Понятие и принципы гос. управления природопользованием. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и принципы гос. управления природопользованием.



Природопользование

Понятие и принципы гос. управления природопользованием.

Природопользование – извлечение и использование природных ресурсов человечеством

Природопользователи - субъекты хозяйственной деятельности, которые выбрасывают в атмосферу, в водные объекты, загрязняющие вещества, размещают отходы и осуществляют другие виды вредного воздействия

Управление – организация взаимосвязей между элементами системы, приводящая к планируемым результатам (эффектам)

Управление природопользованием – совокупность мероприятий, практических действий, способных изменить течение процессов, происходящих в природной среде в желательном для человека, для общества направлении

Управление природопользованием – процесс воздействия на природопользователей, потребителей природных ресурсов и через их деятельность на балансы в экосистемах, в природных комплексах с целью удовлетворения потребностей и сохранения природно-ресурсного потенциала

Основные принципы:
1. Управление природопользованием – неотъемлемый, необходимый, обязательный элемент в общественном развитии

Демократизм - Общечеловеческий принцип гуманизма и свободы личности

Федерализм (государственный, региональный) - Принцип добровольности, взаимодействия и взаимосвязи

Право собственности на природные ресурсы и объекты – экономический принцип

Максимальная компенсация потенциальных последствий – принцип заинтересованности и ответственности

2. Управление природопользованием должно осуществляться теми же темпами и средствами, что и «основное производство» с помощью достижений НТП

3. Непрерывность процесса управления во времени и пространстве

4. Природные ресурсы и объекты не совпадают с границами исторически сложившихся административно-хозяйственно обособленных территорий

5. Природные ресурсы и объекты не созданы человеческим трудом, они не могут быть присвоены отдельной личностью, группой лиц. Степень распространения собственности на них – условное понятие, явление

6. Оптимизация управления природопользованием предполагает учет разделения труда (территориальное, общественное, международное объединение усилий, согласованность, сотрудничество)

7. Системность во времени и пространстве, учет, контроль, наблюдение за динамикой количественных и качественных характеристик, показателей балансов ресурсов, этапность

8. Заинтересованность и обязательная ответственность за выполнение законодательной основы природопользования на всех уровнях управления

9. Оптимальное сочетание различных методов управления природопользованием (нормативно-правовые, организационные, экономические, технико-технологические)

 

Формы и методы гос. управления природопользованием.

Методы:

-Нормативно-правовые (Законы социально-экономического развития страны, Конституция РФ, Законы об охране ОС и рациональном природопользование, Нормативы, Стандарты, Госты, Международные акты, соглашения, конвенции, договоры, Межрегиональные соглашения, договоры)

-Организац.-экономические (Совершенствование территориальной организации общества, Планирование, Финансирование, Платность природопользования, Эколого-экономическая оценка, Ценообразование, Кредитование, Инвестиционная политика)

-Технико-технологические(Совершенствование техники и технологийВнедрение АСУ, автоматизированного банка информаций, Внедрение системы мониторинга, Соблюдение технологического режима, производственной дисциплины, культура производства, Внедрение малоотходных технологий)

Формы управления. представляют собой внешние проявления управленческой деятельности, имеющие правовую или неправовую фому.

Неправовые формы управления (основные, преобладающие формы непосредственной управленческой деятельности) это оперативно-хозяйственное распорядительство и обеспечение исполнителей необходимыми силами и средствами для выполнения ими своих непосредственных функций

Правовые формы управления применяются там, где возникают противоречия не устранимые иным путем, кроме правового и выражаются в правотворческой (в принятии таких решений, которые имеют значение закона и его форму) и в правоприменительной форме, то есть в принятии правоприменительных актов, посредством которых правотворческий акт реализуется в жизнь (нормативно-правовой акт о порядке реализации правотворческого акта, далее - инструкции и методики реализации, а далее - приказы по реализации и контролю). Третьей, обязательной правовой формой управления является правоохранительная форма, выражающаяся в применении санкций правовых норм в случаях, когда эти нормы нарушаются.

 

 

Указ Президента РФ от 9.03.2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Планирование природопользования и охраны окр.среды.

В общей форме требования к планированию на современном этапе определены ст. 17 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».Общие нормативные требования к прогнозированию экологической обстановки и программированию, порядок их разработки определены Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г.

Разработка государственных прогнозов на долгосрочную (раз в пять лет на десятилетний период), среднесрочную и краткосрочную перспективу возложена на Правительство России.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывают на период от трех до пяти лет и ежемесячно корректируют.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывают ежегодно.

Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов установлены в соответствующих ресурсовых актах.

Управление ресурсами недр.

Недра – часть земной коры ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения

Нормативно-правовая база недропользования:

-Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992

-Закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995

-Положение о порядке лицензирования пользования недрами от 15.07.1992

-Глава 26 НКРФ «Налог на добычу полезных ископаемых»

Предоставление права пользования недрами на условиях СРП – это альтернатива процедуре выдачи лицензии на недропользование.

