ТОП 10:

Экологический кризис: понятие, причины и способы преодоления.



Экологический кризис: понятие, причины и способы преодоления.

Под экологическим кризисом понимается та стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, экономическими интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения охраны окружающей природной среды.

Экологический кризис распространяется на все страны, ставшие на путь научно-технического прогресса.

По своей структуре экологический кризис подразделяется на два компонента: естественный и социальный.

Естественный компонент выражается в деградации окружающей человека природной среды. Социальный компонент - выражается в неспособности государственных и общественных структур остановить деградацию окружающей среды, стабилизировать положение и оздоровить окружающую природную среду. Обе стороны тесно связаны.

Кризис государственных и общественных структур проявляется: 1) в недостаточно эффективной работе специальных органов, которые практически потеряли нити управления охраной окружающей природной среды, 2) в неспособности правоохранительных органов обеспечить надежный контроль и надзор за выполнением законов об охране окружающей среды и 3) в массовом эколого-правовом нигилизме, неуважении эколого-правовых требований, в нарушении или невыполнении их.

Причины экологического кризиса в бывшем СССР: 1) монополия государства в сферах эксплуатации природных ресурсов, в контроля за охраной природы и в области права; 2) направленность политики государства на военное противостояние, создание гигантского военно-промышленного комплекса, неограниченные военные расходы, расходование гигантских средств на поддержку прокоммунистических режимов и пр.

Деградация природной среды может быть остановлена в результате экстренных мер экологической защиты.

Пять направлений выхода из экологического кризиса:

· создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных или малоотходных производств, совершенствование технологических процессов - таково магистральное направление;

· развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды (стимулирование, налоги и пр.), задача - сделать охрану окружающей среды частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель или хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды;

· административно-правовое воздействие с целью повышения экологической дисциплины;

· экологическое просвещение - развитие системы экологического образования, воспитания, перестройка потребительского отношения к природе, экологическая революция в мышлении человека;

· международно-правовое направление. Препятствия на пути выхода из экологического кризиса: слабость экономики, ее кризисное состояние; отсутствие экономических рычагов воздействия на охрану природной среды;

· низкий уровень нравственности в сфере принятия решений.

2. Понятие экологического права как отрасли права, науки и учебной дисциплины.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права:

· земельное;

· водное;

· горное;

· воздухоохранительное;

· лесное;

· фаунистическое.

Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм. Основными его элементами являются:

· экологическое нормирование;

· оценка воздействия на окружающую среду;

· экологическая экспертиза;

· лицензирование;

· экономические меры;

· сертификация;

· аудит;

· контроль;

· применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Под экологическим правом понимается не только отрасль права, но также наука и учебная дисциплина. Экологическое законодательство, практика его применения, проблемы, достижения, недостатки и пути развития являются предметом научного исследования ученых-юристов и изучения в высших учебных заведениях.

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов науки экологического права выделяются:

· окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);

· природные комплексы;

· отдельные природные объекты или ресурсы;

· человек как органический элемент природы.

Окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа) является интегрированным объектом, а другие - дифференцированными объектами.

Одним из закрепленных в ст. 3 Закона об охране окружающей среды принципов охраны окружающей среды является принцип организации и развития системы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры.

Общие нормы об экологическом образовании и просвещении установлены в гл. 13 указанного Закона. Общественные отношения в области экологического воспитания и образования регулируются также законодательством об образовании и правовыми актами субъектов РФ, поскольку вопросы охраны окружающей среды и общие вопросы воспитания и образования отнесены ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование целостных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию.

При определении структуры экологического права как учебной или научной дисциплиныприменяется комбинация оснований, позволяющая наиболее полно и успешно решить стоящие перед ними задачи. При этом структура экологического права как учебной дисциплины может включать общую часть (куда входят в основном положения, обосновывающие наличие отрасли экологического права, и институты данной отрасли), особенную часть (содержащую специфические правовые меры по обеспечению рационального использования и по охране земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов, правовой режим особо охраняемых природных территорий, экологически неблагоприятных территорий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами и отходами и др.) и специальную часть (право окружающей среды в зарубежных государствах и международное право окружающей среды).

Понятие и особенности предмета экологического права.

Предмет экологического права – совокупность общественных отношений, возникающих в области охраны и использования природных ресурсов в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, урегулированная эколого-правовыми нормами.

