Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное регулирование внешней торговли, тарифные и нетарифные методы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Торговая политика – это государственная политика, которая оказывает влияние на торговлю через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт. Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это совокупность используемых госорганами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов, постановлений и решений правительства. Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство. Фритредерство – это политика свободной торговли, отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. При этом таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию. Свобода торговли обладает многими достоинствами: 1) благодаря ей МЭ может достигнуть более эффективного размещения ресурсов; 2) она ограничивает монополию и стимулирует конкуренцию; 3) она дает потребителям возможность выбора из более широкого перечня продукции. Протекционизм – это политика создания отечественным предпринимателям льготных условий работы по сравнению с иностранными, т.е. защита национальных производителей от иностранных конкурентов с помощью торговых барьеров. Это необходимо для: 1) защиты нарождающейся национальной промышлености; 2) защиты рабочих мест; 3) обеспечения должного уровня национальной обороны. Существуют 2 группы методов политики протекционизма: 1) тарифные; 2) нетарифные. Протекционизм уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации.Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей. Протекционизм уничтожает дух конкуренции, развивает привилегии и порождает ренту по положению.Он вреден и с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги. Существование противодействующих друг другу государств ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. Практически любая страна применяет торговые ограничения. Применительно к международной торговле государство использует такие инструменты воздействия, как: 1) таможенные тарифы; 2) ограничительные условия; 3) межгосударственные договоры и соглашения; 4) мероприятия по стимулированию экспорта и импорта. Наиболее весомым из них являются тарифные методы, заключающиеся в установлении таможенного тарифа (пошлины). Это наиболее традиционный метод, активно применяемое средство государственного регулирования экспортно-импортных операций. Таможенный тариф – это систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Таможенные пошлины – это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. Таможенный тариф выполняет следующие функции: 1) фискальная (пополнение доходов бюджета); 2) защитная (защита отечественных производителей от конкуренции); 3) регулирующая (регулирует ввоз и вывоз товаров); 4) торгово-политическая. Различают пошлины: 1) импортные (ими облагаются ввозимые в страну товары); 2) экспортные (ими облагаются вывозимые товары); 3) транзитные (взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом). Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские. Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителей от иностранных конкурентов. Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определенной торгово-экономической политики. Владелец импортируемого товара после уплаты пошлины повысит цену. Тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению возможностей потребителя. Но он выгоден государству и отечественным производителям. Экспортные пошлиныудорожают стоимость товара на мировом рынке, поэтому их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителей. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование. Транзитные пошлины сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. В настоящее время практически не применяются. Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин: 1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т. д.). Такая пошлина называется специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов. 2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Называется адвалорной. Существует и промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная. Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования. В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взимаемые с товара: 1) преференциальные (особо льготные); 2) договорные (минимальные); 3) генеральные (автономные), т.е. максимальные. Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. Например, страны ЕС предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны. Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Например, взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны. При введении таможенного тарифа цена на импортные товары возрастает. Это способствует росту цен на товары отечественного производства. Предложение товаров на внутреннем рынке возрастает, однако спрос уменьшается. Как следствие происходит уменьшение импорта. Влияние тарифа различно для субъектов экономики. Так потребители: 1) оплачивают доход от тарифа; 2) оплачивают прибыль фирмам; 3) оплачивают избыточные издержки отечественного производства; 4) теряют излишек потребителя. Государство выигрывает за счет введения таможенного тарифа, так как увеличиваются поступления в бюджет. По сути это трансферт от потребителей государству. Отечественные производители получают дополнительную прибыль. Эта прибыль является переводом доходов от потребителей к производителям. Общество несет социальные издержки, потому что ресурсы, которые притекают в отрасль, защищенную тарифом, могли бы использоваться более эффективно в других секторах экономики. Нетарифные методы делятся на группы: 1. Административные меры или количественные ограничения: лицензирование (избирательная выдача лицензий); контингентирование; сертификация; запрет на импорт. 2. Технические меры (т.е. стандарты здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды): требования к маркировке и упаковке; ветеринарный и гигиенический контроль; определенные стандарты качества. 