Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия в системе современных международных экономических отношений.

Поиск

Российская Федерация выступает как правопреемник СССР, который считался экономически развитой страной (по основным абсолютным макроэкономическим показателям). В 1980-е гг. СССР имел конкурентные имущества, т.к. располагал: 1) крупными запасами минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов; 2) значительным научно-техническим потенциалом; 3) высоким общеобразовательным уровнем населения и квалифицированной рабочей силой (при относительно низком уровне оплаты труда); 4) достаточно развитой транспортной системой и системой связи; 5) в целом управляемой экономикой страны; 6) потенциально емким внутренним рынком при хроническом дефиците товаров и услуг и значительном отложенном платежеспособном спросе населения.

В течение 1990-х гг. позиции РФ в мировой экономике ухудшились и, прежде всего, это было связано с ухудшением геополитического и геоэкономического положения РФ в результате распада СССР:

1. В результате образования новых независимых государств из числа бывших республик СССР Россия оказалась «отодвинутой» вглубь Евразийского материка - на Север и Восток от центров наиболее активного внешнеэкономического взаимодействия (со странами Западной и Центральной Европы)

2. Более отчетливо стал проявляться континентальный характер территории России. Хотя она омывается тремя из четырех мировых океанов, специфика природно-климатических условий Северного Ледовитого океана делает его труднодоступным для регулярного коммерческого судоходства. Недостаточное развитие транспортных структур Сибири и Дальнего Востока существенно снижает возможности использования весьма протяженной береговой линии на Тихом океане, резко ограничился доступ России к портам Балтийского и Черного морей, более сложной стала ситуация на Каспийском море.

3. Возникла необходимость транзита (через территории вновь образованных независимых государств) внешнеэкономического общения с большинством развитых стран. Для РФ оказались потерянными многие незамерзающие порты, большая часть морского флота. Обострились проблемы использования трубопроводов, проходящих по территории новых независимых государств (особенно Украины), а также железнодорожных и автомобильных магистралей, международных воздушных перевозок.

4. Если в условиях СССР только 6 из 11 экономических районов России имели выход к государственным границам и океану, то после распада СССР их стало 10, а из исходных 89 субъектов РФ - 44. В связи с этим встали сложные проблемы обустройства границы, развития таможенной службы и т.д.

5. Две трети территории РФ приходится на районы Крайнего Севера. Как итог - лишь 35% сельхозугодий получают достаточное количество солнечного тепла для вызревания зерновых культур.

6. Выявилась слабая обеспеченность России собственным продовольствием, рядом цветных и редкоземельных металлов, многими техническими культурами (например, хлопком) и др.

7. В значительной степени оказались свернутыми и даже разорванными производственные и научно-технические связи кооперации. Фактически произошел распад ранее единого союзного экономического, научно-технического, информационного, образовательного, культурного пространства.

Тем не менее, РФ устойчиво сохраняет объективно благоприятное геополитическое положение, находясь между двумя динамично развивающимися регионами мирового хозяйства: Западной Европой, где определяющую роль играет ЕС, и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Проблема состоит в эффективности использования этого фактора, проблема состоит в модернизации России.

В рамках теории модернизации выделяются 2 типа общества: традиционное и современное (modern society). Процесс перехода от традиционного к современному и называется модернизацией.

Согласно теории модернизации традиционное общество характеризуется следующими основными чертами: зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений; цикличность (а не поступательность) развития; коллективистский характер общества и невыделенность персонального (личностного) начала; преимущественная ориентация на метафизические, а не инструментальные ценности; авторитарный характер власти; отсутствие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; преобладающее распространение людей с особым психическим складом - недеятельной личности; преобладание традиции над нововведениями (инновациями).

Характеристики современного (в смысле модернизации) общества в значительной мере противоположны тем, которые присущи традиционному. К ним относятся: преобладание инноваций над традициями; светский (нерелигиозный) характер социальной жизни, поступательное развитие, выделенная персональность; преимущественная ориентация на инструментальные ценности; либерально-демократическая система власти; наличие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; преобладание людей с активным, деятельным психологическим складом.

