Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологические факторы в жизни растений и определение микроклимата помещений

Поиск

Главными факторами, определяющими жизнь растений, их рост и развитие, являются свет, влага, тепло, питательная почва, воз­дух. Среди них свет — самый главный фактор, так как он способ­ствует осуществлению фотосинтеза — процесса жизнедеятельно­сти, при котором зеленое растение превращает лучистую энер­гию солнца в органические соединения. Пигментные (зеленые) зерна листьев — хлорофилл — на свету обеспечивают соединение углекислого газа и воды, в результате чего образуются углеводы — органические вещества, являющиеся основной пищей растений. Именно поэтому в процессе эволюции у них выработалась спо­собность поворачивать листовые пластинки к источнику света,

стремление расположить их перпендикулярно к максимальному потоку лучей.

В помещении естественный свет всегда является боковым, так как поступает из окна. В этом случае имеет значение ориентация окон на ту или другую сторону света. В южные окна поступает наибольшее количество света — они открыты солнцу 6 — 9 часов в течение дня. Восточные и западные окна пропускают меньше све­та — 3 — 4 часа в день: в восточные окна солнце светит утром, в западные — вечером. В северные окна солнечный свет не попада­ет, их подоконники одинаково освещены в течение всего дня. Освещенность помещения зависит также от наружного затене­ния — близко расположенного здания, забора, густого озелене­ния.

Доказано, что ритм роста и развития комнатных растений за­висит от светового режима помещения и их экологического про­исхождения. Теневыносливые растения растут при освещенности в 700—1000 люксов, покой у них наступает при 140 люксах. Све­толюбивым требуется 1500 — 5000 люксов, их рост останавливает­ся при 700 люксах. Благоприятным обстоятельством является то, что освещенность помещения можно регулировать лампами днев­ного света — усилить световой поток, увеличить продолжитель­ность освещения.

Для комнатных растений имеют значение температура и влаж­ность помещения. В начале осени температура колеблется от 13 до 18 °С, включение отопления повышает ее до 22 °С. В летнее время температура, как правило, бывает 22 — 28 °С. В целом эти колеба­ния приемлемы для нормальной жизнедеятельности комнатных растений. Однако следует учитывать, что в разных местах помеще­ния температура бывает неодинаковой: на подоконнике она ниже на 3 — 4 "С, вблизи радиатора, наоборот, на 3°С и более выше. Температура воздуха ниже также в тех местах, где открывается фрамуга для проветривания помещения. Тропическим растениям тепло необходимо круглый год, они плохо переносят перепады температуры; субтропическим, наоборот, в зимнее время (период покоя) необходимо понижение температуры на 3 — 5 °С.

Оптимальная влажность для нормального протекания фотосин­теза составляет 50 — 80%, что в целом соответствует состоянию помещений ДОУ. В ряде случаев при сильном отоплении резко повышается температура воздуха и уменьшается его влажность на 25 — 30 %, что хорошо лишь для засухоустойчивых растений. В этом случае требуется искусственное увлажнение воздуха. Можно раз­вешивать мокрую ткань в подходящих местах, ставить около рас­тений широкие сосуды с водой, чаще их опрыскивать. Оптималь­ным способом увлажнения воздуха является комнатный фонтан.

При планировании озеленения помещений детского сада в це­лом или отдельной группы необходимо учесть микроклимат конкретных мест, пригодных для растений. Это можно сделать при­близительно или очень точно — с помощью специальных прибо­ров: компас позволяет определить ориентацию мест по сторонам света, термометр — перепады температуры в разные сезоны, пси­хрометр — степень влажности, а люксметр — освещенность и ее изменения в зависимости от сезона, погоды и стороны света. Мож­но даже составить специальную карту помещений с параметрами микроклимата.

Экологически значимым фактором для комнатных растений является почва, в которой они растут. Различные растения требу­ют различной почвы, ее специально составляют из разных ком­понентов природной почвы. Главными из них являются следую­щие. Дерновая земля — это перепревшие в течение года пласты дерна (травы вместе с землей), взятые с луга. Она бывает легкой и тяжелой: в легкой преобладают перегнившие растения, в тя­желой — глина. Листовая земля получается через 2 — 3 года из сложенных в кучу опавших листьев яблонь, груш, клена, топо­ля, вяза, липы (кроме листьев дуба, ивы и каштана), которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рых­лая, легкая, но малопитательная земля. Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и яв­ляется кислой. Торфяная земля — это темно-бурая масса, образу­ющаяся в болотах и высыхающих водоемах, и состоящая из остат­ков полусгнивших растений. Ее можно собрать в низинах и вы­держать 1,5 — 2 года. Она — рыхлая (легкая), питательная и вла­гоемкая земля, но может быстро пересыхать. Перегной — это пе­репревший в течение 2 лет в куче коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все необходимые микро- и макроэле­менты. Песок хорошо пропускает влагу, создает рыхлость почвы, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы не было застоя воды и корни могли дышать воздухом.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жиз­недеятельности, роста и развития растений, являются питатель­ные вещества, вода и воздух. Питательные вещества разделяются на макроэлементы (азот, фосфор, калий, кальций, магний, же­лезо) и микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден, марганец, кобальт). Первых требуется больше, вторых — меньше. Все эти элементы вместе или отдельно содержатся в удобрениях, кото­рые выпускаются промышленностью и продаются в магазинах «Природа», «Семена» и др. Обычно удобряют здоровые растения в период их активного роста (весной и летом), больные и только что пересаженные растения подкармливать нельзя. Удобрения ис­пользуются в растворенном виде после полива в полном соот­ветствии с инструкцией (листовка с рекомендациями всегда

