочное пенсионное обеспечение. В то время, как профессиональные спортсмены вовсе такого права не имели, а в результате пенсионных реформ не приобрели. Однако, спортсмены с введением в Трудовой кодекс главы 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров» стали работниками и субъектами трудовых отношений.[1]

Ранее, в соответствии с Законом РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, устанавливалась пенсия по выслуге лет при наличии выслуги не менее 25 лет.[2] К таким должностям относилась должность тренера-преподавателя детских спортивных школ.[3]

Позже с вступлением в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[4], заменившего пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников, в том числе педагогическим, на досрочную пенсию по старости, а так же с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”»[5] тренеры детских спортивных школ утратили право на досрочное назначение пенсии.

При этом лица, работающие на должностях руководителей физического воспитания в общеобразовательной школе, право на досрочную пенсию сохранили. Контингент учащихся (дети до 18 лет) и режим рабочего времени для учителей общеобразовательных школ и педагогов (тренеров) дополнительного образования одинаков. [6] Ответственность же за спортивные результаты детей, обучающихся в специализированных спортивных школах, у тренеров значительно выше.

Верховный Суд РФ признал связь права на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, с работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Но несмотря на это, обращения в суд граждан, которые усмотрели в данных новшествах ущемление своих прав, не привели к положительным результатам. При этом различия в характере работы и функциональных обязанностях тоже учитываются.[7] И стоит отметить, что указанные особенности и требования характерны для тренеров детских спортивных школ, точно так же как и для работников общеобразовательных учреждений. В последующем Верховный Суд указал, что определение категорий граждан, деятельность которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности из-за длительного воздействия на организм человека различного рода неблагоприятных факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также в связи с тем, что их деятельность имеет особую значимость и ценность для государства и общества в целом, отнесено законом к компетенции Правительства РФ.[8] Отсюда вывод, что работа тренеров детских спортивных школ не имеет педагогической специфики и никакой ценности и значимости для государства и общества не несет. Таким образом, по мнению Правительства РФ, данные работники лишены права на досрочную пенсию законно.

Далее последовало реформирование пенсионного законодательства, однако и оно не изменилось в положительную сторону. Так, вступивший в силу с 1 января 2014 г. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[9] и принятое в целях реализации ст. 30 и 31 данного Закона постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»[10], подтвердили положения, установленные ранее Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ № 781, ущемляющие право тренеров детских спортивных школ, по сравнению с учителями общеобразовательных школ, на досрочное пенсионное обеспечение.

А вот в сфере пенсионного обеспечения спортсменов ситуация еще более неоднозначна. Профессиональная деятельность спортсменов по специфике своей является краткосрочной, поскольку зачастую характеризуется большими нагрузками. Очевидно, что заниматься многими видами спорта до достижения общеустановленного пенсионного возраста просто невозможно. Как уже было отмечено ранее, спортсменам не предоставлялись льготы по выходу на пенсию. При этом в советском союзе данная ситуация объяснялась достаточно просто: спорт не является профессиональной деятельностью. В принципе все спортсмены того времени были любителями, поскольку занимались в спортивных клубах, которые были подчинены определенным ведомствам и организациям. И поэтому пенсию зарабатывали по общим основаниям этих ведомств и организаций. Следовательно, речи об особенностях пенсионного обеспечения определенных работников быть и не могло. Однако льготы имелись, но не потому что спортсмен осуществлял профессиональную деятельность, а скорее за заслуги перед СССР. По мнению О. А. Шевченко, профессиональный спорт — явление достаточно молодое даже в мировом масштабе, а в России о его легальном закреплении можно говорить только с момента принятия Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[11], но и данный Закон не дает определения термина «профессиональный спортсмен», выделяя категории «спортсмен» и «спортсмен высокого класса», не позволяя однозначно отнести лицо к тем, для кого спорт – это работа, а для кого таковой не является.[12]

Расширение перечня категорий работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, в условиях непростой экономической ситуации и постоянных указаний на недостаточность средств Пенсионного фонда РФ представлялось нереальным. Профильные ведомства обращали внимание на то, что сначала ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а впоследствии ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не устанавливают право на досрочное назначение трудовой/страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, а лишь сохраняют такое право за определенными категориями граждан, имевшими его до пенсионной реформы 2002 года, в том числе за лицами, имевшими право на пенсию за выслугу лет. Так как спортсмены такого права не имели ранее, то и принятие указанных законов данное право не закрепило.

