Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проект общей части модельного экологического кодекса для государств-участников СНГ и концептуальные основы кодификации экологического законодательства Республики БеларусьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Аннотация. В статье рассматривается практика разработки и принятия в рамках Содружества Независимых Государств модельных законодательных актов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, делается вывод об их значении для унификации законодательств государств Содружества. На основе изучения проекта Общей части модельного Экологического кодекса для государств-участников СНГ и Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь проводится научный анализ норм, развивающих положения экологического законодательства стран СНГ. Автором исследуются такие ключевые проблемы, как система и структура экологического законодательства, место отдельных нормативных правовых актов в этой системе. Формулируются предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Проблемы охраны окружающей среды имеют глобальный характер. Состояние и качество таких объектов правовой охраны природной среды, как биосфера в целом, озоновый слой, атмосферный воздух, генофонд растительного и животного мира, микроорганизмов оказывают непосредственное влияние на качество жизни людей далеко за пределами государств, на территориях которых на эти объекты оказывается экологически значимое воздействие. Поэтому государства осознают необходимость сотрудничества в выработке научно обоснованных допустимых пределов воздействия на окружающую среду, согласованных подходов к решению вопросов обеспечения безопасного природопользования и экологических проблем. Как отмечает Е.А. Высторобец, современные международные отношения испытывают все нарастающее влияние международного права окружающей среды и внутреннего экологического права государств [1]. Высокая эффективность сотрудничества в соответствующей сфере отношений возможна в рамках различных межгосударственных объединений. В их учредительных документах в качестве элемента совместной компетенции, как правило, предусматривается решение вопросов природопользования и охраны окружающей среды. Согласно статье 7 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности относится к сфере совместной деятельности, реализуемой государствами – участниками СНГ на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества [2]. Одним из действенных способов реализации поставленных задач является принятие Межпарламентской Ассамблеей государств (МПА) – участников Содружества Независимых Государств модельных законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи в области охраны окружающей среды и рационального природопользования [3]. Модельные законодательные акты МПА СНГ имеют рекомендательный характер. В частности, значимость целей и задач Содружества находит свое отражение в установленной процедуре рассмотрения национальных проектов законов, разработанных на основе модельных законодательных актов, принятых Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств. Такие законопроекты, согласно регламентам палат Парламента, подлежат первоочередному рассмотрению [4]. Одним из актуальных и перспективных направлений модельного законотворчества является обеспечение совершенствования и унификации экологического законодательства стран-участниц СНГ, прогрессивной регламентации системы природоохранных отношений и режимов природопользования, реализации механизма перехода на международные экологические стандарты, в том числе стандарты качества производимой продукции. Причем, как отмечает Е.В Шестакова, в рамках СНГ правовое обеспечение осуществления объединенных усилий в противодействии новым вызовам и угрозам, в том числе в сфере экологической безопасности, на сегодня наиболее востребовано [5]. Подтверждением этой мысли является значительное число – около 20 – принятых модельных законодательных актов Содружества, предметом правового регулирования которых являются отношения в сфере охраны окружающей среды. Среди них важное место занимают систематизированные законодательные акты рекомендательного характера, принятые МПА СНГ с целью сближения правового регулирования однородных сфер общественных отношений в государствах Содружества. К таким актам относятся модельные Кодекс о недрах и недропользовании [6], Лесной кодекс [7], Земельный кодекс для государств - участников СНГ [8]. Кроме того, с целью сближения правового регулирования конкретных видов (групп) общественных отношений по охране окружающей среды и решению экологически значимых проблем в государствах Содружества принят ряд модельных законов, в частности, «Об экологической безопасности» [9], «Об экологическом страховании» [10], «О доступе к экологической информации» [11] и другие. В целях совершенствования сотрудничества государств – участников МПА СНГ по сближению и гармонизации национального законодательства, последовательной реализации межгосударственных программ сотрудничества на 2005–2008 годы, законодательных инициатив парламентских делегаций и предложений постоянных комиссий МПА СНГ, упорядочения и совершенствования процесса модельного законотворчества, а также повышения качества модельных законодательных актов и рекомендаций Постановлением МПА СНГ от 14 апреля 2005 г. № 25-8 утвержден Перспективный план модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружестве Независимых Государств на 2005–2010 годы [12]. План предусматривает