Общественные отношения по поводу охраны и рационального использования природных ресурсов называются экологи ческими отношениями. Их особенности: они порождены конкретной исторической обстановкой, сложившейся в настоящее время в мире, в связи с потребительским использованием природных ресурсов; они непосредственно связаны с производственной деятельностью общества, использованием природных ресурсов в процессе производства материальных благ; им присущ особый субъектный состав: в них всегда участвует государство, регулируя и контролируя использование природных ресурсов, выступая при этом от имени всех членов общества.

Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» – комплексный источник экологического права.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

Органы общей компетенции.

· Президент Российской Федерации.

· Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он <...> обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (п. 2, 3 ст. 80 Конституции РФ). Таким образом, Президент РФ, в том числе, является гарантом экологических прав человека и гражданина, закрепленных в статье 42 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование органов государственная власти, включая органы экологического управления.

· Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, издает указы и распоряжения. Среди Указов Президента РФ есть ряд актов в сфере экологического права, которые были рассмотрены в лекции "Источники экологического права". В частности, можно выделить Указ Президента РФ от 04.02.1994 №236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", которым реализуются его полномочия по определению основных направлений политики России.

· Стратегические цели обеспечения экологической безопасности рассмотрены в разделе 8 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 №537.

· Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан (статья 114 Конституции РФ).

· Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность (статья 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"), включая и федеральные органы исполнительной власти в сфере экологического управления. Актами Правительства РФ утверждены положения о федеральных органах исполнительной власти.

· Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы (статья 13 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Непосредственные полномочия Правительства РФ в сфере экологии и охраны природы закреплены в статье 18 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации":

§ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

§ принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

§ организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

§ координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Федеральными законами Правительству РФ предоставлены полномочия по регулированию различных правоотношений в сферах охраны окружающей среды и рационального природопользования. Нормативные правовые акты в сфере экологического права включают значительный корпус актов Правительства РФ, ряд из них приведен в качестве примеров в лекции "Источники экологического права", со многими другими мы познакомимся в последующих лекциях.

Правовая охрана недр.

Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом сис­тему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетво­рения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природ­ной среды.

Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых при­родных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их ох­раны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минераль­ного сырья.

Исходя из этого основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):

· соблюдение установленного законодательством порядка предоставле­ния недр и недопущение самовольного пользования;

· обеспечение полноты геологического изучения, рационального, ком­плексного использования и охраны недр;

· проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечива­ющего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств уча­стка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ис­копаемых;

· обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совме­стно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов;

· охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводне­ния, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископае­мых и промышленную ценность месторождений;

· предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);

· предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.

Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение ми­неральных богатств, заключенных в недрах, закон устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагаю­щий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство насе­ленных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объ­ектов разрешается только после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в не­драх под участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения орга­нов управления фондом недр и горного надзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономи­ческой целесообразности застройки.
Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются го­сударственный учет, государственная экспертиза и государственная регист­рация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.
Государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также госу­дарственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30, 31 Закона РФ «О недрах»).

Государственный кадастр включает сведения по каждому месторожде­нию полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработ­ки, геолого-экономическую оценку).

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы страны ведется го­сударственный баланс, который содержит данные о количестве и качестве запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, освоении, до­быче, потерях, а также об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.
Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для ра­ционального комплексного использования недр, определения платы за поль­зование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экс­пертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы.

Государственной регистрации - включению в государственный реестр -подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологи­ческому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.

К числу правовых мер охраны недр относятся также обязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с до­бычей полезных ископаемых. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр, а также ликвидация и консервация соответствующих предприятий и сооружений допускаются только при обеспе­чении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий, населе­ния, проживающего в зоне влияния работ по недропользованию, и охраны ок­ружающей природной среды (предотвращение ее загрязнения, нарушения водного баланса, оседания поверхности земли и т. д.).

В случае нарушения перечисленных требований по охране недр право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекра­щено компетентными государственными органами.

Специфической особенностью деятельности по охране недр является ох­рана геологической информации.

Информация о геологическом строении недр, полезных ископаемых, ус­ловиях их разработки и т. д. может находиться в государственной собствен­ности (если она получена недропользователем за счет государственных средств) или в собственности недропользователя (если она получена за счет его собственных средств). Она представляется в государственный фонд гео­логической информации (в последнем случае - с условием ее использова­ния в коммерческих целях).

