Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предполагаемые результаты реализации программы

МИР ОТКРЫТИЙ

Рабочая программа внеурочной деятельности

(социальное направление развития личности)

срок реализации 2012-2016 год

 

 

Составлена на основе методического

пособия А.И.Савенкова «Методика

исследовательского обучения

младших школьников»

учителем начальных классов

Фроловой Златой Павловной

 

г.Нижневартовск

2012 г

Содержание

1. Пояснительная записка.......................................................................................................... 4

2. Предполагаемые результаты реализации программы..................................................... 10

3. Тематический план.............................................................................................................. 14

4. Основное содержание программы

1) Первый класс........................................................................................................... 19

2) Второй класс............................................................................................................ 22

3) Третий класс............................................................................................................ 24

4) Четвертый класс...................................................................................................... 26

5. Список литературы............................................................................................................. 29

 

Пояснительная записка

Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении.А для учащихся начальной школы определена программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость формирования исследовательского поведения учащихся. Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребёнок рождается исследователем окружающего мира. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о непонятном для себя явлении – это важнейшие проявления детского, нормального, естественного поведения – исследовательская активность. Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы внеурочного образования с исследовательской направленностью для младших школьников.

Обучение исследовательским умениям по данной программе проходит через исследование роста и развития растений. В основу данной программы легло методическое пособие А.И. Савенкова «Методика исследовательского развития младших школьников», адресованное учителям и школьным психологам, в котором предложены методические пояснения, ориентированные на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы; описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2010 года; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; примерные программы из опыта учителей России.

Роль педагога в исследовательском обучении учащихся велика. Учителю необходимо вовремя заметить огонёк в глазах учеников при изучении определённого материала и поддержать, организовать исследование в нужном направлении и обучить приёмам исследовательской деятельности.

Цель программы:

Обеспечение личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью, развитие мотивов к познанию, исследовательских способностей и умений.

Задачи:

1.Образовательные.

- Активизировать и актуализировать знания и умения, полученные школьниками при изучении определённых тем по предметам;

- познакомить с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы;

- формирование умений интегрировать знания из различных областей наук.

2. Воспитательные.

- Сформировать коммуникативные умения детей, умение работать в парах, группах;

- воспитать навыки взаимопомощи, поддержки;

- научить создавать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.

3. Развивающие.

- Развивать умения размышлять, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал;

- развивать творческие способности;

- формировать умение использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования, публично представлять результаты исследования.

Основные принципы построения программы:

- принцип единства сознания и деятельности;

- принцип наглядности;

- принцип личной ориентации;

- принцип системности и целостности;

- принцип экологического гуманизма;

- принцип краеведческий;

- принцип практической направленности.

Структура программы:

Этап мотивации

Этап внедрения

Этап обобщения

Построение материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные учебные модули, представляющие собой самостоятельные звенья одной цепи. Пройдя первый круг во второй, третьей и четвертой четверти первого класса, возвращаемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах, но уже на более сложном уровне, учитывая возрастные особенности учащихся. В начальных классах, исследовательская работа по изучению роста и развития растений понятна, доступна и интересна детям. Необходимо проводить исследования систематически, поддерживая интерес учащихся к данному виду деятельности.

Программа адресная – для учащихся начальной школы. В ней есть ядро – обучение исследовательским умениям через исследования роста и развития растений. В программе прописаны требования к подготовке учащихся, обозначен объём обучения в часах, определён понятийный аппарат (методы, способы решения поставленных задач, средства, приёмы), спланирована практическая часть. В течение 4 лет обучения осуществляется учёт индивидуальных особенностей учащихся через подбор индивидуальных заданий разного уровня сложностей, направленных на развитие метапредметных умений (оформлять результаты, описывать, характеризовать объекты, формулировать проблемы, ставить цели, планировать задачи, выдвигать гипотезы, классифицировать и систематизировать факты, явления, объекты, обобщать полученные знания, делать выводы). В программе отражены учебные модули, основные сферы применения полученных знаний, связь с другими дисциплинами, использования ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в процессе обучения, подготовке и защите проектов. В процессе работы предоставляется возможность осознания значения курса в целом.

На изучение программы внеурочной деятельности «Мир открытий» в каждом классе отводится по 1 часу в неделю, всего – 135 часов:1 класс – 33 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч, 4 класс – 34 ч.

