Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лицензирование природопользования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Административные акты, порождающие право природопользования, подразделяются на две группы: 1) специальные разрешения на использование природных объектов либо вредное воздействие на окружающую среду; 2) административные акты о передаче природного объекта в пользование. Правовыми формами специальных разрешений являются: ♦ лицензии (лицензии на право водопользования, лесопользования, недропользования и пользования животным миром); ♦ разрешения (разрешения на выброс и сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лесорубочный и лесной билет, разрешение на ведение охоты). Правовые документы в форме разрешений имеют единое с лицензией функциональное назначение, что позволяет условно относить все формы разрешений на право природопользования к разряду лицензий. К функциям лицензий относятся: 1) превентивная, состоящая в предотвращении экологического вреда; 2) информационная, в рамках которой собирается и накапливается информация о масштабах, видах и пределах экологически значимой деятельности; 3) регулятивная, состоящая в установлении пределов хозяйственного использования и негативного воздействия на природные объекты; 4) контрольная, заключающаяся в наблюдении за состоянием природного объекта и проверке соблюдения экологического законодательства. Первая функция является основной, поскольку отражает конечную цель лицензирования в сфере природопользования. Лицензия является средством обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Все остальные функции лицензии реализуются в той мере, в которой обеспечивается выполнение превентивной функции. Требования к содержанию лицензии определяются федеральным природоресурсным законодательством. Лицензия является именным документом, поскольку владелец лицензии указывается в самом документе. Передача прав, удостоверенных лицензией, другим юридическим или физическим лицам запрещается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Так, в ст. 52 Водного кодекса РФ предусмотрено предоставление распорядительной лицензии на водопользование, на основании которой осуществляется переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому. Виды экологически значимой деятельности, образующей предмет лицензирования в сфере природопользования, можно подразделить на три группы: 1) деятельность по использованию природных ресурсов; 2) деятельность, связанная с негативным воздействием на окружающую среду; 3) природоохранная деятельность (работы в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, экологического аудита и т. д.). Перечень лицензируемых видов деятельности в сфере природопользования определяется федеральными законами, входящими в систему природоресурсного законодательства. Классификация видов лицензий в сфере природопользования осуществляется на основе ряда критериев. С учетом вида природных объектов, предоставляемых в пользование, выделяют лицензии на использование отдельных видов природных объектов и лицензии на комплексное природопользование. В зависимости от срока природопользования различают долгосрочные и краткосрочные лицензии. В зависимости от предмета лицензирования выделяют лицензии экономического характера, то есть предоставляемые для целей хозяйственного использования природный ресурсов, и лицензии экологические. К последним, в частности, относят разрешения на выброс, сброс, захоронение вредных веществ, использование лечебных ресурсов. Лицензированию подлежит специальное природопользование, осуществляемое в предпринимательских целях. Не подлежит лицензированию общее природопользование, которое осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав. Владельцами лицензий на право природопользования могут быть российские юридические лица и граждане, иностранные юридические лица и граждане и международные организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. За выдачу лицензии на природопользование взимается сбор в размере, определяемом органами исполнительной власти РФ и ее субъектов. Лицензирование природопользования осуществляется федеральными органами государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. По решению Правительства РФ отдельные полномочия по лицензированию передаются органам исполнительной власти субъекта РФ.
21.Лимитирование в сфере природопользования Лимиты представляют собой экологически обоснованные предельно допустимые объемы изъятия природных ресурсов и вредных воздействий на окружающую среду, действующие в течение установленного периода времени. Лимиты подразделяются на три вида: территориальные, отраслевые и индивидуальные. Территориальные лимиты устанавливаются для субъектов Федерации. Отраслевые действуют в пределах районов, подведомственных отраслевому министерству или ведомству, в частности, в пределах бассейнов рек, лесхозов. Индивидуальные лимиты устанавливаются для конкретных природопользователей. Введение института лимитирования обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью рациональной организации их использования. Лимитирование является правовой формой планирования использования природных ресурсов. Так, лимитирование водопотребления осуществляется на основе и в развитие водохозяйственных балансов, разрабатываемых с учетом соотношения потребностей в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами. Выделяют два вида лимитов: 1) лимиты использования природных ресурсов; 2) лимиты вредного воздействия на окружающую среду. Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются в отношении отдельных видов природных ресурсов на определенный срок. Лимиты на использование природных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ. Лимиты на использование природных ресурсов, состоящих в собственности субъектов РФ, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными государственными органами. Лимиты подлежат корректировке в связи с изменением экологического и санитарно-эпидемиологического состояния природных объектов. При установлении уточненных лимитов природопользования соответствующие изменения вносятся в лицензии на природопользование. Лимиты на природопользование устанавливаются на основании заявленных природопользователем потребностей, научно обоснованного расчета объема потребления природных ресурсов, с учетом состояния природного объекта. Лимиты вредного воздействия подразделяются на: 1) лимиты вредных выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; 2) лимиты размещения вредных веществ. Лимиты вредных воздействий устанавливаются для природопользователей на определенный срок и преследуют цель поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, вредного воздействия на окружающую среду с учетом экологической обстановки в данном регионе.
