Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мэо как инструмент мировой экономики. Компоненты мэо. Современные особенности мэо.

Поиск

В процессе международного экономического сотрудничества между государствами, организациями и другими участниками возникают (укрепляются или прерываются) определенные отношения, которые требуют соответственного урегулирования. Эти отношения, структурно описанные на рисунке, интерпретируются как МЭО.

 

 

 


Рисунок. Взаимосвязь основных понятий системы МЭО

 

Под международными экономическими отношениями понимается комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными и многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Универсальную связь между всеми ними как раз и осуществляют международные экономические отношения, в предмет которых входит изучение двух важнейших составляющих - собственно МЭО и механизма их реализации.

Необходимость тщательного изучения этого тандема понятий связана с возрастанием роли МЭО во второй половине XX в. и особенно начале ХХI в. Это проявляется в следующем: 1) страны и территории, ранее мало участвовавшие в международном разделении труда, вовлекаются в мировую экономику; 2) весомо увеличи-ваются разновидности изготавливаемых в различных регионах товаров и услуг; 3) меняется образ жизни людей, особенно в промышленно развитых странах. Люди привыкают к потреблению товаров и услуг со всего мира, к туризму, образованию, работе и лечению в иных странах, используются более сложные средства транспорта, финансовых расчетов, телекоммуникаций; 4) преобладание акционерной формы предприятий, формирование всемирной финансовой инфраструктуры благоприятствуют перемещениям капитала. Еще больше способствует этому рост ТНК; 5) зона рыночной экономики расширяется, а нерыночной сокращается. Внешняя открытость экономики все более становится нормой; 6) либерализация международных экономических отношений, свободное движение товаров, рабочей силы, капиталов, технологии также увеличивает открытость национальных экономик. Сокращается область действия протекционизма; 7) мировая интеграция ускоряет наступление единого экономического пространства, увеличивает специализацию и кооперацию национальных хозяйств.

Ныне МЭО - особая сфера общественно-производственных связей, выходящих за рамки отдельных стран. Они проявляются на всех стадиях воспро­изводства: 1) в производстве - через глобализацию технологий и формирование еди­ных всемирных требований к техническому уровню продукции; движение капиталов и между-народных инвестиций, рабочей силы; 2) в обмене - через переход к обмену через границы государств комплек­тующими изделиями, достижениями науки и техники; 3) в распределении - через создание международной системы торговли товарами и услугами, кредитной системы; 4) в потреблении - через формирование единых требований к потреби­тельским качествам продукции.

Вся совокупность МЭО подразделяется на 2 группы. Большая их часть - обычные хозяйственные связи и отношения, только вышедшие за пределы национальных границ, например, торговля то­варами и услугами, кредитование торговых операций, кредиты банков, инве­стиции, кооперация фирм. Однако эти отношения складываются между двумя типами национальных хозяйств, разных по уровню развития, хозяйственному зако-нодательству. Каждое государство стимулирует, контролирует или огра­ничивает МЭО.

Другая группа МЭО - особая подсистема экономических от­ношений в МЭ, обслуживающая взаимодействие нацио­нальных экономик и, тем самым, обеспечивающая функционирование все­мирного хозяйства. Например, валютные и платежные отношения, межгосу­дарственные кредиты, патентно-лицензионные отношения. На практике МЭО осуществляется в следующих организационных формах: 1) торговля товарами, услугами, объектами интеллектуальной собственности; 2) движение краткосрочных финансовых средств; экспорт и импорт капиталов (инвестиций); 3) оказание экономической помощи; 4) валютно-расчетные отношения; 5) движение рабочей силы; 6) промышленное и научно‐техническое сотрудничество (движение технологий); 7) сотрудничество в решении глобальных проблем; 8) создание свободных экономических зон и международных транспортных коридоров; 9) развитие информатизации и интернет-экономики.

Иногда в составе этих форм выделяют рассмотренные нами МСП и МКП.

Особо отметим, что МЭО изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения, которые требуют соответственного урегулирования.

Инструментом этого служат правовые нормы, чья система составляет международное экономическое право. В его составе выделяют: международные торговое, валютное и транспортное право, а также комплекс норм, которые призванные регулировать международные правовые отношения в сферах промышленного, сельскохозяйственного и научно-технического международного сотрудничества.

В итоге механизм международных экономических отношений включает в себя правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры, соглашения, хартии и т.д.), а также соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию МЭО.

