Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кризис внешней задолженности и пути его урегулирования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Внешнее заимствование – это процесс привлечения и использования иностранной валюты в форме займов для целей, определяемых стратегией развития страны. Преимущества внешних займов перед другими видами внешнего финансирования: 1) использование боль-ших объемов финансовых ресурсов в иностранной валюте для нужд национальной экономики; 2) возможность доступа страны-реципиента к ресурсам международных валютно-финансовых организаций (МВФ; группы Мирового банка и т.д.); 3) возможность отработки эффективных процедур проектного финансирования и анализа инвестиционных проектов на уровне отдельных отраслей и предприятий. В итоге у страны образуется внешняя задолженность, т.е. совокупность всех ее финансовых обязательств по отношению к иностранным кредиторам[59] на конкретную дату, подлежащих погашению в определенные сроки. Различают долгосрочную, краткосрочную задолженность, государственную и гарантированную государством задолженность, а также частную не гарантированную государством задолженность. Долгосрочная внешняя задолженность обуславливается, прежде всего как задолженность со сроком долгового обязательства более одного года, которая заимствована у другой страны и должна погашаться иностранной валютой, товарами и услугами. Она включает кредиты МВФ, долги, выплачиваемые в валюте страны-должника, прямые инвестиции. Краткосрочная задолженность – задолженность со сроком долгового обязательства менее одного года. Государственная и гарантированная государством задолженность – это все внешние обязательства, которые взяло на себя государственное учреждение как должник или гарант. Частная не гарантированная государством задолженность определяется как внешнее обязательство частного лица, не имеющего гарантии государственного учреждения. В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность этих стран в 2002 г. превысила $3 трлн., из которых 89% приходилось на развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства. Растущее долговое бремя[60] может привести к тому, что страна окажется в так называемой долговой петле, когда новые внешние заимствования используются большей частью на погашение полученных займов, кредитов и ссуд. Подобная ситуация интерпретируется как кризис внешней зависимости. Для того, чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса. В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики). Ключевым условием при проведении политики управления внешним долгом является возможность страны так использовать внешние заимствования, чтобы это обеспечило ей как достижение собственных целей, так и уменьшение внешнего долга. В условиях кризиса неплатежей кредиторы и должники должны идти навстречу друг другу – иначе должники обанкротятся, а кредиторы не смогут получить от них даже части своих средств. Поэтому для смягчения проблемы внешнего долга стала применяться его реструктуризация (переоформление). В рамках Парижского клуба[61] производится реструктуризация межправительственных займов на базе различных правительственных схем в зависимости от экономического состояния страны-должника и требований стран-кредиторов. По одной из этих схем должникам, если они в течение трех лет проводят в жизнь экономическую программу МВФ и МБРР, позволяется списывать половину долга или сильно снизить проценты по нему. Странам-должникам со средним уровнем ВВП на душу населения разрешено обменивать части внешнего долга на акции национальных компаний или на национальную валюту. Что касается коммерческих займов, кредитов и ссуд (Лондонский клуб[62]), то их реструктуризация у стран со средним уровнем развития на практике шла в соответствии с «планом Брейди», чьим условием является проведение странами-должниками экономической политики, одобренной МВФ и МБ. Пути урегулирования накопленного долга: 1) его списание (достаточно редко); 2) выкуп; 3) операции «облигации–долг» (например, ГКО и ОФЗ в России, по которым до сих пор не возвращено 12-15 млрд долл.); 4) капитализация долга, то есть его обмен на акции национальных предприятий; 5) пролонгация сроков возврата задолженности (достаточно часто); 6) введение разного рода льгот и т.д.[63]. Как обстоят дела с уровнем и динамикой внешней задолженности в РФ? До I-ой мировой войны Россия по объему внешнего долга занимала I-ое место в мире, а по общей сумме госдолга занимала II-ое место в мире после Франции. В 1917 г. накануне Октябрьской революции государственный долг России составлял 41,6 млрд. руб., в т.ч. внешний долг - 14,9 млрд. руб. Пришедшее к власти в России в феврале 1917 г. Временное правительство поступило весьма цивилизованно, признав царские долги. Уже в марте было принято специальное постановление, по которому правительство «приняло к непременному исполнению все возложенные на государственную казну при прежнем правительстве денежные обязательства». А потом к власти пришли большевики, отказавшиеся исполнять решения всех существовавших до них органов власти. До 1983 г. внешний долг России (доля России в обязательствах СССР) не превышал $5 млрд. (1-1,5 % ВНП страны). Союз ССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. Однако в 1984 г. произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. (внешний долг составил уже 5% ВНП). В 1986 г. сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 г. внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, либерализация внешнеэкономической деятельности, применение плавающих процентных ставок по кредитам, привлечение в больших объемах, так называемых, "кредитов перестройки", дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ. Еще $30 млрд. задолженности было накоплено СССР в 1988 - 1991 гг., - когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов, обусловив это рядом политических решений[64]. К концу 1991 г. внешний долг РФ составил $93 млрд. (10% ВНП). Именно с этой суммы начинались переговоры с зарубежными кредиторами о правопреемстве Советских долгов. 