Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лицензирование природопользования.

Поиск

Административные акты, порождающие право приро­допользования, подразделяются на две группы:

1) специальные разрешения на использование при­родных объектов либо вредное воздействие на окру­жающую среду;

2) административные акты о передаче природного объекта в пользование.

Правовыми формами специальных разрешений яв­ляются:

♦ лицензии (лицензии на право водопользования, ле­сопользования, недропользования и пользования животным миром);

♦ разрешения (разрешения на выброс и сброс загряз­няющих веществ в окружающую среду, лесорубоч­ный и лесной билет, разрешение на ведение охоты).

Правовые документы в форме разрешений имеют единое с лицензией функциональное назначение, что позволяет условно относить все формы разрешений на право природопользования к разряду лицензий.

К функциям лицензий относятся:

1) превентивная, состоящая в предотвращении эколо­гического вреда;

2) информационная, в рамках которой собирается и накапливается информация о масштабах, видах и пределах экологически значимой деятельности;

3) регулятивная, состоящая в установлении пределов хозяйственного использования и негативного воз­действия на природные объекты;

4) контрольная, заключающаяся в наблюдении за состоянием природного объекта и проверке соблюде­ния экологического законодательства.

Первая функция является основной, поскольку отра­жает конечную цель лицензирования в сфере природо­пользования. Лицензия является средством обеспечения рационального природопользования и охраны окружаю­щей среды. Все остальные функции лицензии реализуют­ся в той мере, в которой обеспечивается выполнение пре­вентивной функции.

Требования к содержанию лицензии определяются федеральным природоресурсным законодательством.

Лицензия является именным документом, поскольку владелец лицензии указывается в самом документе. Пе­редача прав, удостоверенных лицензией, другим юриди­ческим или физическим лицам запрещается, за исключе­нием случаев, прямо предусмотренных законом. Так, в ст. 52 Водного кодекса РФ предусмотрено предоставление распорядительной лицензии на водопользование, на ос­новании которой осуществляется переход прав пользова­ния водными объектами от одного лица к другому.

Виды экологически значимой деятельности, образую­щей предмет лицензирования в сфере природопользова­ния, можно подразделить на три группы:

1) деятельность по использованию природных ресурсов;

2) деятельность, связанная с негативным воздействи­ем на окружающую среду;

3) природоохранная деятельность (работы в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, экологического аудита и т. д.).

Перечень лицензируемых видов деятельности в сфе­ре природопользования определяется федеральными за­конами, входящими в систему природоресурсного зако­нодательства.

Классификация видов лицензий в сфере природо­пользования осуществляется на основе ряда критериев.

С учетом вида природных объектов, предоставляемых в пользование, выделяют лицензии на использование отдельных видов природных объектов и лицензии на комплексное природопользование.

В зависимости от срока природопользования различа­ют долгосрочные и краткосрочные лицензии.

В зависимости от предмета лицензирования выделя­ют лицензии экономического характера, то есть предос­тавляемые для целей хозяйственного использования при­родный ресурсов, и лицензии экологические. К последним, в частности, относят разрешения на выброс, сброс, захоро­нение вредных веществ, использование лечебных ресурсов.

Лицензированию подлежит специальное природо­пользование, осуществляемое в предпринимательских целях.

Не подлежит лицензированию общее природопользо­вание, которое осуществляется гражданами в силу при­надлежащих им естественных прав.

Владельцами лицензий на право природопользования могут быть российские юридические лица и граждане, иностранные юридические лица и граждане и междуна­родные организации, если иное не предусмотрено зако­нодательством РФ.

За выдачу лицензии на природопользование взимает­ся сбор в размере, определяемом органами исполнитель­ной власти РФ и ее субъектов.

Лицензирование природопользования осуществляется федеральными органами государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

По решению Правительства РФ отдельные полномо­чия по лицензированию передаются органам исполни­тельной власти субъекта РФ.

 

21.Лимитирование в сфере природопользования

Лимиты представляют собой экологически обосно­ванные предельно допустимые объемы изъятия природ­ных ресурсов и вредных воздействий на окружающую среду, действующие в течение установленного периода времени.

