Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешняя торговля России: динамика, структура и формы госрегулирования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формой связи между производителями продукции разных стран выступает их внешнеторговая деятельность. Она предусматривает обмен товарами, услугами и капиталом между различными странами. В развитии внешней торговли РФ можно выделить 4 периода: -1992-1993 гг., характеризующиеся общей тенденцией сокращения товарооборота; -1994-1996 гг., отмеченные стабилизацией и постепенным увеличением масштабов внешнеторговой деятельности; -1997-1998 гг., для которых вновь характерно сокращение товарооборота; - с 1999 г. - увеличение масштабов и экспорта, и импорта. После распада в 1991 г. СССР Россия не только не смогла занять новые ниши на мировом рынке, но и утратила значительную часть рынков, что в первую очередь относится к рынкам военной техники и вооружений. Какое положение в мировой экономике занимала Россия в недавнем прошлом? Несколько цифр: 1) удельный вес страны в совокупном валовом продукте мира снизился с 3,4% в 1991 г. до 1,9% в 1995 г. - примерно 10-е место в мире; 2) доля в мировой промышленном производстве не превышает 4% - 5-я позиция в мире; 3) по уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) страна занимала 64-ю, а в сельском хозяйстве - 77-ю ступень в мировой классификации. Приведенные данные позволяют сделать вывод, что Россия занимает промежуточные позиции в мировой иерархии между промышленно-развитыми и развивающимися странами. При рассмотрении географической структуры внешней торговой структуры необходимо выделить два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и остальные (дальнее зарубежье). На протяжении 90-х гг. Российская Федерация неизменно сводила свой внешнеторговый баланс с положительным сальдо. Доля государств ближнего зарубежья в закупках Россией товаров за рубежом за 90-е гг. увеличилась примерно в 1,5 раза, составив в 1997 г. 25,9% по сравнению с 19,2% в 1991 г. Основными торговыми партнерами России во второй половине текущего десятилетия среди стран дальнего зарубежья были Германия (традиционно), США, Великобритания и Италия; а из числа государств ближнего зарубежья - Украина (традиционно), Белоруссия, Казахстан. Расширение сотрудничества со странами СНГ является одной из приоритетных направлений внешнеторговых и внешнеэкономических связей России, которые установлены на трех уровнях. Большинство стран СНГ выполняют обязательства в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли, подписанном 15апреля 1994 г., и двусторонними соглашениями о свободной торговле. Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия заключили Соглашение о создании Таможенного союза, согласно которому установлен единый порядок внешнеторгового регулирования. Страны-участницы Таможенного союза 23 марта 1993 г. подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Россия и Белоруссия подписали 2 апреля 1996 г. Договор об образовании Сообщества двух суверенных государств. При рассмотрении товарной структуры экспорта и импорта товаров следует выделить ее специфику. Вывоз Российской Федерации в тот период сохранял свою сырьевую направленность. По стоимости в нем превалируют топливно-энергетические товары, доля которых в общем объеме российского экспорта в 1997 г. составила 14,6%. На черные и цветные металлы приходилось около 15,5%, тогда как на машины, оборудование и транспортные средства - 9,9%. В импорте России основными статьями являются изделия машиностроения (около 30% совокупного импорта), а также продовольствие и сырье для его производства (около 30%). Объемы неофициального импорта по каналам так называемой неорганизованной торговли в целом оцениваются в 40% от официального. Среди негативных тенденций в развитии экспортно-импортных контрактов современной России выделяется сокращение российского присутствия на многих важных региональных и мировых товарных рынках Кроме того, отечественных товаропроизводителей потеснили иностранные конкуренты с внутреннего рынка России. Основными причинами относительно малой доли машин и оборудования в общем объеме экспорта являются снижение объемов их производства, низкая конкурентоспособность, нерешенность вопросов кредитования производства и поставок, отсталость производственной базы, длительные сроки освоения современных видов оборудования, а также проблема неплатежей, отсутствие системы страхования и банковских гарантий. По данным Минэкономики, в I квартале 1999 