Предметом МЭО является совокупность системообразующих экономических связей на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Признаками МЭО являются: 1) экономическое обособление участников на базе МРТ и национальных границ; 2) международный обмен факторами и результатами производства, приведший к созданию и функционированию мировых рынков товаров, услуг, капиталов рабочей силы, технологий; 3) действие законов спроса, предложения, свободного ценообразования; 4) конкурентная борьба продавцов, покупателей, товаров и услуг; 5) подверженность монополизации по мере концентрации производства и сбыта.

МЭО отличаются от внутринациональных отношений рядом особенностей, а именно: 1) гораздо больший объем обмена; 2) большее число субъектов; 3) более масс-штабная и острая конкуренция, сопряженная с гораздо большими потерями при поражении; 4) особая инфраструктура функционирования МЭО в виде международной стандартизации и сертификации производства и продукции, развития международных перевозок, связи, ин-формационной среды, мирового валютного рынка и т.п.; 5) особая система регулирования МЭО на национальном уровне (в форме внешнеэкономической политики государств), 2-стороннем уровне (в рамках 2-сторонних соглашений), многостороннем уровне (в рамках многосторонних соглашений и интеграци-онных альянсов), международном уровне (под эгидой международных организаций); 6) более тесная взаимосвязь и взаимозависимость форм МЭО в рамках их системы по сравнению со схожей связью на внутреннем рынке.

Типичными объектами МЭО являются: 1) товары (сырье и продукты питания, готовые изделия, продук-ция обрабатывающей индустрии, машино-техническая продукция); 2) услуги (международные инжиниринг, консалтинг, аудит, лизинг, туризм, перевозки, расчеты и т.п.); 3) технологии (патентные и беспатентные ли-цензии, товарные знаки и т.д.); 4) капитал (зарубежные инвестиции, международный кредит); 5) рабочая сила.

Реальными субъектами (контрагентами) международных экономиче­ских отношений являются: 1) фирмы; 2) ТНК; 3) союзы предпринимателей; 4) государственные органы и организации, занимающиеся ВЭД; 5) международные экономические организации.

Как следует из этого перечня, объекты МЭО, в принципе, не отличаются от таковых в рамках национального рыночного хозяйства. К ним относятся, прежде всего, товары и услуги, обращающиеся в международной торговле. Важная особенность здесь - устойчивость и масштабность товаропотоков.

И, тем не менее, все-таки одна особенность в составе объектов имеется. Речь идет о многостороннем сотрудничестве стран и международных организаций в сфере экологии и решения других проблем глобального характера.

Больше особенностей в составе субъектов МЭО. Но и здесь, как в целом в рыночной среде, отношения между партнера­ми из разных стран - это по преимуществу связи на уровне частных фирм, предприятий, отдельных предпринимателей, составляющие несущую основу мирохозяйственных контак­тов, при необходимой свободе выбора. Практически для боль­шинства стран с рыночной экономикой это означает, что субъектам хозяйственной деятельности не требуется каких-то особых условий и разрешений на ведение внешнеэконо­мической деятельности, для них нет принципиальной раз­ницы между внутренним и внешним рынком. Тем не менее, их маркетинговая задача усложняется: необходимы посто­янное изучение внешнего рынка, данной и перспективной ситуации на нём, сравнительные оценки внутренних и международных условий и партнеров. Значительно возрастает роль и объём макроэкономического анализа.

Кроме хозяйствующих субъектов (фирм и международных корпораций), а также союзов предпринимате-лей, в качестве субъектов МЭО во многих случаях выступают госу­дарственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (цент­ральные, региональные, муниципальные), а также государ­ственные предприятия и организации. Такие варианты государственного участия различны: 1) прямое осуществление операций центральными ми­нистерствами и ведомствами; 2) осуществление операций региональными и муниципальными органами управ­ления, в т.ч. целевые закупки и продажи продук­ции на внешнем рынке; 3) предоставление полномочий отдельным предприяти­ям, фирмам, коммерческим и банковским структурам, в т.ч. частным, по осуществлению конкретных опе­раций, совершению тех или иных внешнеэкономичес­ких сделок; 4) гарантирование экспортно-импортных операций.

Наконец, в роли субъектов МЭО выступают междуна­родные экономические организации, в частности системы ООН, особенно при предоставлении финансово-кредитной помощи, инвестирова­нии средств в отдельные проекты.

Масштабная деятельность в сфере МЭО осуществляется так же упоминавшимися ТНК и международными объединениями. Роль этих субъектов МЭО весома на рынке капиталов, финансово-кредитных и валютных ресурсов.