Лимиты подразделяются на три вида: территориаль­ные, отраслевые и индивидуальные.

Территориальные лимиты устанавливаются для субъектов Федерации.

Отраслевые действуют в преде­лах районов, подведомственных отраслевому мини­стерству или ведомству, в частности, в пределах бассей­нов рек, лесхозов.

Индивидуальные лимиты устанавли­ваются для конкретных природопользователей.

Введение института лимитирования обусловлено ог­раниченностью запасов природных ресурсов и необходи­мостью рациональной организации их использования.

Лимитирование является правовой формой планиро­вания использования природных ресурсов. Так, лимити­рование водопотребления осуществляется на основе и в развитие водохозяйственных балансов, разрабатываемых с учетом соотношения потребностей в воде с имеющими­ся на данной территории водными ресурсами.

Выделяют два вида лимитов:

1) лимиты использования природных ресурсов;

2) лимиты вредного воздействия на окружающую среду.

Лимиты использования природных ресурсов устанав­ливаются в отношении отдельных видов природных ре­сурсов на определенный срок.

Лимиты на использование природных ресурсов, нахо­дящихся в федеральной собственности, устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ.

Лимиты на использование природных ресурсов, со­стоящих в собственности субъектов РФ, устанавливают­ся органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными государственными орга­нами.

Лимиты подлежат корректировке в связи с изменени­ем экологического и санитарно-эпидемиологического состояния природных объектов.

При установлении уточненных лимитов природо­пользования соответствующие изменения вносятся в ли­цензии на природопользование.

Лимиты на природопользование устанавливаются на основании заявленных природопользователем потребно­стей, научно обоснованного расчета объема потребления природных ресурсов, с учетом состояния природного объекта.

Лимиты вредного воздействия подразделяются на:

1) лимиты вредных выбросов и сбросов вредных ве­ществ в окружающую среду;

2) лимиты размещения вредных веществ.

Лимиты вредных воздействий устанавливаются для природопользователей на определенный срок и пресле­дуют цель поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, вредного воздей­ствия на окружающую среду с учетом экологической об­становки в данном регионе.

 

22.Договоры в сфере природопользования

Договор о передаче природного объекта в пользова­ние — это специальный вид гражданско-правовых сде­лок. Как следствие, к нему применяются общие нормы гражданского права, если иное не предусмотрено в природоресурсном законодательстве.

Договор о природопользовании, как правило, являет­ся частью сложного фактического состава и заключается на основании лицензии.

Положительное значение договора на природополь­зование состоит в определении взаимных обязательств сторон в сфере природопользования. Лицензия, в отли­чие от договора, определяет только лишь права и обязан­ности природопользователя. Кроме того, в договоре мо­гут быть конкретизированы отдельные правила прир-до­пользования, указанные в лицензии, а также определены условия имущественной ответственности сторон в случае нарушения договора.

Законодательством предусмотрены следующие основ­ные виды договоров в сфере природопользования:

1) договор аренды природных ресурсов;

2) договор концессии;

3) договор об установлении сервитута.

Договор аренды и договор об установлении сервиту­та порождают вещные права; договор концессии — обя­зательственное право.

Содержание договора о природопользовании составля­ют права и обязанности сторон, установленные законом либо договором. Права и обязанности, установленные за­коном, действуют независимо от включения их в договор.

Условия договора, в которых закрепляются права и обязанности сторон, подразделяются на две группы: су­щественные и факультативные.

Существенными признаются условия, согласнование которых является обязательным для признания договора заключенным.

Факультативными признаются такие условия догово­ра, которые включаются в договор по инициативе сторон.

Договором могут быть предусмотрены и другие усло­вия природопользования, не противоречащие действую­щему законодательству РФ.

В качестве санкции за нарушение условий договора стороны вправе предусмотреть такие меры, как ограниче­ние хозяйственной деятельности природопользователя, взимание сверхнормативной платы за конкретный вид загрязнения окружающей среды и другие виды санкций.