г. внешнеторговый оборот России (с учетом официально не регистрируемой торговли) составил 24,2 млрд. долл., уменьшившись по сравнению с соответствующим периодом 1998 г. на 33,9%. Девальвация рубля и расстройство банковской системы России привели к резкому сокращению импортных поставок. Если в августе 1998 г. спад импорта составил, поданным ГТК, 32%, то в сентябре - уже 50%, а в четвертом квартале - 70% (по сравнению с октябрем - декабрем 1997 г.). Однако наряду с негативными последствиями, а именно - чувствительным ударам по потребительскому рынку, сокращение импорта имеет и свои позитивные стороны. В тактическом плане резкое снижение импорта означает уменьшение спроса на валюту, что автоматически тормозит понижение курса рубля. В долгосрочном плане сокращение импорта позволит удерживать гораздо меньшее, чем в прошлом году, но все же положительное торговое сальдо, что увеличивает шансы России на выполнение своих обязательств по внешнему долгу. В 1999 г. долг составил 18 млрд. долл. против 9,9 млрд. долл. в 1998 г. Между тем наблюдался рост объема импорта машин и оборудования, что свидетельствует о некотором оживлении инвестиционной активности в стране. Развитию международных валютно-финансовых отношений способствовало принятие Правительством РФ и Центральным банком РФ международных обязательств по текущим операциям в рамках 8 ст. Устава МВФ. Это обеспечило расширение участия России в мировом торговом обороте и укрепило ее позиции во взаимоотношениях с ведущими государствами мира, особенно со странами Европейского союза. 1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Евросоюз поддерживает усилия России по ее интеграции в мировые экономические отношения и международные организации. Результаты взаимодействия России с другими странами и международными финансово-кредитными организациями находят отражение в платежном баланс, динамика показателей которого оказывает влияние на соответствие валютного регулирования. Целью Центрального банка РФ в области внешнеторгового регулирования внешней торговли является обеспечение оптимальной структуры платежного баланса за счет переориентации внешнеторгового оборота России с сырьевого экспорта и импорта в основном в виде потребительских товаров на наукоемкие, высокотехнологические отрасли; повышение эффективности внешнеторговых операций путем более четкого контроля над уровнем контрактных цен, затрат на производство продукции, уровнем налоговых сборов, таможенно-тарифных платежей, а также динамикой валютного курса рубля и др. При установлении деловых отношений с той или иной страной учитываются следующие факторы: 1) отношение к закупкам из-за рубежа; 2) политическая стабильность; 3) валютные ограничения - блокирование собственной валюты или запрещение ее перевода в любую страну; 4) состояние государственного аппарата. Страны-конкуренты обычно классифицируются по следующим критериям: размер рынка, динамика его роста, конкурентные преимущества, степень риска. В РФ государственное вмешательство во внешнеторговую деятельность предприятий осуществляется по следующим направлениям: 1) таможенные тарифы; 2) нетарифные ограничения; 3) контингентирование и лицензированием внешнеэкономических операций; 4) налоговое законодательство; 5) система международных договоров и соглашений; 6) кредитные мероприятия; 7) формирование торгового режима в отношении со странами ближнего зарубежья для защиты экономических интересов России и сохранения рациональных интеграционных связей; 8) контроль над использованием валютных поступлений для оплаты импорта; 9) формирование рационального (паритетного) курса рубля, реально отражающего ценовые соотношения внутреннего и мировых рынков и т. д. Существенную роль в системе государственного вмешательства в экономику играют средства государственного стимулирования экспорта. В современных условиях в России действует система стимулирования экспорта, которая соответствует требованиям ВТО. Она включает систему финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам для повышения конкурентоспособности их продукции на внешнем и внутреннем рынках. К ним можно отнести: 1) предоставление Правительством РФ в лице Министерства финансов РФ гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, привлекаемых российскими коммерческими банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных организаций; 2) гарантирование страхования экспортных кредитов от долгосрочных коммерческих рисков; 3) прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков; 4) выдача