Модернизированное общество имеет комплекс взаимосвязанных черт, которые рассматриваются как отдельные процессы экономической, политической, социальной и культурной модернизации.

Экономическая модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая достигается за счет роста МРТ, энергообеспечения производства, превращения науки в производственную (экономическую) силу и развития рационального управления производством.

Ее составляющими являются: 1) замена мускульной силы неодушевленными источниками энергии, используемыми в производстве, распределении, транспорте и коммуникации; 2) отделение экономической деятельности от традиционалистского окружения; 3) прогрессирующая замена орудий труда машинами и сложными технологиями; 4) рост в количественном и качественном отношении вторичного (промышленность и торговля) и третичного (обслуживание) секторов экономики при одновременном сокращении первичного (добыча); 5) возрастающая специализация экономических ролей и кластеров экономической деятельности - производства, потребления и распределения; 6) обеспечение самоподдержки в росте экономики - как минимум, обеспечение роста, достаточного для одновременного регулярного расширения производства и потребления; 7) растущая индустриализация.

Модернизация стала фактором создания экономических форм и институтов, способствующих развитию и доминированию товарно-денежных отношений в производстве, потреблении и принуждении к труду, что привело к развитию капитализма. Это, в свою очередь, повлекло развитие и распространение рыночных отношений, формирование и развитие национальных и транснациональных рынков. Использование достижений науки в бизнесе способствовало НТР и превращению науки в одну из важных производственных сил. Экономическая модернизация также предполагает постоянное совершенствование методов управления экономикой и производственных технологий, что способствовало появлению рациональной бюрократии, менеджмента и экономической науки.

Политическая модернизация предполагает создание определенных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и влиянию народных масс на принятие конкретных решений. Ее составляющие: 1) приближение к дифференцированной политической структуре с высокой специализацией политических ролей и институтов; 2) эволюция политической системы в направлении создания современного суверенного государства; 3) усиление роли государства; 4) расширение сферы действия и усиление роли законодательного поля, объединяющее государство и граждан; 5) рост численности граждан (лиц с политическими и гражданскими правами), расширение привлечения к политической жизни социальных групп и индивидов; 6) возникновения и роста политической бюрократии, превращение рациональной деперсонифицированной бюрократической организации в доминирующую систему управления и контроля; 7) ослабление традиционных элит и их легитимности, усиление модернизаторских элит.

Социальная модернизация предполагает формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Такое общество возникло и развивалось на основе рыночных отношений, правовой системы, регулирующей отношения собственников, и демократической системы, возможно, не достаточно совершенной. Демократия в таком социуме необходима для того, чтобы было возможно быстро вносить изменения в правила игры в меняющейся обстановке и следить за их выполнением.

Ее составляющие: 1) создание общества с открытой стратификационной системой и высокой мобильностью; 2) ролевой характер взаимодействия (ожидания и поведение людей обусловлены их общественным статусом и социальными функциями); 3) формальная система регулирования отношений (на основе письменного права, законов, положений, договоров); 4) сложная система социального управления (отделения института управления, социальных органов управления и самоуправления); 5) омирщвление (доминирование светских признаков); 6) выделение различных социальных институтов.

Культурная модернизация предполагает формирование высокодифференцированной и в то же время унифицированной культуры, базирующейся на комплексной парадигме прогресса, совершенствования, эффективности, счастья и природного выражения личных возможностей и чувств, а также на развитии индивидуализма. Ее составляющими являются: 1) дифференциация главных элементов культурных систем; 2) распространения грамотности и светского образования; 3) растущая вера в науку и технологии; 4) создание сложной, интеллектуальной и институционализированной системы для подготовки к осуществлению специализированных ролей; 5) появление новых индивидуальных ориентаций, привычек, характеристик, обнаруживающих себя в большей возможности приспосабливаться ко все более широких социальных горизонтов; 6) расширение сфер интересов; 7) осознание того, что вознаграждение должно соответствовать вкладов индивидуума, а не каким-нибудь другим его особенностям; 8) возможность развивать гибкую институциональную структуру, способную приспосабливаться к постоянно меняющимся проблем и потребностей.

