Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологические основы природопользования↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Черты. Человечество, являясь биологическим видом, в то же время представляет собой сложную социально-политико-экономическую систему, которая называется цивилизацией, или человеческим обществом. Человек как организм живет и развивается благодаря непрерывному обмену веществами, энергией, информацией со средой своего обитания. Для построения своего тела и осуществления многообразных жизненных функций человек нуждается в непрерывном притоке различных веществ и энергии путем питания и дыхания, в поддержании определенных температурных условий. Основную массу веществ и энергии для своей жизни и деятельности человек получает от других животных и синтезирующих органическое вещество за счет энергии Солнца растительных организмов. Непрерывный процесс обмена между человеком и природой приводит к изменению и развитию как самого человека, так и сферы его обитания. Этот процесс значительно усложняется, когда человечество выступает в природе не просто как биологический вид, а как общество. На первых этапах развития человечества обмен веществом и энергией имел характер непосредственного потребления человеком созданных природными процессами веществ (воды, воздуха, растительной и животной пищи). В процессе развития между ним и остальной природой возник новый компонент — инструмент, или орудие добывания пищи и одежды. Дальнейшее историческое развитие человека привело к появлению еще одного компонента в качестве промежуточного звена между ним и остальной природой — производства, сначала производства пищи, а затем и производства других предметов, необходимых для все более усложняющейся жизни человека. Производство же привело к общественной организации существования человека, к появлению человеческого общества. Таким образом, в современной системе “человек — окружающая среда” существует созданная длительным историческим развитием подсистема “человеческое общество — производство —природа”. Актуальность изучения проблемы “человек — среда” связана с тем, что на современной стадии развития человечество переживает эпоху бурного демографического роста, научно-технического и социально-экономического развития. Человек стал мощным, социально организованным фактором природы, эффективность воздействия которого на окружающую среду и на самого человека растет в геометрической прогрессии по мере социально-экономического развития. Из этого следует вывод, что связь между социально-экономическим развитием и нарушением окружающей среды не прямая, а опосредованная влиянием социальных факторов. Следует разграничивать два понятия: окружающая природная среда и окружающая среда. Природная среда — это лишь часть окружающей человека среды его обитания. Окружающая природная среда — это такие природные компоненты, существующие на Земле и вокруг нее, как материальные природные тела (вода, воздух, животные, растения, почва, микроорганизмы, минералы, горные породы, космос), явления (радиоактивность, гравитация, теплота, электричество, свет, звук) и соответствующие природные процессы (космические, геологические, климатические, биологические). Окружающая среда — это все, что окружает человека: природная среда, искусственно созданные человеком материальные ценности, а также социально-экономические компоненты в их историческом развитии. Рассмотрим подробнее основные компоненты окружающей среды. Искусственно созданная человеком материальная среда включает: 1) большой класс материальных тел, которые можно обобщенно назвать машины и орудия; 2) множество синтетических материалов и продуктов, имеющих иные свойства по сравнению с природными веществами (полимерные материалы, пластмассы, красители, ядохимикаты и т. п.); 3) человеческое жилье и производственные помещения; 4) организуемые человеком коммуникации (транспорт, связь); 5) производственные, транспортные и бытовые шумы. Социально-экономические компоненты окружающей среды — это уровень развития средств производства и производственных отношений, который определяется экономическими, политическими, социальными и другими факторами. В последнее время признано, что традиционные показатели прогресса — валовый национальный продукт, доход на душу населения — недостаточны для того, чтобы судить о развитии общества. Программой ООН предложен другой показатель — индекс гуманитарного развития, который учитывает среднюю продолжительность жизни, уровень грамотности населения и уровень овладения ресурсами, необходимыми для нормальной жизни. Индекс гуманитарного развития значительно лучше отражает общий уровень социально-экономического развития страны, чем традиционные показатели. По этому критерию США, занимающее первое место в мире по валовому национальному продукту, отодвигаются на 19-е место. Однако индекс гуманитарного развития также не полностью отражает степень развития социально-экономической среды, поэтому предлагаются и другие показатели. Таким образом, социально-экономическая среда как компонент окружающей среды является, в свою очередь, сложной системой, включающей многочисленные и крайне разнородные факторы и явления, которые еще недостаточно полно охарактеризованы и исследованы современной наукой об окружающей среде. Лекция 5. Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности Охрана биосферы от загрязнения является комплексной задачей. Экологическая безопасность общества определяется многими факторами: Экономическими, социальными, технологическими и др. Охрана биосферы осуществляется по двум направлениям: · совершенствование производственных отношений, т. е. создание действующей системы природоохранных мероприятий; · совершенствование производительных сил, т. е. создание не разрушающих природу производств. Совершенствование производственных отношений возможно при сочетании административного и экономического методов. Административный метод охраны окружающей природной среды предполагает регулирование со стороны государства. Государство через систему соответствующих органов устанавливает правовые нормы, регулирующие экологические отношения, определяет отношения, определяет меры и средства осуществления государственного контроля, устанавливает меры юридической ответственности за экологические правонарушения. Экономический метод охраны окружающей природной среды подразумевает усиление рыночных средств воздействия на экологические процессы, предупреждение загрязнений. Совершенствование производительных сил достигается технологическими методами, т. е. путем совершенствования очистки промышленных выбросов и переработки отходов производства, создавая малоотходных технологий, комплексного использования природного сырья. Технологические методы направлены на создание не разрушающих природу производств. Основным принципом при создании не разрушающих природу производств является оказание минимального воздействия на окружающую природную среду. Эта задача решается двумя путями: уничтожение вредных выбросов; создание малоотходных и ресурсосберегающих производств. Таблица 1 Содержание загрязняющих веществ Проблема сохранения человеческих ресурсов Косвенное воздействие на человека Загрязнений биосферы
Косвенным воздействием на человека является воздействие, осуществляемое не при непосредственном контакте, а через изменение абиотической и биотической среды. Косвенное воздействие выражается в том, что заболевания могут возникать вследствие нарушения природного равновесия. Так, при помощи новейших инсектицидов в Африке в эоне Сахеля большие территории были избавлены от мухи цеце — переносчика болезни нагана, которая препятствовала развитию скотоводства. Поголовье скота резко увеличивалось, что привело к перетравливанию скотом скудных саванн; затем, когда наступила засуха, ее жертвой пали сотни тысяч голов крупного рогатого скота, и люди умирали с голоду тысячами. Испарение дихлорфоса — это, пожалуй, самый удобный метод, применяемый для полного освобождения жилых помещений от насекомых. Применяемые в домашнем хозяйстве для борьбы с вредителями текстиля ленты, испаряющие это вещество, считаются в США токсичными: они “вызывают у крыс родовые травмы и гибель зародышей, а потому небезопасны и для человека”. Косвенное влияние на человека оказывает дальний перенос техногенных веществ. В Подмосковье среднее значение рН в осадках 3—3,5 (при норме 5,6). Например, кислотные осадки, особенно в виде снега, регулярно отмечаются в Истринском районе. Такие осадки опасны для человека не столько своим прямым действием, сколько косвенным. Они ухудшают ее физико–химические свойства и нарушают питание растений, а следовательно, пагубно сказываются на здоровье животных, повышают токсическое действие других загрязнителей и т. п. И пестицидов
Питание — это основа жизни любого живого организма, в том числе и растений. Без питания невозможны процессы роста и развития. Удобрения — это органические и неорганические вещества, применяемые в сельском хозяйстве и рыболовстве для повышения урожайности культурных растений и рыбопродуктивности прудов. Они бывают: минеральные, органические и бактериальные. Минеральные удобрения, добытые из недр, или промышленно полученные химические соединения содержат основные элементы питания (азот, фосфор, калий) и важные для жизнедеятельности микроэлементы. Минеральные удобрения подразделяются на азотные, фосфорные, калийные. Органические удобрения — это перегной, торф, навоз, птичий помет (гуано), органические отходы городского хозяйства, зеленое удобрение. Действие органических удобрений на урожай культур сказывается в течение 3—4 лет и более. Бактериальные удобрения — это препараты, содержащие полезные для растений бактерии. Они способны улучшать питание сельскохозяйственных культур и не содержат питательных веществ. Последствия внесения удобрений. Минеральные удобрения оказывают прямое и косвенное воздействие