Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление законодательства Республики Беларусь о растительном миреСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Необходимость правового регулирования использования и охраны всего растительного мира в его видовом разнообразии не вызывает сомнений. Однако, если правовые основы охраны и использования лесов были заложены уже в первые годы советской власти[318], то отношения по охране растительного мира вне лесов на протяжении всего советского периода подвергались правовому регулированию лишь частично. В частности, в законодательстве закреплялись нормы об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений[319], лекарственных растений и растений, представляющих научную ценность, в т.ч. путем создания заповедников, заказников, памятников природы[320]. Впервые общие положения об охране и использовании дикорастущих растений, произрастающих вне лесов, нашли отражение в республиканских законах об охране природы, принятых в 60-е годы. Так, в ст. 1 Закона БССР от 21 декабря 1961 г. «Об охране природы в Белорусской ССР»[321] в качестве объекта, подлежащего государственной охране и регулированию использования назывались «леса и иной полезный растительный покров земли». В то же время, как природный объект упоминались и «пригородные зеленые зоны, парки, зеленые насаждения в населенных пунктах и при дорогах». В Законе, таким образом, не только не был решен вопрос о составе растительного мира, но даже не употреблялся такой термин. Кроме того, Закон содержал лишь общие нормы об охране нелесной дикорастущей растительности и не предусматривал механизмов их реализации. Начиная с Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, в законодательстве устанавливалось, что в государственный лесной фонд не входит древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения (ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 г.[322], ст. 5 Лесного кодекса БССР 1979 г.[323]; ст. 5 Лесного кодекса Республики Беларусь 2000 г.[324]. Тем не менее, в лесном законодательстве советского периода и законодательстве Республики Беларусь, действовавшем до принятия Закона «О растительном мире» от 14 июня 2003 г.[325], содержалась норма, устанавливающая, что лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении полезащитных лесных полос либо иной защитной или озеленительной древесно-кустарниковой растительности, не входящей в состав государственного лесного фонда, несут ответственность, установленную нормативными правовыми актами Республики Беларусь за уничтожение или повреждение особо охраняемых лесов первой группы (ст. 50 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 г., ст. 126 Лесного кодекса БССР 1979 г., ст. 99 Лесного кодекса Республики Беларусь 2000 г.). Несмотря на то, что нелесная древесно-кустарниковая растительность не относится к объектам лесных правоотношений, указанные нормы, несомненно, имели практическое значение, поскольку были направлены на устранение пробела в законодательстве[326]. С вступлением в силу Закона «О растительном мире» приведенная норма утратила свою актуальность, в связи с чем была исключена из Лесного кодекса Республики Беларусь[327]. Однако следует отметить, что и в настоящее время в случаях, предусмотренных законодательством, к отношениям по охране и использованию растительного мира вне лесов применяется лесное законодательство (например, согласно ст. 37 Закона «О растительном мире» удаление, в том числе вырубка, древесных или кустарниковых объектов растительного мира, расположенных на землях любых категорий, за исключением земель населенных пунктов, осуществляется в порядке, установленном лесным законодательством). Некоторые нормы об охране водных растений включались и в водное законодательство. Например, согласно Водному кодексу Республики Беларусь[328] на рыбохозяйственных водных объектах должны дополнительно предусматриваться мероприятия по охране околоводных животных и растений (ст. 16); добыча водных растений производятся по согласованию с территориальными органами Минприроды, а в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения – по согласованию с органами государственного санитарного надзора, а также местными исполнительными и распорядительными органами (ст. 18). Для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира на землях, прилегающих к руслам водотоков или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны, в которых запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности[329]. На необходимость разработки Закона «О растительном мире» неоднократно указывалось в юридической литературе[330]. При этом высказывалось предложение об ограничении сферы его действия регулированием охраны и использования «внелесной естественной растительности»[331] либо предлагалось включить, помимо этого, в сферу регулирования названного Закона отношения по охране и использованию растений, занесенных в Красную книгу, некоторых видов лекарственных растений[332]. Принятие Закона «О растительном мире» явилось важным этапом в развитии экологического законодательства Республики Беларусь. Аналогичные законы приняты лишь в некоторых государствах СНГ и субъектах Российской Федерации[333]. Определение сферы действия законодательства о растительном мире напрямую зависит трактовки растительного мира как объекта экологических правоотношений. В широком смысле, юридическое понятие «растительный мир» включает совокупность всех диких растений, в том числе, лесную растительность[334]. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в редакции от 26 ноября 1992 г.