Различают два типа модернизации - органическую и механическую.

Первичная, органическая модернизация проходила в тех странах, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним факторам, в частности, коренным изменениям в сфере культуры, ментальности, мировоззрения. Ее становление связывают с появлением национальных централизованных государств, зарождением буржуазных отношений, в частности капиталистической кооперации и мануфактуры, формированием раннемодерных наций, а подъем - с первой промышленной революцией, разрушением традиционных наследственных привилегий и внедрением равных гражданских прав, демократизацией, становлением национальных суверенных государств и т. п.

Механическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых и осуществляется преимущественно под влиянием заимствование чужих технологий и форм организации производства и общества, приглашение специалистов, обучение кадров за рубежом, привлечение инвестиций. Ее основной механизм - имитационные процессы. Начинается же она не в сфе-ре культуры, а в экономике и/или политике и в последнем случае определяется как догоняющая модернизация.

Чаще всего термин «догоняющая модернизация» употребляется в отношении бывших колоний и полуколоний после получения ими политической независимости.

Обычно догоняющая модернизация создает острова, анклавы современной жизни, например крупные города, подобные Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в Бразилии, Москве и Санкт-Петербургу в России, существенно отличаются от провинции и образом жизни, и состоянием сознания. Такая анклавная модернизация, ломая традицию, ставит общество перед отсутствием духовной перспективы. Она создает очевидную неравенство, обещая равные шансы (чего не делало традиционное общество), но поскольку реально эти шансы не для всех, растет социальное недовольство, которое стимулирует привязанность широких провинциальных масс к альтернативной идеологии - к коммунизму в России, к фундаментализму в Турции, а в Мексике и некоторых других странах - к восстанию крестьян и традиционализма.

Другая типология признает наличие 3 типов модернизации: 1) эндогенной, какая осуществлялась странами на собственной основе (Европа, США и т. п.); 2) эндогенно-экзогенная, осуществляемой странами на собственной основе, наравне как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т. д.); 3) экзогенной, осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственного основания.

Экзогенная характерна для большинства бывших колоний, в то время как эндогенно-экзогенная происходит преимущественно в поясе стран, окружающих западные.

В числе характеристик процесса модернизации выделяют: 1) комплексность, ибо она охватывает все сферы жизни общества; 2) системность, т.к. изменение любого элемента или целой сферы жизни общества ведет к изменению других - культурные и политические изменения приводят к изменениям в экономике, и наоборот; 3) глобальный характер - начавшись в странах Запада, она распространяется затем на весь мир; 4) протяженный характер - модернизация не происходит в одночасье, а делится на этапы (появление реформаторской элиты, инициирование преобразований, распространение и закрепление их результатов); 5) дифференцированный, а не однотипный и прямолинейный характер - модернизация в разных странах протекает по-разному, так или иначе учитывает и опирается на традиции национальной культуры и этики, не требует полного отказа от них в пользу западных и европейских ценностей.

Все сказанное относилось к теории модернизации. А что можно сказать о реалиях России?

Начнем с цифр. Население РФ - 2% мирового, доля РФ - 1,6% мирового ВВП и 1,4% мирового экспорта товаров и услуг (в мировой добыче нефти - 11%, в добыче газа - 25%; в хай-тек - 0,3%). В экспортно-сырьевом бизнесе в РФ занято 8 млн. чел. Лишь 1/5 часть обрабатывающих отраслей РФ в силах торговать со странами ЕС. Объем инвестиционных товаров, работ и услуг в РФ в 2007 г. около $30 млрд. (1,5% ВВП).