22.Договоры в сфере природопользования Договор о передаче природного объекта в пользование — это специальный вид гражданско-правовых сделок. Как следствие, к нему применяются общие нормы гражданского права, если иное не предусмотрено в природоресурсном законодательстве. Договор о природопользовании, как правило, является частью сложного фактического состава и заключается на основании лицензии. Положительное значение договора на природопользование состоит в определении взаимных обязательств сторон в сфере природопользования. Лицензия, в отличие от договора, определяет только лишь права и обязанности природопользователя. Кроме того, в договоре могут быть конкретизированы отдельные правила прир-допользования, указанные в лицензии, а также определены условия имущественной ответственности сторон в случае нарушения договора. Законодательством предусмотрены следующие основные виды договоров в сфере природопользования: 1) договор аренды природных ресурсов; 2) договор концессии; 3) договор об установлении сервитута. Договор аренды и договор об установлении сервитута порождают вещные права; договор концессии — обязательственное право. Содержание договора о природопользовании составляют права и обязанности сторон, установленные законом либо договором. Права и обязанности, установленные законом, действуют независимо от включения их в договор. Условия договора, в которых закрепляются права и обязанности сторон, подразделяются на две группы: существенные и факультативные. Существенными признаются условия, согласнование которых является обязательным для признания договора заключенным. Факультативными признаются такие условия договора, которые включаются в договор по инициативе сторон. Договором могут быть предусмотрены и другие условия природопользования, не противоречащие действующему законодательству РФ. В качестве санкции за нарушение условий договора стороны вправе предусмотреть такие меры, как ограничение хозяйственной деятельности природопользователя, взимание сверхнормативной платы за конкретный вид загрязнения окружающей среды и другие виды санкций. Договор аренды. Основу законодательного регулирования арендных отношений в сфере природопользования составляет ГК РФ. Особенности аренды природных ресурсов определяются природоресурсным законодательством. В соответствии со ст. 607 ГК РФ объектом аренды могут быть земельные участки и другие обособленные природные объекты, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В соответствии с данным требованием объектом арендных отношений не могут являться объекты животного мира и недра. Леса признаются объектом арендных отношений в силу того, что правовое понятие леса включает в себя не только древесно-кустарниковую растительность, но и земли, на которых произрастает данная растительность. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, а также лицу, управомоченному законом или собственником сдавать данное имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ). В тех случаях, когда объектом аренды является государственное либо муниципальное имущество, в качестве арендодателя управомочены выступать государственные и муниципальные органы. Арендатором в договоре аренды может являться любое правоспособное юридическое либо физическое лицо, в том числе российские и иностранные физические и юридические лица, международные ассоциации и объединения. Содержанием договора аренды природных ресурсов являются взаимные права и обязанности арендатора по поводу хозяйственного и иного использования природного ресурса. Права и обязанности арендатора природных ресурсов определяются не только условиями договора аренды, но и административными актами, устанавливающими правовой режим использования соответствующего вида природных ресурсов, включая эколого-правовые ограничения и нормы. Срок действия договора определяется с учетом установленных законом предельных сроков аренды. Земельный участок может быть предоставлен в аренду на срок не более чем 49 лет. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены в аренду на срок не более 49 лет. Предельный срок аренды участков леса — 99 лет, по водным объектам — 25 лет. Следующий вид договоров в сфере природопользования — договор концессии. Правовую основу регулирования концессии составляют нормы Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.05 г. и природоресурсное законодательство, закрепляющее особенности регулирования концессии отдельных видов природных ресурсов. