Понятие трансграничного водного объекта: Сравнительно-правовая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие трансграничного водного объекта: Сравнительно-правовая характеристика



Аннотация. В статье даетсясравнительно-правовая характеристика понятия трансграничного водного объекта. Для уяснения современной концепции водопользования на трансграничных водных объектах существенное значение имеет сопоставление законодательства Республики Беларусь, регулирующего правовой режим таких объектов, с законодательством сопредельных государств. Анализируются различные подходы к определению понятия трансграничного водного объекта в доктрине международного права. Исследуются основные элементы их правового режима, точки зрения, существующие в научной литературе, и анализируются нормативные правовые акты. Дается оценка влияния «Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер» 1992 года на правовое положение трансграничных водных объектов в Республике Беларусь. На основе сформулированных теоретических выводов, с учетом международной практики государств по охране и использованию трансграничных водных ресурсов, предлагается внести определение понятия «трансграничного водного объекта» в проект Экологического кодекса Республики Беларусь.

Введение. Пресная вода является одним из самых ценных элементов жизни на Земле. Она крайне необходима для удовлетворения самых элементарных потребностей человека, производства продуктов питания, выработки электроэнергии и поддержания региональных и глобальных экосистем. Хотя 70% поверхности Земли покрыто водой, лишь незначительная ее часть — 2,5% — это пресная вода, 70% которой — это ледники. Остальная вода присутствует в качестве почвенной влаги. В результате человек может использовать лишь менее 1% ресурсов пресной воды на Земле. Одной из крупнейших мировых проблем нового тысячелетия является пересмотр отношения к использованию ресурсов пресной воды [1, с.80].

В реках сосредоточена незначительная часть ресурсов пресных вод. Однако, непрерывное обновление и легкая доступность речных вод делает их наиболее пригодными для использования человеком. Роль рек в развитии общества чрезвычайно велика, поскольку хозяйственная деятельность без рек практически невозможна. Реки служат путями сообщения, источником энергии, используются для орошения и водопользования. Реки во многом определили местоположение городов и сел, которые возникали преимущественно на берегах и в долинах рек. Люди в свою очередь влияли на реки, используя их природное богатство и плодородие речных долин.

Основная часть. В мире насчитывается значительное число рек (около 300 крупных водотоков), озер, а также подземных водоносных бассейнов, относящихся к категории « трансграничных» водных объектов, т.е. таких, которые пересекают границу между двумя или более государствами либо по которым проходит такая граница. Исторически международные водотоки в правовом плане представляли интерес, главным образом, с точки зрения регулирования международного судоходства или разграничения государственных границ [2, с.3]. Сразу хотелось бы оговориться, что проблема трансграничных рек весьма многогранна, и здесь не обойтись без исторических экскурсов и обращения к мировому опыту. Нe следует рассматривать ее как чисто экологическую или хозяйственную - напротив это сложное переплетение политических, экономических, гуманитарных и природоохранных аспектов.

В прошлом считалось, что «международной» рекой в собственном смысле слова является только река, имеющая непосредственное соединение с морем и используемая для международного судоходства на всем своем протяжении. Такое положение широко было известно и использовалось до середины ХХ века, именно до этого времени при определении международной реки выделялись три основных критерия: политический – наличие по берегам рек двух или более государств; географический – соединение с морем; транспортный – возможность осуществления регулярного судоходства [3, с.7].

Позже в юридической литературе встречается понятие многонациональной реки. Так, например, Ю.Я. Баскин отождествляет понятия международной и многонациональной реки. Понятие «многонациональной реки» как синоним «международной реки» вводится им впервые. В теории международного права дается определение «многонациональной реки», под которой подразумевается - «река, пересекающая территории нескольких государств и не имеющая непосредственного соединения с морем, несудоходная или судоходная лишь для каботажного плавания между пунктами прибрежных государств, режим которой определяется по соглашению между этими государствами» [4, с.146]. Таким образом, для этих рек не обязательно судоходное соединение с морем. В целом, действительно, можно поставить знак равенства между понятиями международной и многонациональной реки, так как кроме критерия судоходства, который становится необязательным, никаких других отличительных признаков, характеризующих правовой режим многонациональной реки не наблюдается. Поэтому деление рек, пересекающих или разделяющих территории более чем двух государств, на многонациональные и международные не представляется обоснованным. Любая многонациональная река является международной.

В настоящее время подход к определению международного характера реки под углом зрения судоходства явно устарел, поскольку международные или многонациональные реки используются, главным образом, как источник водоснабжения, а также для разнообразных промышленных целей, сельскохозяйственного орошения, производства электроэнергии, удаления бытовых и промышленных отходов.