Если все же попытаться выявить специфику МЭО, то к ней можно отнести следующее.

Во-первых, как и в любой национальной экономике в основе МЭ и МЭО лежат разделение труда и обмен, но не внутринациональные, а международные, полагающие, что производство и (или) потребление от­дельных стран в той или иной мере связаны между собой.

Во-вторых, участники МЭО обособлены в заданной форме национально-хозяйственного обособления, что объективно обуславливает товарно-денеж­ный характер связей.

В-третьих, в совокупности мирохозяйственных обменных связей, МЭО действуют законы спроса, предложения и сво­бодного ценообразования, являющиеся основой рынка.

В-четвертых, так же, как национальные рынки, миро­вой рынок МЭО характеризуются конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и набора обращающихся на рынке товаров и услуг. Она дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами.

В-пятых, одна из основных форм МЭО - международная торговля - представляет собой множество межстрановых по­токов продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции по купле-продаже товаров, носящие устойчивый, систематический характер.

В-шестых, обмен товарами и услугами, международное перемещение факторов производства опосредствовано движе­нием денег, системой расчетов, товарными кредитами, ва­лютными отношениями. Страновые различия в обеспеченно­сти трудовыми ресурсами, в возможностях и условиях занятости населения определяют возникновение и развитие межгосударственных потоков рабочей силы, что обусловли­вает формирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собствен­ности, широкое внедрение системы патентования и лицен­зирования изобретений и открытий, межгосударственные соглашения по защите авторских прав создают предпосылки для становления мирового информационного рынка.

В-седьмых, МЭО предполагают собственную инфраструк­туру, особые институты. Они представлены междуна­родными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового (ВТО, Международная торговая палата. Всемирный банк. Между­народный валютный фонд и т.д.), так и регионального зна­чения (КЕС, ЕБРР и т. п.).

В-восьмых, МЭО подвержены монополизации. Она воз­можна по линии концентрации производства и сбыта част­ными бизнес-структурами (например, создание и деятельность ТНК), и в итоге международ­ных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некото­рых видов продукции (к примеру, ОПЕК).

Наконец, МЭО не свободны от международного, регио­нального, государственного вмешательства, регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, тор­говых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах.

Кроме того, результаты регулирова­ния внешнеэкономической деятельности в каждой отдель­ной стране также влияют на состояние и развитие МЭО.

Все вышесказанное весомо характеризует смысл и поле действия современных МЭО, их особенности. Одновременно с этим следует отметить, что на МЭО, кроме вышеназванных, также оказывают действие следующие факторы: 1) продолжающаяся НТР, оказывающая прогрессивное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление; 2) острота глобальных проблем (демография, продовольствие, сырье, энергетика, экология, гонка вооружений); 3) рост разрыва между бедными и богатыми странами, проблема внешнего долга ряда стран; 4) рост экономической взаимозависимости; 5) растущая роль негосударственных структурных образований (НПО, ТНК) в решении международных вопросов.

К сдвигам в МЭО, появившимся вследствие недавнего изменения политической ситуации в мире, можно отнести следующее:

1) до не­давнего времени мир делился преимущественно по социально-экономическим и политическим признакам (например, Восток-Запад, Третий мир, Юг). В основу современной классификации стран мира положен критерий соответствия экономики государства принци­пам рыночного хозяйствования. Таким образом, страны делятся на следующие группы: 1) с развитой рыночной экономикой (про­мышленно развитые); 2) с развивающейся рыночной экономикой (НИС) и с переход­ной экономикой (бывшие социалистические страны); 3) с неразвитой рыночной экономикой (наименее развитые страны); 4) с нерыночной экономикой;

2) переход к новому критерию классификации и признание единства мира завершили довольно продолжительный период противостояния двух основных социально-экономических и по­литических блоков. В связи с этим изменились принципы формирова­ния экономических и торговых союзов государств. На первый план все больше выдвигается принцип действительно реальной выгоды, получаемой членами альянса и не подменяемый какими-либо политическими или псевдо-экономическими декла­рациями.

3) инициировались процессы качественной пере­группировки сил на мировой арене. Некоторые государства, ранее считавшиеся высокоразвитыми, по новому критерию классифи­кации оказались отнесенными к другой группе, и наоборот.

4) усилилась борьба между отдельными звеньями мировой системы.

5) наконец, ось политического соперничества по линии Вос­ток-Запад преобразовалась в экономическую ось Центр-Периферия, отличающуюся несбалансированными отношениями обмена между ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.245 (0.015 с.)