Кризис внешней задолженности и пути его урегулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис внешней задолженности и пути его урегулирования.



Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Внешнее заимствование – это процесс привлечения и использования иностранной валюты в форме займов для целей, определяемых стратегией развития страны.

Преимущества внешних займов перед другими видами внешнего финансирования: 1) использование боль-ших объемов финансовых ресурсов в иностранной валюте для нужд национальной экономики; 2) возможность доступа страны-реципиента к ресурсам международных валютно-финансовых организаций (МВФ; группы Мирового банка и т.д.); 3) возможность отработки эффективных процедур проектного финансирования и анализа инвестиционных проектов на уровне отдельных отраслей и предприятий.

В итоге у страны образуется внешняя задолженность, т.е. совокупность всех ее финансовых обязательств по отношению к иностранным кредиторам[59] на конкретную дату, подлежащих погашению в определенные сроки.

Различают долгосрочную, краткосрочную задолженность, государственную и гарантированную государством задолженность, а также частную не гарантированную государством задолженность.

Долгосрочная внешняя задолженность обуславливается, прежде всего как задолженность со сроком долгового обязательства более одного года, которая заимствована у другой страны и должна погашаться иностранной валютой, товарами и услугами. Она включает кредиты МВФ, долги, выплачиваемые в валюте страны-должника, прямые инвестиции.

Краткосрочная задолженность – задолженность со сроком долгового обязательства менее одного года. Государственная и гарантированная государством задолженность – это все внешние обязательства, которые взяло на себя государственное учреждение как должник или гарант.

Частная не гарантированная государством задолженность определяется как внешнее обязательство частного лица, не имеющего гарантии государственного учреждения.

В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность этих стран в 2002 г. превысила $3 трлн., из которых 89% приходилось на развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства.

Растущее долговое бремя[60] может привести к тому, что страна окажется в так называемой долговой петле, когда новые внешние заимствования используются большей частью на погашение полученных займов, кредитов и ссуд. Подобная ситуация интерпретируется как кризис внешней зависимости.

Для того, чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса.

В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики).

Ключевым условием при проведении политики управления внешним долгом является возможность страны так использовать внешние заимствования, чтобы это обеспечило ей как достижение собственных целей, так и уменьшение внешнего долга.

В условиях кризиса неплатежей кредиторы и должники должны идти навстречу друг другу – иначе должники обанкротятся, а кредиторы не смогут получить от них даже части своих средств. Поэтому для смягчения проблемы внешнего долга стала применяться его реструктуризация (переоформление).

В рамках Парижского клуба[61] производится реструктуризация межправительственных займов на базе различных правительственных схем в зависимости от экономического состояния страны-должника и требований стран-кредиторов. По одной из этих схем должникам, если они в течение трех лет проводят в жизнь экономическую программу МВФ и МБРР, позволяется списывать половину долга или сильно снизить проценты по нему. Странам-должникам со средним уровнем ВВП на душу населения разрешено обменивать части внешнего долга на акции национальных компаний или на национальную валюту. Что касается коммерческих займов, кредитов и ссуд (Лондонский клуб[62]), то их реструктуризация у стран со средним уровнем развития на практике шла в соответствии с «планом Брейди», чьим условием является проведение странами-должниками экономической политики, одобренной МВФ и МБ.

Пути урегулирования накопленного долга: 1) его списание (достаточно редко); 2) выкуп; 3) операции «облигации–долг» (например, ГКО и ОФЗ в России, по которым до сих пор не возвращено 12-15 млрд долл.); 4) капитализация долга, то есть его обмен на акции национальных предприятий; 5) пролонгация сроков возврата задолженности (достаточно часто); 6) введение разного рода льгот и т.д.[63].

Как обстоят дела с уровнем и динамикой внешней задолженности в РФ?

До I-ой мировой войны Россия по объему внешнего долга занимала I-ое место в мире, а по общей сумме госдолга занимала II-ое место в мире после Франции. В 1917 г. накануне Октябрьской революции государственный долг России составлял 41,6 млрд. руб., в т.ч. внешний долг - 14,9 млрд. руб.

Пришедшее к власти в России в феврале 1917 г. Временное правительство поступило весьма цивилизованно, признав царские долги. Уже в марте было принято специальное постановление, по которому правительство «приняло к непременному исполнению все возложенные на государственную казну при прежнем правительстве денежные обязательства».

А потом к власти пришли большевики, отказавшиеся исполнять решения всех существовавших до них органов власти.

До 1983 г. внешний долг России (доля России в обязательствах СССР) не превышал $5 млрд. (1-1,5 % ВНП страны).

Союз ССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным.

Однако в 1984 г. произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. (внешний долг составил уже 5% ВНП). В 1986 г. сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 г. внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, либерализация внешнеэкономической деятельности, применение плавающих процентных ставок по кредитам, привлечение в больших объемах, так называемых, "кредитов перестройки", дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ.