В доктрине международного права принято выделять в самостоятельную категорию так называемые пограничные реки (воды). Пограничные реки (воды), предполагается, названы так потому, что отделяют одно государство от другого, служа странам государственной границей. Воды рек, озер и каналов, по которым проходит линия государственной границы между двумя государствами, составляют часть государственной территории каждого из них - от линии границы до принадлежащего ему берега. Государство осуществляет исключительную власть в пределах своих пограничных вод и устанавливает во внутреннем законодательстве их правовой режим. Что же касается условий судоходства, промысла и эксплуатации таких вод, то эти вопросы регулируются, как правило, международными соглашениями сопредельных государств. Обычно к пользованию пограничными водами допускаются лишь организации и граждане сопредельных государств. Признают самостоятельный статус пограничных рек такие ученые, как И.Н.Тарасова, Б.М.Клименко, а также Ю.Я.Баскин, которые, однако, определяют пограничные реки как разновидность международных рек. Так, Ю.Я. Баскин отмечает, что категория пограничных рек не вызывает разногласий [5]. И.Н. Тарасова считает необходимым выделить пограничные реки, исходя из сложившейся вмеждународном праве специфики регулирования навигации на различных категориях рек [6, с.27]. В отношении пограничных рек прибрежные государства могут регулировать судоходство на тех частях рек, которые принадлежат им, и, конечно, они могут не допускать в свои воды суда неприбрежных государств, если только неприбрежным государствам не предоставлено это право в силу особого договора [7].

В случае выделения пограничных рек из общего числа международных рек в самостоятельную категорию, предполагается создание для них особого правового режима, который включал бы наряду с пограничным режимом и правовое регулирование использования речного потока для хозяйственных, промышленных нужд, охраны природной среды и др.

Определяющим критерием для выделения пограничных рек в особую категорию, по мнению ряда авторов, является политический признак, а именно разделение рекой территории двух или нескольких государств. Значение этого признака в том, что в результате такого разделения возникает общность интересов сопредельных государств в связи спрохождением государственной границы по самой реке. По этой причине соседние страны вступают в правоотношения по вопросам, связанным с демаркацией и делимитацией речных границ, принимают ряд норм по охране государственной безопасности и разрешению возможных пограничных споров и конфликтов[5, 6, 7].

Возникает вопрос онеобходимости выделения пограничных рек (вод) в отдельную категорию. Несмотря на то, что пограничные реки (воды) являются разделяющими водными объектами (т.е. разделяют территории государств) и на них устанавливается особый пограничный режим, не следует упускать из вида, что и на пересекающих реках в местах пересечения государственной границы также устанавливается особый пограничный режим. Следовательно, выделение пограничных рек (вод) в отдельную категорию не представляется целесообразным, эти реки (воды) по своей сути являются международными, поскольку им присущи все признаки, характеризующие их как международные.

Во-первых, наличие по их берегам двух или более государств (признак политический), во-вторых, также не имеет значения - судоходны они или нет. Пограничные реки (воды), как и международные, разделяют государства и служат им, тем самым, государственной границей. То есть существенных различий в правовом режиме пограничных и международных вод не наблюдается. Возможно, поэтому при выработке группой экспертов основных принципов деятельности стран - членов СЭВ в области охраны чистоты пограничных рек было принято решение о равнозначности терминов «пограничная река» и «международная река», которые были заменены более общим понятием «водотоки совместного пользования» [7, с.186].

Необходимо отметить, что данные водные ресурсы подпадают под категорию разделяемых природных ресурсов. Специфика таких ресурсов состоит в их географическом положении. Все мировые природные ресурсы принято делить на 2 категории: международные и внутригосударственные (национальные). Разделяемые природные ресурсы обычно выделяются в качестве разновидности международных природных ресурсов [8, с.114]. Так, В.А. Чичварин, называет такие ресурсы «многонациональными» [9, с.9]. Однако специфика правового режима разделяемых природных ресурсов требует выделить их в особую категорию, отличную как от международных, так и от национальных природных ресурсов. Представляется, что их нельзя отнести безоговорочно к категории международных, поскольку отдельные их части являются элементами государственной территории, подпадают под действие суверенитета государств и находятся под их юрисдикцией (в отличие от ресурсов Мирового океана, природных богатств Антарктики). С другой стороны, государства в отношении находящихся на их территории частей разделяемых ресурсов не могут осуществлять свой суверенитет в том же объеме, что и в отношении национальных ресурсов. Как отметил ещё вконце XIX века Л.А. Кистяковский «всамом понятии суверенитета лежит уже момент его ограниченности» [10, с.136]. Безусловно, суверенитет означает верховенство, но он не может быть безграничным. Ограничения, содержащиеся в современном понимании государственного суверенитета и вытекающие из необходимости уважения законных интересов других носителей суверенитета, применительно к разделяемым природным ресурсам проявляются ещё более остро в силу того, что специфика разделяемого ресурса обусловливает жесткую взаимосвязь интересов причастных (сопредельных) государств.

Таким образом, можно сказать, что под разделяемым природным ресурсом следует понимать используемый человеком объект природной среды, являющийся биогеофизичсским единством и расположенный на территории двух или нескольких государств. Основываясь на перечисленных признаках, можно предположить, что к категории разделяемых природных ресурсов относятся: реки и водоемы; явно выраженные целостные экосистемы, расположенные на территории двух или более государств; популяции животных или особо ценных растений, район обитания которых пересекают государственные границы; иные природные единства, отдельные части которых находятся на территории различных государств. Следовательно, международные реки также относятся к категории разделяемых природных ресурсов.