3. Экономические методы: валютный контроль; НДС; обеспечение уплаты таможенных платежей; контроль над ценами (например, установление минимальной цены и расследование по ценам в случае антидемпинговых мер); государственная монополия на внешнюю торговлю; государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении поставок в данную страну. Нетарифные (количественные) ограничения представляют устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Количественные ограничения могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, а также в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вводятся чаще всего применительно к тем товарам, в которых остро нуждается сама страна. Квотирование – это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенных наименований. Наибольшее распространение получили импортные квоты,или количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. Контингентирование представляет собой ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени. Торговля товарами в пределах установленных контингентов осуществляется по лицензиям. Обычно контингентирование вводится на определенный срок или в связи с каким-либо событием. Лицензии могут быть генеральные и индивидуальные. Генеральная лицензия предоставляет право любому лицу в течение длительного времени ввозить товары либо без ограничения, либо только из указанных стран. Индивидуальная лицензия предоставляется обычно конкретной фирме с указанием объема, времени и наименования товара, разрешаемого к ввозу. Лицензирование делится на два вида – автоматическое и неавтоматическое. При автоматическом лицензировании лицензия выдается автоматически без каких-либо препятствий. Государство постоянно контролирует и наблюдает за закупками, учитывает их объем и имеет возможность при необходимости быстро ограничить импорт. Неавтоматическое лицензирование – это, как правило, разовое разрешение на импорт или экспорт товара. Такая лицензия выдается органом власти, уполномоченным на это, по заявлению импортера или экспортера товара. В этом случае в лицензии регламентируются важнейшие стороны внешнеторговой сделки: указано количество и стоимость товара, разрешенного к импорту или экспорту, страна происхождения или назначения товара. Срок действия такой лицензии ограничен по времени. Обычно неавтоматическое лицензирование используется в случаях, когда необходимо ограничить импорт продукции. При анализе воздействия импортных квот на благосостояние выясняется, что этот вид протекционизма ничем не лучше, чем тариф. Импортная квота наиболее привлекательна в условиях свободной конкуренции, которая ставит ее на одну доску с равноценным тарифом. Однако она становится опасной при соблюдении даже одного из условий: 1) если квота провоцирует монопольную власть; 2) если импортные лицензии размещаются неэффективно. Импортная квота обходится нации дороже, чем эквивалентный тариф, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка. Например, доминирующая в отечественной промышленности фирма не может обрести монопольную власть от тарифа, поскольку ей противостоит эластичное конкурирующее предложение по цене, равной мировому уровню, плюс тариф. Однако в условиях квотирования импорта отечественная фирма не опасается взвинчивания цен, поскольку уверена, что объем поставок конкурирующего зарубежного продукта не превысит размера квоты. В результате квота дает возможность доминирующей отечественной фирме при неэластичности кривой спроса получать монопольные прибыли в результате установления высоких цен. Таким образом, квота приводит к установлению на внутреннем рынке еще более высокой цены и к снижению выпуска продукции. Национальный ущерб в данном случае больше, чем от введения тарифа. Воздействие импортных квот на национальное благосостояние зависит и от того, каким образом власти распределяют права на импорт. Основные способы распределения импортных лицензий: 1) аукцион на конкурентной основе; 2) система явных предпочтений; 3) распределение лицензий по «затратному методу». Современная комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, использование средств морального поощрения экспортеров. Основную роль в этой системе играют кредитные и финансовые инструменты. Кредитные средства используются в 2 формах: предоставление экспортных кредитов на более благоприятных условиях; страхование экспортных операций (кредитов), что позволяет банкам предоставлять их на льготных условиях. Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую деятельность, также позволяет продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Субсидирование экспорта одновременно является и субсидированием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курса национальной валюты, а, следовательно, удешевляют приобретение иностранных товаров в данной стране. Субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Существует множество способов государственного субсидирования экспорта. 1. Государство может использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов самим экспортерам или их иностранным клиентам. 2. Государство осуществляет непосредственные затраты по стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом, организуя рекламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре экспортного рынка. 3. Налоговая система предусматривает предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг. В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также компаний они достигают очень больших размеров. В целом же эти субсидии в обрабатывающей промышленности развитых стран не выходят за пределы 1% стоимости экспорта. Наибольшими в процентном отношении субсидиями пользуется сельскохозяйственная продукция. Конечным результатом субсидирования экспорта является излишний рост торговли. Это приносит вред как субсидирующему государству, так и всей мировой экономике. Демпинг – это международная дискриминация в ценах, при которой экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом (чаще отечественном). Еще одной формой торговых барьеров являются соглашения о добровольном ограничении экспорта (квоты). Экспортеры продукции дают согласие на добровольные ограничения в обмен на смягчение торговых барьеров со стороны государства, в которое направляются товары. К середине 1993 года существовало в обшей сложности около 80 соглашений такого рода, действовавших в отношении экспорта Южной Кореи, Бразилии, Тайваня, Сингапура, Китая. Соглашения ограничивали экспорт бытовой электроники, автомашин, обуви, станков, некоторой другой продукции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.81 (0.014 с.) |