Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития экологического законодательства.

Поиск

Периодизация развития экологического законодательстваможет бытьосуществлена по различным основаниям. Но если за основу еевзять развитие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа. Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватывает конец XIX века и первую половину XX века. В этот период, особенно в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в целом, а в основном охрану редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целей начали создаваться различного рода заповедники, заказники, резерваты, национальные парки и т. п. Так, в центре внимания на первой международной конференции в Берне в 1913 году, созванной по инициативе швейцарского ученого Поля Саразена, была охрана дикой фауны от хищнического истребления ее в погоне за максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощадной эксплуатации ее. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники - Баргузинский, Астраханский и др. Второй этап — от середины XX века до восьмидесятых годов - характеризует­ся значительным расширением самого понимания охраны природы, под который в этот период понимается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологического законодательства можно назвать, конечно, также условно - природоресурсовый. В данный период (1957-1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты зако­ны об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР» под охрану бы­ли поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, что, хотя и не являлось природным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представляло значи­тельный экологический интерес. Третий этап -примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время - характеризуется всеохватывающим понимаем охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не только неприменным условием дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.

 

4.Право водопользования и его виды. 1. Водопользование подразделяется на общее, специальное, обособленное, совместное, первичное, вторичное, постоянное и временное.
2. Право общего водопользования для гражданина возникает с момента его рождения и не может быть отчуждено ни при каких обстоятельствах.
3. Право специального водопользования возникает с момента получения лицензии или разрешения, выданных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 1. Право обособленного водопользования возникает при предоставлении водных объектов или их части в пользование одному физическому или юридическому лицу.
2. На водных объектах, предоставленных в обособленное водопользование, общее водопользование допускается на условиях, установленных местными представительными органами областей (города республиканского значения, столицы). 1. Право совместного водопользования возникает при предоставлении водных объектов или их части в пользование нескольким физическим и (или) юридическим лицам.
2. При совместном водопользовании в первую очередь удовлетворяются интересы водопользователей, занимающихся питьевым водоснабжением населения, а также интересы нижерасположенных водопользователей. Статья 70. Сроки водопользования. 1. Водные объекты предоставляются в постоянное или временное водопользование.
2. Постоянным признается водопользование без установления срока.
3. Временное водопользование может быть краткосрочным - до пяти лет и долгосрочным - от пяти до сорока девяти лет.
4. При необходимости сроки водопользования могут быть продлены.
5. Сроки специального водопользования зависят от ресурсного потенциала и текущего экологического состояния водного объекта.
6. Общее водопользование является постоянным.

 

5. Экологическая экспертиза. В Республике Казахстан осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза проводится в целях:
1) определения и ограничения возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной, нормотворческой и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;
2) соблюдения баланса интересов экономического развития и охраны окружающей среды, а также предотвращения ущерба третьим лицам в процессе природопользования. 1. Государственная экологическая экспертиза проводится уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и местными исполнительными органами в пределах их компетенции. 2. Государственная экологическая экспертиза объектов I категории проводится уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, II, III и IV категорий - местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы).
3. Распределение объектов I категории, подлежащих государственной экологической экспертизе, между уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными подразделениями устанавливается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Республики Казахстан 1. Организатор общественной экологической экспертизы общественные объединения, от лица которых подается заявление о проведении общественной экологической экспертизы и принимаются меры по организации деятельности экспертной комиссии. 2. Организатор общественной экологической экспертизы имеет право:
1) запрашивать у заказчика объекта общественной экологической экспертизы документы и материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы;
2) создавать экспертную комиссию для проведения экспертизы; 3) представлять в местные исполнительные органы и финансовые организации заключение общественной экологической экспертизы.

3. Организатор общественной экологической экспертизы обязан:
1) организовать общественную экологическую экспертизу в соответствии с требованиями, изложенными в настоящем Кодексе;
2) обеспечить информирование общественности о ходе и результатах общественной экологической экспертизы и учет общественного мнения в выработке заключения общественной экологической экспертизы;
3) обеспечить открытость заключения общественной экологической экспертизы для всех заинтересованных сторон

 

