Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировой рынок и его конъюнктура.

Поиск

Термин "конъюнктура" происходит от латинского слова "conjungo", что означает "соединяю", "связываю".

Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 веке экономистом А.Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.

Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру.

Под конъюнктурой мирового рынка понимается временное, приходящее состояние факторов и условий, влияющих на развитие мировой экономики, экономическое развитие отдельной страны, а также развитие какой-либо сферы воспроизводства. Иными словами, конъюнктура мирового рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Хозяйственная конъюнктура включает такие факторы, как: 1) производственный потенциал, в т.ч. производственные ресурсы и объем производства, отраслевую и воспроизводственную структуру хозяйства; 2) рынок, его емкость и структуру как характеристики реализуемой продукции в совокупности с параметрами формирования и развития рынка (численность населения, его хозяйственное поведение, уровень экономического развития региона и страны, распределение доходов, разделение труда, соотношение цен на замещенные товары, накопление товаров населением, взаимовлияние краткосрочных и цикличных тенденций); 3) организационная структура хозяйства, в т.ч. корпоративная структура, состояние концентрации, специализации, комбинирования производства и сбыта, формы регулирования хозяйства; 4) соотношение спроса и предложения на рынке, включая степень использования производственных ресурсов, уровень товарных запасов и портфель заказов, положение на оси «монополия - конкуренция»; 5) коммерческие условия реализации продукции.

Особое значение хозяйственных отношений конъюнктуры для экономики РФ определяется рядом обстоя-тельств: 1) общемировая система производства все более приобретает социальный (а не узко-экономический) характер; 2) взаимосвязи советского общества имели преимущественно социальную природу, причем их содержание во многом сохранено; 3) по мере повышения зрелости любого (в т.ч. рыночного) общества, в нем нарастает роль социальных механизмов самоорганизации; 4) замещение отчужденного труда свободным творчеством означает смену доминанты деятельности, переход от обмена стоимостей к обмену способностей, от распределительной к воспроизводственной системе, от ценностей общества потребления к поведению общества созидания; 5) следовательно, меняются стереотипы принятия решений и хозяйственного поведения.

Аналитиками выделяются такие виды конъюнктуры: 1) общехозяйственная глобальная; 2) общегосу-дарственная; 3) региональная; 4) отраслевая; 5) рынка отдельного товара.

Изучение конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор сис-темы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

К основным показателям изучения конъюнктуры мировых товарных рынков относятся: 1) показатели сферы материального производства (данные об объеме добычи полезных ископаемых, объеме промышленно-го производства) – абсолютные и относительные, прямые и косвенные; 2) показатели внутреннего товарообо-рота, характеризующие положение на национальных рынках: а) розничный и оптовый товарооборот; б) данные о платежеспособном спросе населения (номинальные и реальные ставки зарплаты, величина потребительского кредита, индекс стоимости жизни); в) движение товарных запасов; г) данные о внутренних перевозках грузов; 3) показатели внешней торговли (экспорт, импорт, экспортная и импортная квоты); 4) показатели финансово-кредитной сферы (курс акций, величина учетного процента, банковские депозиты); 5) банкротства (в настоящее время носят, как правило, скрытый характер в форме слияний, поглощений); 6) данные об объеме капиталовложений; 7) данные о заказах; 8) цены (самый важный показатель).

Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие мирового рынка или сдерживающие его, классифицируются на: 1) постоянные; 2) временные; 3) циклические; 4) нециклические.

К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономии-ческой политики. Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

При исследовании рынков надо учитывать, что: 1) нельзя проводить исследование на одном рынке и не учитывать общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру смежных рынков; 2) тенденции на одних товарных рынках нельзя механически переносить на другие; 3) необходимо постоянно наблюдать за конкретным товарным рынком, при этом должны учитываться как социальные, так и политические факторы.

Существует несколько этапов изучения конъюнктуры: 1) предварительный - исследование основных черт и особенностей конкретного товарного рынка; 2) сбор и накопление конъюнктурной информации; 3) экономии-ческий прогноз конъюнктуры.

Изучение конъюнктуры производится в следующей последовательности: 1) анализ производства - исследование не только конкретного производства, но и исследование по конкретным видам товаров; 2) анализ спроса и потребления; 3) анализ мировой торговли; 4) анализ цен.

Развитие конъюнктуры мирового рынка определяется действием экономико-политических, военных, научно-технических, природных, психологических (слухов, паники, ожиданий) и других факторов.

Научно-технический прогресс (НТП) влечет качественный бросок в развитии производительных сил, что: а) ускоряет процесс обновления основного капитала в традиционных отраслях экономики. Вследствие этого повышенным вниманием на рынке пользуются средства труда, характеризующиеся энерго- и материалосберегающим эффектом, малым сроком окупаемости; б) стимулирует бурное развитие новых отраслей промышленности (аэрокосмической, лазерной, биотехнической т.п.). Эти отрасли на рынке предъявляют растущий спрос на различные средства производства.

