Вопрос 57. Лицензирование и квотирование внешней торговли в РФ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 57. Лицензирование и квотирование внешней торговли в РФ.



(лекция Эллины Юрьевны)

Нетарифные методы регулирования -это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Включают:

- прямое ограничение импорта (экспорта) или регулирование внешней торговли путем прямых количественных ограничений, лицензирования запретов или т.н. «добровольных» ограничений

- разнородные акции административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарно-экологических мер, при которых ограничение торговли товарами и услугами оказывается их побочным результатом.

1. Квотирование (контингентирование) - установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении.

Количественные ограничения – запрет, фактически блокирующий операционные и контрольно-регистрационные меры (не влияют на объем торговли).

Квотирование во внешней торговле выступает в качестве:

а) нетарифной меры внешнеэкономического регулирования;

б) регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке;

в) ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров и т.д

По направленности их действия квоты разделяются на:

Экспортные – вводятся для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке.

Импортные – вводятся для защиты местных производителей, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке.

Формы квотирования:

1) глобальные квоты – определяют размер общего импорта какого-либо товара, который не распределен между поставщиками и может реализовываться среди них в порядке очередности, поступления от них заявок.

2) индивидуальные квоты – осуществляются распределением пропорционально доли каждого поставщика в импорте за прошлый (базовый) период или же на основе двустороннего согласования.

3) тарифные квоты – предусматривают ввоз определенного количества товара при более льготном таможенном режиме, чем то, что ввозится сверх этого количества.

4) сезонные квоты - могут устанавливаться на ввод некоторых видов сельскохозяйственной продукции в период пика производства внутри страны.

Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95 г. № 157-ФЗ определено, что экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений.

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:

· обеспечения национальной безопасности РФ;

· выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем рынке;

· защиты внутреннего рынка РФ, если какой-либо товар или товары импортируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ.

В РФ распространенытарифные квоты на мясо крупного рогатого скота, свинины, тримминга и мяса домашней птицы.

 

2. Традиционной мерой нетарифного регулирования является лицензирование(разрешительный порядок внешнеторговых операций).

Лицензирование – регулирование внешнеэкономическойдеятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (документ, подтверждающий право ввоз или вывоз товара в рамках полученной квоты) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

Формы лицензирования:

1) Разовая индивидуальная лицензия – предполагает выдачу единовременного разрешения на срок конкретному импортеру по его заявке (без права передачи) на ввоз указанного количества товара из определенной страны. При выдаче лицензии госорганы руководствуются следующими критериями:

- уровень предыдущих поставок

- очередность поступления заявок

- распределение поровну количества для новых поставщиков или на основе индивидуального (т.е. фактически произвольного) распределения

- может учитываться неиспользованная часть прошлой лицензии

2) Генеральная лицензия - наиболее распространенная форма контроля для ввоза товаров в развитые страны. Разрешается любому лицу ввозить обозначенный товар в течение длительного времени без ограничений в отношении количества и страны происхождения (глобальная или открытая лицензия), либо только из указанных стран.

3) Автоматическая – предполагает обращение импортера в госорган с заявкой на лицензию, получаемую автоматически. Цель – мониторинг поставок, в частности контроль за выполнением международных договоренностей или за поставками чувствительных товаров.

Соглашение о процедурах импортного лицензирования принято в рамках ГАТТ/ВТО, в котором участвует 36 стран, подчеркивает, что выдача лицензий должна осуществляться на недискриминационной основе в отношении экспортеров и импортеров. Страна-участница должна публиковать все правила и всю информацию, касающуюся лицензирования. Выдача лицензий должны сосредоточиться в одном госоргане (если это крайне необходимо, то допускается обращение не более чем в три органа). Процедура импортного регулирования должна соответствовать требованиям национального режима. При отказе в выдаче лицензии заявитель вправе обжаловать это решение.

Лицензирование экспорта и импорта как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности имеет свои особенности. Специальное разрешение здесь необходимо не для осуществления самой деятельности, связанной с ввозом или вывозом товаров, а для экспорта или импорта отдельных видов товаров, перечень которых обусловлен экономическими интересами государства.

Лицензирование в ВЭД осущ-ся в следующих случаях:

- Введение временных количнственных ограничений и исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров (квоты)

- Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на национальную безопасность, жизнь или здоровье граждан

К лицензируемым товарам относятся:

Экспорт – радиоактивные и взрывчатые вещества, драгоценные металлы и камни, наркотики, психотропные вещества, яды, дикие животные, кость слоновая, рога, копыта, кораллы, лекарства, газ.

Импорт – радиоактивные и взрывчатые вещ., наркотики, психотропные вещества, яды, лекарства, алкоголь (крепче 28%).

В настоящее время лицензирование экспорта и импорта товаров осуществляют несколько органов: Министерство внешних экономических связей(МВЭС РФ), Государственный комитет по военно-технической политике (ГКВТП РФ), Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ (Минздравмедпром РФ), Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ) и Главное управление государственного надзора за связью в России (Главгоссвязьнадзор РФ).

Основные функции Федеральной таможенной службы.

Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.

Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей системе государственных органов.

Субъектами управления в сфере таможенного дела являются таможенные органы России, составляющие единую систему, в которую входят:

· Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России).

· Региональные таможенные управления Российской Федерации.

· Таможни Российской Федерации.

· Таможенные посты Российской Федерации.

Единство системы таможенных органов определяется единством их целей и задач по осуществлению единой таможенной политики на единой таможенной территории Российской Федерации.

Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

Основные функции таможенных органов России:

· Участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую границу.

· Защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности государства, являющейся экономической основой суверенитета России.

· Содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров.

· Применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России.

· Осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота.

· Ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики.

· Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

· Осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

· Борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России.

· Пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений.

· Содействие в борьбе с международным терроризмом.

· Выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела.

· Участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело.

· Осуществление сотрудничества с иными органами, занимающимися вопросами таможенного дела.

· К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.

Возложенные на них функции таможенные органы выполняют как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Это касается, прежде всего, финансовых и налоговых органов, органов пограничной службы, транспортных органов и многих других, которые тесно связаны в функциональном отношении с таможенными органами.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.01 с.)