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (ст. 1027 ГК РФ). В области природопользования предметом концессии являются исключительные права государства на пользование природными ресурсами. Объектом концессии по действующему законодательству признаются участки лесного фонда и участки недр. В отличие от договора аренды, в договоре концессии правообладателю предоставляется право контролировать качество работ по использованию природных объектов, производимых пользователем на основании договора концессии. Пользователь обязан соблюдать указания правообладателя, направленные на обеспечение характера, способов и условий использования исключительных прав тому, как они используются правообладателем (ст. 1032 ГК РФ). Условия об использовании природного объекта в рамках концессионных отношений имеют подчиненный характер по отношению к договору концессии, объектом которого является недвижимое имущество, перечисленное в п. 1 ст. 4 Закона РФ «О концессионных соглашениях». Это означает, что условия природопользования, такие как сроки природопользования, объем добываемой природной продукции и размер платы, определяются с учетом основного концессионного соглашения. При заключении концессионных соглашений в сфере природопользования сохраняется публично-правовой порядок регулирования вопросов, связанных с обеспечением общественных интересов. К числу таких вопросов относятся: обеспечение экологической безопасности и охраны природной среды, налоговые и таможенные отношения в сфере природопользования. 23. Платежи за пользование природными ресурсами. Платежи за пользование природными ресурсами имеют рентную природу. При помощи платежей законодатель стремится изъять дополнительный доход природопользователя, полученный от использования свойств природных ресурсов. Платежи за право пользования классифицируются на две группы: 1. регулярные платежи. К ним относятся налоги и иные платежи, применяемые на основании факта пользования природным объектом; 2. разовые платежи, взимаемые с природопользователя единовременно. К таким платежам относятся лицензионные сборы и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Регулярные платежи взимаются в течение всего срока действия разрешительного документа. Регулярные платежи в сфере природопользования устанавливаются с учетом кадастровой оценки природных ресурсов. Если отсутствует кадастровая оценка природных ресурсов, то применяются показатели, характеризующие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность. Налоги в сфере природопользования классифицируются в зависимости от объекта налогообложения на следующие виды: ♦ земельный налог; ♦ водный налог; ♦ налог на добычу полезных ископаемых. Земельный налог относится к разряду местных налогов. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются следующие элементы налогообложения: · налоговые ставки, · порядок · сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом (п. 4 ст. 12 НК РФ). Представительными органами муниципальных образований законодательством о налогах и сборах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Водный налог и налог на добычу полезных ископаемых являются федеральными налогами. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Неналоговыми платежами в сфере природопользования являются лесные подати, регулярные платежи за пользование недрами, плата за геологическую информацию о недрах. Минимальные ставки неналоговых платежей за пользование устанавливаются Правительством РФ (относительно ресурсов, находящихся в федеральной собственности), органами исполнительной власти субъекта РФ (относительно ресурсов, находящихся в собственности субъекта РФ). Ставки платежей регулярно пересматриваются. При пересмотре ставок учитываются изменения уровня цен на природные ресурсы и объем затрат на добычу природной продукции. Налогоплательщиками и плательщиками сборов и платежей являются российские и иностранные граждане и юридические лица, осуществляющие специальное природопользование на территории РФ, на которых в соответствии с НК и природоресурсным законодательством возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. По общему правилу, платежи за пользование взимаются в денежной форме. Однако в отдельных случаях законодательством допускается внесение платежей в иных формах, а именно: в виде части добытой природной продукции либо произведенной природопользователем продукции, выполненных работ или услуг.