на сельскохозяйственные культуры, на почву, на развитие биологических процессов в природных водах. Наиболее безопасными с точки зрения влияния на биосферу являются органические удобрения, хотя их избыточное применение приводит к следующим отрицательным последствиям: загрязнение почвы и сельскохозяйственных растений патогенными микроорганизмами и семенами сорных трав, перенасыщение питательными веществами пахотного слоя удобряемых угодий, загрязнение водоемов стоками с полей, накопление избыточного азота в почве и кормовых структурах, что вызывает нарушение обмена веществ у животных. Пестициды (pestis — зараза, разрушение, cide — убивать) — химические препараты для защиты сельскохозяйственной продукции, растений, для уничтожения паразитов у животных, для борьбы с переносчиками опасных заболеваний и т. п. Пестициды, в зависимости от объекта воздействия, подразделяются на: · гербициды — для уничтожения сорной растительности; · инсектициды — для уничтожения вредных насекомых; · зооциды — для борьбы с грызунами; · фунгициды — против возбудителей грибковых заболеваний; · дефолианты — для удаления листьев; · дефлоранты — для удаления цветков. Пестициды распространяются на больших пространствах, весьма удаленных от мест их применения. Многие из них могут сохраняться в почвах достаточно долго (период полураспада ДДТ в воде оценивается в 10 лет, а для диэлдрина он превышает 20 лет). Пестициды являются единственным загрязнителем, который сознательно вносится человеком в окружающую среду. Широкое применение биологических методов защиты растений позволит уменьшить степень загрязнения среды пестицидами.
Окружающей среды токсичными И радиоактивными веществами Загрязнение токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды может происходить в результате хозяйственной деятельности человека — промышленного и сельскохозяйственного производства, повседневного потребления, а также в результате стихийных бедствий и аварий. При этом прежде всего страдает земля. Земельные ресурсы выполняют две основные функции в процессе их использования: во-первых, земля является основным средством сельскохозяйственного производства, во-вторых — территорией для размещения населенных пунктов, промышленных объектов. После выбора зараженного участка земли, предназначенного для изъятия, производится снятие плодородного слоя почв. Снятую почву укладывают в бурты по 5—10 м и засевают одно- и многолетними травами во избежание эрозии. Ликвидация последствий аварийного загрязнения жидкими токсичными веществами. Прежде всего, ограничивают растекание токсичных веществ на местности с целью уменьшения площади испарения. Чтобы сдержать процесс испарения химических загрязнителей, применяют несколько способов: · поглощение слоем сыпучих адсорбентов (грунта, песка, шлака и т.п.); · изоляция пенами; · разбавление водой или растворами нейтрализующих веществ. Виды и методы мониторинга Виды мониторинга. По масштабам обобщения информации различают: глобальный, региональный, импактный мониторинг. Глобальный мониторинг — это слежение за мировыми процессами и явлениями в биосфере и с осуществление прогноза возможных изменений. Региональный мониторинг охватывает отдельные регионы, в которых наблюдаются процессы и явления, отличающиеся от естественных по природному характеру или из-за антропогенного воздействия Импактный мониторинг проводится в особо опасных зонах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ. По методам ведения выделяются следующие виды мониторинга: · биологический (с помощью биоиндикаторов); · дистанционный (авиационный и космический); · аналитический (химический и физико-химический анализ). По объектам наблюдения выделяются: · мониторинг отдельных компонентов окружающей среды (почвы, воды, воздуха); · мониторинг биологический (флоры и фауны). Методы контроля. Состав загрязняющих веществ определяют методами физико-химического анализа (в воздухе, почве, воде). Степень устойчивости природной экосистемы проводят методом биоиндикации. Биоиндикация — это обнаружение и определение антропоген- ных нагрузок по реакциям на них живых организмов и их сообществ. Сущность биоиндикации заключается в том, что определенные факторы среды создают возможность существования того или иного вида. Дистанционные методы используются в основном для ведения глобального мониторинга. Например, аэрофотосъемка является эффективным методом для определения масштабов и степени загрязнения при разливе нефти в море или на суше, т.е. при аварии танкеров или при разрыве трубопровода. Физико-химические методы используются для мониторинга отдельных компонентов окружающей природной среды: почвы, воды, воздуха. Эти методы основаны на анализе отдельных проб. Почвенный мониторинг предусматривает определение кислотности, потери гумуса, засоления. Атмосферное загрязнение анализируется газоанализаторами, которые позволяют получить информацию о концентрации в воздухе газообразных загрязнителей.