Последовательность формирования исследовательских умений учащихся:

1. Умение задавать вопросы

2. Умение видеть проблему

3. Умение выдвигать гипотезы

4. Умение давать определения понятиям

5. Умение обобщать и классифицировать

6. Умение и навыки наблюдения

7. Умения и навыки осуществлять наблюдения

8. Умение анализировать и делать выводы

9. Умения и навыки структурирования материала (оформление результатов)

10. Умение работать с текстом

11. Умение доказывать, защищать свои идеи

Единицы содержания:

1. Способ познания окружающего мира с помощью органов чувств

2. Способ проведения практического исследования (опыт)

3. Способ создания проекта

4. Способ защиты проекта

Результативность и целесообразность работы по внеурочной деятельности «Мир открытий» выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В начале года проводится беседа-опрос учащихся по усвоению и пониманию ранее полученных знаний. В течение года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. А в конце каждого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся и родителей на осознание важности и ценности исследовательской деятельности для учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы являются ежегодные конференции и конкурсы учебно-исследовательских работ в школе, городе, России. Тематические мастер-классы по выращиванию растений для единомышленников.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта и базисными учебными планами, в содержании внеурочной деятельности учащихся значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.

Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).

Проектно-исследовательская деятельность по программе «Мир открытий» ориентирована на организацию самостоятельных исследований (с учётом возрастных особенностей школьников) по изучению размножения и развития растений в обычных и стеснённых условиях. При этом такая проектная деятельность имеет отличительные особенности:

во-первых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;

во-вторых, проектная деятельность осуществляется в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например, леса, луга, водоема и т.п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых;

в-третьих, проектная деятельности носит групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.;

в-четвёртых, проектная деятельность предусматривает работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

в-пятых, в содержании проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени работы учителя реальное взаимодействие семьи и школы.

 

Рекомендации по оснащению программы «Мир открытий»

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «Мир открытий», в частности.

Первое. В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики и астрономии, химии, биологии, географии, разнообразных гуманитарных дисциплин. Программа содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе. Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

С учетом вышеизложенного для изучения программы «Мир открытий» должны использоваться комплексы средств обучения, включающие:

Ø наглядные пособия:

а) натуральные живые пособия – комнатные или принесенные растения; образцы полезных ископаемых и др.;

б) натуральные препарированные пособия - гербарии; влажные препараты; микропрепараты;

в) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи и др.;

г) предметы быта традиционной и современной семьи, ее хозяйства, и многое другое из жизни человека.

Ø оборудование для демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон, микропроектор и др.).

Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете и т.д.

Второе. Наряду с принципом наглядности в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. Исходя из этого, в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения лабораторных и практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.

Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых и т.д.

Третье. В ходе работы по программе младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.

Четвертое. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практикоориентированный характер содержания программы «Мир открытий», а также использование в ходе её изучения разнообразных средств обучения. Среди них важная роль с точки зрения формирования познавательного интереса принадлежит видеопрезентациям, видеофильмам и другим носителям наглядной и звуковой информации, красочно и эмоционально иллюстрирующим объекты, явления и процессы живой и неживой природы, мира людей, поэтому они также должны использоваться при изучении курса.

В значительной мере формированию познавательного интереса способствует проведение экскурсий, поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений и т.п.).

Пятое. При изучении программного материала «Мир открытий» формируются общеучебные умения, в том числе работы с различными источниками информации, включая учебные, художественные, научно-популярные тексты, а также словари. Учет этого требования предусматривает оснащенность необходимой дополнительной литературой, которая может использоваться как на уроке, так и во внешкольной и внеурочной работе.

Таким образом, главные требования к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении программы «Мир открытий» состоят в следующем: наличии и комплексном использовании различных средств обучения; руководящей роли принципов наглядности и предметности в выборе средств обучения; наличии раздаточного материала, приборов и инструментов для проведения исследований, практических и лабораторных работ, а также экскурсионного оборудования.

 

 

Список литературы

1. Аркадьева, А. В. Исследовательская деятельность младших школьников / А. В. Аркадьева // Начальная школа + до и после. – 2005. - №2 - С. 8-14.

2. Кравец, Т. Н. и др. Младшие школьники проводят исследование / Т. Н. Кравец // Начальное образование. – 2005. - №6 - С. 19-25.

3. Леонтович, А. В. Рекомендации по написанию исследовательских работ / А. В. Леонтович //Завуч. – 2001. - №1 – С. 39-45.

4. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Издательский дом Федоров, 2006г., 205с.

5. Савенков, А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М., Генезис, 2005г., 94с.

6. Савенков, А. И. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников / А. И. Савенков //Начальная школа. – 2005. - № 4 – С. 27-34.

7. Кривобок Е.В., О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010.

8. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.

9. Проектная деятельность в начальной школе/под ред. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.