6. Экологические требования при сбросе сточных вод. 1. Использование природных водных объектов для сброса сточных вод запрещается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. 2. Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты и недра допускается при наличии соответствующих экологических разрешений на эмиссии в окружающую среду. При этом сброс сточных вод в поверхностные водные объекты допускается по разрешению уполномоченного государственного органа в области использования и охраны водного фонда, сброс сточных вод в недра - при наличии положительного заключения экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании. 3. Природопользователи, имеющие накопители сточных вод, обязаны принимать необходимые меры по предотвращению их воздействия на окружающую среду, а также осуществлять рекультивацию земель, занятых этими накопителями после прекращения их эксплуатации. 4. Природопользователь не может превышать установленные нормативы концентрации загрязняющих веществ в сточных водах или вводить в состав сточных вод новые вещества, не предусмотренные в экологическом разрешении. При нарушении указанных требований сброс сточных вод должен быть прекращен. Сбрасываемая в открытые водоемы вода должна быть прозрачной, без окраски, запаха, не содержать болезнетворные бактерии и вредные для здоровья человека и животных вещества в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы. Температура сбрасываемой воды не должна превышать 30 градусов по Цельсию. 5. В сбрасываемой воде не должны находиться вещества, агрессивно действующие на бетон и металл. 6. Не допускается сброс сточных вод независимо от степени их очистки в поверхностные водоемы в зонах санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения, курортов, в местах, отведенных для купания.

7. Принципы экологического права. Основными принципами экологического законодательства Республики Казахстан являются:1) обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан;2) обеспечение экологической безопасности;3) экосистемный подход при регулировании экологических отношений;4) государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов;5) обязательность превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в любых иных формах;6) неотвратимость ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан;7) обязательность возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде;8) платность и разрешительный порядок воздействия на окружающую среду;9) применение наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;10) взаимодействие, координация и гласность деятельности государственных органов по охране окружающей среды;11) стимулирование природопользователей к предотвращению, снижению и ликвидации загрязнения окружающей среды, сокращению отходов;12) доступность экологической информации;13) обеспечение национальных интересов при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;14) гармонизация экологического законодательства Республики Казахстан с принципами и нормами международного права;15) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения при принятии решений о ее осуществлении

 

8. Правовой режим недр и их охрана.. охрана недр – система мероприятий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, направленных на предотвращение загрязнения недр при проведении операций по недропользованию и снижение вредного влияния операций по недропользованию на окружающую среду;Водный Кодекс РК определяет правовой режим целевого ис­пользования водных объектов. При этом регулируется использова­ние водных объектов для питьевого и хозбытового водоснабжения, в целях здравоохранения, для промышленности и энергетики, для сель­ского хозяйства и лесного хозяйства, для гидроэнергетики, для рыб­ного хозяйства, для охотничьего хозяйства, для транспорта, для сбро­са сточных и дренажных вод, для добычи полезных ископаемых, стро­ительных нужд, пожарной безопасности. Строго урегулировано использование водных объектов для сбро­са сточных и дренажных вод. Соответствующие требования содер­жатся как в Водном Кодексе РК, так и в законодатепьстве РК об охра­не окружающей среды. ВК РК. в частности, запрещает сброс сточ­ных и дренажных вод в водные объекты:содержащие природные лечебные ресурсы;отнесенные к особо охраняемым;в зоны и округа санитарной охраны водозаборов;в первую и вторую зоны округов санитарной охраны курортов;в места туризма, спорта и массового отдыха населения;в места нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб;в места обитания ценных и занесенных в Красную книгу видов животных и растений.

 

9. Источники экологического права. Одним из источников экологического права в первую очередь является Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года.Эколого-правовой характер имеют ст.ст.6, 31 и 38, они впервые утвердили и ввели в действие новую экологическую, природоохранную концепцию, суть которой состоит в том, что " государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека", что " сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом (ст. 31). В ней есть и такая основополагающая норма: "Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относится в природным богатствам". Классификация источников экологического права:
- по юридической силе: законы и подзаконные акты;
- в соответствии с законом РК о нормативно-правовых актах (24.03.98г): основные и производные;
- по предмету регулирования: общие и специальные;
- по отраслям законодательства (нормы земельного, водного т.д.);
- по характеру правового регулирования (материальные и процессуальные);
- по содержанию (комплексные, природоохранные, природно-ресурсовые, средозащитные);
- по степени значимости (основные и вспомогательные).

Конституция РК и ГК РК определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы и иное имущество. В экологическом законодательстве закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр и т.д.

 

10. Объекты водных отношений. 1. Объектами водных отношений являются водные объекты, водохозяйственные сооружения и земли водного фонда. 2. Водные объекты подразделяются на: 1) поверхностные водные объекты; 2) подземные водные объекты; 3) морские воды Республики Казахстан; 4) трансграничные воды. 3. В зависимости от видов пользования водные объекты подразделяются на: 1) водные объекты общего пользования; 2) водные объекты совместного пользования; 3) водные объекты обособленного пользования; 4) водные объекты особо охраняемых природных территорий;5) водные объекты особого государственного значения.

