ТОП 10:

Дифференциальная рента – экономическая основа эффективного использования природно-ресурсного потенциала России.



Рента – (от фр. rente‹ лат. reddita возвращенная, отданная) вид дохода, не требующий от его получателя предпринимательской деятельности

Природная рента – устойчивый доход, приносимый эксплуатируемым природно-ресурсным объектом

Рентный доход образуется вследствие того, что объекты обладают такими естественными свойствами, которые не могут быть воспроизведены в желаемом объеме

Рента – это доход, владение которым сопряжено с большими экологическими издержками

Дифференциальная рента – это часть природной ренты, которая обусловлена природными свойствами объекта (пр.: более значительным плодородием земель, более высоким качеством полезного ископаемого, близость объекта к рынкам сбыта и т.п.) (показывает насколько один участок хуже или лучше другого, и объясняет процесс образования ренты на уровне отрасли)

Дифференциальная рента - это когда доход обусловлен различной эффективностью последовательных вложений труда и капитала на одном и том же природно-ресурсном объекте (объясняет образование дохода на одном и том же участке)

(это 2 характеристики образования рентного дохода)

Дифференциальная рента– сверхприбыль и должна в соответствии с общепринятой мировой практикой облагаться высоким налогом или целиком изыматься в доход государства

Распределение диф.ренты: -Природоохранные затраты предприятий

-Экологический ущерб от экологических нарушений

-Государственные расходы на охрану окружающей среды

Для прорыва страны в будущее, России необходимо сделать решительную ставку на рентный доход. Согласно Д.С. Львову, две трети всех доходов Россия получает за счет использования природных ресурсов. При этом вклад человеческого труда в общие чистые доходы страны составляет всего 5%. При этом, по его словам, на платежи от использования природных ресурсов приходится всего 17-18% доходов бюджета, тогда как за счет фонда оплаты труда формируется 70% государственной казны.[4]

Расчеты экономистов показывают, что если Россия сделает ренту основным источником бюджетного дохода, то она сможет сохранить уровень этого дохода, отменив при этом все основные налоги, кроме акцизов.

По мнению Д.А. Львова, Россия за счет ренты могла бы покрывать первоочередные расходы на оборону, на поддержку конверсии, науки, образования, культуры и здравоохранения, на содержание госаппарата. Обобществление рентного дохода – это реальная возможность обеспечения стабильных бюджетных поступлений.

Переход к преимущественно рентной системе формирования совокупного дохода сулит преимущества не только экономического, но и социального характера. Перенос центра тяжести налогообложения на природно-ресурсный потенциал позволит организовать систему финансовых трансфертов между богатыми и бедными регионами, осуществить мощную социальную поддержку населения, создать систему социальных доплат к заработной плате и пенсиям.

 

 

Основы правового регулирования экономического механизма охраны окр.среды

Под экономическим механизмом природоохраны понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены разд. III Закона «Об охране окружающей природной среды». Его основными элементами в соответствии с Законом являются:

а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

б) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;

в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

г) предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

д) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Структура экологического законодательства РФ

Общая часть:

· закон «об охране окружающей природной среды» 1994 го..

· закон «об особо охраняемых природных территориях» 14 марта 1995 го…

· Закон «об экологической экспертизе»1995 го… обновлен в 2005го…

· Закон «о санитарно – эпидемиологическом благополучие населения»12 марта 1999го…

Особенная часть:

· Земельный кодекс с 2001 го… до 2001 действовал закон «об уплате за землю»

· Водный кодекс 1995 го… в 2007 была принята новая редакция

Планирование природопользования и охраны окр.среды.

В общей форме требования к планированию на современном этапе определены ст. 17 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».Общие нормативные требования к прогнозированию экологической обстановки и программированию, порядок их разработки определены Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г.

Разработка государственных прогнозов на долгосрочную (раз в пять лет на десятилетний период), среднесрочную и краткосрочную перспективу возложена на Правительство России.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывают на период от трех до пяти лет и ежемесячно корректируют.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывают ежегодно.

Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов установлены в соответствующих ресурсовых актах.

Управление ресурсами недр.

Недра – часть земной коры ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения

Нормативно-правовая база недропользования:

-Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992

-Закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995

-Положение о порядке лицензирования пользования недрами от 15.07.1992

-Глава 26 НКРФ «Налог на добычу полезных ископаемых»

Предоставление права пользования недрами на условиях СРП – это альтернатива процедуре выдачи лицензии на недропользование.

Цель: государство побуждает инвестора вкладывать свои средства в освоение месторождения на более простых и выгодных для инвестора условиях.

СРП предлагается в случаях:

1. когда вложение средств связано с большим риском для инвестора

2. при освоении малорентабельных месторождений ради сохранения рабочих мест

Положение о порядке лицензирования пользования недрами

- Государственная система лицензирования пользования недрами

- Механизм предоставления лицензий

- Условия признания лицензий недействительными

- Предоставление лицензий предприятиям, пользовавшимся недрами до введения в действие настоящего Положения

Пути развития федерального законодательства о недрах:

1. Разграничения государственной собственности на недра на федеральную и собственность субъекта РФ

2. Принцип совместных решений, или принцип «двух ключей»

3. Распределение налоговых доходов от пользования недрами между бюджетами различных уровней

4. Возможность замены лицензионной системы на гражданско-договорную (договоры подряда, горные соглашения (концессии) и сервисные контракты)

Государственный учет объектов недр:

Это необходимая достоверная унифицированная информация о количественных и качественных характеристиках объектов недр

Специализированные государственные учреждения:

1. Российский Федеральный геологический фонд (Росгеолфонд)

2. Территориальные геологические фонды (ТГФ) по федеральным округам (ФГУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу» Филиал по Кемеровской области ФГУ«ТФГИ по СФО»)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1. Хранение материалов, ведение сводного государственного реестра работ по геологическому изучению недр

2. Подготовка государственного баланса запасов твердых горючих ископаемых, углеводородного сырья, твердых полезных ископаемых

3. Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых

4. Формирование, ведение и хранение лицензионной документации

5. Создание цифровой картографической продукции

6. Ведение банка цифровой геологической информации

Ведется согласно статье 28 ФЗ «О недрах».

Регистрация каждой работы по геологическому изучению недр производится до начала ее выполнения и один раз на весь срок проведения.

Основной регистрационный документформа 3-грАнализ и прогноз развития минерально-сырьевой базы

Ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых:

Государственный баланс полезных ископаемыхполно и достоверно отражает количество, качество и движение запасов, их размещение степень промышленного освоения, добычу, потери, обеспеченность промышленности разведанными запасами (статья 31 ФЗ «О недрах»)

В издаваемых выпусках и отчетных балансах :

Ò отражается состояние и движение разведанных в недрах запасов и полезных ископаемых

Ò дается их количественная и качественная характеристика, приводятся основные результаты геологоразведочных работ и технико-экономические показатели добывающих предприятий и обогатительных фабрик, данные о ресурсном потенциале

Составление балансов осуществляется на основе данных государственной отчетности предприятий, о состоянии и ежегодном изменении запасов. Государственная отчетность о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых и их использовании представляется пользователями недр по формам государственного федерального статистического наблюдения 5-гр., 6-гр., 70-тп., 71-тп. и др.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых, нерегламентированная отчетность в виде справок по запросам.

Система разрабатывается и ведется с 1990 года.

Ежегодно Росгеолфондом совместно с ТГФ подготавливаются 90 выпусков баланса запасов по 135 видам минерального сырья.

Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых:

Паспорт ГКМ - единственный документ, всесторонне и полно описывающий месторождение в ясной и краткой форме.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.006 с.)