Вопросы для самопроверки 1. С какой целью проводится экологический мониторинг? 2. Какие существуют виды мониторинга? 3. Приведите примеры физико-химических методов мониторинга. 4. Какие методы используются для ведения глобального мониторинга?
Природопользованию Как уже отмечалось выше, среди законов, которые регулируют экологические правоотношения, можно выделить две группы: природоохранные и природоресурсные. Природоресурсные нормативные акты регулируют общественные отношения, которые складываются в сфере рационального использования отдельных видов природных ресурсов и объектов природы: земли, недр, воды, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, особо охраняемых территорий. В группу федеральных законов, которые являются основополагающими нормативными актами, входят следующие: Земельный кодекс РФ, Закон РФ “О недрах”, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха”, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, Федеральный закон “О животном мире”. Для этих нормативных актов характерно наличие некоторых общих признаков. 1. Природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности, но они являются специфическим объектом собствен- ности, но они являются специфическим объектом собственности, так как используются всем обществом, и поэтому государство ограничивает право собственности на природные ресурсы, устанавливая определенные права и обязанности собственников, определяя целевое назначение природных ресурсов. 2. Значимым, с точки зрения правового регулирования, является содержание понятия “охрана и рациональное использование природного ресурса”.Какие качества природного ресурса являются приоритетными? Например, вода может использоваться для питья, для хозяйственных нужд, как судоходный путь и т.д. Если вода используется как судоходный путь, то ее чистота не имеет решающего значения. Законодательство определяет, что приоритетным качеством воды является ее пригодность для питья, т.е. чистота. 3. Выполнение любых предписаний невозможно без наличия ответственности. Норма права — это не рекомендация, а повеление, за которым стоит авторитет государства. Указанные законодательные акты предусматривают ответственность за нарушение соответствующего законодательства (земельного, водного, лесного т.д.), причем меры ответственности могут иметь свои специфические особенности. Рассмотрим подробнее два основных природоресурсных федеральных закона. Земельный кодекс регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) в целях обеспечения права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду. Эти цели достигаются с помощью следующих мероприятий: · поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; · защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; · предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем. Водным кодексом РФ предусмотрены следующие обязанности водопользователей: рационально использовать водные объекты; не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нане- сения вреда здоровью людей и окружающей природной среде; не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания животного и растительного мира; информировать органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов. Водным кодексом РФ предусмотрено, что “лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации” (ст. 130). Если нанесен ущерб водному объекту, то лица, виновные в этом, обязаны возместить ущерб.
Вопросы для самопроверки 1. Назовите основные нормативно-правовые акты, которые регулируют использование отдельных природных ресурсов и охрану окружающей природной среды. 2. Охарактеризуйте основные этапы формирования российского законодательства. 3. Дайте общую характеристику Федерального закона “Об охране окружающей среды”. 4. Какие общественные отношения регулируются природоресурсными нормативными актами? 5. Дайте характеристику Земельного кодекса РФ. 6. Дайте характеристику Водного кодекса РФ. 7. Какие обязанности землепользователей предусмотрены Земельным кодексом РФ?