на льготных условиях экспортных кредитов и т. д. Государство берет на себя значительную часть расходов по обучению кадров, исследованию конъюнктуры рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечению необходимых политических условий для их деятельности на внешнем рынке. Экспортный контроль служит важным инструментом политики национальной безопасности. Его основными задачами являются: 1) осуществление на единой нормативной и организационно- методической основе контроля над экспортом сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые имеют военное или двойное применение, т. е. Могут использоваться для военных и невоенных целей; 2) разработка списков товаров и услуг, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям; 3) осуществление контроля и учета за соблюдением порядка предоставление предприятиям и организациям права экспорта стратегически важных сырьевых товаров. С 1 января 1996 г. в РФ был введен импортный контроль. Он предусматривал контроль над предпринимательской деятельностью российских резидентов, связанный с закупкой у нерезидентов и ввозом в страну резидента товаров, услуг, технологий для последующей реализации на внутреннем рынке. Целями импортного контроля являются: 1) обеспечение обоснованности платежей за импортируемые товары; 2) установление льготного режима при ввозе товаров из различных стран с учетом страны происхождения товара; 3) установление защитных мер и ограничений на импорт и сертификация импортируемых товаров. По мнению многих экспертов, основой создания жизнеспособной экономики переходного периода в России следует считать ее открытость, имея в виду влияние конкуренции из-за рубежа. Именно в этих условиях мировой рынок прямо или косвенно влияет на формирование цен на отечественную продукцию, а у российских производителей остается такай выход, как повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при снижении всех видов затрат. Как изменилась ситуации в середине 2000-х гг.? В целом в товарную структуру экспорта нашей страны входит более 4-х тысяч различных видов отечественной продукции. Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта. В 2005 г. на долю ТЭК (нефть, газ, уголь, лес и др.) приходилось 64,4% всего российского экспорта. Произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебания цен на мировых товарных рынках. Международная специализация России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наиболее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли. Устойчиво падает доля машин, оборудования, транспортных средств: 8,1% в 1996 г. против 5,6% в 2005 г. В 2005 г. в общем объеме экспорта товаров РФ основными партнерами были Нидерланды, ФРГ, Италия, Китай, Украина, Турция, Швейцария, Беларусь, Польша, Великобритания, Финляндия, США. В товарной структуре российского импорта отмечены следующие тенденции. Основными статьями являются машины и оборудование (44% в 2005 г.), продовольственные товары (17,7%), продукция химической и нефтехимической промышленности (16,5%). Импортируемые машины и оборудование предназначены для текстильной, швейной, кожевенной, обувной и меховой промышленности. Необходимость импорта данных товаров обусловлена отсутствием производства оборудования для большинства гражданских отраслей экономики, что порождает потребность в нерациональном импорте. Нерационален и импорт продовольственных товаров: располагая огромными сельскохозяйственными ресурсами и создав систему государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК), Россия могла бы решить проблему самообеспеченности продовольствием. Происходит переориентация на ввоз на российский рынок более дешевых товаров более низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах. В российском импорте преобладают поставки из ФРГ, Украины, Китая, Японии, Беларуси, США, Италии, Южной Кореи, Франци, Казахстана, Финляндии. В итоге, и в импортном секторе нужна долгосрочная государственная стратегия регулирования внутреннего рынка, направленная на его защиту с помощью тарифных и нетарифных ограничений. В целом в настоящее время РФ на мировом рынке представлена как экспортер природных ресурсов и импортер машин и оборудования. Решение проблем наращивания экспорта, рационализации импорта и установления торговых партнерских отношений с другими странами на равной основе - это то, что необходимо России для утверждения в качестве достойного участника международной торговли товарами и услугами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.162 (0.013 с.) |