Правовое регулирование пользования водными объектами. Балаганская 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование пользования водными объектами. Балаганская



Водное законодательство России включает Водный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 03 июня 2006 года N 74-ФЗ), и принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (республик, краев, областей).

Целью водного законодательства является регулирование отношений в области использования и охраны водных объектов. При этом использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является приоритетным.

Легальное понятие Использования водных объектов (водопользование)приводится в ст. 1 ВК и включает - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Классификацию видов пользования водными объектами можно провести по различным основаниям. Среди них легально закреплены в ст.ст. 37-38 Водного кодекса классификации по целям водопользования, в зависимости от условий водопользования и по способу использования.

Традиционной является классификация, в основании деления которой лежит цель водопользования. В соответствии со ст. ст. 11, 37, 43-53 Водного кодекса водные объекты могут использоваться для:

- питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- сброса сточных и (или) дренажных вод; - производства электрической энергии;

- водного и воздушного транспорта; - сплава леса;

- лечебных и оздоровительных целей;

- рекреационных целей;

- рыболовства и охоты;

- разведки и добычи полезных ископаемых;

- пожарной безопасности.

Детальный и исчерпывающий перечень видов водопользования в рамках данной классификации содержится в ст. 11 Водного кодекса. Исходя из условий предоставления водного объекта в пользование, водопользование подразделяется на совместное и обособленное водопользование (ст. 38 Водного кодекса). Водный кодекс исходит из того, что водопользование должно быть совместным, то есть предполагается пользование водным объектом различными лицами для различных целей. Исключение составляют случаи, когда водный объект предоставляется в обособленное пользование – для государственных или муниципальных нужд, исключающее использование водных объектов или их частей другими лицами (например, для нужд обороны), а также для рыбоводства (не рыболовства).

В зависимости от способа использования водных объектов Водный кодекс выделяет:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты (например, в целях работы судовых механизмов);

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты (например, для полива садовых участков); 3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (например, для взлета и посадки воздушного судна). Следует отметить, что водопользование для некоторых целей может быть отнесено как к видам, определяемым по способу использования водных объектов, так и исходя из условий их предоставления. Например, купание одновременно является и совместным водопользованием, и водопользованием без изъятия водных ресурсов из водных объектов.

Субъектами водных отношений являются:

1) собственники водных объектов – Российская Федерация, а также если объектом собственности является пруд или обводненный карьер, то и субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица;

2) органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в области использования и охраны водных объектов;

3) водопользователи – физические и юридические лица, которым предоставлено право водопользования.

Объектом водных отношений являются водные объекты или их части.

Определение основного понятия водного законодательства – «водный объект" содержится в ст. 1 Водного кодекса: водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Оно значительно отличается от аналогичного, содержащегося в Водном кодексе 1995 г., который понимал под водным объектом "сосредоточение вод на поверхности суши в форме ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима". Несмотря на сходство концовок данных определений, их содержание существенно различается. Если по Водному кодексу 1995 г. водным объектом признавалось сосредоточение вод только в природных границах ("на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах") и не уточнялось, что сосредоточение вод постоянное или временное, то по действующему Водному кодексу водный объект – не только природный, но и искусственный водоем, как с постоянным, так и с временным сосредоточением вод. Таким образом, понятие "водный объект" по Водному кодексу 2006 г. имеет более широкое содержание и теоретически позволяет признать водным объектом любое скопление воды, в том числе мелкое и кратковременное (лужа). Однако на практике водным объектом может считаться лишь тот, сведения о котором включены в государственный водный реестр.

Виды водных объектов определены в ст. 5 Водного кодекса. Данная статья подразделяет все водные объекты на поверхностные (наземные) и подземные. Такое подразделение необходимо для установления границ различных водных объектов, дифференциации правового регулирования их использования и охраны. При этом необходимо иметь в виду, что многие водные объекты не существуют изолированно: некоторые реки впадают в моря или пополняются за счет подземных вод, встречаются каскады прудов и т.п. Вместе с тем существует и немало водных объектов, не имеющих гидравлической связи с другими водными объектами. Поэтому непосредственным объектом водных отношений выступает четко индивидуализированный водный объект или его часть, с подробным описанием в договоре водопользования или в решении о предоставлении водного объекта в пользование.

Юридическое содержание водных правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов права водопользования.

В соответствии со ст. 39 Водного кодекса участники водных отношений имеют право: самостоятельно осуществлять использование водных объектов в соответствии с требованиями водного законодательства; получать информацию о состоянии водных объектов; осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах, пользоваться правами, предусмотренными иными федеральными законами. Водный кодекс оставляет перечень прав собственников водных объектов и водопользователей открытым, но подчеркивает, что иные права могут быть предусмотрены либо самим Водным кодексом, либо иными федеральными законами. Таким образом, законы субъектов Российской Федерации не могут устанавливать дополнительные права для водопользователей. Более подробно закреплены в ст. 39 Водного кодекса обязанности собственников водных объектов и водопользователей.

Все водопользователи обязаны воздерживаться от нарушения прав друг друга независимо от цели, вида водопользования и материального положения каждого из них, что является необходимым условием самостоятельности водопользования. Такая обязанность основана на части 2 статьи 36 Конституции, в соответствии с которой пользование природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Исполнение данной обязанности актуально для водных объектов, находящихся в совместном пользовании различных лиц. Но и при обособленном водопользовании необходимо воздерживаться от причинения вреда окружающей среде (п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса). Собственно, это главная обязанность: остальные предусмотренные названной статьей обязанности водопользователей в той или иной степени направлены на недопущение причинения вреда окружающей среде. На бытовом уровне это означает обязанность уборки за собой мусора с берега водного объекта, "небросание" мусора в воду и т.п. Примером нарушения прав других водопользователей является монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция водопользователя, запрещаемая статьей 40 Водного кодекса. Перечень обязанностей участников водных отношений также является открытым. Статья 39 Водного кодекса требует от водопользователей также исполнения обязанностей, предусмотренных другими положениями кодекса и иных федеральных законов.

Например, согласно ч. 2 ст. 61 Водного кодекса, водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня. Кроме этого, дополнительные обязанности могут быть закреплены в Федеральных законах «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г. и др.

Содержание субъективного права водопользования включает правомочия владения и пользования водным объектом. В связи с этим, важно помнить, что одним из принципов водного законодательства является принцип целевого использования водных объектов. Также в научной литературе выделяют право внутрихозяйственного управления. Оно заключается в том, что пользователи водных ресурсов могут и обязаны осуществлять внутрихозяйственное устройство предоставленного в пользование водного объекта или его части для рационального использования и охраны, вести внутрихозяйственный учет состояния и использования водных ресурсов.

Одним из важнейших механизмов управления в сфере водных отношений является предоставление права пользования водными объектами и их частями как физическим, так и юридическим лицам нав соответствии со статьей 11 Водного кодекса РФ водопользование может возникать:

- на основании договора водопользования;

- на основании решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование;

- без договора водопользования и без решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование.

К существенными условиями водопользования относятся:

- разрешенный объем забора водных ресурсов и объем сброса сточных вод, превышение которых влечет за собой штрафные санкции;

- выполнение водохозяйственных и водоохранных мероприятий;

- платность водопользования, стимулирующая рациональное использование водных объектов;

- ведение мониторинга поверхностных водных объектов, обеспечивающее разработку и принятие эффективных решений по управлению качеством водных ресурсов.

Выполнение условий водопользования обязательно и строго контролируется надзорными организациями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.009 с.)