 

11. Общая характеристика Экологического Кодекса РК.. Данный Экологический кодекс призван решить следующие важнейшие задачи:

  1. обобщение и систематизация на законодательном уровне вопросов охраны окружающей среды;
  2. поднятие статуса экологических требований и нормативов до уровня законодательных актов прямого действия;
  3. внедрение международных стандартов в практику работы по охране окружающей среды в нашей стране.

При разработке Экологического кодекса было использовано около 20 руководящих и рекомендательных документов различных международных организаций, 18 международных конвенций, около 30 директив Евросоюза и законодательных актов иностранных государств, проект модельного кодекса Содружества независимых государств, более 200 нормативных правовых актов казахстанского законодательства. Экологическим кодексом предусматривается и уже осуществляется следующее реформирование нашего законодательства. По разрешительной системе: Введено увеличение срока действия разрешений на эмиссию в окружающую среду от 1 года до 3 - 5 лет. При этом общее количество рассматриваемых разрешений сократится с 58 тысяч до 18 тысяч, т.е. на 70%.

  • По желанию природопользователей вводятся уже с этого года, по примеру стран ЕС, комплексные экологические разрешения, в которых нормативы эмиссии будут устанавливаться на основе целевых показателей качества окружающей среды и применения наилучших доступных технологий.
  • Взамен ранее выдаваемых лицензий будут выдаваться разрешения (на один год или разовые) на импорт-экспорт озоноразрушающих веществ и содержащую их продукцию, на производство работ с использованием озоноразрушающих веществ. По лицензированию деятельности в области охраны окружающей среды: Исключено обязательное лицензирование экологически опасных видов хозяйственной деятельности, и, ввиду схожести всех работ и услуг в области охраны окружающей среды, по ним будет выдаваться только одна лицензия с подвидами: природоохранное проектирование, нормирование, работы в области экологической экспертизы и экологический аудит. По системе государственного экологического контроля:
    Наиболее важными для данной системы являются экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, прямо прописанные в Экологическом кодексе. Это позволит существенно расширить судебную практику, опираясь уже не на подзаконные, а на законодательные нормы.Полностью расписан порядок проведения государственного контроля, что соответствует современным законодательным требованиям, при этом значительно повышена роль производственного контроля и описан порядок проведения общественного контроля;Для учета природопользователей и выданных разрешений впервые вводится понятие государственного реестра природопользователей, который будет вестись в тесной связи с реестром налогоплательщиков.
    По системе управления отходами:Совершенно новой функцией является создание системы управления бесхозными опасными отходами, для чего постановлением Правительства будет определен порядок управления такими отходами, признанными по решению судов поступившими в республиканскую собственность.При этом экологическое регулирование будет направлено на совершенствование системы сортировки, складирования и переработки твердо-бытовых отходов на городских и сельских полигонах, которые до настоящего времени не решались на местном уровне. В данном направлении нам необходимо использовать опыт зарубежных стран и реализовать требования Экологического Кодекса посредством предъявления единых экологических требований по обустройству и эксплуатации полигонов. Переработка отходов стимулируется платой за размещение отходов.Тем самым, выдаваемые разрешения будут предусматривать не только допустимые объемы размещения отходов, но и технологический регламент обращения с ними, ответственность за соблюдение которых будет нести владелец полигона.
    Кодекс поможет нам решить вопрос с образованием и размещением минеральных образований.

12. Право собственности и иные права на водохозяйственные сооружения. Водохозяйственные сооружения могут находиться в государственной либо в частной собственности. 2. Отношения, связанные с пользованием, владением и распоряжением водохозяйственными сооружениями, находящимися в частной собственности, регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.Статья 25. Водохозяйственные сооружения, имеющие особое стратегическое значение.1. Водохозяйственные сооружения, имеющие особое стратегическое значение, находятся в государственной собственности и не могут быть переданы в аренду, доверительное управление, и не подлежат приватизации. 2. Перечень водохозяйственных сооружений, имеющих особое стратегическое значение, определяется Президентом Республики Казахстан.Статья 26. Водохозяйственные сооружения, находящиеся в республиканской собственности.Водохозяйственные сооружения, находящиеся в республиканской собственности, закрепляются за государственными водохозяйственными организациями. Перечень водохозяйственных сооружений, находящихся в республиканской собственности, определяется Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, а также уполномоченного органа по изучению и использованию недр. Водохозяйственные сооружения, находящиеся в республиканской собственности, могут быть переданы в аренду, доверительное управление и приватизированы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.Статья 27. Водохозяйственные сооружения, находящиеся в коммунальной собственности.Водохозяйственные сооружения, находящиеся в коммунальной собственности, закрепляются за государственными коммунальными предприятиями и могут в соответствии с законодательством Республики Казахстан предоставляться в аренду, доверительное управление, безвозмездное пользование, за исключением водохозяйственных сооружений, имеющих особое стратегическое значение.