Природоохранных организаций
В своей экологической политике Россия исходит из необходимос- ти обеспечения всеобщей безопасности и развития международного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений. Таким образом, Россия взяла на себя обязательства по их выполнению, принятию действенных мер по их реализации. Охрана окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях: с другими странами СНГ; со странами Балтии; с восточноевропейскими государствами; с индустриально развитыми государствами; с развивающимися странами. Российская Федерация участвует более чем в 50 международных природоохранных договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна являлась одним из инициаторов и стала участницей подписания исторических международных соглашений: Конвенции о запрещение военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.); Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.) и др. В 1992 г. в Москве страны СНГ заключили межправительствен- ное соглашение о взаимодействии а области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств — участников соглашения подписали Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). Этот совет был учрежден для согласования природоохранной деятельности государств. В качестве рабочего органа был создан Секретариат Совета. Деятельность Секретариата финансируется Межгосударственным экологическим фондом. Ежегодные взносы участников этого фонда равны 0,05% валового национального дохода каждой страны. Основной задачей фонда является финансирование межгосударственных экологических программ. Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская зона, бассейны Амударьи, Днепра, озеро Балхаш, Черное, Азовское, Каспийское моря, Приаралье. В настоящее время разрабатываются несколько соглашений между странами СНГ: об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания; о редких находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений; о сотрудничестве между МЭС и ЮНЕП. Активно развивается двухстороннее сотрудничество России с США, Скандинавскими странами, Германией. На очередной сессии Российско-американской комиссии по экономическому технологическому сотрудничеству подписано совместное заявление в области охраны окружающей природной среды. Подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о реализации проектов сотрудничества в области охраны окружающей среды по объектам, расположенным на территории Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г. Санкт-Петербурга. В перечень приоритетных проектов включены: строительство водоочистных сооружений и завода по переработке сложных отходов; внедрение экологически безопасных процессов в деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Развивается российско-германское сотрудничество, в частности, по решению экологических проблем в Тульской и Калининградской областях, в районе озера Байкал. Завершены работы по внедрению проекта ИРИС (создание системы радиологического мониторинга) в местах расположения объектов атомной энергетики. На Смоленской АЭС установлена и введена в действие аппаратура, наложен сбор информации о радиологической обстановке, ее обработка и обмен с Германией. Затем проект ИРИС будет введен на Курской и Ленинградской станциях. Продолжаются двухсторонние контакты и сотрудничество с Нидерландами, Канадой, Великобританией и Китаем.
Экологическое просвещение Основной функцией государства в сфере охраны окружающей среды является обеспечение экологической безопасности общества. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Государство реализует данную функцию посредством управления охраной окружающей среды и природопользованием. Целью управления является регулирования деятельности природопользователей таким образом, чтобы обеспечить выполнение требований экологического законодательства. К основным функциям управления в сфере охраны окружающей среды относятся: планирование природопользования и охраны окружающей среды; ведение учета природных ресурсов и источников негативного воздей- ствия на окружающую среду; экономическая оценка природных ресурсов; установление экологических нормативов и экологических требований; установление платы за природопользование и охрану окружающей среды; контроль за деятельностью природопользовате- лей; применение мер юридической ответственности за нарушение экологического законодательства. В систему органов управления и надзора по охране природы входят органы общей компетенции и органы специальной компетенции. К государственным органам общей компетенции относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их полномочий. Структура органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 9 марта 2004 г. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. В системе органов исполнительной власти можно выделить ряд органов специальной компетенции, которые выполняют функции управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования. К этим органам относятся: Министерство природных ресурсов РФ и находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая находится в ведении Правительства РФ; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство по рыболовству, которые находятся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ.
Задачи органов общей и специальной компетенции Высшие федеральные, а также республиканские, областные и краевые законодательные органы России призваны определять основные направления экологической политики, утверждать экологические программы, устанавливать в пределах своей компетенции правовые основы и нормы. На правительство РФ возложены задачи реализации экологической политики и выполнение программ, а также координация деятельности всех органов в области охраны окружающей среды, образования и использования внебюджетных экологических фондов, установление порядка платы за природопользование, обеспечения населения экологической информацией. На исполнительные органы государственной власти субъектов возложены следующие задачи: определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов РФ с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов РФ; реализация федеральной политики в области экологического развития на территориях субъектов, государственный экологический контроль, ограничение, приостановление, прекращение деятельности объектов, вредно воздействующих на окружающую среду; разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов не ниже установленных на федеральном уровне. Основной задачей Министерства природных ресурсов Российской Федерации является выработка государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, а также координация деятельности федеральных служб и агентств, находящихся в его ведении.