Между тем Федеральный закон «О страховых пенсиях» помимо общих условий возникновения права на страховую пенсию по старости (возраст, стаж, наличие установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента) одним из условий возникновения права на досрочную пенсию по старости устанавливает обязательность начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам[13], которые применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Предполагается, что досрочные страховые пенсии по старости будут выплачиваться за счет именно этих дополнительных страховых взносов. Условия труда большинства категорий спортсменов можно отнести к вредным и/или опасным, предусматривающим «профессиональное» пенсионное страхование, и с этим условием включить их в список работников, имеющих право на досрочные пенсии. Дифференциацию по возрасту выхода на пенсию и продолжительности специального страхового стажа можно провести аналогично лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и постановление Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 № 447 «Об утверждении списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет»).

Следует отметить, что в Российской Федерации существует материальная поддержка граждан, имеющих особые заслуги. Представляет она собой не пенсии, а дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, устанавливаемое к пенсиям, и предоставляется более узкому кругу лиц. Федеральный закон от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»18 предусматривает выплату за счет средств федерального бюджета дополнительного ежемесячного материального обеспечения чемпионам Олимпийских и Параолимпийских игр. Размер дополнительного материального обеспечения составляет 250 % размера социальной пенсии на день установления дополнительного материального обеспечения (на 1 января 2015 г. составляет 4 323,74 руб.). Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии, но не производится в период выполнения оплачиваемой работы. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается также гражданам, имеющим определенные звания и государственные награды. Так, главному тренеру сборной России по синхронному плаванию в 2014 г. было присвоено звание Героя Труда Российской Федерации, которое также дает право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, как и орден «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степеней, которым неоднократно награждались спортсмены и тренеры после успешного выступления на Олимпийских играх.

Однако указанные доплаты не заменят полноценного профессионального пенсионного обеспечения ни для спортсменов, которым, несмотря на десятилетия подготовки и достижение высоких спортивных результатов, не удалось стать чемпионами Олимпийских игр, ни для тренеров детских спортивных школ, которые, к сожалению, не удостаиваются высоких государственных наград.

 

Библиографический список

 

1. СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3

2. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351 (утратила силу).

3. Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (утратило силу) // СЗ РФ. 1999. № 40. Ст. 4857.

4. СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400- ФЗ данный документ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону\

5. СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4393.

6. Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 32.

7. Решение Верховного Суда РФ от 06.04.2006 № ГКПИ06-282 // Бюллетень ВС РФ. 2007. № 8.

8. Решение Верховного Суда РФ от 04.08.2008 №ГКПИ08-1468 // Текст официально опубликован не был.

9. СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6965.

10. СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. II). Ст. 4306

11. СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

12. Подробнее: Шевченко О. А. Особенности регулирования труда в сфере профессионального спорта / Международная ассоциация спортивного права (IASL), Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2013. С. 23—27.

13. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Ст. 58.3 // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3738.

 


Гагал Екатерина Александровна – студентка

ФГБОУ ВПО Оренбургского государственного университета

Научный руководитель – Рузаева Е.М., к.п.н., доцент

г.Оренбург, Россия

 

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ТРАНСФЕРНОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ ФУТБОЛЬНЫМИ КЛУБАМИ В РФ

 

Аннотация: В статье анализируется предмет трансферного договора между футбольными клубами в контексте правовой системы Российской Федерации. Анализ действующего гражданского и трудового законодательства РФ определяет специальный источник правового регулирования для трансферных договоров между футбольными клубами.

Ключевые слова: Спортивное право, трансферный договор между футбольными клубами, предмет транферного договора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.019 с.)