[335] называл в качестве природного объекта, подлежащего охране, «растительный мир в его видовом разнообразии во всех сферах обитания и произрастания», из чего следовало, что леса включались в состав растительного мира как природного объекта. Аналогичный подход прослеживался и в ином экологическом законодательстве республики (например, п. 15 Положения о государственном контроле в области охраны окружающей среды, осуществляемом Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды[336]), а также в юридической литературе[337]. В то же время, Закон «Об охране окружающей среды» в редакции от 17 июня 2002 г.[338] не дает возможности сделать столь однозначный вывод о включении лесов в состав растительного мира, поскольку, в соответствии со ст. 5, лес рассматривается наряду с растительным миром как объект отношений в области охраны окружающей среды. Действительно, между лесами и совокупностью иных диких растений с юридической точки зрения имеются существенные различия, что делает вполне правомерным использование и узкого определения растительного мира, включающего с этой точки зрения дикие растения, произрастающие вне лесов. Выполняемые лесами и дикими растениями, произрастающими вне лесов, функции, степень участия человека в их создании и жизнедеятельности, цели и, следовательно, порядок их использования настолько различны, что названные различия позволяют говорить о необходимости регулирования отношений по охране и использованию данных объектов различными отраслями законодательства. В то же время следует согласиться с тем, что необходима гармонизация и, в определенной степени, интеграция нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения и отношения в области охраны и использования растительного мира вне лесов[339]. В Законе Республики Беларусь «О растительном мире» нашло отражение как узкое, так и широкое понимание растительного мира, что представляется вполне обоснованным. Так, в ст. 2 установлено, что отношения по поводу охраны, использования и воспроизводства объектов растительного мира, расположенных в границах лесного фонда, регулируются лесным законодательством, а также в предусмотренных случаях – Законом «О растительном мире». Ряд норм названного Закона, в частности, касающиеся охраны объектов растительного мира и среды их произрастания, регулирования распространения и численности растений, применяются к объектам растительного мира, произрастающим на землях всех категорий, в т.ч. лесного фонда (ст.ст.18‑24, 26‑29, 42). Тем не менее, значительная часть норм Закона распространяется лишь на дикорастущие растения, расположенные за пределами лесного фонда. Следует также отметить, что в ст. 44 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» в качестве вида пользования объектами растительного мира называется «сбор, заготовка или закупка дикорастущих растений … и (или) их частей». Однако, в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 ноября 1998 г. № 1679 «О мерах по усилению контроля за промысловой заготовкой, закупками и реализацией дикорастущей продукции и упорядочению этих видов деятельности»[342], под промысловой заготовкой (закупкой) дикорастущей продукции понимается приобретение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями у населения дикорастущих растений (их частей), ягод, грибов в установленных объемах в целях промышленной переработки или реализации. Иными словами, это деятельность, не связанная с фактическим сбором объектов растительного мира; приобретение же растительной продукции не может рассматриваться как вид пользования объектами растительного мира. Указанная норма Закона, таким образом, противоречит традиционному пониманию природного объекта и природопользования в науке экологического права, что вызывает необходимость ее уточнения. В преамбуле установлено, что Закон Республики Беларусь «О растительном мире» определяет правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, содержания, пользования и удаления объектов растительного мира, а также озеленения, охраны среды произрастания объектов растительного мира, повышения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций в целях обеспечения благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды. В то же время, ст. 18 предусматривает, что охране подлежат объекты растительного мира, расположенные на любых земельных участках и в водных объектах, «за исключением тех, в границах которых разрешено удаление объектов растительного мира». Причем, как отмечалось выше, глава 4 Закона, посвященная охране объектов растительного мира, в которую входят и приведенные статьи, распространяется на объекты растительного мира, расположенные на землях всех категорий, в т.ч. в границах лесного фонда, в связи с чем особенно важна согласованность соответствующих норм Закона «О растительном мире» и лесного законодательства. В соответствии со ст. 1 Закона, под удалением объектов растительного мира понимается не связанное с пользованием изъятие объекта растительного мира на законном основании законным способом. Отметим, что лесное законодательство Республики Беларусь не дает примеров предусмотренного Законом «О растительном мире» не связанного с пользованием изъятия объектов растительного мира, поскольку даже деятельность юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, направленная на выполнение возложенных на них задач по воспроизводству, улучшению породного состава и качества лесов, повышению их продуктивности, охране и защите лесов, рассматривается как лесопользование, если связана с извлечением лесных ресурсов. Ст. 37 указанного Закона устанавливает, что удаление объектов растительного мира допускается, например, когда «производятся размещение или реконструкция зданий, сооружений и иных объектов» (в аналогичных случаях согласно ст. 54 ЛК могут проводиться прочие рубки), «необходимо проведение рубок реконструкции, сплошных или выборочных санитарных рубок в соответствии с утвержденным в установленном законодательством Республики Беларусь порядке проектом или актом обследования». При этом предусматривается, что «удаление, в том числе вырубка, древесных или кустарниковых объектов растительного мира, расположенных на землях любых категорий, за исключением земель населенных пунктов, осуществляется в порядке, установленном лесным законодательством … и законодательством … о растительном мире».