Цель: государство побуждает инвестора вкладывать свои средства в освоение месторождения на более простых и выгодных для инвестора условиях.

СРП предлагается в случаях:

1. когда вложение средств связано с большим риском для инвестора

2. при освоении малорентабельных месторождений ради сохранения рабочих мест

Положение о порядке лицензирования пользования недрами

- Государственная система лицензирования пользования недрами

- Механизм предоставления лицензий

- Условия признания лицензий недействительными

- Предоставление лицензий предприятиям, пользовавшимся недрами до введения в действие настоящего Положения

Пути развития федерального законодательства о недрах:

1. Разграничения государственной собственности на недра на федеральную и собственность субъекта РФ

2. Принцип совместных решений, или принцип «двух ключей»

3. Распределение налоговых доходов от пользования недрами между бюджетами различных уровней

4. Возможность замены лицензионной системы на гражданско-договорную (договоры подряда, горные соглашения (концессии) и сервисные контракты)

Государственный учет объектов недр:

Это необходимая достоверная унифицированная информация о количественных и качественных характеристиках объектов недр

Специализированные государственные учреждения:

1. Российский Федеральный геологический фонд (Росгеолфонд)

2. Территориальные геологические фонды (ТГФ) по федеральным округам (ФГУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу» Филиал по Кемеровской области ФГУ«ТФГИ по СФО»)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1. Хранение материалов, ведение сводного государственного реестра работ по геологическому изучению недр

2. Подготовка государственного баланса запасов твердых горючих ископаемых, углеводородного сырья, твердых полезных ископаемых

3. Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых

4. Формирование, ведение и хранение лицензионной документации

5. Создание цифровой картографической продукции

6. Ведение банка цифровой геологической информации

Ведется согласно статье 28 ФЗ «О недрах».

Регистрация каждой работы по геологическому изучению недр производится до начала ее выполнения и один раз на весь срок проведения.

Основной регистрационный документ форма 3-гр Анализ и прогноз развития минерально-сырьевой базы

Ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых:

Государственный баланс полезных ископаемых полно и достоверно отражает количество, качество и движение запасов, их размещение степень промышленного освоения, добычу, потери, обеспеченность промышленности разведанными запасами (статья 31 ФЗ «О недрах»)

В издаваемых выпусках и отчетных балансах:

Ò отражается состояние и движение разведанных в недрах запасов и полезных ископаемых

Ò дается их количественная и качественная характеристика, приводятся основные результаты геологоразведочных работ и технико-экономические показатели добывающих предприятий и обогатительных фабрик, данные о ресурсном потенциале

Составление балансов осуществляется на основе данных государственной отчетности предприятий, о состоянии и ежегодном изменении запасов. Государственная отчетность о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых и их использовании представляется пользователями недр по формам государственного федерального статистического наблюдения 5-гр., 6-гр., 70-тп., 71-тп. и др.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых, нерегламентированная отчетность в виде справок по запросам.

Система разрабатывается и ведется с 1990 года.

Ежегодно Росгеолфондом совместно с ТГФ подготавливаются 90 выпусков баланса запасов по 135 видам минерального сырья.

Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых:

Паспорт ГКМ - единственный документ, всесторонне и полно описывающий месторождение в ясной и краткой форме.

Цели и виды водопользования

Цели водопользования Виды водопользования
Питьевое и хоз.водоснабжение Сброс сточных и дренажных вод Производство электроэнергии Водный и воздушный транспорт Сплав леса Иные цели (использование для лечебных и оздоровительных целей, рекреация, рыболовство, охота, разведка и добыча пол.ископаемых, обеспечение пожарной безопастности) Определяются: 1.Условия представления ВО в пользование: -совместное -обособленное водопользование 2.способом использования ВО (водопотребления,водоотведения)  

Экологическое страхование

Экологическое страхование - это совокупность различных видов страхования экологических рисков, направленных на создание страховой защиты на случай причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям)ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна).

Система экологического страхования включает в себя следующие виды:

страхование ответственности юридических лиц (организаций, предприятий, учреждений), являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей среде, ответственность перевозчика (опасных грузов) и т.д.;

имущественное страхование (страхование земельных объектов или других объектов недвижимости, включая здания) на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы;

личное страхование граждан (страхование жизни и здоровья работников организаций (предприятий, учреждений), относящихся к категории источников повышенной опасности, или граждан, находящихся на территории, потенциально подверженной влиянию источников повышенной опасности;

Институт экологического страхования появился в результате презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Отличительной чертой экологического страхования является также возможность компенсации неопределенного чрезвычайного ущерба.

Гос.кадастры прир.ресурсов

Государственными кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям.

