Право природопользования: понятие и виды. Авдеева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право природопользования: понятие и виды. Авдеева



Вопросы к экзамену по природоресурсному праву

Право природопользования: понятие и виды. Авдеева

Ответственность за нарушение правил использования объектов животного мира. Балаганская

Принципы природоресурсного права. Клемюк

Ответственность за нарушения правил водопользования. Пузырева

Право собственности на природные ресурсы. Роман

Порядок и особенности лицензирования природопользования. Авдеева

История правового регулирования природоресурсных правоотношений. Балаганская

Понятие и виды управления отношениями природопользования. (про органы) Клемюк

Ответственность за нарушения правил лесопользования. Пузырева

Ответственность за нарушения правил пользования недрами. Роман

Нормы природоресурсного права и природоресурсные правоотношения. Авдеева

Правовое регулирование пользования водными объектами. Балаганская

Основания предоставления права водопользования: договор водопользования, решение о предоставлении водного объекта в пользование. Клемюк

Правовое регулирование пользования недрами. Пузырева

Правовое регулирование использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Роман

Основания возникновения права недропользования. Авдеева

Требования по рациональному использованию недр. Балаганская

Объекты природоресурсных правоотношений. Признаки природного объекта как объекта права. Соотношение понятий: природный объект и природный ресурс. Клемюк

Про ответственность: возможно несколько видов ответственности. Конкуренция норм уголовного и административного права, разграничить! (8.28/260ст.) Состав уголовного/административного правонарушение и гражданского. Отличия. (Вина презюмируется/в уг./адм. Презумпция невиновности; Вина может не учитываться вообще)


Право природопользования: понятие и виды.Авдеева

Право природопользования - система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

Общая классификация по объекту природы:

· право землепользования,

· право недропользования,

· право водопользования,

· право пользования атмосферным воздухом (редкий вид чаще говорят о защите, чем о пользовании),

· право лесопользования,

· право пользования растительным миром вне лесов,

· право пользования животным миром.

Основная классификация по целевому назначению:

1. Землепользование (1. земли сельскохозяйственного назначения; 2. земли населенных пунктов; 3. земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения; 4. земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5. земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.). Могут иметь еще внутреннюю классификацию.

2. Недропользование (1. регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку и т.д.; 2. геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; 3. разведки и добычи полезных ископаемых; 4. строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;5. образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение; 6. сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

3. Водопользование для след. целей (1. питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; 2. здравоохранения;3. промышленности и энергетики; 4. сельского хозяйства;5.лесного хозяйства; 6. гидроэнергетики;7. рекреации; 8. транспорта; 9. строительства; 10. пожарной безопасности; 11. рыбного хозяйства; 12. охотничьего хозяйства; 13. лесосплава; 14. добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля; 15. для иных целей.)

4. Лесопользование (1. заготовка древесины; 2. заготовка живицы; 3. заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты и тд); 4. побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота и тд); 5. пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства; 6. пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей; 7. пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей).

5. Животным миром: (1. охота; 2. рыболовство; 3. добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства (птицы, змеи); 4. использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; 5. изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; 6. получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (пуха птиц, меда, воска)).

Специфические виды использования атмосферы – потребление атмосферного воздуха для производственных нужд (ст. 41) и удаление загрязняющих веществ в процессе функционирования общества.

По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специальное право природопользования.

Общее право характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и тп; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов – личностным характером пользования и вызванных наличием специальных прав у других субъектов.

Специальное природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением наряду с предоставлением права и обязанностей.

Принципы природоресурсного права. Клемюк

Принципы отрасли права — это основополагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений.

Принципы природоресурсного право:

Принцип международного сотрудничества.

Принцип ответственности за нарушения в сфере природопользования.

История правового регулирования природоресурсных правоотношений. Балаганская

Для того чтобы достигнуть современного уровня правового регулирования, история развития природоресурсного права прошла ряд этапов.

Советский период развития.

Характерной чертой второго этапа являлось исключительное право государственной собственности на все природные ресурсы – недра, леса, воды, землю и др. природные объекты. На начальном этапе советской власти горное, водное, лесное право рассматривались как самостоятельные отрасли права. Впоследствии, в 30-е годы ХХ в., самостоятельность горного, водного, лесного, права стала отрицаться, поскольку господствовала теория единого земельно-колхозного права. После этого, в 40-е годы земельное право обрело статус самостоятельной отрасли, и горное, лесное, водное право включались в него как в право в «широком смысле». В конце 50-х годов высказывались предположения о том, что в земельное право входят и отношения по использованию животного мира, и даже воздуха.

В 60-е годы проф. Н.Д. Казанцевым впервые было высказано мнение о существовании природоресурсного права как самостоятельной отрасли права. Дальнейшая разработка его вопросов привела к тому, что в середине 70-х годов природоресурсное право было включено в учебную программу по специальности «Правоведение», разработаны учебники и пособия.

Современный этап развития.

Данный период характеризуется отсутствием общепризнанного подхода к определению места природоресурсного права в системе российского права. В середине 90 годов была сформирована база нормативных актов, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов. К таковым относятся: Водный кодекс, Лесной кодекс, Закон о животном мире, и Закон о недрах. Все они претерпели серьезные изменения. В 2006 году были приняты новые Водный и Лесной кодексы.

Существует три устоявшихся позиции, определяющих место природоресурсного права в системе отраслей российского права.

1. Природоресурсное право, как впрочем, и экологическое, есть составляющая особенной части административного права, а именно институт государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

2. Природоресурсное право – самостоятельная отрасль права. Приверженцы данной позиции полагают, что отношения по использованию и отношения по охране природных объектов – абсолютно разнородные отношения. Рациональное использование – это нанесение наименьшего вреда природным ресурсам. Отношения же по охране направлены на сохранение целостности природного объекта.

3. Природоресурсное право – это подотрасль экологического права, это совокупность нормативных актов, объединенных единым предметом правового регулирования, а именно отношениями по использованию природных ресурсов. Оно включается в экологическое право и является его составляющей, наряду с природоохранным законодательством.

Рассматриваемая точка зрения представляется наиболее адекватной и соответствующей реалиям современного состояния законодательства. Таким образом, природоресурсное право является подотраслью экологического права, учебной дисциплиной, выделенной для более углубленного изучения норм, регулирующих использование лесов, водных объектов, объектов животного мира и недр.

8,10

1. Выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, проведению дегазации при добыче (переработке) угля (горючих сланцев), приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

8.11

Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых либо условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно утрата геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Разрешительная документация

В настоящее время приобретение права пользования поверхностными водными объектами осуществляется на основании: Договора водопользования, Решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Договор водопользования

На основании договоров водопользования водный объект или часть водного объекта предоставляется в пользование для следующих целей:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора, заключается по результатам аукциона.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Решение о предоставлении водных объектов в пользование

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты или их части предоставляются в пользование для: 1) обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод; 3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ) 4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами; (в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ) 5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; (п. 5 в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ) 6) разведки и добычи полезных ископаемых;7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; 8) подъема затонувших судов; 9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей; (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) 10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); 11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование, так же как и договор водопользования, вступает в силу с момента его регистрации в государственном водном реестре.

Следует отметить, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на водопользование, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование до истечения срока действия таких лицензий.

Требования по рациональному использованию недр. Балаганская

Статья 23 ФЗ «О недрах» определяет основные требования по рациональному использованию недр, к числу которых относятся:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.

В случае нарушения требований право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

Вопросы к экзамену по природоресурсному праву

Право природопользования: понятие и виды. Авдеева



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.035 с.)