Должностные лица государственных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации и несут ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Необходимым элементом деятельности по охране недр является государ­ственный контроль в сфере отношений недропользования.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, в том числе правоохранительными.

Правовая охрана вод.

Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.
Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направ­ленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загряз­нением или засорением водное законодательство признает ухудшение качест­ва вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных ча­стиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема (ст. 1 Водного кодекса РФ).

В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, эко­логический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра.

С целью обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами установленного порядка рационального использования и охраны водных объ­ектов, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны вод, режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства осуществляется государственный контроль за использованием и охраной вод органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерством природных ресурсов РФ, государственными органами в области охраны окружающей среды.

Законодательством предусмотрено, что использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последст­виями для водных объектов. При их использовании гражданам и юридичес­ким лицам необходимо проводить производственно-технологические, мели­оративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Данные требова­ния раскрываются через систему рассмотренных выше обязанностей указан­ных субъектов, образующих содержание права водопользования.
Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый ряд специ­альных мер, требований и запретов но охране вод.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответству­ющем экологическим требованиям, обеспечивается в первую очередь с по­мощью установления и соблюдения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты.

Они устанавливаются исходя из:

· предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;

· предельно допустимой массы вредных веществ, которая может посту­пить в водный объект и на его водосборную площадь.

В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения ус­танавливаются нормативы содержания загрязняющих, вредных веществ в воде - их предельно допустимые концентрации (ПДК). На поддержание ка­чества вод, соответствующего этим нормативам, направлены нормы водно­го законодательства, регулирующие хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на воды.

Для предупреждения и устранения загрязнения водных объектов, кото­рое может наступить в результате этой деятельности, определяются источни­ки загрязнения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных ве­ществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничива­ющих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.

Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством ре­гулирования деятельности как стационарных, так и других источников за­грязнения.
Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и дру­гих объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объ­ектов и вредное воздействие вод (ст. 106). Сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, допускается при наличии лицензии, выдаваемой органа­ми управления использованием и охраной водного фонда, а также если та­кой сброс не приводит к увеличению содержания загрязняющих веществ свыше установленных норм - нормативов предельно допустимых концент­раций вредных веществ в воде (ПДК).

В связи с этим каждый источник загрязнения должен соблюдать установ­ленные для него компетентными государственными органами нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ). Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентра­ций вредных веществ в водных объектах.

При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

· осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезврежен­ных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

· производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

· осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих воз­будителей инфекционных заболеваний.

В случае превышения норм ПДВ или сброса сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены соответствующие нормативы, нару­шении других требований по рациональному использованию и охране вод, сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещенвплоть до прекращения деятельности производственного объекта по реше­нию Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления водным фондом, охраны окружаю­щей среды или санитарно-эпидемиологического надзора.

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду. Места строительства (реконструкции) хозяй­ственных и иных объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах должны согласовываться с органом управления водным фондом, го­сударственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, другими органами управления использованием и охраной природных ресурсов.

Запрещается ввод в эксплуатацию:

· хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопи­телей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов;

· водозаборных и сбросных сооружений без устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;

· водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями со­стояния водных объектов.

Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать за­грязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты, что должно обеспечиваться приоритетным применением технологий, не оказывающих негативного влияния на окружа­ющую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты.
Закон устанавливает обязанности водопользователей принимать меры к сокращению расхода воды, прекращению сброса сточных вод путем совер­шенствования технологии производства и схем водоснабжения (применения безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, замкнутых систем технического водоснабжения и др.) (ст. 98, 105 Водного кодекса РФ).

В интересах устойчивого удовлетворения в воде потребностей населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользова­ния, рационального использования водных ресурсов и обеспечения благо­приятного экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов Министерством природных ресурсов РФ для водопользо­вателей устанавливаются лимиты водопользования.
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - это пре­дельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного пе­риода времени.

В целях охраны вод от засорения запрещается сброс в водные объекты и за­хоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96 ВК РФ).
Запрещается захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты, а также проведение на водных объектах ра­бот, при которых используется ядерная и иные виды технологий, сопровож­дающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ.