разработку проектов таких модельных актов в сфере аграрной политики, экологии и природопользования, как Водный кодекс для государств – участников СНГ (2006 г.), «О социальной защите граждан, пострадавших от радиоактивного загрязнения и ядерных испытаний», (2006 г.), «Об упаковках и упаковочных отходах» (2008 г.), «О предотвращении и комплексном контроле загрязнений» (2008 г.), «Об отходах производства и потребления (новая редакция)» (2007 г.), «О биологической безопасности» (2006 г.). В настоящее время на согласование в национальные парламенты направлен проект Общей части модельного Экологического кодекса для государств-участников СНГ, принятие которого запланировано на 2007 г. Значительное количество нормативного материала, регулирующего широкую группу отношений в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, организационные и научно-методические предпосылки явились основанием его систематизации и кодификации. Аналогичный процесс совершенствования системы законодательства, регулирующего экологически значимые отношения, происходит и в Республике Беларусь. Постановлением Совета Министров от 16 декабря 2005 г. № 1460 утверждена Концепция проекта Экологического кодекса Республики Беларусь. Как определено в Концепции, главная цель подготовки проекта – систематизация в виде кодификации актов законодательства в области охраны окружающей среды, направленная на создание эффективного правового механизма обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду [13]. Сопоставление указанных концептуальных положений с нормами проекта Общей части модельного Экологического кодекса является одним из шагов по выработке оптимальных направлений систематизации и совершенствования законодательства Республики Беларусь. При этом основными для рассмотрения являются такие аспекты, как гармонизация национального экологического законодательства с законодательствами государств – участников СНГ, обеспечение интеграционного развития СНГ, осуществление согласованной законодательной деятельности государств – участников СНГ в экологической сфере, характеризующейся наличием общих интересов, соответствие законодательства Республики Беларусь международным договорам, заключенным в рамках Содружества, и иными международными договорами, участие в которых Республики Беларусь является желательным для достижения общих экологически значимых целей Содружества. Предмет правового регулирования проекта Общей части модельного Экологического кодекса СНГ определен в его преамбуле как «правовые отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности». Можно отметить некоторую редакционную неточность формулировки. Вместе с тем, предмет правового регулирования определен более широко, чем это указано в Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь, согласно которой «к предмету правового регулирования проекта Кодекса следует относить общественные отношения, возникающие в связи с охраной окружающей среды, отдельных природных комплексов и объектов либо составляющих их компонентов природной среды, между государственными органами, осуществляющими государственное управление в этой области, и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование природными ресурсами и оказывающими воздействие на окружающую среду, а также гражданами». Таким образом, не предусматривается включение в предмет правового регулирования белорусского Экологического кодекса отношений в области природопользования и обеспечения экологической безопасности. Изложенный в Концепции подход включения в Экологический кодекс преимущественно норм об охране окружающей среды ставит под сомнение вопрос о правомерности наименования данного нормативного правового акта. Экологические отношения, как известно, выходят за рамки отношений по охране окружающей среды. Кроме того, из Концепции вытекает, что общие положения об экологической безопасности выходят за рамки Экологического кодекса. Но некоторые вопросы, хотя и общие для определенного вида хозяйственной деятельности, но частные для регулирования экологической безопасности как сферы общественных отношений, предлагается включить в проект Экологического кодекса. В частности, ввиду имеется глава «Основные требования экологической безопасности», которая будет содержать положения, указанные в статьях 19-41 проекта. Отметим, что в проекте Общей части модельного Экологического кодекса соответствующие нормы включены в Главу «Требования в экологической сфере при осуществлении хозяйственной и иной деятельности». Такое наименование, хоть и нуждается в редакционном уточнении в части использования термина «требования в экологической сфере», но является более корректным применительно к обозначенному предмету правового регулирования указанного проекта. Структурно проект Общей части модельного Экологического кодекса включает в себя преамбулу и Раздел I «Общие положения», состоящий из 58 статей, разделенных на 12 глав. Проект Экологического кодекса Республики Беларусь основан на выделении 20 глав, 13 из которых в целом корреспондируют структуре и содержанию проекта Общей части модельного Экологического кодекса. Так, Глава «Общие положения» проекта Экологического кодекса Республики Беларусь согласно Концепции, будет включать в себя в основном те же положения, которые регламентируются главами «Основные понятия в экологической сфере» и «Экологическое законодательство государства» проекта Общей части модельного Экологического кодекса. Среди них – определения терминов и понятий, отграничение