Таким образом, Закон Республики Беларусь «О растительном мире» нечетко определил понятие растительного мира и непоследовательно решил вопрос о соотношении лесного законодательства и законодательства о растительном мире, поскольку объектом экологических правоотношений признаются растения, изъятые из среды произрастания, а с другой стороны – на объекты растительного, мира, расположенные на участках, где разрешено их удаление, не распространяются нормы об охране растительного мира; кроме того, Закон распространяет нормы об охране растительного мира и на леса, однако фактически исключает из сферы их действия достаточно обширный круг лесных правоотношений. Ст. 2 Закона «О растительном мире» определила систему законодательства о растительном мире. Согласно части 1 названной статьи «законодательство Республики Беларусь о растительном мире основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области обращения с объектами растительного мира». Кроме того, в ст. 2 устанавливаются особые правила о системе законодательства, регулирующего отношения в области обращения с объектами растительного мира, входящими в лесной фонд, относящимися к живым измененным организмам, являющимися компонентами среды обитания объектов животного мира; отношения в области защиты дикорастущих растений, озеленения; отношения в области охраны окружающей среды, охраны и использования земель, недр, вод, атмосферного воздуха, животного мира как компонентов среды произрастания объектов растительного мира; отношения в области обращения с изъятыми дикорастущими растениями и (или) их частями. Следует отметить, что в науке экологического права в качестве головного или базового закона, устанавливающего общие принципы и подходы в регулировании экологических правоотношений, рассматривается закон «Об охране окружающей среды», который имеет комплексный характер и охватывает весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу окружающей среды[343]. Ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в редакции от 17 июля 2002 г. предусматривает, что правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено земельным, водным, лесным законодательством Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь о недрах, растительном мире, животном мире и иным законодательством Республики Беларусь. К сожалению, в данной норме не находит последовательного закрепления сложившееся в теории и на практике значение Закона «Об охране окружающей среды» как головного, поскольку само его содержание обусловливается содержанием природоресурсного законодательства[344]. Тем не менее очевидно, что Закон «Об охране окружающей среды» должен применяться и при регулировании отраслевых природоресурсных отношений, в т.ч. и отношений по охране и использованию растительного мира. В то же время, в ст. 2 Закона «О растительном мире» в системе законодательства о растительном мире вообще не упоминается Закон «Об охране окружающей среды» и законодательство об охране окружающей среды в целом, за исключением ч. 7 – при регулировании отношений в области охраны окружающей среды, охраны и использования земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, животного мира как компонентов среды произрастания объектов растительного мира. Таким образом, складывается представление, что отношения по обращению с растительным миром разграничены на две группы: в которых растительный мир рассматривается во взаимосвязи с другими компонентами природной среды (в этом случае применяется законодательства об охране окружающей среды и отраслевое природоресурсное законодательство) и иные отношения, регулируемые законодательством о растительном мире, жилищно-коммунальном хозяйстве, об архитектурной и градостроительной деятельности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и т.п. Такое положение не соответствует принципу комплексного подхода к рациональному природопользованию, охране природных ресурсов и окружающей среды с учетом естественных взаимосвязей. Нормы, определяющие систему законодательства о растительном мире, с учетом сказанного, представляются некорректными и не соответствующими в полной мере науке экологического права и законодательству, что вызывает необходимость их изменения и уточнения. В заключение отметим, что принятие Закона Республики Беларусь «О растительном мире» соответствует потребностям правового регулирования охраны и использования всех компонентов природной среды и окружающей среды в целом. Названный Закон предусматривает необходимость разработки целого ряда нормативных правовых актов, направленных на реализацию его норм, часть из которых уже принята[345]. В то же время формирование качественной, последовательной системы законодательства о растительном мире возможно лишь при условии устранения противоречий в самом Законе.
Статья опубликована: Шахрай, И.С. Становление законодательства Республики Беларусь о растительном мире / И.С.Шахрай // Экологическое право (РФ). – 2005. – № 5. – С. 29-33.
И.С. Шахрай
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.136 (0.011 с.) |