Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программы экологического воспитания дошкольников
В настоящее время дошкольным учреждениям предоставлена возможность самостоятельно выбирать программы воспитания и обучения детей. Учитывая актуальность проблемы экологического образования, целесообразно рассмотреть, как этот аспект представлен в различных программах. Существующая практика дошкольного воспитания показывает, что до сих пор востребованы старые программы, которыми пользовались детские сады в 80-е годы XX в. в СССР: «Программа воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой (программа утверждена Министерством просвещения РСФСР) и «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Р.А.Курбатовой, Н.Н.Поддьякова (программа утверждена Министерством просвещения СССР). Рассмотрим, в какой степени эти документы решают вопросы экологического воспитания дошкольников. «Программа воспитания в детском саду» во всех возрастных группах предлагает скромный набор знаний о природе, который представлен в разделах, посвященных развитию речи, расширению ориентировки детей в окружающем пространстве и трудовому воспитанию. Цель этой программы — познакомить детей (главным образом посредством наблюдений) с конкретными природными явлениями неживой природы, изменением состояния растений, животных участка детского сада в разное время года. Дошкольники учатся различать и узнавать различные живые существа, называть их. В отдельных случаях ставятся задачи учить детей видеть красоту природных явлений, устанавливать простейшие причинно-следственные связи (например: шел дождь — на земле лужи, светит солнце — лужи высыхают). В старшей и подготовительной группах знания о природе носят сезонный характер: во все времена года дети наблюдают погодные явления, рассматривают растения, выделяют их характерные особенности, учатся выполнять различные трудовые действия на участке. Следует отметить: в этой программе дети познают разнообразие явлений и объектов живой и неживой природы, однако не устанавливают их взаимосвязь, не прослеживают зависимость жизни и состояния растений и животных от факторов внешней среды. Именно поэтому можно утверждать — ознакомление с природой в данной программе не имеет экологической направленности.
Обращает на себя внимание раздел трудового воспитания, в котором фактически в каждой возрастной группе ставятся большие задачи формирования у детей трудовых умений и навыков. Детей приучают ухаживать за животными уголка природы, привлекают к уборке в аквариуме, к чистке клеток, возделыванию клумб и огорода, к подкормке птиц в зимнее время, учат поливать, протирать, рыхлить комнатные растения. При этом особое внимание сосредоточивается на правильном использовании детьми орудий труда, правильном выполнении действий лейкой, лопатой, палочкой для рыхления и пр. Труд в природных условиях рассматривается, главным образом, как деятельность с оборудованием, а не как процесс создания и поддержания жизненно необходимых условий для живых существ. Можно сделать общее заключение: детским садам, работающим по программе М.А.Васильевой и желающим заниматься экологическим воспитанием дошкольников, следует дополнительно использовать одну из парциальных экологических программ.
звать у них эмоциональный отклик на разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения и на прогулках. В программе даются рекомендации: что можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом. В программе «Радуга» подраздел «Мир природы» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дается информация о различных природных явлениях, развиваются познавательные процессы, формируется отношение к окружающему миру. Все это создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем пространстве. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, знакомящих ребят с растениями, животными, с планетой Земля и со строением Солнечной системы. Детям дается много географических знаний и экзотических сведений (о природе Африки, о динозаврах и др.). На основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца. Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, осмысливать увиденное.
Петербургская программа «Детство» в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы» обстоятельно знакомит детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных и их сообществ. Программа для каждого возраста включает четыре блока: первый содержит сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы, раскрывает связи живых существ со средой обитания, их неповторимость. Во втором разделе рассказывается о механизмах приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания, дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде. Третий раздел дает знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; ребята получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса. Четвертый раздел знакомит детей с растениями и животными, проживающими в одном сообществе (в одной экосистеме). Ребята узнают, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов — разрушать или поддерживать их. Программа «Детство» заботится о разных личностных проявлениях детей — познавательных и речевых умениях, трудовых навыках, отношении к природе. Данная программа является серьезным проводником в жизнь экологического воспитания дошкольников — в ней очевидна экологическая содержательность и системный подход к вопросу. Дошкольники при реализации этой программы могут обрести начальное, но очень обстоятельное видение и понимание закономерных экологических явлений, взаимосвязей в природе. «Истоки» — это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную программу, которая нацелена на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей до уровня возрастных возможностей и требований современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3 — 5 лет — младший и 5 —7 лет — старший. Подраздел «Природа и ребенок» программы «Истоки» включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития детей, содержание и условия педагогической работы. Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. В программе содержатся сведения о связях живого организма со средой обитания (т. е. экологический аспект). Ценным является положение программы о том, что важнейшим педагогическим условием ее реализации является хорошая естественно-научная осведомленность воспитателей и наличие у них развитого экологического сознания, готовность к содержательному общению с детьми по вопросам жизни природных объектов. Программа «Развитие», разработанная коллективом опытных детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников как ориентировочных действий с образными средствами решения задач. Эти способности помогают ребенку самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, находить нужные решения, осмысленно относиться к собственной деятельности. На основе развитых в младшем дошкольном возрасте сенсорных способностей в среднем и старшем дошкольном возрасте особенно ярко проявляется способность к наглядному моделированию.