сферы применения законодательства об охране окружающей среды, установление юридической силы Экологического кодекса и соотношения его норм с нормами других отраслей законодательства. В проектах предлагается также закрепить основные принципы охраны окружающей среды, определить круг объектов и субъектов экологических отношений, основные направления государственной политики в соответствующей области. Дополнительно к вышеперечисленным проект Общей части модельного Экологического кодекса также включает в себя определение структуры экологического законодательства, его действия во времени и пространстве, целей правового регулирования экологических отношений, а также положения о соотношении экологического законодательства и норм международного права». Отметим, что правовые основы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права Концепцией Экологического кодекса Республики Беларусь предлагается урегулировать в отдельной Главе «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды». В настоящее время в действующем Законе «Об охране окружающей среды» также имеется соответствующая глава, которая состоит из двух статей. Такой объем правового регулирования соответствует требованиям, предусмотренным п. 66 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов [15]. С учетом необходимости усиления международно-правового сотрудничества в экологической сфере и отражения его результатов в экологическом законодательстве Республики Беларусь, выделение в отдельную главу рассматриваемых вопросов представляется целесообразным. Глава 1 Общей части модельного Экологического кодекса «Основные понятия в экологической сфере» содержит подробный понятийный аппарат (девять десятков определений различных терминов). Сопоставление этих определений с терминологическим аппаратам модельных законов СНГ, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей среды, показывает, что некоторые из них (например, «обязательное экологическое страхование», «окружающая среда», «компоненты природной среды», «антропогенный объект», «природно-антропогенный объект», «природные ресурсы», «использование природных ресурсов», «качество окружающей среды», «экологический аудит» и другие) основаны на определениях, содержащихся в ранее принятых МПА СНГ модельных законах, имеющих соответствующий предмет правового регулирования, в частности, законах «Об экологической безопасности», «Об экологическом страховании» и других. Отдельные определения, хотя и закрепленные в модельных законах, в проекте Общей части модельного Экологического кодекса имеют более точную трактовку («аварийное загрязнение окружающей природной среды», «благоприятная окружающая среда», «экологическая политика», «негативное воздействие на окружающую среду», «охрана окружающей среды»). Также использован подход, когда в указанный проект перенесено одно из определений основополагающих терминов, имеющих различные трактовки в разных модельных законодательных актах («экологическая безопасность», «экологический риск»). Ряд, на наш взгляд, важнейших для регулирования экологических отношений терминов, имеющих определения в модельных законодательных актах, в проекте Общей части модельного Экологического кодекса не используются («природная среда», «природный объект», «природный комплекс», «естественная экологическая система», «экологический мониторинг», «мониторинг окружающей среды»). Положения, посвященные определению основных понятий, предполагается включить и в Главу 1 «Общие положения» Экологического кодекса Республики Беларусь. Это соответствует законодательным требованиям к содержанию общей части кодифицированного нормативного правового акта [16]. Анализ Главы 1 проекта Общей части Экологического кодекса СНГ приводит к следующим выводам. При разработке понятийного аппарата Экологического кодекса Республики Беларусь возможно использование определений терминов, которые содержатся в национальных законодательных актах, подлежащих кодификации. При этом необходимо будет решить задачу выделения наиболее важных, системообразующих правовых определений, обеспечения их соответствия достижениям эколого-правовой науки, международным нормам, а также выводам, сделанным на основе мониторинга экологического законодательства. Следует отметить, что характерным для системы законодательства Республики Беларусь является деление кодифицированных нормативных правовых актов Республики Беларусь на общую и особенную части. Так, 8 из 23 действующих национальных кодексов включают Раздел «Общая часть», где объединены все общие и исходные нормативные положения. Нормы 9 кодексов, в том числе Кодекс о земле, Водный кодекс, содержат раздел «Общие положения», которые структурно и качественно также соответствуют разделу «Общая часть», объединяя в себе большинство институтов соответствующей отрасли права, регулирующих общие вопросы, составляющие предмет правового регулирования отрасли права. Лишь только 5 кодексов, принятых преимущественно до 2000 г., среди них Лесной кодекс (2000 г.) и Кодекс о недрах (1997 г.), включают главу «Общие положения», где помещены лишь отдельные нормативные положения, не охватывающие все основополагающие для данного предмета правового регулирования нормы. Анализ утвержденной структуры проекта Экологического кодекса Республики Беларусь показывает, что ряд концептуальных вопросов, которые также могут быть отнесены к общим положениям (государственное управление в данной сфере отношений, права и обязанности субъектов экологических