Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологические факторы в жизни растений и определение микроклимата помещенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главными факторами, определяющими жизнь растений, их рост и развитие, являются свет, влага, тепло, питательная почва, воздух. Среди них свет — самый главный фактор, так как он способствует осуществлению фотосинтеза — процесса жизнедеятельности, при котором зеленое растение превращает лучистую энергию солнца в органические соединения. Пигментные (зеленые) зерна листьев — хлорофилл — на свету обеспечивают соединение углекислого газа и воды, в результате чего образуются углеводы — органические вещества, являющиеся основной пищей растений. Именно поэтому в процессе эволюции у них выработалась способность поворачивать листовые пластинки к источнику света, стремление расположить их перпендикулярно к максимальному потоку лучей. В помещении естественный свет всегда является боковым, так как поступает из окна. В этом случае имеет значение ориентация окон на ту или другую сторону света. В южные окна поступает наибольшее количество света — они открыты солнцу 6 — 9 часов в течение дня. Восточные и западные окна пропускают меньше света — 3 — 4 часа в день: в восточные окна солнце светит утром, в западные — вечером. В северные окна солнечный свет не попадает, их подоконники одинаково освещены в течение всего дня. Освещенность помещения зависит также от наружного затенения — близко расположенного здания, забора, густого озеленения. Доказано, что ритм роста и развития комнатных растений зависит от светового режима помещения и их экологического происхождения. Теневыносливые растения растут при освещенности в 700—1000 люксов, покой у них наступает при 140 люксах. Светолюбивым требуется 1500 — 5000 люксов, их рост останавливается при 700 люксах. Благоприятным обстоятельством является то, что освещенность помещения можно регулировать лампами дневного света — усилить световой поток, увеличить продолжительность освещения. Для комнатных растений имеют значение температура и влажность помещения. В начале осени температура колеблется от 13 до 18 °С, включение отопления повышает ее до 22 °С. В летнее время температура, как правило, бывает 22 — 28 °С. В целом эти колебания приемлемы для нормальной жизнедеятельности комнатных растений. Однако следует учитывать, что в разных местах помещения температура бывает неодинаковой: на подоконнике она ниже на 3 — 4 "С, вблизи радиатора, наоборот, на 3°С и более выше. Температура воздуха ниже также в тех местах, где открывается фрамуга для проветривания помещения. Тропическим растениям тепло необходимо круглый год, они плохо переносят перепады температуры; субтропическим, наоборот, в зимнее время (период покоя) необходимо понижение температуры на 3 — 5 °С. Оптимальная влажность для нормального протекания фотосинтеза составляет 50 — 80%, что в целом соответствует состоянию помещений ДОУ. В ряде случаев при сильном отоплении резко повышается температура воздуха и уменьшается его влажность на 25 — 30 %, что хорошо лишь для засухоустойчивых растений. В этом случае требуется искусственное увлажнение воздуха. Можно развешивать мокрую ткань в подходящих местах, ставить около растений широкие сосуды с водой, чаще их опрыскивать. Оптимальным способом увлажнения воздуха является комнатный фонтан. При планировании озеленения помещений детского сада в целом или отдельной группы необходимо учесть микроклимат конкретных мест, пригодных для растений. Это можно сделать приблизительно или очень точно — с помощью специальных приборов: компас позволяет определить ориентацию мест по сторонам света, термометр — перепады температуры в разные сезоны, психрометр — степень влажности, а люксметр — освещенность и ее изменения в зависимости от сезона, погоды и стороны света. Можно даже составить специальную карту помещений с параметрами микроклимата. Экологически значимым фактором для комнатных растений является почва, в которой они растут. Различные растения требуют различной почвы, ее специально составляют из разных компонентов природной почвы. Главными из них являются следующие. Дерновая земля — это перепревшие в течение года пласты дерна (травы вместе с землей), взятые с луга. Она бывает легкой и тяжелой: в легкой преобладают перегнившие растения, в тяжелой — глина. Листовая земля получается через 2 — 3 года из сложенных в кучу опавших листьев яблонь, груш, клена, тополя, вяза, липы (кроме листьев дуба, ивы и каштана), которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля. Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой. Торфяная земля — это темно-бурая масса, образующаяся в болотах и высыхающих водоемах, и состоящая из остатков полусгнивших растений. Ее можно собрать в низинах и выдержать 1,5 — 2 года. Она — рыхлая (легкая), питательная и влагоемкая земля, но может быстро пересыхать. Перегной — это перепревший в течение 2 лет в куче коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все необходимые микро- и макроэлементы. Песок хорошо пропускает влагу, создает рыхлость почвы, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы не было застоя воды и корни могли дышать воздухом. Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, вода и воздух. Питательные вещества разделяются на макроэлементы (азот, фосфор, калий, кальций, магний, железо) и микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден, марганец, кобальт). Первых требуется больше, вторых — меньше. Все эти элементы вместе или отдельно содержатся в удобрениях, которые выпускаются промышленностью и продаются в магазинах «Природа», «Семена» и др. Обычно удобряют здоровые растения в период их активного роста (весной и летом), больные и только что пересаженные растения подкармливать нельзя. Удобрения используются в растворенном виде после полива в полном соответствии с инструкцией (листовка с рекомендациями всегда
имеется в упаковке). Молодым растениям дают больше азота — он необходим для роста. С возрастом растения подкармливают: фосфор нужен для нормального развития (цветения, плодоношения), калий хорошо регулирует в растении обмен веществ, поступление воды в клетки организма, кальций способствует нормальному развитию корневой системы. Хорошие результаты получаются при слабой и частой подкормке растений (1,5 — 2 г удобрения на 1 л воды), редкая и концентрированная подкормка менее эффективна. Очень важным с точки зрения экологии растений является снабжение их водой: от умелого и своевременного полива и опрыскивания зависят их рост и фазы развития. Земля в горшках должна быть умеренно влажной, нельзя допускать как ее пересушивания, так и переувлажнения — и то, и другое может привести к гибели растений. Редкий и недостаточный полив ведет к тому, что пересыхают самые тонкие и нежные корневые волоски, через которые и происходит всасывание влаги и питательных веществ. Избыточный и частый полив ведет к их загниванию, кроме того, в этом случае растение недополучает кислород, так как все свободное пространство в горшке занято водой. Существуют некоторые общие правила полива для всех растений: в сухом и жарком помещении независимо от сезона и периода развития их поливают чаще, чем в прохладном; в пасмурную погоду их поливают реже, чем в солнечную; летом поливают обильнее, чем зимой; во время вегетативного роста, цветения поливают больше, чем в период покоя; растения в маленьком горшке поливают чаще, чем в крупном (земля в нем пересыхает быстрее); молодые; сильные и здоровые растения поливают обильнее, чем слабые и болезненные. В общем следует иметь в виду, что полив нужен, если земля пересохла сверху на 1 — 1,5 см, что устанавливается практическим путем: при поливе вода должна смочить всю землю и вылиться на поддон. Вода для полива должна быть отстоянная и комнатной температуры (во время цветения — чуть выше). Еще один экологический фактор жизнедеятельности комнатных растений — воздушный режим. Для большинства растений нужен свежий, чистый и не очень сухой воздух — они дышат всеми своими органами, в том числе и корнями. Сухой воздух тормозит процесс фотосинтеза, так как устьица на листьях растений закрываются, чтобы не было лишнего испарения влаги, углекислый газ поступает в меньших количествах, обмен веществ сокращается — рост и развитие растения замедляются или вовсе останавливаются. Помещения следует проветривать, воздух увлажнять, при этом не допускать попадания на растения холодных воздушных потоков из фрамуги. Корни хорошо дышат, если горшок глиняный (имеет поры) и земля в нем рыхлая. Последним экологически значимым фактором для нормальной жизнедеятельности комнатных растений является человеческий фактор. Практикой комнатного цветоводства замечено, что растения хорошо себя чувствуют и лучше растут в тех случаях, когда между людьми складываются благоприятные взаимоотношения, когда в помещении спокойная обстановка, когда с растениями общаются — часто подходят и смотрят на них, любуются, говорят им приятные слова. Механизм воздействия на растения в этом случае до конца еще не установлен, но положительный результат очевиден. Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей и происхождения, мест их природного обитания. Эти сведения можно почерпнуть из специальной литературы, посвященной комнатному цветоводству. В качестве примера рассмотрим некоторые, наиболее часто встречающиеся в дошкольных учреждениях, виды растений (они представлены в таблице). Виды растений, наиболее часто встречающиеся в ДОУ
Контрольные вопросы 1. Что такое микроклимат помещения? Из каких факторов он склады 2. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнат 3. Назовите светолюбивые растения. Каким образом для них следует 4. Назовите тенелюбивые, теневыносливые растения. Как для них мож 5. Как различаются растения по своим требованиям к воде и пита 6. Как создаются почвенные смеси для комнатных растений? Зачем Задания 1. Найдите среди растений кабинета те, что описаны в таблице. Опре 2. На чистом листе бумаги нарисуйте большой прямоугольник — это
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.169 (0.007 с.) |