Владельцы средств водного транспорта, плавучих и других сооружений на водных объектах, лесосплавляющие организации должны не допускать загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, древесины, химичес­ких, нефтяных и других продуктов.
Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а так­же иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без уст­ройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих су­дах и объектах.
Предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязне­ния и засорения поверхности водосборов и ледяного покрова водоемов произ­водственными, бытовыми и другими отходами и отбросами, а также нефтяны­ми продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами, смыв которых повлечет ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Существенной чертой правовой охраны вод является установление водо­охранных зон водных объектов.

Водоохранная зона - это территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятель­ности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истоще­ния водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов живот­ного и растительного мира.

Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон яв­ляется составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибреж­ных территорий.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Правовой режим этих территорий регулируется Поло­жением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах.

В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяй­ственно-бытового водоснабжения, а также лечебных, курортных и оздоро­вительных нужд населения, устанавливаются зоны и округа санитарной ох­раны.
Водным кодексом РФ регулируются также вопросы аварийного загрязне­ния вод в результате залповых сбросов вредных веществ, определяются по­нятия зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах (ст. 97, 116 ВК РФ), предусматриваются меры преду­преждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод(наводнений, затоплений, разрушения берегов, плотин и т. д., заболачивания и засо­ления земель, эрозии почв, селей и др.).

Законодательством предусмотрено создание различных категорий особо охраняемых водных объектов - природных экосистем, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оз­доровительное значение, которые полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности. Это могут быть участ­ки внутренних морских вод, водно-болотные угодья, водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам, зоны охраны истока или устья водных объектов, места нереста ценных видов рыб и др. Специ­альным Федеральным законом «Об охране озера Байкал» установлен особый правовой режим охраны уникальной экологической системы - Байкальской природной территории, которая является природным объектом всемирного наследия.

Экологический кризис: понятие, причины и способы преодоления.

Под экологическим кризисом понимается та стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, экономическими интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения охраны окружающей природной среды.

Экологический кризис распространяется на все страны, ставшие на путь научно-технического прогресса.

По своей структуре экологический кризис подразделяется на два компонента: естественный и социальный.

Естественный компонент выражается в деградации окружающей человека природной среды. Социальный компонент - выражается в неспособности государственных и общественных структур остановить деградацию окружающей среды, стабилизировать положение и оздоровить окружающую природную среду. Обе стороны тесно связаны.

Кризис государственных и общественных структур проявляется: 1) в недостаточно эффективной работе специальных органов, которые практически потеряли нити управления охраной окружающей природной среды, 2) в неспособности правоохранительных органов обеспечить надежный контроль и надзор за выполнением законов об охране окружающей среды и 3) в массовом эколого-правовом нигилизме, неуважении эколого-правовых требований, в нарушении или невыполнении их.

Причины экологического кризиса в бывшем СССР: 1) монополия государства в сферах эксплуатации природных ресурсов, в контроля за охраной природы и в области права; 2) направленность политики государства на военное противостояние, создание гигантского военно-промышленного комплекса, неограниченные военные расходы, расходование гигантских средств на поддержку прокоммунистических режимов и пр.

Деградация природной среды может быть остановлена в результате экстренных мер экологической защиты.

Пять направлений выхода из экологического кризиса:

· создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных или малоотходных производств, совершенствование технологических процессов - таково магистральное направление;

· развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды (стимулирование, налоги и пр.), задача - сделать охрану окружающей среды частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель или хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды;

· административно-правовое воздействие с целью повышения экологической дисциплины;

· экологическое просвещение - развитие системы экологического образования, воспитания, перестройка потребительского отношения к природе, экологическая революция в мышлении человека;

· международно-правовое направление. Препятствия на пути выхода из экологического кризиса: слабость экономики, ее кризисное состояние; отсутствие экономических рычагов воздействия на охрану природной среды;

· низкий уровень нравственности в сфере принятия решений.

2. Понятие экологического права как отрасли права, науки и учебной дисциплины.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права:

· земельное;

· водное;

· горное;

· воздухоохранительное;

· лесное;

· фаунистическое.

Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм. Основными его элементами являются:

· экологическое нормирование;

· оценка воздействия на окружающую среду;

· экологическая экспертиза;

· лицензирование;

· экономические меры;

· сертификация;

· аудит;

· контроль;

· применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Под экологическим правом понимается не только отрасль права, но также наука и учебная дисциплина. Экологическое законодательство, практика его применения, проблемы, достижения, недостатки и пути развития являются предметом научного исследования ученых-юристов и изучения в высших учебных заведениях.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.182.81 (0.022 с.)