10. Проектные задачи в начальной школе/под ред. А.Б. Воронцова. – М: Просвещение, 2011.

11. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности / А. В. Леонтович //Завуч. – 2001. - №1 – С. 51-56.

12. Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания / А. В. Леонтович //Завуч. – 2001. - №1 – С. 62-64.

13. Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семёнова //Начальная школа. – 2006. - № 2 – С. 24-27.

 

МИР ОТКРЫТИЙ

Рабочая программа внеурочной деятельности

(социальное направление развития личности)

срок реализации 2012-2016 год

 

 

Составлена на основе методического

пособия А.И.Савенкова «Методика

исследовательского обучения

младших школьников»

учителем начальных классов

Фроловой Златой Павловной

 

г.Нижневартовск

2012 г

Содержание

1. Пояснительная записка.......................................................................................................... 4

2. Предполагаемые результаты реализации программы..................................................... 10

3. Тематический план.............................................................................................................. 14

4. Основное содержание программы

1) Первый класс........................................................................................................... 19

2) Второй класс............................................................................................................ 22

3) Третий класс............................................................................................................ 24

4) Четвертый класс...................................................................................................... 26

5. Список литературы............................................................................................................. 29

 

Пояснительная записка

Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении.А для учащихся начальной школы определена программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость формирования исследовательского поведения учащихся. Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребёнок рождается исследователем окружающего мира. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о непонятном для себя явлении – это важнейшие проявления детского, нормального, естественного поведения – исследовательская активность. Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы внеурочного образования с исследовательской направленностью для младших школьников.

Обучение исследовательским умениям по данной программе проходит через исследование роста и развития растений. В основу данной программы легло методическое пособие А.И. Савенкова «Методика исследовательского развития младших школьников», адресованное учителям и школьным психологам, в котором предложены методические пояснения, ориентированные на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы; описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2010 года; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; примерные программы из опыта учителей России.

Роль педагога в исследовательском обучении учащихся велика. Учителю необходимо вовремя заметить огонёк в глазах учеников при изучении определённого материала и поддержать, организовать исследование в нужном направлении и обучить приёмам исследовательской деятельности.

Цель программы:

Обеспечение личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью, развитие мотивов к познанию, исследовательских способностей и умений.

Задачи:

1.Образовательные.

- Активизировать и актуализировать знания и умения, полученные школьниками при изучении определённых тем по предметам;

- познакомить с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы;

- формирование умений интегрировать знания из различных областей наук.

2. Воспитательные.

- Сформировать коммуникативные умения детей, умение работать в парах, группах;

- воспитать навыки взаимопомощи, поддержки;

- научить создавать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.

3. Развивающие.

- Развивать умения размышлять, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал;

- развивать творческие способности;

- формировать умение использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования, публично представлять результаты исследования.

Основные принципы построения программы:

- принцип единства сознания и деятельности;

- принцип наглядности;

- принцип личной ориентации;

- принцип системности и целостности;

- принцип экологического гуманизма;

- принцип краеведческий;

- принцип практической направленности.

Структура программы:

Этап мотивации

Этап внедрения

Этап обобщения

Построение материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные учебные модули, представляющие собой самостоятельные звенья одной цепи. Пройдя первый круг во второй, третьей и четвертой четверти первого класса, возвращаемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах, но уже на более сложном уровне, учитывая возрастные особенности учащихся. В начальных классах, исследовательская работа по изучению роста и развития растений понятна, доступна и интересна детям. Необходимо проводить исследования систематически, поддерживая интерес учащихся к данному виду деятельности.

Программа адресная – для учащихся начальной школы. В ней есть ядро – обучение исследовательским умениям через исследования роста и развития растений. В программе прописаны требования к подготовке учащихся, обозначен объём обучения в часах, определён понятийный аппарат (методы, способы решения поставленных задач, средства, приёмы), спланирована практическая часть. В течение 4 лет обучения осуществляется учёт индивидуальных особенностей учащихся через подбор индивидуальных заданий разного уровня сложностей, направленных на развитие метапредметных умений (оформлять результаты, описывать, характеризовать объекты, формулировать проблемы, ставить цели, планировать задачи, выдвигать гипотезы, классифицировать и систематизировать факты, явления, объекты, обобщать полученные знания, делать выводы). В программе отражены учебные модули, основные сферы применения полученных знаний, связь с другими дисциплинами, использования ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в процессе обучения, подготовке и защите проектов. В процессе работы предоставляется возможность осознания значения курса в целом.

На изучение программы внеурочной деятельности «Мир открытий» в каждом классе отводится по 1 часу в неделю, всего – 135 часов:1 класс – 33 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч, 4 класс – 34 ч.