28 октября 1991 г. 12 советских республик (кроме прибалтийских) подписали Меморандум "О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР", взяв на себя солидарную ответственность за советский долг. Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов СССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. России тогда перешло 61,3 % Советской задолженности, т.е. примерно $67,9млрд. (7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под Договором). Однако, спустя 16 месяцев (2 апреля 1993 г.) Правительство РФ заявило о взятии на себя всех обязательств бывших ССР по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант) - таким образом, весь государственный внешний долг бывшего СССР ($93 млрд.) перешел к РФ. Однозначной трактовки этого не существует до сих пор. Одни считают, что это была громадная ошибка, которая стоила стране $36 млрд. (именно на такую сумму увеличился внешний долг РФ, и это без учета процентных платежей), другие утверждают, что только подобное решение могло позволить РФ сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках. В результате принятия на себя всех обязательств постсоветских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 г. $57 млрд. достиг в начале 1993 г. $96,6 млрд. и сравнялся с годовым ВНП страны (на 1 января 2003 г. долги бывшего СССР составляли $55,8 млрд., а долг РФ - $66,3 млрд.). К концу 1993 г. обязательства РФ составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций) Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 г. соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65%. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый, - на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с экспортом, второй, - на основе их сопоставления с ВВП. В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в страну, а значит и возможности по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Также границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15-20%, границей повышенной опасности: 25-30%. Отношение размера госдолга к ВВП - основной показатель финансовой устойчивости государства. В 2000 г. внешний долг РФ сравнялся с ВВП (на тот момент Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией, пожалуй, самыми проблемными странами третьего мира). Привлечение внешних заимствований на уровне государства носит неоднозначный характер. Если они представляют собой наиболее дешёвый источник финансовых ресурсов, необходимых для выполнения первоочередных задач социально-экономического развития, их применение вполне оправданно. Однако для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора: 1) финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем; 2) возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из-за рубежа; 3) цена внешних финансовых ресурсов; 4) степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем. Ни один из этих факторов не учитывался в полной мере при привлечении зарубежных кредитов в 1990-е гг., что привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности, которая до 2001 г. представляла собой угрозу национальной безопасности России (объём внешнего долга РФ на 01 июля 2001 г. составил $156,8 млрд.). В итоге, до 2001 г. внешняя задолженность РФ оказывала негативное воздействие на развитие ее национальной экономики по нескольким направлениям: 1) усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики; 2) происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост; 3) ослаблялась мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые повлекли бы за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме; 4) сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность; 5) дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация; 6) происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов. А ведь проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. И что же? В середине 1990-х гг. Россия занимала 10-ое место в мире (6-ое место среди развивающихся стран) по размерам внешней задолженности после США, Бразилии, Канады, Мексики, Китая, Австралии, Южной Кореи, Индонезии и Аргентины. На начало 1994 г. общая внешняя задолженность страны составляла $112,8 млрд. Задолженность бывшего СССР за счет капитализации невыплачивавшихся процентов выросла до $104 млрд. (92,2% общей внешней задолженности), а вновь образованная российская задолженность составляла - $8,8 млрд. Затем, в 1994-97 гг. долги росли меньшими темпами (1994 - $119 млрд., 1995 год - $120,4 млрд., 1996 - $121 млрд.), отношение же задолженности к ВНП и экспорту сокращалось (с 55% в 1994 г. до 30% ВНП в 1996 г., с 260% экспорта страны в 1994 г. до 190% в 1996 г.). По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг РФ составлял $123,5 млрд., из которых $91,4 млрд. составляли долги, доставшиеся в наследство от СССР. Однако в 1998 г. вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности был связан с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998 г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 г. составил уже - $143,9 млрд., а в 1999 г. достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении или 146,4 % ВВП). В 1997-98 гг. затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов. На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84% ВВП). Ситуация начала меняться к лучшему в период первого президентства В.В.Путина, что доказывает динамика госдолга[65]. В 2004-2008 гг. в связи с ростом доходов РФ от экспорта нефти госдолг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 г. Россия осуществила досрочные выплаты $22,5 млрд. по кредитам Парижского клуба, после чего её госдолг составил $53 млрд. (9% ВВП)[66]. В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил $36,0 млрд. (см. таблицу), что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3% от объема ВВП страны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.172.168 (0.008 с.) |