Население США - 4% мирового, доля экономики - 21%; доля в мировом хай-теке 39% (т.е. 10% ВВП). Расходы США на выход из кризиса 2008 г. по подсчетам финансового аналитика Барри Ритхольца составляет около $4,6 трлн. - что больше совокупных расходов Америки на план Маршалла (115,4 млрд.) и все космические программы НАСА (в т.ч. высадку на Луну – 237 млрд.), корейскую, вьетнамскую и иракскую войны (454, 608 и 597 млрд. соответственно) и «новый курс» Рузвельта (500 млрд.). Больше даже, чем все расходы США в годы второй мировой войны (3,6 трлн.).

В 1970 г. показатели ВВП на душу населения в Испании и СССР были равны, в 2008 г. Испания превосходила РФ этому показателю более чем в 2 раза.

Отставание некогда великой супердержавы не только от своего бывшего основного конкурента, но и от страны, никем в мире не воспринимаемой в качестве в чем-либо ведущей, - это не только удар по престижу, национальной гордости и чувству патриотизма. Это зримое доказательство жизненной необходимости системной модернизации для самого существования российского государства.

Учитывая сказанное, можно выделить несколько объектов модернизации.

Во-первых, это товары и услуги. Несомненно, за последние годы обновление в этой сфере приобрело качественный характер на самых различных уровнях – от замены пеленок на памперсы до новых механизмов, тканей, лекарств, конструкционных материалов, продуктов. Кардинально расширился спектр предлагаемых изделий и услуг. Проблема заключается, однако, в том, что более 60% предлагаемых торговлей товаров изготовлены за рубежом (а с учетом используемых импортных компонентов почти весь ассортимент связан с зарубежным производителем) и денег для их приобретения необходимо все больше. Если в развитых странах (например, ФРГ или Швеции) до двух третей национальной экономики обеспечивается внутренним спросом, то в России пропорции обратны. Во весь рост встала проблема обеспечения внутренних рынков собственным производством. Но низкая конкурентоспособность российских товаров обусловлена, прежде всего, отсталыми технологиями. Отсюда насущная задача модернизации второго объекта – технологий.

Начиная со второй половины XX в. значимость государств определяется уже не их территорией или уровнем индустриальных показателей (выплавка чугуна и стали на душу населения), а местом в «технологической пирамиде». Распределение стран по ее уровням (от добычи сырья до когнитивных High tech) носит устоявшийся характер. Каждая национальная экономика, как правило, привязана преимущественно к одному из уровней технологической пирамиды господствующими в ней, т.е. наиболее распространенными и значимыми для нее технологиями. Поэтому технологическая пирамида, задающая своего рода «иерархию технологий», создает тем самым основу международного разделения труда и, соответственно, основу международной иерархии экономической и политической влиятельности различных стран. «Слаборазвитая» экономика, как правила связана с доминированием в национальной экономике нижних технологических уровней, «высокоразвитая» - преобладание технологий двух высших ступеней пирамиды. В России сырьевые отрасли составляют более 60% экономического потенциала, более 98% относятся к трем нижним «этажам пирамиды» (укладам). Причины этого понятны.

Необходим прорыв, суть которого – в использовании «закрывающих» (или обгоняющих) технологии. Ими называют любые технологии, качественно повышающие производительность; что приводит к закрытию целых отраслей, основанных на обеспечении старых технологий. Классическим примером закрывающих технологий считает изобретение двигателя внутреннего сгорания и развитие автомобилестроения. Автомобилизация не просто стал одним из новых видов транспорта, но привела к ликвидации или минимизации целой серии производств (конезаводства, сооружения экипажей, производства упряжи, колес и колесной мази) и профессии (извозчики, кучера, конюхи, шорники), потребовало принципиально новой технологии дорожного строительства (асфальтирование, разметка дорог, создание дорожной полиции и правил дорожного движения), дала мощный толчок развитию нефтяной и нефтеперерабатывающей, машиностроительной и кожевенной, химической и текстильной промышленности. Современные нанотехнологии упрочения рельсов и других объектов металопроката позволят если не закрыть, то резко сократить металлургическое производство, беспроводная передача энергии может сделать ненужным большой количество производителей электропроводов. Совсем недавно сотовая связь уничтожила как явление пейджинговые технологии, а цифровая фотография привела к прекращению производства целой группы товаров (пленочных аппаратов, пленки, химикатов, фотоувеличителей, специальной фотобумаги и т.п. аксессуаров).

