Система оценки качества сформированных компетенций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система оценки качества сформированных компетенций



Система оценочных средств представляет собой фонд контрольных заданий, составленных на основании Положения о модульно-рейтинговой подготовке студентов в условиях двухуровневой системы образования (утвержденного), представлена в Приложении 1,2.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Егорова Н.Ю., Резник С. Д., Бобров В. А. Менеджмент в домашнем хозяйстве. – М.: Вершина, 2010. (или Резник С. Д., Бобров В. А. Управление семейной экономикой: Учеб. Пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.)

2. Булатов А. С. Экономика. – М., ИНФРА-М, Магистр, 2011.

3. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. 1, 2 том. – М., 2009.

4. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. – М., 2011.

б) дополнительная литература:

1. Антонов А. И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века. – М., 2000.

2. Беккер Г. С. Человеческое поведение: Экономический подход.

3. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. – СПб., 1999.

4. Жеребин В. М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. – М., 2002.

5. Казаков А. П. Экономические и психологические проблемы семьи. – М., 1989.

6. Критский М. М. Человеческий капитал. – М., 1991.

7. Политика доходов и заработной платы. Ред. Савченко П. В., Кокин Ю. П. – М., 2000.

8. Савинов Л. И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее.

9. Суринов А.Е. Доходы населения. – М., 2000.

10. Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство. – М.: Экономика, 1989.

11. Чернов А. Ю. Личные финансы: доходы и расходы семейного бюджета. – М., 2000.

12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

13. Юрьева Т. В. Социальная рыночная экономика. – М., 1999.

14. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ».

15. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ.

16. Приложение №6 к Методическим рекомендациям «Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ»

17. Закон Самарской области «О потребительской корзине в Самарской области».

18. Периодическая литература – журналы:

1) Общество и экономика

4) Социально-гуманитарные знания.

5) Человек и труд.

6) Вопросы экономики.

7) Вопросы статистики.

8) Российский экономический журнал.

 

в) программное обеспечение:

1. Excel (электронные таблицы)

2. Statistica (пакет статистической обработки данных)

3. SPSS (статистический пакет для общественных наук)

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. www.osp.mesi.ru (сайт учебного процесса МЭСИ)

2. http://www.gks.ru (РОССТАТ)

3. http:// www.fom.ru (Фонд «Общественное мнение»)

4. http:// www.wciom.ru (Всероссийский центр изучения общественного мнения)

5. http:// www.levada.ru (Левада центр)

6. http:// www.fond-samara.ru (Самарский областной фонд жилья и ипотеки)

7. http://www.cbr.ru (Центральный Банк Российской Федерации)

8. http:// www.minfin.ru (Министерство Финансов РФ)

9. http://www.cea.qov.ru (Центр экономической конъюнктуры при правительстве РФ)

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийный демонстрационный комплекс, методический кабинет.

9. Методические рекомендации для студентов и преподавателей по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации для студентов

Для успешного освоения дисциплины студентам необходимо посещать аудиторные занятия (лекции и семинары), а также организовывать самостоятельную работу. Все это должно носить не эпизодический, а систематический характер. Готовиться нужно к каждому семинару, активно проявлять себя на занятиях. Успешность подготовки и выступления на семинарском занятии во многом определяется поведением на лекции: умением слушать лектора, аккуратно вести конспекты лекций. При подготовке к семинару необходимо, прежде всего, внимательно ознакомиться с планом занятия. Ответ на вопрос может включать материалы лекции с использованием основной и дополнительной литературы.

В процессе самостоятельной работы студент готовится к семинарским занятиям. Кроме того, он выполняет задания, предусмотренные обязательной формой самостоятельной работы, а также одно из предложенных заданий по теме (если предусмотрено программой) по своему выбору. В письменной работе, предусмотренной в рамках обязательной формы самостоятельной работы, должны быть освещены все указанные вопросы.

Систематическая успешная работа позволит набрать необходимое количество баллов для аттестации студента, которая осуществляется на основании балльно-рейтинговой карты дисциплины (Приложение 1).

Методические рекомендации для преподавателей

Прежде всего, при организации учебного процесса необходимо учитывать особенности студентов-первокурсников: они, как правило, не умеют вести конспекты, выявлять главные моменты в лекции, не знают отличие семинара от обычной (школьной) проверки знаний. Всему этому студентов нужно учить и обращать их внимание на каждом занятии.

Учебный процесс должен быть направлен на развитие творческого отношения студентов к изучению материала, способности систематизировать полученные знания и применять их на практике при решении профессиональных задач.

Лекции должны носить проблемный характер, должны использоваться новейшие достижения в исследовании поставленной проблемы, предлагаться разные взгляды по рассматриваемому вопросу и их критическая оценка, а также собственный взгляд на проблему.

Семинарские занятия можно проводить в разнообразных формах: дискуссия, диспут, работа в небольших группах и пр. Письменные работы, предусмотренные программой в рамках текущего контроля, могут выполняться индивидуально или небольшой группой (2-5 человек).

Контрольно-измерительные мероприятия по каждому модулю представлены в Приложении 2.

