Порядок и особенности лицензирования природопользования. Авдеева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок и особенности лицензирования природопользования. Авдеева



http://buhonline24.ru/licenzirovanie/licenzirovanie-prirodopolzovanija.html - тут очень подробно и про 2016 год.

Большая часть природных богатств в собственности государства, гос-во предоставляет их в пользование посредством выдачи лицензий.Лицензирование является важным методом в управлении природопользования, а также охраны окружающей среды.

Лицензии на природопользование оформляют федеральные уполномоченные органыэкологического управления и их территориальными подразделениями (например, министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России и др.)

В каждой сфере применяются свои виды лицензий: при использовании лесов - лесорубочный и лесной билеты, вод - лицензии на водопользование и разрешительные лицензии, недр - лицензии на пользование недрами, животного мира - долгосрочные и именные разовые лицензии, атмосферного воздуха - разрешения на выброс загрязняющих веществ и др.

В содержание лицензийвходят сведения о предоставляемом природном объекте, субъекте права природопользования, о целях и способах использования природного объекта, его пространственных границах, сроках, объемах и условиях пользования, требованиях по рациональному использованию и охране окружающей природной среды и др.

Участниками лицензирования являются: 1. Предприятия или организации; 2. А также физические лица, которые занимаются индивидуальным предпринимательством; 3. Уполномоченные органы.

Процесс получения лицензии состоит из следующих этапов: 1. Предоставления соискателем заявления на получения лицензии в государственный орган. 2. Проверки уполномоченным органом достоверности сведений соискателя. 3. Принятие решения о предоставлении лицензирующего документа. 4. Принятие решение об отмене действия лицензии.

Специфическая стадия процесса - прекращение действия лицензии или ее аннулирование. Могут произвести уполномоченные государственные органы, если ЮЛ или ИП нарушил лицензионные требования и условия. Аннулирование только по решению суда.

Необходимая документация: предоставить заявление по установленной форме в лицензирующий орган. К заявлению следует приложить: Копии заверенных учредительных документов; Копии документов, где указано положение о предоставлении лицензии на данный вид деятельности; Квитанция об уплате государственной пошлины; Перечень предоставленных документов.

Самыми распространенными лицензиями являются вырубка леса, добыча природных ископаемых, выброс загрязняющих веществ, использование воды.

При недропользовании необходимо учитывать следующее: 1. Вид и характер использования полезных ископаемых. 2. Вид работ, которые будут проводиться с недрами. 3. Для чего будут использоваться недра. Собственники земельных участков и арендаторы земли могут использовать распространенные ископаемые для хозяйственных нужд без особого разрешения. Необходимо иметь предварительное согласие государственного органа, отвечающего за управление земельными ресурсами или документ, который указывает на согласие собственника участка о проведении исследований.

При землепользовании: Если на земельном частке найдены месторождения каких-либо полезных ископаемых, и он находится в собственности других лиц, то правительство должно решить вопрос о переводе данной территории в государственный резерв земель. Перед тем как выдать решение нужно измерить площадь участка - неотъемлемая часть получения разрешения. Не нужно ждать предоставление акта от государственного резерва, необходимо подать заявление с пакетом документов в лицензирующий орган.

Одной из главных особенностей любой лицензии является то, что она выдается после проведения экологической экспертизы, а при комплексном природопользовании – только после получения юридическим или физическим лицом частного разрешения в специализированных учреждениях. При использовании природных ресурсов вводят систему лимитов, которые устанавливают норму. Их несоблюдение приведет к прекращению деятельности.

История правового регулирования природоресурсных правоотношений. Балаганская

Для того чтобы достигнуть современного уровня правового регулирования, история развития природоресурсного права прошла ряд этапов.

Дореволюционный период развития.

Приблизительно до 1700 г. практический интерес представляли только леса, воды и объекты животного мира. Использование ресурсов недр нормами права не регулировалось в силу неразвитости промышленности, права на полезные ископаемые неразрывно были связаны с правом на земельный участок, поэтому владельцы земель могли беспрепятственно добывать минералы и обрабатывать их, аналогичная ситуация касалась и использования лесов и водных объектов. Что касается животного мира, то здесь регулирование охоты и рыболовства в большей степени велось на основе норм обычного права. Человек, заботясь о воспроизводстве живых природных ресурсов, путем длительных наблюдений за природой выработал определенные ограничения на их использование.