Как и товары, технологии можно или купить на внешнем рынке, или создать. Покупка дорога, да и не все технологии нам продают. Создание (и, что еще важнее – внедрение) упирается в необходимость коренной модернизации третьей группы объектов – модернизации институтов. Ведь рассматривая институт как систему управления может констатировать низкую эффективность их деятельности в современной РФ.

Деградация науки в России признана практически всеми. Причина этого и не только в «остаточном финансировании», но и в обветшалых способах управления научным творческим процессом. «Светлые головы», не получив поддержки родины, уезжают для реализации своего креативного потенциала за рубеж. Попытки остановить «утечку мозгов» и вернуть эмигрантов созданием «оранжерейных» условий работы на благо РФ кажутся не только сомнительными, но и оскорбительными для гораздо большего числа ученых работающих в стране, но так и не получающих поддержки государства. Престиж науки падает и потому, что качество образования у нас снижается с каждым годом.

Пресловутый «болонский процесс» в российских условиях выглядит самым сомнительным примером модернизации образования. Всем, связанным с образовательным процессом, в стране (кроме министра А.Фурсенко) ясно, что новации, связанные с механизмом поступления в ВУЗы через ЕГЭ, отказ от подготовки специалистов и введение т.н. «двухуровневого высшего образования» очень быстро приведут высшую школу к такому же состоянию, как средняя. Не только науку, но и производство будущие бакалавры развивать, по-видимому, будут не в состоянии.

Нынешнее же положение в управлении производственными процессами упирается как в присущее большинству из новых владельцев некогда общенародных предприятий чувство жадности (примерами того, как т.н. «олигархи» почти ничего из своих сверхприбылей не инвестируют в собственное производство полны страницы практически всех газет), так и в принципиальное непонимание логики модернизации.

Особенностью нахождения экономики высокоразвитых стран на двух верхних уровнях является их явное отставание от других стран на нижних этажах пирамиды. Так, США уступают Европе по качеству систем мобильной связи, Европе и Японии – по такому «национальному американскому продукту», как автомашины, Японии - по целому ряду компьютерных технологий. США не имеет собственной радио- и телевизионной промышленности и обеспечивает свои производством менее 50% потребностей в автомобилях. В свою очередь Япония 30 января 2002 г. закрыла последнюю шахту, отказавшись от собственной угольной отрасли. Потребности обеспечиваются закупками в Австралии (60%), Китае, Индонезии, Вьетнаме. Это явление, вообще-то, не ново. Фернан Бродель, известный французский историй, произведший революцию в исторической науке своим предложением учитывать экономические и географические факторы при анализе исторического процесса, пишет, что еще в XVII в. венгерские скотоводы, осознав выгоды экспорта крупного рогатого скота в Западную Европу, отказались от производства собственной пшеницы.

Принципиально важно понимать, что это отставание вызвано не невозможностью, но ненужностью повторения или превышения уже достигнутого кем-то результата.

В России, с точностью до наоборот, правительство демонстрирует свою приверженность именно устаревшим технологиям – лоббизм в пользу АвтоВАЗа и «Лады-Калины» или «Газпрома» обходится налогоплательщикам в миллиардные потери, но главное - не дает возможности инвестировать средства в новые, прорывные технологии.

В адрес экс-министра финансов РФ А.Кудрина претензий высказывалось немало. Добавим и свою ложку дегтя – средства стабилизационного фонда, который мог стать источником создания новых технологий потрачены явно не в пользу модернизации. Впрочем, ключевые решения о расходовании средств принимает не он. Миллиардные суммы ушли из казны на оплату эфемерной внешнеполитической поддержки Киргизии, Венесуэлы, Никарагуа, Колумбии и Кипра; на финансирование агонизирующего с момента своего создания «союзного государства»; на создание пресловутых госкорпораций; на поддержку того же АвтоВАЗа и «системообразующих» банков, эффективность чего президент Медведев оценил как «нулевую».