Еще $30 млрд. задолженности было накоплено СССР в 1988 - 1991 гг., - когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов, обусловив это рядом политических решений[64]. К концу 1991 г. внешний долг РФ составил $93 млрд. (10% ВНП). Именно с этой суммы начинались переговоры с зарубежными кредиторами о правопреемстве Советских долгов. 28 октября 1991 г. 12 советских республик (кроме прибалтийских) подписали Меморандум "О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР", взяв на себя солидарную ответственность за советский долг.

Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов СССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. России тогда перешло 61,3 % Советской задолженности, т.е. примерно $67,9млрд. (7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под Договором).

Однако, спустя 16 месяцев (2 апреля 1993 г.) Правительство РФ заявило о взятии на себя всех обязательств бывших ССР по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант) - таким образом, весь государственный внешний долг бывшего СССР ($93 млрд.) перешел к РФ. Однозначной трактовки этого не существует до сих пор. Одни считают, что это была громадная ошибка, которая стоила стране $36 млрд. (именно на такую сумму увеличился внешний долг РФ, и это без учета процентных платежей), другие утверждают, что только подобное решение могло позволить РФ сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках.

В результате принятия на себя всех обязательств постсоветских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 г. $57 млрд. достиг в начале 1993 г. $96,6 млрд. и сравнялся с годовым ВНП страны (на 1 января 2003 г. долги бывшего СССР составляли $55,8 млрд., а долг РФ - $66,3 млрд.).

К концу 1993 г. обязательства РФ составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций) Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 г. соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65%. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый, - на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с экспортом, второй, - на основе их сопоставления с ВВП.

В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в страну, а значит и возможности по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Также границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15-20%, границей повышенной опасности: 25-30%.

Отношение размера госдолга к ВВП - основной показатель финансовой устойчивости государства. В 2000 г. внешний долг РФ сравнялся с ВВП (на тот момент Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией, пожалуй, самыми проблемными странами третьего мира).

Привлечение внешних заимствований на уровне государства носит неоднозначный характер. Если они представляют собой наиболее дешёвый источник финансовых ресурсов, необходимых для выполнения первоочередных задач социально-экономического развития, их применение вполне оправданно. Однако для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора: 1) финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем; 2) возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из-за рубежа; 3) цена внешних финансовых ресурсов; 4) степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.

Ни один из этих факторов не учитывался в полной мере при привлечении зарубежных кредитов в 1990-е гг., что привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности, которая до 2001 г. представляла собой угрозу национальной безопасности России (объём внешнего долга РФ на 01 июля 2001 г. составил $156,8 млрд.).

В итоге, до 2001 г. внешняя задолженность РФ оказывала негативное воздействие на развитие ее национальной экономики по нескольким направлениям: 1) усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики; 2) происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост; 3) ослаблялась мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые повлекли бы за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме; 4) сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность; 5) дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация; 6) происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

А ведь проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

И что же? В середине 1990-х гг. Россия занимала 10-ое место в мире (6-ое место среди развивающихся стран) по размерам внешней задолженности после США, Бразилии, Канады, Мексики, Китая, Австралии, Южной Кореи, Индонезии и Аргентины. На начало 1994 г. общая внешняя задолженность страны составляла $112,8 млрд. Задолженность бывшего СССР за счет капитализации невыплачивавшихся процентов выросла до $104 млрд. (92,2% общей внешней задолженности), а вновь образованная российская задолженность составляла - $8,8 млрд.

Затем, в 1994-97 гг. долги росли меньшими темпами (1994 - $119 млрд., 1995 год - $120,4 млрд., 1996 - $121 млрд.), отношение же задолженности к ВНП и экспорту сокращалось (с 55% в 1994 г. до 30% ВНП в 1996 г., с 260% экспорта страны в 1994 г. до 190% в 1996 г.).

По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг РФ составлял $123,5 млрд., из которых $91,4 млрд. составляли долги, доставшиеся в наследство от СССР. Однако в 1998 г. вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности был связан с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998 г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 г. составил уже - $143,9 млрд., а в 1999 г. достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении или 146,4 % ВВП). В 1997-98 гг. затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.

На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84% ВВП).

Ситуация начала меняться к лучшему в период первого президентства В.В.Путина, что доказывает динамика госдолга[65].

В 2004-2008 гг. в связи с ростом доходов РФ от экспорта нефти госдолг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 г. Россия осуществила досрочные выплаты $22,5 млрд. по кредитам Парижского клуба, после чего её госдолг составил $53 млрд. (9% ВВП)[66].

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил $36,0 млрд. (см. таблицу), что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3% от объема ВВП страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.83.176.101 (0.015 с.)