Принятие «Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер» 1992 года послужило введению в юридическую терминологию новой дефиниции «трансграничные водные объекты». В ст. 1 этой Конвенции определяется, что трансграничные воды означают любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя и более государствами или расположены в таких границах; в тех случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно вморе, пределы таких трансграничных вод оканчиваются прямой линией, пересекающей их устье между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах» [11].

Предложенное «Конвенцией по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер» 1992 г, определение трансграничных водных объектов наиболее точно отражает современное развитие законодательства в области правового режима пограничных вод. Это понятие достаточно объемно и емко включает в себя все те элементы, которые, как было рассмотрено выше, характерны для рек международных и пограничных.

В Водном кодексе Российской Федерации нашли отражение положения «Конвенции об охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер» [12]. Следует отметить, что в этой Конвенции понятие «трансграничные водные объекты» выступает как самостоятельная категория, не являясь синонимом «пограничным водам». В России же, термин «пограничные воды» является синонимом «трансграничных водных объектов» [13, с.48]. Такой вывод следует из названия ст. 19 Водного кодекса Российской Федерации - «трансграничные (пограничные) водные объекты», под которыми понимаются: «поверхностные и подземные водные объекты, которые обозначают, пересекают границу между двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная граница Российской Федерации» [13, с.54].

Несмотря на то, что Республика Армения не является участницей вышеназванной конвенции, водное законодательство данного государства регулирует использование трансграничных водных ресурсов и определяет их понятие как «пересекающие государственную границу, обозначающие государственную границу или пролегающие по ней поверхностные и (или) подземные водные ресурсы, дно и берега участка одной из сторон разграничительной (демаркационной) линии которых принадлежат Республике Армения» [14, с.13].

Заключение. В законодательстве Республики Беларусь используется термин «пограничные воды» как водные объекты, по которым проходит Государственная граница Республики Беларусь [15, ст.100]. Присоединение Республики Беларусь к Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер возлагает на государство обязательство о включении ее положений в национальное экологическое законодательство [16]. В связи с чем представляется целесообразным включение в Водный Кодекс Республики Беларусь термина «трансграничный водный объект», понимаемый как любые поверхностные или подземные воды, обозначающие и (или) пересекающие границы между двумя и более государствами или расположенные в таких границах.

 

Литература:

1. Марушевский Г.Б. Международный опыт сохранения рек: участие общественности.– Киев: Wetlands International Black Sea Programme, 2004. 80 с.

2. Кафлин Л. Регулирование видов использования международных водотоков // Международные водотоки. Расширение сотрудничества и урегулирование конфликтов / под. ред. С. Салмон, Л. Буассон де Шазурн, Нью-Йорк и Женева. – 2000. 96 с.

3. Корбут Л.В., Баскин Ю.Я. Международно-правовой режим рек: история и современность. – М.: Наука, 1987. 158 с.

4. Курс международного права: В 6 т. Т 3. Основные институты и отрасли современного международного права. – М.: Наука, 1967. 336 с.

5. Баскин Ю.Я. Международно-правовые вопросы использования рек: судоходство, производство электроэнергии, ирригация // Советский ежегодник международного права. 1961-1962. 198 с.

6. Тарасова И.Н. Принцип свободы судоходства по Европейским водным путям международного значения. Автореферат дис. … канд. юрид. наук. М., 1982.

7. Клименко Б.М. Международные реки. М.: Международные отношения. 1969. 118 с.

8. Тимошенко А.С. Правовой режим природных ресурсов, разделяемых двумя или более государствами // Советское государство и право. 1977. № 6. С. 27-33

9. Чичварин В.А. Охрана природы и международные отношения. М.: Международные отношения. 1970. 260 с.

10. Кистяковский Л.А. Основные вопросы науки международного права. М.: 1895. 302 с.

11. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 49. 1/4544.

12. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 16.11.1995 г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4471

13. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. М.: Юстининформ. 1995. 256 с.

14. Национальный доклад о проблемах сохранения водных экосистем и финансовых механизмах водопользования Армении // Серия публикаций по водным проблемам, № 7. ЕСЕ/СЕР/18.- ООН. Нью-Йорк и Женева, 2005. С 11-28

15. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 33. Ст. 473.

16. О присоединении Республики Беларусь к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер: Указ Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г., №161 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 49, 1/4544.

Статья опубликована:

Иванович, М.М. Понятие трансграничного водного объекта: сравнительно-правовая характеристика / М.М. Иванович // Право и демократия: сб. науч. тр.; редкол.: В.Н. Бибило (отв. ред.) [и др.] – Минск: БГУ, 2006 – Спец. вып. ‑ С. 220-227.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.28.132.102 (0.022 с.)