В 18 веке, Петр 1 (1696 – 1725) ввел ряд жестких ограничений на использование природных ресурсов. В первую очередь это касалось лесов, как наиболее необходимых для нужд армии и флота. Например, запрещалось всем без исключения рубить на расстоянии 50 верст (чуть больше км – 1 верста) от больших и 20 верст от малых рек рубить дуб, лиственницу, клен, некоторые другие породы деревьев, высота которых составляла 12 и боле аршин (1 аршин – 71,12 см). Рубка государством и для государства разрешалась в любых местах и бесплатно. Предусматривались суровые наказания: за каждое срубленное дерево (кроме дуба) налагался штраф в размере 10 рублей, за срубленный дуб устанавливалась смертная казнь.

В 1700 г. в России впервые появились правила использования недр. Полезные ископаемы были объявлены собственностью казны. В 1719 году был издан Указ об учреждении Берг-коллегии, в ведении которой входило управление горными делами, этим же Указом устанавливались правила разведки и добычи полезных ископаемых.

Кроме этого, Петр 1 ввел запрет на звериную ловлю в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга. После Петра правящие государи также устанавливали отдельные ограничения на использование природных ресурсов.

После Петровского правления реформы Екатерины 11 (1762 – 1796) преследовали цель максимального ослабления государственного контроля за использованием природных ресурсов. При этом большинство прав на природные ресурсы передавались частным лицам. Право собственности на природные ресурсы неразрывно было связано с собственностью на землю. Т.е. собственник земли обладал всеми правомочиями на леса, недра, водные объекты, животных, находившихся в пределах его земельного участка. Такой режим правового регулирования сохранился вплоть до 1917 года.

Советский период развития.

Характерной чертой второго этапа являлось исключительное право государственной собственности на все природные ресурсы – недра, леса, воды, землю и др. природные объекты. На начальном этапе советской власти горное, водное, лесное право рассматривались как самостоятельные отрасли права. Впоследствии, в 30-е годы ХХ в., самостоятельность горного, водного, лесного, права стала отрицаться, поскольку господствовала теория единого земельно-колхозного права. После этого, в 40-е годы земельное право обрело статус самостоятельной отрасли, и горное, лесное, водное право включались в него как в право в «широком смысле». В конце 50-х годов высказывались предположения о том, что в земельное право входят и отношения по использованию животного мира, и даже воздуха.

В 60-е годы проф. Н.Д. Казанцевым впервые было высказано мнение о существовании природоресурсного права как самостоятельной отрасли права. Дальнейшая разработка его вопросов привела к тому, что в середине 70-х годов природоресурсное право было включено в учебную программу по специальности «Правоведение», разработаны учебники и пособия.

Современный этап развития.

Данный период характеризуется отсутствием общепризнанного подхода к определению места природоресурсного права в системе российского права. В середине 90 годов была сформирована база нормативных актов, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов. К таковым относятся: Водный кодекс, Лесной кодекс, Закон о животном мире, и Закон о недрах. Все они претерпели серьезные изменения. В 2006 году были приняты новые Водный и Лесной кодексы.

Существует три устоявшихся позиции, определяющих место природоресурсного права в системе отраслей российского права.

1. Природоресурсное право, как впрочем, и экологическое, есть составляющая особенной части административного права, а именно институт государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

2. Природоресурсное право – самостоятельная отрасль права. Приверженцы данной позиции полагают, что отношения по использованию и отношения по охране природных объектов – абсолютно разнородные отношения. Рациональное использование – это нанесение наименьшего вреда природным ресурсам. Отношения же по охране направлены на сохранение целостности природного объекта.

3. Природоресурсное право – это подотрасль экологического права, это совокупность нормативных актов, объединенных единым предметом правового регулирования, а именно отношениями по использованию природных ресурсов. Оно включается в экологическое право и является его составляющей, наряду с природоохранным законодательством.

Рассматриваемая точка зрения представляется наиболее адекватной и соответствующей реалиям современного состояния законодательства. Таким образом, природоресурсное право является подотраслью экологического права, учебной дисциплиной, выделенной для более углубленного изучения норм, регулирующих использование лесов, водных объектов, объектов животного мира и недр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.011 с.)