Заметим, что на конъюнктуру товарных рынков НТП влияет по-разному: на рынках новых, прогрессивных изделий наблюдается опережающий (по сравнению с рынками традиционных товаров) превышение спроса над предложением; конъюнктура рынка морально устаревших товаров, наоборот, существенно ухудшается.

Уровень монополизации, концентрации и конкуренции производства влияет на состояние конъюнктуры товарных рынков прямо и опосредованно: а) прямо - через прямое регулирование производства и цен монополиями вследствие недостаточной конкуренции; б) опосредованно - путем связей монополистов со своими зарубежными филиалами, что формирует особый рынок.

Государства вследствие использования большей или меньшей степени следующих инструментов регулирования экономических процессов в состоянии способствовать снижению издержек производства частных предприятий, что, в свою очередь, повышает их конкурентоспособность на мировых товарных рынках: путем прямого или косвенного регулирования цен внутреннего рынка; или путем бюджетного субсидирования экспорта и импорта (прямое субсидирование экспорта; снижение или отмена тарифов на определенные виды импорта).

Наиболее распространен первый вид регулирования, т.е. поддержка государством определенного гарантированного уровня цен. Это может быть, например, снижение цен на продукцию и услуги госпредприятий, которые обслуживают частные предприятия. Кроме того, такое регулирование может осуществляться путем предоставления производителям субсидий из бюджета в случае снижения рыночных цен ниже гарантированного минимума. Например, специальная правительственная корпорация по гарантированию цен в США принимает в залог у фермеров сельскохозяйственную продукцию. Если в период действия залога (обычно до 12 месяцев) цены на рынке превысят уровень залога, фермер может выкупить свой товар и продать его на рынке. Если же рыночные цены остаются ниже залоговых ставок, товар не выкупается и переходит в собственность корпорации.

Влияние государства на цены промышленных изделий осуществляется и косвенно с помощью таких мер, как: финансирование научно-исследовательских работ; бюджетное финансирования экспорта; протекционистская таможенная политика.

Сезонность периодически влияет на конъюнктуру многих товарных рынков: на рынки продуктов сельского и лесного хозяйства, рыболовства, на рынки товаров некоторых сезонных отраслей промышленности - сахарной, консервной, строительной, винодельческой.

Так, под влиянием сезонности производства многих видов сельхозпродукции происходят различные колебания грузооборота железных дорог (увеличиваются в период уборки урожая и сокращаются зимой).

Наибольший спрос на автомобили наблюдается в весенне-летние месяцы в странах с континентальным климатом. В США, например, на март-август приходится 2 / 3 продажи всех автомобилей за год. Соответственно наибольший спрос на горючее также приходится на летние месяцы.

В сельском хозяйстве также объясняется периодическое повышение и снижение спроса на рынке сельскохозяйственных машин.

Примером сезонных колебаний может быть рост оборота розничной торговли в праздничные дни.

Стихийные бедствия - снежные заносы, землетрясения, засухи, лесные пожары и т.д. приводят к ощутимых нарушениям деятельности общества или отраслей экономики, уничтожению материальных ценностей. Этот фактор также влияет на развитие конъюнктуры мирового рынка. Например, после землетрясений обычно происходит повышение спроса на строительные материалы. А после заморозков, от которых страдают сельскохозяйственные насаждения, повышаются цены на сельхозпродукцию.

Довольно значительные краткосрочные изменения цен наблюдаются при вынужденных продажах или вынужденных покупках, которые должны быть осуществлены в кратчайшие сроки. К таким операциям можно отнести, например, продажа наплаву. Особенно значительным бывает снижение цен при вынужденных продажах товаров, которые быстро портятся, - винограда, цитрусовых и т.д.

Возможен и иной случай - вынужденная закупка по завышенным ценам. Так, покупатель, предполагая, что цены снизятся, резко сократил закупку сырья. Но снижение цен не произошло, все имеющиеся запасы исчерпаны, и нужно, чтобы не остановилось производство, закупить партию сырья по любой цене, поскольку убытки от остановки предприятия будут еще выше, особенно в отраслях с непрерывным технологическим процессом.

Важно всегда внимательно анализировать, что лежит в основе изменения цены - долговременный фактор или причина, которая будет влиять на цену в течение незначительного периода, после чего цены вернутся к прежнему уровню. Примером таких кратковременных изменений могут быть сезонные колебания. Важно для каждого товара знать периоды и величину этих колебаний для того, чтобы кратковременные сезонные изменения цены не принять за серьезный сдвиг циклического характера.

Оценка конъюнктуры и ее прогноз - важнейшая составная часть работы по заключению любого внешнеторгового соглашения, ибо от оценки конъюнктуры зависят условия сделки, на которых можно настаивать, продавая свой товар или покупая чужую продукцию. Так, если в стране, у фирмы которой мыслится закупить оборудование, начался спад конъюнктуры на рынке оборудования (падает загрузка мощностей, сокращается перспективный портфель заказов, снижаются справочные цены), вы можете более жестко добиваться продажи вам товара по более низкой цене и на более льготных условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.205 (0.011 с.)