Последовательность формирования исследовательских умений учащихся:

1. Умение задавать вопросы

2. Умение видеть проблему

3. Умение выдвигать гипотезы

4. Умение давать определения понятиям

5. Умение обобщать и классифицировать

6. Умение и навыки наблюдения

7. Умения и навыки осуществлять наблюдения

8. Умение анализировать и делать выводы

9. Умения и навыки структурирования материала (оформление результатов)

10. Умение работать с текстом

11. Умение доказывать, защищать свои идеи

Единицы содержания:

1. Способ познания окружающего мира с помощью органов чувств

2. Способ проведения практического исследования (опыт)

3. Способ создания проекта

4. Способ защиты проекта

Результативность и целесообразность работы по внеурочной деятельности «Мир открытий» выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В начале года проводится беседа-опрос учащихся по усвоению и пониманию ранее полученных знаний. В течение года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. А в конце каждого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся и родителей на осознание важности и ценности исследовательской деятельности для учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы являются ежегодные конференции и конкурсы учебно-исследовательских работ в школе, городе, России. Тематические мастер-классы по выращиванию растений для единомышленников.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта и базисными учебными планами, в содержании внеурочной деятельности учащихся значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.

Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).

Проектно-исследовательская деятельность по программе «Мир открытий» ориентирована на организацию самостоятельных исследований (с учётом возрастных особенностей школьников) по изучению размножения и развития растений в обычных и стеснённых условиях. При этом такая проектная деятельность имеет отличительные особенности:

во-первых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;

во-вторых, проектная деятельность осуществляется в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например, леса, луга, водоема и т.п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых;

в-третьих, проектная деятельности носит групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.;

в-четвёртых, проектная деятельность предусматривает работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

в-пятых, в содержании проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени работы учителя реальное взаимодействие семьи и школы.

 

Рекомендации по оснащению программы «Мир открытий»

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «Мир открытий», в частности.

Первое. В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики и астрономии, химии, биологии, географии, разнообразных гуманитарных дисциплин. Программа содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе. Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

С учетом вышеизложенного для изучения программы «Мир открытий» должны использоваться комплексы средств обучения, включающие:

Ø наглядные пособия:

а) натуральные живые пособия – комнатные или принесенные растения; образцы полезных ископаемых и др.;

б) натуральные препарированные пособия - гербарии; влажные препараты; микропрепараты;

в) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи и др.;

г) предметы быта традиционной и современной семьи, ее хозяйства, и многое другое из жизни человека.

Ø оборудование для демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон, микропроектор и др.).

Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете и т.д.

Второе. Наряду с принципом наглядности в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. Исходя из этого, в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения лабораторных и практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.

Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых и т.д.

Третье. В ходе работы по программе младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.

Четвертое. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практикоориентированный характер содержания программы «Мир открытий», а также использование в ходе её изучения разнообразных средств обучения. Среди них важная роль с точки зрения формирования познавательного интереса принадлежит видеопрезентациям, видеофильмам и другим носителям наглядной и звуковой информации, красочно и эмоционально иллюстрирующим объекты, явления и процессы живой и неживой природы, мира людей, поэтому они также должны использоваться при изучении курса.

В значительной мере формированию познавательного интереса способствует проведение экскурсий, поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений и т.п.).

Пятое. При изучении программного материала «Мир открытий» формируются общеучебные умения, в том числе работы с различными источниками информации, включая учебные, художественные, научно-популярные тексты, а также словари. Учет этого требования предусматривает оснащенность необходимой дополнительной литературой, которая может использоваться как на уроке, так и во внешкольной и внеурочной работе.

Таким образом, главные требования к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении программы «Мир открытий» состоят в следующем: наличии и комплексном использовании различных средств обучения; руководящей роли принципов наглядности и предметности в выборе средств обучения; наличии раздаточного материала, приборов и инструментов для проведения исследований, практических и лабораторных работ, а также экскурсионного оборудования.

 

 

Предполагаемые результаты реализации программы

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемый результат:

1. Ученики должны осознать роль исследований в познании окружающего мира и научиться добывать самостоятельно достоверную информацию об интересующем объекте из разных источников.

2. У учащихся должен быть преодолён барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере учебных дисциплин. Должно появиться стремление использовать исследовательские методы в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с окружающим миром. Выпускник начальной школы - сформированный юный исследователь.

Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
· Целостное восприятие окружающего мира. · Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. · Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. · Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. · Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.   · Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. · Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. · Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. · Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. · Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. · Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи ин<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.233 (0.017 с.)