отношений, ответственность за нарушение экологического законодательства и другие), будут урегулированы в иных главах кодекса, представленных как его равноправные структурные элементы. Кроме того, очевидно, что подготовка Экологического кодекса потребует изменений и дополнений значительного числа нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления хозяйственной и иных видов экологически значимой деятельности. Изложенное приводит к выводу, что логически оправданным является разграничение положений проекта на Общую и Особенную части. Такой подход делает возможным раздельную подготовку и принятие Парламентом Общей и Особенной частей, а также обеспечит возможность своевременного внесения изменений в другие законодательные акты. При этом согласно части второй статьи 29 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», общая часть кодифицированного нормативного правового акта должна также содержать фундаментальные положения (принципы, основные институты), специализированные нормативные положения (презумпции, преюдиции), иные исходные нормативные положения, которые характеризуются высокой степенью обобщенности, стабильности и закладывают правовую основу использования (применения) норм Особенной части [16]. Глава 2 проекта Общей части модельного Экологического кодекса «Экологическое законодательство государства» предлагает к закреплению основные принципы экологического законодательства, структуру экологического законодательства государства и иных актов, содержащих нормы экологического права, порядок правового регулирования экологических отношений, определение объектов экологических отношений и перечень их субъектов, основные положения о действии экологического законодательства во времени и в пространстве, соотношение экологического законодательства и норм международного права. В целом можно сказать, что соответствующие положения предлагается закрепить и в Главе 1 «Общие положения» проекта Экологического кодекса Республики Беларусь. Вместе с тем, поскольку, согласно разделу «Оценка предложений заинтересованных государственных органов и иных организаций о необходимости изменения правового регулирования общественных отношений в области охраны окружающей среды» Концепции, Экологический кодекс Республики Беларусь будет являться основополагающим кодифицированным законодательным актом в области охраны окружающей среды, требует четкого решения вопрос о его юридической силе, соотношении кодекса с актами, регулирующими отношения в области рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности, а также с иными актами, содержащими экологически значимые нормы. В этой связи отметим, что неприемлемым представляется подход, изложенный в части второй статьи 2 Закона «Об охране окружающей среды» [17], согласно которой правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено земельным, водным, лесным законодательством Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь о недрах, растительном мире, животном мире и иным законодательством Республики Беларусь. Некорректность приведенной нормы Закона «Об охране окружающей среды» очевидна при сопоставлении ее с нормой абзаца семнадцатый статьи 4 этого же Закона, которая в качестве принципа хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду закрепляет принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Таким образом, один и тот же закон указывает на экологическую опасность любой деятельности, в том числе в сфере природопользования, а в другой статье фактически закрепляет преимущество природопользования над охраной природной среды. В проекте Общей части модельного Экологического кодекса достаточно последовательно решается вопрос о его юридической силе и месте в системе законодательства. Так, можно отметить пункт 3 статьи 3 проекта, согласно которому нормы экологического права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать указанному модельному кодексу. Пункты 7 и 9 статьи 4 проекта определяют, что к экологическим отношениям нормы горного, земельного, водного и лесного законодательства применяются в том случае, если эти отношения не урегулированы модельным Экологическим кодексом. В Разделе «Характеристика предмета правового регулирования и целей подготовки проекта кодекса» Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь также определено, что кодекс должен стать основным законодательным актом, регулирующим правоотношения в области охраны окружающей среды, и иметь большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы экологического и природоресурсного права. В связи с этим в разделе «Анализ законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь, относящегося к предмету правового регулирования кодекса и практики его применения» Концепции указано, что в дальнейшем предполагается приведение в соответствие других актов законодательства с нормами Экологического кодекса. Бесспорно, экологические проблемы имеют межотраслевую значимость. Экологически значимые нормы сегодня помещаются в большинство вновь принимаемых законов, регулирующих различные сферы общественных отношений. Поэтому нельзя отрицать возможность коллизий между нормами Экологического кодекса и нормами природоресурсных и иных актов. В связи с этим представляется целесообразным закрепление положения о юридической силе Экологического кодекса в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» по аналогии с формулировкой части седьмой статьи 10 указанного Закона, устанавливающей большую юридическую силу Гражданского кодекса