Экологическое просвещение Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15% ее территории — зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. В настоящее время ситуация усугубляется тем, что продолжается грабительский для России экспорт природного сырья, на территорию страны ввозятся для захоронения радиоактивные отходы. Одной из причин является низкий уровень экологической культуры граждан, под которой подразумевается экологическая грамотность, информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования. В настоящее время экологическое образование и воспитание является одним из актуальных направлений развития системы образования и воспитания в целом. Без экологического просвещения невозможно формирование общественного сознания. Экологическое воспитание — это способ воздействия на чувства людей, на сознание, взгляды и представления. Оно повышает уровень сознательности граждан, прививает бережное отношение к природе, озабоченности ее состоянием, обеспечивает подготовленность каждого к нравственному поведению в природной среде. Начала экологической культуры закладывается в семье. Последующее экологическое воспитание должно осуществляться обществом. В этом смысле многое зависит от руководства страны, от уровня его экологической культуры, от того, какое значение придается задачам охраны окружающей природной среды. Экологическое воспитание может осуществляться различными средствами. Большая роль здесь принадлежит средствам массовой информации (СМИ) и общественным экологическим организациям. СМИ были первыми, кто забил тревогу и оповещал население об экологическом неблагополучии. Благодаря этой деятельности был дан импульс росту экологического сознания населения. В настоящее время возникла и успешно развивается специальная экологическая печать — экопресса. Современное “зеленое движение” в России пока только набирает силу. Однако следует отметить, что деятельность многих общественных организаций весьма результативна Экологическое воспитание дополняется экологическим образованием. Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей среды. Оно способствует профессиональной подготовке специалистов, является неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования, подготовки кадров. Принцип всеобщности означает, что экологическое образование и воспитание должно охватывать всех членов общества. Принцип комплектности экологического воспитания и образования означает, что два разных процесса воздействия на сознание людей должны осуществляться в комплексе с учетом научно обоснованных методических требований. Таким образом, основной целью экологического воспитания и образования является экологизация общественного сознания. В задачи экологии входит сохранение духовной среды, формирующейся в процессе жизнедеятельности человека, что должно способствовать всестороннему развитию человеческой личности, активно решающей как вопросы общественной жизни, так и управление средой своего обитания
Вопросы для самопроверки 1. Какие стоят задачи перед органами общей и специальной компетенции в сфере охраны окружающей природной среды? 2. В чем значение экологического воспитания и образования? 3. Какими средствами осуществляется экологическое воспитание?
ПРАКТИКУМ Природопользования Задача 1
В 1990 г. концентрация СО2 в атмосфере составляла 340 мг/кг. Известно, что концентрация СО2 в атмосфере ежегодно увеличивается на 0,5%. Постройте зависимость концентрации СО2 в атмосфере от времени. По ней составьте следующие прогнозы: — на сколько увеличится концентрация СО2 в атмосфере к 2008 г.; — в каком году концентрация СО2 увеличится в два раза, т.е. можно ожидать потепления климата на 3—5ºС.
Задача 2
В марте 1973 г. при аварии супертанкера “Амоко-Калис” у берегов Франции было выброшено в море 230 тыс. т. нефти. Рассчитайте объем воды, в котором погибла рыба, если гибель рыбы происходит при концентрации нефти 15 мг/л.
Задача 3
В 1976 г. в результате взрыва танкера “Уирколо” у берегов Испании было выброшено в море 100 тыс. т. нефти. Какая площадь воды (S) была при этом покрыта нефтяной пленкой, если толщина пленки (L) примерно 3 мм, а плотность нефти (p) 800 кг/м?
Упражнение 1
Выберите одно из готовых предложений для решения каждой из обозначенных актуальных экологических проблем и запишите в таблицу. Какие решения выбраны по каждой проблеме? В каких случаях может быть несколько решений? Предлагаемые готовые решения актуальных экологических проблем: А. Принятие закона. Б. Введение местного налога. В. Личная ответственность нарушителя и взимание штрафов. Г. Административное постановление и реальная помощь властей. Д. Ужесточение законов. Е. Экологическое воспитание и образование. Ж. Нет проблем, нечего обсуждать.
|