13. Право собственности на природные ресурсы и формы его реализации. Право собственности на природные ресурсы:

- в объективном смысле: совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы;

- в субъективном смысле: совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

^ Под правом собственности на природные ресурсы субъективно понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурса­ми и другими объектами собственности.

Субъективное право собственности на природные ресурсы оп­ределяет сущность и содержание юридического отношения собствен­ности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежаще­го ему имущества.

Соответствующее правило закреплено Указом Президента и Постановлением Правительства РК: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собствен­ности, не является абсолютным. Право собственности ограничива­ется общественно значимыми интересами. Количественные и каче­ственные характеристики в их динамике находят отражение в отрас­левых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) када­страх. Как правило, в процессе природопользования человеком по­требляются отдельные, удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т. е. сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользо­вания находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закреп­ляющих право пользования ими.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются Конституцией РК, Гражданским кодексом РК, природно-ресурсным и природоохранительным законодательством РК.

^ Объекты права собственности на природные ресурсы

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах:


  • какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности;

  • какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.


Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также осо­бо охраняемых природных территорий) не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Одна­ко, исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права соб­ственности. В качестве собственника растительного мира в этом слу­чае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности.
^ Субъекты права собственности на природные ресурсы
Действующее законодательство достаточно полно определяет субъектов права собственности на природные ресурсы:
а) расширен перечень субъектов за счет введения многообразия форм собственности - частной, государственной, муниципальной и иной;
б) предусмотрено структурирование государственной собственности по уровням - республиканская и местная.
Таким образом, субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, РК, Республика Казахстан и административные - территориальные единицы. Представляется, что этот перечень субъектов исчерпывающий. Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы важен воп­рос о том, кто от имени государства осуществляет правомочия соб­ственника? С учетом того, что собственник обладает триадой пол­номочий (владение, пользование и распоряжение), каково содержа­ние понятия управления?
Очевидно, под управлением в данном случае понимается распоряжение природными ресурсами. Природоресурсное законодательство (земельное, водное, горное и др.) часто наделяет правомо­чием распоряжения соответствующими природными ресурсами специально уполномоченные государственные органы (в части уп­равления использованием и охраной земель, вод, недр и т. д.). Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РК и специально уполномо­ченные государственные органы.
Помимо государства, появились три новых вида субъекта права собственности на природные ресурсы - физические и юридичес­кие лица, муниципалитеты.
Субъекты права собственности на природные ресурсы:


  1. физические лица;

  2. юридические лица;

  3. Республика Казахстан;

  4. административные - территориальные единицы.


Право частной собственности на природные ресурсы
Как уже отмечалось ранее, в результате проведения земельной реформы (1991-1996 гг.), конституционного закрепления частной собственности на землю, принятия указа о земле произошли серьезные изменения в реформировании сельского хозяйства республи­ки, обусловившие появление новых субъектов земельных правоот­ношений на селе.
Субъектами права частной собственности на землях сельскохозяйственного назначения стали граждане, которым земля предоставлена для ведения личного подводного хозяйства, садоводства и дачного строительства. Субъектами права землепользования на зем­лях сельскохозяйственного назначения являются крестьянские (фер­мерские) хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы, товарищества, другие негосударственные формы хозяйствования на земле, а также государственные сельскохозяйственные организаторы, кото­рым земельные участки предоставляются для товарного сельскохо­зяйственного производства, научно-исследовательских, опытных и учебных целей.
Земельные участки предоставляются гражданам РК, проживающим в сельской местности, в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане, проживающие в городе, могут получить земельные участки для ведения личного подсобно­го хозяйства при наличии земельного фонда, предназначенного для этих целей.
Предоставление земельного участка осуществляется на основании землеустроительного проекта, утверждаемого сельским, ауль­ным, поселковым, городским исполнительным органом. Согласно Водного и Лесного Кодексов РК 1993 г. участки, обособленные и в незначительной мере, могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам, в соответствии с гражданским законодательством.
^ Право государственной собственности на природные ресурсы
Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности, что представляется оправданным подходом по всем основаниям темы. Право государственной собственности установ­лено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира и другие объекты. При этом встает главный вопрос - о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами страны и ее субъектами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.10 (0.015 с.)