Государственный земельный кадастр. Состав данных, которые должны быть получены при ведении земельного кадастра, определяется ст. 110 Земельного кодекса РСФСР. Эти данные включают: количество земель, распределение их по категориям, качественный состав земель, их распределение по использованию, собственников земли, владельцев, пользователей, арендаторов.

Данные кадастровой оценки земель применяют при планировании использования земель, распределении по целевому назначению, их предоставлении и изъятии, при определении платежей на землю, для оценки степени рационального использования земель.

Ведение государственного земельного кадастра возложено на органы Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других целях.

Его ведение возложено на Министерство природных ресурсов РФ. Состав данных, которые должны содержаться в кадастре, определяется Законом РФ «О недрах» (ст. 30 и 32). Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождений, содержать геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Данный вид кадастра ведется на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонд геологической информации, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды.

Наряду с ведением кадастра с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации их запасов, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 31 Закона «О недрах»).

В Законе «О недрах» имеется также ст. 27, посвященная геологической информации о недрах, в соответствии с которой информация о геологическом строении недр, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.

Государственный лесной кадастр ведет Федеральная служба лесного хозяйства России. В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса РФ государственный лесной кадастр содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на группы и категории защитности, экономическую оценку лесов.

Данные кадастра используются для определения экономического и экологического значения лесов, выбора лесосырьевых баз для заготовки древесины, проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесными угодьями.

Государственный водный кадастр ведется в соответствии со ст. 79 Водного кодекса РФ. Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Он ведется в России по единой системе и основывается на данных государственного учета вод. Водный кодекс обязывает водопользователей представлять в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в водный кадастр.

Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Ведение государственного водного кадастра осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).

Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации.

Наряду с ведением государственного водного кадастра ВК РФ (ст. 75) предусматривает ведение водохозяйственных балансов, которые представляют собой расчетные материалы по сопоставлению потребности в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами. Водохозяйственные балансы предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов РФ и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов. Составление водохозяйственных балансов осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Государственный кадастр объектов животного мира предусмотрен ст. 14 Федерального закона «О животном мире». Этот вид кадастра содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые сведения.

Ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Количественный и качественный учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства Минсельхозпрода России. Учет рыбных запасов в количественном и качественном показателях во внутренних водоемах ведет Комитет по рыболовству РФ.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в соответствии со ст. 4 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме их особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Этот вид кадастра имеет целью оценку состояния природно-заповедного фонда, определение перспектив развития сети данных территорий, повышение эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Ведется органами Госкомэкологии России.

Как особую разновидность кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.

Природопользование

Понятие и принципы гос. управления природопользованием.

Природопользование – извлечение и использование природных ресурсов человечеством

Природопользователи - субъекты хозяйственной деятельности, которые выбрасывают в атмосферу, в водные объекты, загрязняющие вещества, размещают отходы и осуществляют другие виды вредного воздействия

Управление – организация взаимосвязей между элементами системы, приводящая к планируемым результатам (эффектам)

Управление природопользованием – совокупность мероприятий, практических действий, способных изменить течение процессов, происходящих в природной среде в желательном для человека, для общества направлении

Управление природопользованием – процесс воздействия на природопользователей, потребителей природных ресурсов и через их деятельность на балансы в экосистемах, в природных комплексах с целью удовлетворения потребностей и сохранения природно-ресурсного потенциала

Основные принципы:
1. Управление природопользованием – неотъемлемый, необходимый, обязательный элемент в общественном развитии

Демократизм - Общечеловеческий принцип гуманизма и свободы личности

Федерализм (государственный, региональный) - Принцип добровольности, взаимодействия и взаимосвязи

Право собственности на природные ресурсы и объекты – экономический принцип

Максимальная компенсация потенциальных последствий – принцип заинтересованности и ответственности

2. Управление природопользованием должно осуществляться теми же темпами и средствами, что и «основное производство» с помощью достижений НТП

3. Непрерывность процесса управления во времени и пространстве

4. Природные ресурсы и объекты не совпадают с границами исторически сложившихся административно-хозяйственно обособленных территорий

5. Природные ресурсы и объекты не созданы человеческим трудом, они не могут быть присвоены отдельной личностью, группой лиц. Степень распространения собственности на них – условное понятие, явление

6. Оптимизация управления природопользованием предполагает учет разделения труда (территориальное, общественное, международное объединение усилий, согласованность, сотрудничество)

7. Системность во времени и пространстве, учет, контроль, наблюдение за динамикой количественных и качественных характеристик, показателей балансов ресурсов, этапность

8. Заинтересованность и обязательная ответственность за выполнение законодательной основы природопользования на всех уровнях управления

9. Оптимальное сочетание различных методов управления природопользованием (нормативно-правовые, организационные, экономические, технико-технологические)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.169.110 (0.076 с.)