по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. Таким образом, возможно установление приоритета экологических норм в межотраслевых отношениях. В Главе «Основы государственного регулирования экологических отношений» проекта Общей части модельного Экологического кодекса определяются полномочия центральных представительных органов государственной власти, центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, разграничения полномочий между центральными и территориальными органами государственной власти в сфере экологических отношений. В целях определения органов, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, четкого закрепления их компетенции и разграничения полномочий Концепция предусматривает помещение в проект Экологического кодекса главы «Государственное управление в области охраны окружающей среды». Глава «Права и обязанности граждан, общественных организаций, движений, политических партий и иных некоммерческих объединений в экологической сфере» проекта Общей части модельного Экологического кодекса предусматривает, в том числе, некоторые элементы системы государственных мер по реализации экологических прав граждан. Согласно Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь, в Главе «Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды» также планируется определить права и обязанности граждан и общественных объединений, установить нормы, направленные на обеспечение и защиту права на благоприятную окружающую среду. Отметим, что также сходны по предполагаемому наполнению главы «Научные исследования в сфере охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности» и «Основы формирования экологической культуры» проекта Общей части модельного Экологического кодекса СНГ и предусмотренные Концепцией проекта Экологического кодекса главы «Научное обеспечение охраны окружающей среды и природопользования» и «Экологическое образование и просвещение». Указанными структурными элементами проектов соответственно определяются цели и правовые основы порядка проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, а также основные принципы государственного регулирования в области экологической культуры, общие положения об экологическом образовании и экологическом просвещении, подготовке кадров в этой сфере. Глава «Планирование мероприятий по экологическому развитию государства» проекта Общей части модельного Экологического кодекса СНГ предусматривает необходимость разработки национального стратегического плана экологического развития, государственных программ в экологической сфере, планирования мероприятий в экологической сфере юридическими лицами. В Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь такая глава отсутствует. Согласно действующему Закону «Об охране окружающей среды», разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды является элементом экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования. Правовые нормы об этом помещены в соответствующую главу Закона. Кроме того, Законом определены государственные органы, на которых возложено обеспечение разработки и выполнения государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Рассматриваемый вопрос, бесспорно, имеет важное значение для обеспечения определения целей и ориентиров, проведения и реализации государственной политики в рассматриваемой сфере, поэтому возможно выделение соответствующих норм в отдельную Главу Экологического кодекса. Глава «Нормирование в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности» проекта Общей части модельного Экологического кодекса СНГ регламентирует принципы экологического нормирования, требования к разработке экологических нормативов, виды и цели установления нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимых воздействий на окружающую среду, нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, нормативов допустимых физических воздействий на окружающую среду, нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативов охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон, нормативов и гарантий экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности. Предусматривается возможность установления иных нормативов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Определяются цели разработки государственных стандартов в экологической сфере, общие положения о лицензировании отдельных видов деятельности в данной сфере и об экологической сертификации. Согласно Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь, в главе «Нормирование, стандартизация, метрологическое обеспечение в области охраны окружающей среды, экологическая сертификация» также будут закреплены основные требования к нормативам качества окружающей среды и допустимого воздействия на него, в том числе требования к разработке и установлению таких нормативов. Здесь же будут определены правовые основы метрологического обеспечения, стандартизации и сертификации в области охраны окружающей среды. Глава «Требования в экологической сфере при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» проекта Общей части модельного Экологического кодекса СНГ определяет экологические требования к порядку осуществления отдельных видов деятельности. На наш взгляд, она нуждается в значительной доработке. Более детально правовое регулирование установлено в Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь, в которой предусмотрена глава «Основные требования экологической безопасности». Предполагается, что такие требования будут