Оценить-то оценил, но как только кризис-2008 проявился в России, сразу же направил из бюджета на поддержании банковской системы $40 млрд.

Тормозом в модернизации систем управления выступает и крайне низкое качество законотворчества. Прошлый парламент с легкой руки единороссов стал «не местом для дискуссий», поэтому количество некачественных законов превысило все разумные пределы. Достаточно просто и тупо обратиться к перечню принимаемых федеральных законов – 90% из них начинаются словами «О внесении изменений и дополнений…» в ранее принятые и показавшие свою несостоятельность актов. Ярче всего качество работы парламентариев показывает последний случай, когда поправка о двойном повышении автоналога была дружно принята квалифицированным большинством нижней палаты, а спустя несколько часов также дружно признана «неправильной» и отменена.

А «качество» исполнительной власти? В разгар расследования «кущевских» событий экс-начальник ГУВД Кубани генерал-лейтенант милиции С.А.Кучерук, отправленный Президентом России Д.А.Мед-ведевым в отставку 30 ноября 2010 г., был награжден 22 февраля 2011 г. Министром Р.Г.Нургалиевым ве-домственной медалью «За заслуги в управленческой деятельности 2-ой степени». Через 10 дней Министр аннулировал свой приказ, сославшись на ошибку. Смешно и печально!

Идея послания президента РФ Дмитрия Медведева о необходимости коренной модернизации экономики была услышана, как выяснил ВЦИОМ, лишь каждым десятым россиянином, слушавшим речь главы государства (всего «внимательно слушали президента» 12% опрошенных). Причину этого ВЦИОМ видит в росте аполитичности граждан – их в стране 18%, а в 2004 г. было всего 11%.

Отсюда еще, по крайне мере один объект модернизации - человек, и очевидные цели его совершенствования - образование и культура, социальная активность и гуманизм, воспитание инициативы и патриотизма, создание благоприятной среды обитания и здорового образа жизни.

В практическом отношении модернизация представляет собою систему мер и мероприятий по преодолению экономического и технологического отставания России от некоторых развитых стран Запада, в связи с чем критерии и параметры модернизации, равно как и шкала оценки ее успешности могут формироваться только по отношению к странам (группам стран), принятых за образец. Из этого вытекает, что российская модернизация является экзогенной, ибо обусловлена давлением внешних факторов, а не внутренней потребностью элиты или народа в совершенствовании страны.

Исходя из изложенного выше, цель модернизации России состоит в том, чтобы построить сильное государство, способное успешно конкурировать в современном мире, обеспечивать безопасность и высокий уровень жизни народа.

В практическом отношении последняя представляет собою систему мер и мероприятий по преодолению экономического и технологического отставания России от некоторых развитых стран Запада, в связи с чем критерии и параметры модернизации, равно как и шкала оценки ее успешности могут формироваться только по отношению к странам (группам стран), принятых за образец. Из этого вытекает, что российская модернизация является экзогенной, ибо обусловлена давлением внешних факторов, а не внутренней потребностью элиты или народа в совершенствовании страны.

Такая постановка цели ставит целый ряд сложных вопросов. В частности - о технологическом потенциале (доступе к технологиям) и о рыночных нишах для новой индустриализации в мировом хозяйстве. Речь идет о парах альтернатив. О выборе ориентации: а) на внешние или на внутренний рынок; б) на импорт технологий или на собственный научно-технологический потенциал. Строгий выбор в каждой паре не вполне уместен, но определенные акценты расставить необходимо. Рассмотрим их поочередно.

А) Выбор приоритета: экспорт или импортозамещение?

Некоторые эксперты справедливо отмечают, что внутренний российский рынок недостаточен для того, чтобы обеспечить количественные и качественные параметры промышленного роста, аналогичные корейскому, японскому и, тем более, китайскому экономическому чуду; а также, что импортозамещение не будет долгосрочно успешным без ориентации на внешние рынки.