Ознакомление с природой, включенное в данную программу, является одним из средств развития способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей в природе. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям в природе, в старшей — флоре, а в подготовительной — фауне. Тем не менее, посредством моделирующей деятельности ребята познают взаимоотношения живого организма со средой, знакомятся со связями в экосистемах, устанавливают связи между живой и неживой природой. В подготовительной группе у детей существенно расширяются представления о мире — они знакомятся с природными поясами планеты и эволюцией жизни на Земле. При этом с помощью моделей они устанавливают связи между древними и современными животными и средой их обитания. Можно сказать, что в программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников. Наряду с комплексными программами в 90-е годы XX в. создано значительное количество парциальных программ. Некоторые из них имеют экологическую направленность. Прежде всего, можно выделить программы с психологическим уклоном. Программа «Мы — земляне» А. Вересова имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания. Она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е.Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, направленной на индивидуализацию личностного развития ребенка. Она предусматривает развитие у детей естественно-научных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный». Н.А.Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа «Жизнь вокруг нас», в центре которой — личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Программа «Паутинка» Ж.Л.Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Программа «Надежда» Т.В.Потаповой и др. также пытается решить вопросы «Я-концепции» ребенка и его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится экологоосознанное поведение в окружающей среде, которая понимается широко, как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения. У ребенка формируется потребность уважать свои права и права других живых существ. Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру. Программа В. И. и С. Г.Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают, что от того, как будет мыслить ребенок, насколько тонко он научится чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет жить, какие совершать поступки. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало в отношении к окружающему миру. В программе имеются две базовые темы: «Природа» и «Человек». Тема природы включает четыре царства на Земле (минералы, растения, животные и человек) и выходит за пределы планеты — в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя: народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, оставивших добрый след на Земле. Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4—6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру. Культурологический аспект экологического воспитания представлен также в программах И. Белави-ной, Н. Найденской «Планета — наш дом» и Т. И. Поповой «Мир вокруг нас». К этой же группе можно отнести программу Н.А. Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную для воспитания дошкольников 4 — 6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы — развитие у детей через эмоциональную сферу познавательного интереса к природе и желание общаться с ней. Ребята обучаются три года — на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней, а также творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности. Особенность организации программы заключается в том, что на каждом занятии, которое длится два академических часа, дети «погружаются в природу» и проживают ее вместе с педагогом в уютной атмосфере.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. В основу содержания программы Н. Н. Кондратьевой «"Мы Азбука экологии» положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Сначала дети знакомятся с растениями, животными и человеком как живыми существами (раздел 1), затем познают приспособленность живых организмов к среде обитания (раздел 2), затем — их рост, развитие и размножение (раздел 3) и, наконец, — взаимосвязь живых организмов в экосистемах, связь человека с природой, для которого она является средой обитания (раздел 4). Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания, которое позволяет старшему дошкольнику понять роль Человека на Земле, осознать, что он как космическое творение является частью природы. Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности — наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование. С различными видами деятельностями (их содержанием и результатом) связываются проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года. Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом — природа» нацелена на воспитание гуманной, социально-активной и творческой личности ребенка 5 — 6 лет, которая имеет целостный взгляд на природу и понимает место человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые помогают им обрести основы экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природных условиях и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае. Программа «Наш дом — природа» состоит из 10 блоков, каждый из которых включает обучающий и воспитывающий компоненты — получение знаний о природе и развитие у детей различных аспектов отношения к ней (бережного, умения видеть красоту и др.). Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса, а два последних — взаимодействию человека с природой. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе. Одной из первых в 90-х годах XX в. появилась программа «Юный эколог» (С. Н. Николаева), созданная на основе авторской концепции экологического воспитания дошкольников. Программа «Юный эколог» имеет обстоятельное методическое обеспечение. В пособиях описано создание развивающей среды в дошкольном учреждении, экологический подход к содержанию растений и животных. Ряд пособий представляют собой технологии экологического воспитания детей разного возраста (от младшей группы до подготовительной), содержат готовое планирование и подробное описание экологических мероприятий с детьми. Все технологии построены на разных видах деятельности, чаще всего совместной воспитателя с детьми, в них широко используется игра. «Юный эколог» вместе с обеспечением — это программно-методическая система всестороннего (но с экологическим уклоном) воспитания дошкольника. Она развивает у ребенка мышление (он понимает и осознает закономерный характер явлений природы), сочувствие и доброе отношение к живому на основе понимания экологических взаимосвязей, готовность сделать все для сохранения жизни живых существ, экологическое восприятие красоты природы — красоты здорового организма, живущего в благоприятных условиях, красоты природы, отраженной в произведениях искусства, понимание значения факторов окружающей среды, природы для здоровья людей. Программа «Юный эколог» включает две подпрограммы. Первая ориентирована на детей — на развитие экологической культуры дошкольников 2— 7 лет в любых образовательных учреждениях. Вторая предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). Применяя ее, можно повысить квалификацию тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей. Программа «Юный эколог» базируется на следующих положениях. Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям (Концепция дошкольного воспитания). Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают понимание им конкретных ситуаций в поведении животных и со- 1. В Приложении 2 представлена только программа, предназначенная для детей. 25 стоянии растений, способствуют правильной их оценке и адекватному на них реагированию. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, а также на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия или включиться в совместную с взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремление рассказать о своих переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями). В программе представлено шесть разделов: первый содержит элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. Разделы, обозначенные звездочкой, — необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми. Данная программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания детей. В программе не выделены задачи и содержание экологического воспитания по возрастам: на каждом этапе, регулируя объем непосредственных контактов детей с объектами природы, воспитатель может решать любые задачи. Усвоение материала детьми воспитатель обнаружит по тем детским проявлениям, которые представлены во всех разделах позицией «Отношение». В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России — педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных, социальных условий, национальных традиций. Такая работа ведется на Севере нашей страны (например, в Петербурге и области, в Якутии), на Урале (в Перми, Екатеринбурге), в Сибири (в Тюмени), в Поволжье (в Нижнем Новгороде), на Дальнем Востоке, в Центре и на Юге страны (в Липецке, Сочи). Таким образом, обзор ряда отечественных программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание ими экологических проблем планеты и необходимости их решения, сознание ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, понимание необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. Для этого необходимо интенсивное экологическое образование всех людей одновременно и, что очень важно, начиная с впечатлительного дошкольного детства. Контрольные вопросы 1. Что такое экологическое воспитание, чем оно отличается от традиционного ознакомления детей с природой? 2. Почему программу М.А.Васильевой нельзя отнести к числу программ, решающих вопросы экологического воспитания дошкольников? 3. Назовите известные вам комплексные (общеразвивающие) про Задания 1. Сравните комплексные программы: «Типовую», «Истоки», «Детство», «Развитие». Выпишите в столбик: «задачи экологического воспитания», «знания о растениях», «знания о животных», «знания о неживой природе», «знания об экосистемах», представленные в каждой из Какая программа, на ваш взгляд, наиболее оптимальна? Какую вы возьмете программу для решения задач экологического воспитания дошкольников, если вам представится выбор? 2. Прочитайте программу экологического воспитания дошкольников а) Сколько разделов в программе? Чему посвящен каждый из них? б) В чем состоит экологический подход к знаниям о неживой природе (раздел 1)? Подтвердите свой ответ словами из программы. в) Как экологический подход реализуется в знаниях о растениях? г) В чем заключается экологичность знаний о животных (раздел 3)? д) Почему «рост и развитие животных и растений» выделены в специальный раздел? В чем состоит экологический подход к этим процессам? Процитируйте соответствующие места из программы. е) С какими экосистемами можно познакомить детей? Как растения ж) Какие аспекты взаимодействия человека с природой представлены в разделе 6? В чем состоит их экологичность? 3. Назовите две позиции, представленные в каждом подразделе. Что важнее: «знания» или «отношение»? Могут ли они обойтись друг без друга? Покажите, как экологическое знание помогает выработать правильное отношение (на собственном примере).
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 12717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.049 с.) |