Договор аренды.

Основу законодательного регулирования арендных отношений в сфере природопользования составляет ГК РФ. Особенности аренды природных ресурсов определяются природоресурсным законодательством.

В соответствии со ст. 607 ГК РФ объектом аренды могут быть земельные участки и другие обособленные природные объекты, которые не теряют своих натураль­ных свойств в процессе их использования (непотребля­емые вещи). В соответствии с данным требованием объектом арендных отношений не могут являться объек­ты животного мира и недра. Леса признаются объектом арендных отношений в силу того, что правовое понятие леса включает в себя не только древесно-кустарниковую растительность, но и земли, на которых произрастает данная растительность.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, а также лицу, управомоченному законом или собственником сдавать данное имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

В тех случаях, когда объектом аренды является государственное либо муниципальное имуще­ство, в качестве арендодателя управомочены выступать государственные и муниципальные органы.

Арендатором в договоре аренды может являться любое правоспособное юридическое либо физическое лицо, в том числе российские и иностранные физические и юридичес­кие лица, международные ассоциации и объединения.

Содержанием договора аренды природных ресурсов являются взаимные права и обязанности арендатора по поводу хозяйственного и иного использования природ­ного ресурса. Права и обязанности арендатора природных ресурсов определяются не только условиями договора аренды, но и административными актами, устанавливаю­щими правовой режим использования соответствующего вида природных ресурсов, включая эколого-правовые ог­раничения и нормы.

Срок действия договора определяется с учетом уста­новленных законом предельных сроков аренды.

Земельный участок может быть предоставлен в аренду на срок не более чем 49 лет. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены в аренду на срок не более 49 лет. Предельный срок аренды участков леса — 99 лет, по водным объектам — 25 лет.

Следующий вид договоров в сфере природопользова­ния — договор концессии.

Правовую основу регулирования концессии составля­ют нормы Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.05 г. и природоресурсное законодательство, закреп­ляющее особенности регулирования концессии отдель­ных видов природных ресурсов.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой сторо­не (пользователю) за вознаграждение на определенный срок или без указания срока право использовать в пред­принимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (ст. 1027 ГК РФ).

В области природопользования предметом концессии являются исключительные права государства на пользование природными ресурсами. Объектом концессии по действующему законодательству признаются участки лесного фонда и участки недр.

В отличие от договора аренды, в договоре концессии правообладателю предоставляется право контролировать качество работ по использованию природных объектов, производимых пользователем на основании договора концессии.

Пользователь обязан соблюдать указания правообладателя, направленные на обеспечение харак­тера, способов и условий использования исключитель­ных прав тому, как они используются правообладателем (ст. 1032 ГК РФ).

Условия об использовании природного объекта в рам­ках концессионных отношений имеют подчиненный ха­рактер по отношению к договору концессии, объектом которого является недвижимое имущество, перечислен­ное в п. 1 ст. 4 Закона РФ «О концессионных соглашени­ях». Это означает, что условия природопользования, та­кие как сроки природопользования, объем добываемой природной продукции и размер платы, определяются с учетом основного концессионного соглашения.

При заключении концессионных соглашений в сфе­ре природопользования сохраняется публично-правовой порядок регулирования вопросов, связанных с обеспече­нием общественных интересов. К числу таких вопросов относятся: обеспечение экологической безопасности и охраны природной среды, налоговые и таможенные отно­шения в сфере природопользования.

23. Платежи за пользование природными ресурсами.

Платежи за пользование природными ресурсами имеют рентную природу. При помощи платежей законодатель стремится изъять дополнительный доход природопользо­вателя, полученный от использования свойств природ­ных ресурсов.

Платежи за право пользования классифицируются на две группы:

1. регулярные платежи. К ним относятся налоги и иные платежи, применяемые на основании факта пользования природным объектом;

2. разовые платежи, взимаемые с природопользовате­ля единовременно. К таким платежам относятся ли­цензионные сборы и сборы за пользование объек­тами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, разовые платежи за пользование недрами при наступлении опреде­ленных событий, оговоренных в лицензии.