 

 


имеется в упаковке). Молодым растениям дают больше азота — он необходим для роста. С возрастом растения подкармливают: фосфор нужен для нормального развития (цветения, плодоно­шения), калий хорошо регулирует в растении обмен веществ, поступление воды в клетки организма, кальций способствует нормальному развитию корневой системы. Хорошие результаты получаются при слабой и частой подкормке растений (1,5 — 2 г удобрения на 1 л воды), редкая и концентрированная подкорм­ка менее эффективна.

Очень важным с точки зрения экологии растений является снабжение их водой: от умелого и своевременного полива и оп­рыскивания зависят их рост и фазы развития. Земля в горшках должна быть умеренно влажной, нельзя допускать как ее пересу­шивания, так и переувлажнения — и то, и другое может приве­сти к гибели растений. Редкий и недостаточный полив ведет к тому, что пересыхают самые тонкие и нежные корневые волос­ки, через которые и происходит всасывание влаги и питатель­ных веществ. Избыточный и частый полив ведет к их загнива­нию, кроме того, в этом случае растение недополучает кисло­род, так как все свободное пространство в горшке занято водой. Существуют некоторые общие правила полива для всех расте­ний: в сухом и жарком помещении независимо от сезона и пери­ода развития их поливают чаще, чем в прохладном; в пасмурную погоду их поливают реже, чем в солнечную; летом поливают обильнее, чем зимой; во время вегетативного роста, цветения поливают больше, чем в период покоя; растения в маленьком горшке поливают чаще, чем в крупном (земля в нем пересыхает быстрее); молодые; сильные и здоровые растения поливают обильнее, чем слабые и болезненные.

В общем следует иметь в виду, что полив нужен, если земля пересохла сверху на 1 — 1,5 см, что устанавливается практическим путем: при поливе вода должна смочить всю землю и вылиться на поддон. Вода для полива должна быть отстоянная и комнатной температуры (во время цветения — чуть выше).

Еще один экологический фактор жизнедеятельности комнат­ных растений — воздушный режим. Для большинства растений нужен свежий, чистый и не очень сухой воздух — они дышат все­ми своими органами, в том числе и корнями. Сухой воздух тормо­зит процесс фотосинтеза, так как устьица на листьях растений закрываются, чтобы не было лишнего испарения влаги, углекис­лый газ поступает в меньших количествах, обмен веществ сокра­щается — рост и развитие растения замедляются или вовсе оста­навливаются. Помещения следует проветривать, воздух увлажнять, при этом не допускать попадания на растения холодных воздуш­ных потоков из фрамуги. Корни хорошо дышат, если горшок гли­няный (имеет поры) и земля в нем рыхлая.

Последним экологически значимым фактором для нормаль­ной жизнедеятельности комнатных растений является человечес­кий фактор. Практикой комнатного цветоводства замечено, что растения хорошо себя чувствуют и лучше растут в тех случаях, когда между людьми складываются благоприятные взаимоотно­шения, когда в помещении спокойная обстановка, когда с расте­ниями общаются — часто подходят и смотрят на них, любуются, говорят им приятные слова. Механизм воздействия на растения в этом случае до конца еще не установлен, но положительный результат очевиден.

Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребно­стей и происхождения, мест их природного обитания. Эти сведе­ния можно почерпнуть из специальной литературы, посвящен­ной комнатному цветоводству. В качестве примера рассмотрим некоторые, наиболее часто встречающиеся в дошкольных учреж­дениях, виды растений (они представлены в таблице).

Виды растений, наиболее часто встречающиеся в ДОУ



 

 

 




Контрольные вопросы

1. Что такое микроклимат помещения? Из каких факторов он склады­
вается? Какой из них и почему является главным?

2. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнат­
ных растений?

3. Назовите светолюбивые растения. Каким образом для них следует
создать условия в помещении?

4. Назовите тенелюбивые, теневыносливые растения. Как для них мож­
но создать нужные условия?

5. Как различаются растения по своим требованиям к воде и пита­
тельной почве? Чем отличаются влаголюбивые от суккулентов?

6. Как создаются почвенные смеси для комнатных растений? Зачем
нужен перегной, песок?

Задания

1. Найдите среди растений кабинета те, что описаны в таблице. Опре­
делите среди них влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Объясни­
те, по каким признакам вы их нашли. Найдите растения, корням кото­
рых в настоящее время трудно дышать. Объясните, как вы это узнали и
что надо сделать, чтобы улучшить воздухообмен.

2. На чистом листе бумаги нарисуйте большой прямоугольник — это
схема условного помещения. На трех сторонах обозначьте подоконники,
определите стороны света и проставьте на них время освещения солн­
цем. Озелените помещение растениями, описанными в таблице: на каж­
дый подоконник поставьте по три подходящих растения, обозначьте два
напольных экземпляра. На четвертую стену повесьте два ампельных (вью­
щихся, ниспадающих) растения. Объясните свой выбор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.169 (0.007 с.)