Эта перспектива выглядит вроде бы привлекательно. Однако внешние рынки промышленной продукции заняты, «затоварены», и одним из главных факторов конкурентоспособности на них является дешевая рабочая сила. Иными словами, выбор в пользу экспортно ориентированной индустриализации будет означать поддержание (а то и организацию) режима искусственной бедности населения. Что проблематично не только с политической и этической точки зрения, но и с точки зрения эффективности. Дело в том, что бедное население может быть производительным, дисциплинированным, трудоспособным только на выходе из традиционного общества - таковым оно и было, например, в Южной Корее и ряде других стран Восточной Азии на этапе индустриализации. Но в России традиционное общество и все связанные с ним конкурентные преимущества давно и необратимо утрачены. В наших условиях высокую производительность труда может дать только «европейский», а не «азиатский» подход к рабочей силе, т.е. ставка не на дешевизну рабочей силы, а на ее квалификацию, инновационность, производительность.

Это означает, что приоритетной на данном этапе должна быть ориентация на внутренний рынок (масштабное импортозамещение) при необходимой компенсации рисков и издержек этой стратегии. В частности, возможны: 1) экстенсивное расширение внутреннего рынка за счет региональной экономической интеграции; 2) его интенсивное расширение за счет развития платежеспособного спроса со стороны государства, бизнеса, населения, а также опережающего развития инфраструктуры; 3) радикальная демонополизация условий хозяйственной деятельности внутри страны при взвешенном протекционизме в отношениях с внешним миром.

Все вышеперечисленное не только возможно, но и необходимо. Наряду с этим, одна из главных задач развития, ориентированного на внутренний рынок, состоит в преодолении его сегодняшней региональной «разорванности», что означает: 1) восстановление связности российского социально-экономического пространства за счет массированного инфраструктурного развития и поощрения горизонтальных межрегиональных форм сотрудничества; 2) сглаживание экономического неравенства между различными регионами РФ, в т.ч. за счет «прикрепления» капиталов к территориям (регистрации крупнейших компаний-налогоплательщиков в тех регионах, где расположены их основные промышленные активы, и иных мер).

Вместе с тем, экономическая стратегия неоиндустриального проекта не должна ограничиваться масштабами внутреннего рынка.

Главный путь разрешения обозначенной дилеммы (внешний или внутренний рынок?) состоит в создании монопольных факторов в мировом масштабе, т.е. в таком использовании особенностей экономики РФ, которое позволит занять эксклюзивные ниши в системе глобального спроса.

В качестве примеров таких ниш могут быть рассмотрены следующие.

Новая энергетика. У РФ есть уникальное сочетание ресурсов и отраслевого научно-техноло-гического потенциала, позволяющее ей стать лидером инновационной энергетики в региональном масштабе (на пространстве бывшего СССР). В экономическом отношении ТЭК РФ должен перейти к экспорту продукта, а не сырья; в технологическом отношении основная роль в формировании нового облика энергетики РФ должна принадлежать ряду недавно разработанных технологий в области малой атомной энергетики, переработки топлива и нетопливных отходов, которые сейчас практически не находят применения и существуют по большей части в опытно-промышленных установках.

Трансконтинентальный транзит. РФ должна использовать свое уникальное положение между ЕС и Восточной Азией, кратчайшее расстояние между которыми пролегает через ее территорию. Рынок грузоперевозок между ними огромен. Сегодня РФ не использует этот потенциал. Даже импорт товаров в РФ из КНР происходит морским путем (в т.ч. через финские порты). РЖД контролирует ориентировочно 0,2% грузопотока ЕС - Восточная Азия. Эта доля может вырасти до 20%, т.е. в 100 раз (!) при строительстве новой трансконтинентальной железнодорожной магистрали по территории РФ (от порта в Приморье до порта на Балтике) на базе технологий скоростного железнодорожного транспорта. РФ может сформировать уникальный по своим масштабам континентальный хаб[56]. Данный проект («континентальный хаб») укрепит партнерские отношения РФ с восточно-азиатскими и европейскими центрами силы и станет локомотивом развития для целого ряда российских территорий и смежных отраслей. Учитывая высокую капиталоемкость, он может быть реализован только совместно с иностранными - например, с южнокорейскими и немецкими - партнерами.