Регулярные платежи взимаются в течение всего срока действия разрешительного документа.

Регулярные платежи в сфере природопользования ус­танавливаются с учетом кадастровой оценки природных ресурсов. Если отсутствует кадастровая оценка природ­ных ресурсов, то применяются показатели, характеризу­ющие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность.

Налоги в сфере природопользования классифициру­ются в зависимости от объекта налогообложения на сле­дующие виды:

♦ земельный налог;

♦ водный налог;

♦ налог на добычу полезных ископаемых.

Земельный налог относится к разряду местных на­логов.

При установлении местных налогов представитель­ными органами муниципальных образований определяются следующие элементы налогообложения:

· налоговые ставки,

· порядок

· сроки уплаты налогов.

Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Представительными органами муниципальных обра­зований законодательством о налогах и сборах могут устанавливаться налоговые льго­ты, основания и порядок их применения.

Водный налог и налог на добычу полезных ископае­мых являются федеральными налогами. Федеральными налогами и сборами признаются нало­ги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Неналоговыми платежами в сфере природопользова­ния являются лесные подати, регулярные платежи за пользование недрами, плата за геологическую информа­цию о недрах.

Минимальные ставки неналоговых платежей за пользование устанавливаются Правительством РФ (от­носительно ресурсов, находящихся в федеральной соб­ственности), органами исполнительной власти субъекта РФ (относительно ресурсов, находящихся в собственно­сти субъекта РФ).

Ставки платежей регулярно пересматриваются. При пересмотре ставок учитываются изменения уровня цен на природные ресурсы и объем затрат на добычу природной продукции.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов и платежей являются российские и иностранные граждане и юридические лица, осуществляющие специальное при­родопользование на территории РФ, на которых в соот­ветствии с НК и природоресурсным законодательством возложена обязанность уплачивать соответствующие на­логи и сборы.

По общему правилу, платежи за пользование взима­ются в денежной форме. Однако в отдельных случаях за­конодательством допускается внесение платежей в иных формах, а именно: в виде части добытой природной про­дукции либо произведенной природопользователем про­дукции, выполненных работ или услуг.

 

24. Экологическое страхование

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «Об охране окру­жающей среды» экологическое страхование осуществля­ется в целях защиты имущественных интересов юриди­ческих и физических лиц на случай возникновения эко­логических рисков.

Выделяют два вида экологического страхования: доб­ровольное и обязательное страхование.

Обязательное экологическое страхование предусмот­рено в отношении тех видов деятельности, которые пред­ставляют повышенную опасность для окружающей сре­ды.

Заключение договора обязательного экологического страхования предусмотрено следующими нормативными актами:

♦ Федеральный закон РФ «О промышленной безо­пасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. №116;

♦ Федеральный закон РФ «О безопасности гидротех­нических сооружений» от 21.07.97 г.;

♦ Федеральный закон РФ «Об использовании атом­ной энергии» от 20.10. 95 г.

♦ Порядок заключения договора обязательного экологического страхования регулируется Письмом Федерального горного и промышленного надзора от 23.04.98 г.:№ 01-17 «О страховании ответствен­ности за причинение вреда при эксплуатации опас­ных производственных объектов».

Обязательное экологическое страхование — это осу­ществляемое в силу закона страхование гражданско-правовой ответственности из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц либо окружающей природной среде вследствие аварии на опасном произ­водственном объекте.

В соответствии с названными выше федеральными законами обязательному экологическому страхованию подлежат следующие виды деятельности:

♦ деятельность, связанная с использованием горю­чих, токсичных, взрывчатых веществ;

♦ горные и иные работы в подземных условиях;

♦ атомная энергетика;

♦ эксплуатация гидротехнических сооружений.

Заключение договора страхования риска гражданско-правовой ответственности из причинения вреда при эк­сплуатации названных объектов является обязательным условием для выдачи лицензии на осуществление данной деятельности. В лицензии делается запись об обязатель­ности наличия у заявителя на момент начала эксплуата­ции и на протяжении всего периода эксплуатации данно­го объекта названного договора страхования.