предъявляться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности во всех отраслях экономики. Здесь же определены конкретные цели разработки и установления этих требований: сохранение, восстановление и оздоровление окружающей среды; снижение и предотвращение вредного воздействия на окружающую среду; применение малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий; рациональное использование природных ресурсов; предотвращение аварий и иных чрезвычайных ситуаций. В этой главе планируется также урегулировать вопросы финансовых и иных гарантий выполнения природоохранных мероприятий и возмещения возможного причинения вреда окружающей среде в процессе осуществления хозяйственной или иной деятельности. Глава «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» проекта Общей части модельного Экологического кодекса в основном аналогична по содержанию главе «Оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза» Концепции проекта Экологического кодекса. В главах «Экологический контроль» проекта Общей части модельного Экологического кодекса и «Контроль в области охраны окружающей среды» Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь определяются виды экологического контроля ‑ государственный, производственный и общественный. Однако проект Общей части модельного Экологического кодекса включает в экологический контроль и наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, в то время как Концепция проекта Экологического кодекса Республики Беларусь консолидирует нормы о наблюдении за состоянием окружающей среды (мониторинг) в отдельной главе. В главе «Экономическое регулирование в сфере охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности» проекта Общей части модельного Экологического кодекса закрепляются элементы экономического механизма обеспечения гарантий экологической безопасности, меры экономического стимулирования хозяйственной и иной деятельности в экологической сфере, порядок финансирования хозяйственной и иной деятельности в экологической сфере, осуществления в этой сфере предпринимательской деятельности, а также общие положения об экологическом аудите и экологическом страховании. В Главе «Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования» Экологического кодекса Республики Беларусь также будут законодательно закреплены элементы экономического механизма охраны окружающей среды. Указанные меры Концепцией проекта Экологического кодекса в должной степени не детализируются. В проекте Общей части модельного Экологического кодекса СНГ не нашли отражения такие правовые институты как природопользование, учет в области охраны окружающей среды, экологическая информация, охрана отдельных компонентов природной среды, природных объектов и природных комплексов, природные объекты, подлежащие особой или специальной охране, экологически неблагополучные территории, регулирование воздействия на климат, обращение с отходами, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, которые, согласно Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь, будут регламентированы в его самостоятельных главах. Можно предположить, что данные вопросы будут отражены в Особенной части модельного Экологического кодекса. Анализ практики законотворчества Национального Собрания Республики Беларусь также показывает, что процессы совершенствования правового регулирования экологических отношений, экологизации законодательных актов Республики Беларусь продолжают динамично развиваются. Так, в 2004 г. и в 2005 г. принято было принято по четыре новых закона, регулирующих соответствующие отношения, в 2005 г. один Закон изложен в иной редакции, в 2004 г. в девять законов, а в 2005 г. в четыре внесены изменения, ратифицированы соответственно три и два международных соглашения в экологической сфере. В целом изучение процессов совершенствования и систематизации белорусского законодательства, регулирующего вопросы охраны окружающей среды и природопользования, приводит к мысли, аналогичной той, которая высказана профессором Г.-В. Ренгелингом. Оценивая возможность создания и принятия Европейского экологического кодекса, он отметил, что кодификация экологических законов требует рассмотрения не только экологических законов, здесь имеется в виду необходимость создания единого гражданско-правового правопорядка [18]. Таким образом, сравнительный анализ проекта Общей части модельного Экологического кодекса для государств-участников СНГ и Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 1460, показывает, что ряд вопросов, имеющих принципиальный характер, в Концепции белорусского Экологического кодекса пока не решен. В процессе работы над ним потребуют дополнительной проработки вопросы совершенствования структуры проекта, целесообразности и объема включения в него норм о природопользовании и экологической безопасности, определения юридической силы Экологического кодекса по отношению к иным актам законодательства, содержащим экологически значимые нормы, установления необходимой степени детализации правового регулирования отношений, составляющих предмет Экологического кодекса, возможности ограничения количества норм, содержащих отсылки на иные законодательные акты, и ряд других вопросов. Часть из них будет решена в процессе подготовки собственно проекта Экологического кодекса, но в целом обозначенные проблемы имеют определяющее значение и должны быть принципиально решены до начала указанной работы.
Литература:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.160.58 (0.011 с.) |