Экологически ориентированное сельское хозяйство. Ориентация российской пищевой промышленности на стандарт «органик» обеспечит ей значительно более высокую конкурентоспособность на внешних рынках, чем «массовая» рыночная стратегия. Вместе с тем, на данном этапе приоритетной задачей является массированное импортозамещение и обеспечение продовольственной безопасности (прежде всего, в дешевом и среднем ценовом сегменте).

Экологический туризм. Естественным преимуществом в этой сфере может стать задействование потенциала обширных слабо затронутых цивилизацией природных пространств.

Информационные технологии. Информационная демократия. Одна из главных конкуретных возможностей в этой сфере - производство эксклюзивного программного продукта. Целесообразно создание национальной операционной системы на базе Linux и стандартов open source[57] с небольшим базовым пакетом приложений (в первую очередь офисных, а также Интернет-браузера) и обязательное использование ее в государственных и муниципальных учреждениях. Это может сделать РФ одним из лидеров в продвижении стандартов, основанных на open source во всем мире, и разрушителем монополии Microsoft. Разрешение использования на территории РФ файлообменных сетей (P2P-сетей[58]) превратит РФ в цитадель и оазис «информационной демократии», что послужит демократизации доступа к информации, росту креативного потенциала страны и укреплению позиций РФ в мировом общественном мнении. В дальнейшем возможен размен данного козыря в переговорах с ведущими глобальными центрами влияния в обмен на отдельные преференции и изменения правил доступа к информации в глобальном масштабе. Россия может также занять эксклюзивную нишу и в других разработках, например, в сфере компьютерных игр.

Гуманитарные технологии представляют собой потенциально неограниченный спектр эксклюзивных ниш, поскольку творческая способность всякого конкретного человека и общества, в случае ее успешной реализации, является по определению монопольным фактором. Речь может идти, в частности, об экспорте услуг образования (в случае успеха в построении новой образовательной модели), о формировании инфраструктуры непрерывного образования, о продвижении на внешние рынки классической и современной русской литературы (учитывая, что по негласному международному «разделению гуманитарного труда» РФ считается именно «литературной» страной), о формировании сильных школ в дизайне (так, итальянское лидерство в этой сфере носит в значительной мере рукотворный характер, будучи плодом одной из модернизаций, проведенных в 1920-е гг.), о новом подходе к брендированию российских городов и природных ландшафтов для развития туризма и т.д.

Б) Проблема доступа к технологиям.

Это одно из главных ограничений новой индустриализации. Импорт промышленных технологий может быть хорошим решением тогда, когда он осуществим на приемлемых условиях – политических, финансовых и иных. Однако он явно не может быть панацеей для новой индустриализации, поскольку, как правило, доступен лишь в отношении устаревших технологий, и то далеко не всегда. Доказательством этого может служить прецедент с продажей Opel, когда доступ к далеко не самым передовым технологиям автомобилестроения стал камнем преткновения в международной сделке.

Речь идет о том, что в сентябре 2009 г. Совет директоров концерна General Motors одобрил продажу за?500 млн. 55% акций Opel консорциуму Magna-Сбербанк. При этом GM должно было принадлежать 35% Opel, а 10% акций должно было отойти сотрудникам Opel. Ранее сообщалось, что на совете директоров обсуждались четыре варианта: продажа контроля над Opel бельгийскому фонду RHJ или российско-канадскому консорциуму Magna-Сбербанк, сохранение Opel в составе GM и, наконец, банкротство Opel.

Однако в начале ноября 2009 г. тот же Совет директоров концерна отказался от своего решения. Ссылаясь на источники в GM, Times отмечает, что одним из самых «больных» вопросов сделки стал доступ российского автопроизводителя к технологиям и патентам Opel. Беспокойство по этому поводу в сочетании с шедшей в то время реструктури<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.012 с.)