24. Экологическое страхование В соответствии со ст. 18 Закона РФ «Об охране окружающей среды» экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай возникновения экологических рисков. Выделяют два вида экологического страхования: добровольное и обязательное страхование. Обязательное экологическое страхование предусмотрено в отношении тех видов деятельности, которые представляют повышенную опасность для окружающей среды. Заключение договора обязательного экологического страхования предусмотрено следующими нормативными актами: ♦ Федеральный закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. №116; ♦ Федеральный закон РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 г.; ♦ Федеральный закон РФ «Об использовании атомной энергии» от 20.10. 95 г. ♦ Порядок заключения договора обязательного экологического страхования регулируется Письмом Федерального горного и промышленного надзора от 23.04.98 г.:№ 01-17 «О страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов». Обязательное экологическое страхование — это осуществляемое в силу закона страхование гражданско-правовой ответственности из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц либо окружающей природной среде вследствие аварии на опасном производственном объекте. В соответствии с названными выше федеральными законами обязательному экологическому страхованию подлежат следующие виды деятельности: ♦ деятельность, связанная с использованием горючих, токсичных, взрывчатых веществ; ♦ горные и иные работы в подземных условиях; ♦ атомная энергетика; ♦ эксплуатация гидротехнических сооружений. Заключение договора страхования риска гражданско-правовой ответственности из причинения вреда при эксплуатации названных объектов является обязательным условием для выдачи лицензии на осуществление данной деятельности. В лицензии делается запись об обязательности наличия у заявителя на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации данного объекта названного договора страхования. Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью возместить ущерб, нанесенный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на эксплуатируемом страхователем опасном производственном объекте. Страховым случаем, порождающим обязательство страховщика (страховой организации) выплатить страховое возмещение, является внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварии, приведшей к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы от которых подлежат возмещению, оговариваются сторонами при заключении договора. Страховая выплата производится на основании вступившего в законную силу решения суда. Размер страховой выплаты определяется страховщиком на основании акта технического расследования причин аварии, судебных решений и других материалов, содержащих данные о размере причиненного вреда. Страховая выплата осуществляется в пределах установленных страховых сумм, указанных в договоре страхования. В сумму страхового возмещения включаются: ♦ ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества потерпевшего; ♦ расходы по восстановлению нарушенной природной среды; ♦ расходы на восстановление здоровья граждан, которым причинен ущерб вследствие аварии. В страховое возмещение не включаются: ♦ убытки, связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора; ♦ убытки, причиненные работникам страхователя при исполнении ими своих трудовых обязанностей; ♦ штрафы, неустойки. Правовую основу регулирования добровольного экологического страхования составляет Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ, утвержденное Постановлением Минприроды РФ от 03.12.92 г. В качестве страхователей могут выступать как юридические, так и физические лица, чья деятельность связана с опасностью причинения вреда окружающей среде, здоровью либо имуществу третьих лиц. Для договора добровольного экологического страхования характерна взаимная заинтересованность страховщика и страхователя в снижении риска причинения вреда. Страхователь заинтересован в повышении своей безопасности, так как с ростом вероятности причинения вреда растут и ставки страховых премий. По согласованию со страховщиком страхователь может направлять оговоренную в договоре страхования часть страховых премий на целевое финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий по повышению экологической безопасности объектов страхования. Объектом экологического страхования, так же, как и в договоре обязательного экологического страхования, является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими и юридическими лицами о возмещении ущерба, причиненного нарушением экологического законодательства. Страховые платежи исчисляются путем умножения годового оборота природопользователя на тарифную ставку. Тарифные ставки дифференцированы в зависимости от отрасли производства, в которой осуществляет деятельность страхователь. Ставки также дифференцируются внутри одной отрасли в зависимости от степени риска производственного процесса и проведения превентивных мероприятий на каждом отдельно взятом объекте. Страховые платежи уплачиваются в процентах от размера годового оборота предприятия. На основании данных об уплате платежей страхователю выдается страховое свидетельство. С этого момента договор экологического страхования вступает в юридическую силу. Получателем страхового возмещения может выступать не только страхователь, но и третье лицо, например, собственник имущества, сдавшего его в аренду и потерпевшего убыток в результате экологической аварии. Обязанность арендатора произвести страхование в пользу собственника арендуемого природного объекта может иметь место только в том случае, если арендодатель включил в арендную плату отчисления на экологическое страхование. В случае если экологическое страхование природного объекта не предусмотрено договором, арендатор такой обязанности не несет. - 25.Правовые основы экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Экономический механизм природопользования — это совокупность мер правового воздействия на природопользователя в целях формирования экономического интереса последнего в соблюдении требований рационального природопользования, а также в целях создания экономической основы компенсации вредных последствий, вызванных деятельностью природопользователя. Основными методами экономического.регулирования охраны окружающей среды являются: 1) платежи в области природопользования; 2) финансирование природоохранных мероприятий; 3) экономическое стимулирование рационального природопользования; 4) планирование природоохранной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.011 с.) |