Объектом страхования являются имущественные ин­тересы страхователя, связанные с его обязанностью воз­местить ущерб, нанесенный жизни, здоровью или иму­ществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на эксплуатируемом страхователем опасном производственном объекте.

Страховым случаем, порождающим обязательство страховщика (страховой организации) выплатить страхо­вое возмещение, является внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в ре­зультате аварии, приведшей к выбросу загрязняющих ве­ществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы от которых подлежат возмещению, ого­вариваются сторонами при заключении договора.

Страховая выплата производится на основании всту­пившего в законную силу решения суда.

Размер страховой выплаты определяется страховщи­ком на основании акта технического расследования при­чин аварии, судебных решений и других материалов, со­держащих данные о размере причиненного вреда.

Страховая выплата осуществляется в пределах установ­ленных страховых сумм, указанных в договоре страхования.

В сумму страхового возмещения включаются:

♦ ущерб, причиненный уничтожением или поврежде­нием имущества потерпевшего;

♦ расходы по восстановлению нарушенной природ­ной среды;

♦ расходы на восстановление здоровья граждан, кото­рым причинен ущерб вследствие аварии.

В страховое возмещение не включаются:

♦ убытки, связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия до­говора;

♦ убытки, причиненные работникам страхователя при исполнении ими своих трудовых обязанностей;

♦ штрафы, неустойки.

Правовую основу регулирования добровольного эколо­гического страхования составляет Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ, утвержденное Постановлением Минприроды РФ от 03.12.92 г.

В качестве страхователей могут выступать как юриди­ческие, так и физические лица, чья деятельность связана с опасностью причинения вреда окружающей среде, здо­ровью либо имуществу третьих лиц.

Для договора добровольного экологического страхова­ния характерна взаимная заинтересованность страховщи­ка и страхователя в снижении риска причинения вреда.

Страхователь заинтересован в повышении своей безо­пасности, так как с ростом вероятности причинения вреда растут и ставки страховых премий. По согласованию со страховщиком страхователь может направлять оговоренную в договоре страхования часть страховых премий на целевое финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий по повышению экологической безопасности объектов страхования.

Объектом экологического страхования, так же, как и в договоре обязательного экологического страхования, является риск гражданской ответственности, выражаю­щийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими и юридическими лицами о воз­мещении ущерба, причиненного нарушением экологи­ческого законодательства.

Страховые платежи исчисляются путем умножения годового оборота природопользователя на тарифную ставку. Тарифные ставки дифференцированы в зависимо­сти от отрасли производства, в которой осуществляет де­ятельность страхователь.

Ставки также дифференцируются внутри одной от­расли в зависимости от степени риска производственно­го процесса и проведения превентивных мероприятий на каждом отдельно взятом объекте.

Страховые платежи уплачиваются в процентах от раз­мера годового оборота предприятия.

На основании данных об уплате платежей страховате­лю выдается страховое свидетельство. С этого момента договор экологического страхования вступает в юриди­ческую силу.

Получателем страхового возмещения может высту­пать не только страхователь, но и третье лицо, например, собственник имущества, сдавшего его в аренду и потер­певшего убыток в результате экологической аварии. Обя­занность арендатора произвести страхование в пользу собственника арендуемого природного объекта может иметь место только в том случае, если арендодатель вклю­чил в арендную плату отчисления на экологическое стра­хование. В случае если экологическое страхование при­родного объекта не предусмотрено договором, арендатор такой обязанности не несет. -

25.Правовые основы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

Экономический механизм природопользования — это совокупность мер правового воздействия на природопользователя в целях формирования экономического интереса последнего в соблюдении требований рацио­нального природопользования, а также в целях создания экономической основы компенсации вредных послед­ствий, вызванных деятельностью природопользователя.

Основными методами экономического.регулирова­ния охраны окружающей среды являются:

1) платежи в области природопользования;

2) финансирование природоохранных мероприятий;

3) экономическое стимулирование рационального природопользования;

4) планирование природоохранной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.011 с.)