В конце изучения дисциплины можно провести итоговую научно-теоретическую конференцию.

Особенность дисциплины «Экономика семьи» заключается в том, что изучаемый материал предоставляет большие возможности для осуществления воспитательной работы преподавателя со студентами, что необходимо использовать на каждом занятии.

 

Разработчики: ПГСГА, доцент кафедры экономических наук, к.э.н. Е.А. Мазная.

 

Эксперты:

_______________ _____________ _________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________ _____________ ________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

 


Приложение 1

 

Балльно-рейтинговая карта дисциплины

 

Вид контроля Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Модуль 1. Семья как субъект экономики    
Текущий контроль по модулю:    
1. Аудиторная работа    
2. Самостоятельная работа (обязательные формы)    
3. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)    
Контрольное мероприятие по модулю    
Промежуточный контроль    
Модуль 2. Бюджет семьи    
Текущий контроль по модулю:    
1. Аудиторная работа    
4. Самостоятельная работа (обязательные формы)    
5. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)    
Контрольное мероприятие по модулю    
Промежуточный контроль    
Модуль 3. Благосостояние семьи    
Текущий контроль по модулю:    
1. Аудиторная работа    
6. Самостоятельная работа (обязательные формы)    
7. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)    
Контрольное мероприятие по модулю    
Промежуточный контроль    
Итоговая аттестация    

 

Вид контроля Примеры заданий, критерии оценки и количество баллов Темы для изучения и образовательные результаты
Модуль 1. Семья как субъект экономики
Текущий контроль по модулю    
1. Аудиторная работа: 1.1. Выступление на семинаре   1.2. Письменная работа Максимум – 4 балла     Оценивается ответ студента на один из вопросов семинарского занятия: 2 балла – уверенный ответ, раскрыты все основные положения; 1 балл – неуверенный ответ, тема раскрыта не полностью.   Максимум – 6 баллов   Оценивается: знание понятий и определений, способность оперировать понятиями, устанавливать между ними взаимосвязи (30% оценки) и аргументированность, умение выявлять закономерности и тенденции развития процессов и явлений, приводить примеры (70% оценки). Максимальное количество баллов за работу по каждой теме – 3.   Пример задания: Дайте развернутый ответ на вопрос: «Какие достоинства и недостатки можно выявить в модели экономического кругооборота при объяснении роли домашнего хозяйства в экономике?»   Тема 1. Роль семьи и домашнего хозяйства в рыночной экономике Рассматриваемые вопросы: 1. Сущность и задачи дисциплины «Экономика семьи». 2. Понятие семьи. Экономические ресурсы и потребности семьи. 3. Понятие домашнего хозяйства. Его отличие от понятия семьи. 4. Функции домохозяйства. 5. Классификация домашних хозяйств. 6. Становление и формирование семьи как субъекта экономики: исторический аспект. 7. Основные подходы к исследованию семьи и домашнего хозяйства: неоклассическое, кейнсианское, институциональное, марксистское, организационно-производственное направление, «новая экономика домашних хозяйств» Г. Бэккера. 8. Роль домохозяйств в развитии рыночных отношений.   Тема 2. Формирование человеческого капитала как важнейшая функция семьи Рассматриваемые вопросы: 1. Понятие, сущность и виды человеческого капитала. 2. Особенности человеческого капитала. 3. Производство человеческого капитала. Уровни производства ЧК. 4. Воспроизводство человеческого капитала. Циклы воспроизводственного оборота человеческого капитала. 5. Проблемы воспроизводства человеческого капитала в России. 6. Роль семьи в формировании человеческого капитала. 7. Понятие и основные направления системы социальной поддержки и защиты населения. 8. Система социального обеспечения. 9. Система социальной помощи. 10. Система социальных гарантий. 11. Система социального страхования. 12. Особенности системы социальной защиты населения в разных странах.   Тема 1. Роль семьи и домашнего хозяйства в рыночной экономике Тема 2. Формирование человеческого капитала как важнейшая функция семьи  
2. Самостоятельная работа (обязательные формы) Максимум – 6 баллов   Выполнить письменную работу, рассмотрев указанные по теме вопросы.   Оценивается изложение теоретических вопросов: полнота (60% оценки), логичность изложения основных закономерностей (40% оценки). Максимальное количество баллов за работу по каждой теме – 3. Тема 1. Роль семьи и домашнего хозяйства в рыночной экономике. Становление и формирование семьи как субъекта экономики: исторический аспект. Основные подходы к исследованию семьи и домашнего хозяйства: неоклассическое, кейнсианское, институциональное, марксистское, организационно-производственное направление, «новая экономика домашних хозяйств» Г. Бэккера.   Тема 2. Формирование человеческого капитала как важнейшая функция семьи. Проблемы формирования человеческого капитала в России. Роль государства и частного сектора в формировании и воспроизводстве человеческого капитала. Характеристика системы социальной защиты населения в России. Программы социальной поддержки населения в России. Особенности системы социальной защиты населения в разных странах: США, Швеции, Финляндии, Германии, Франции, Японии, Китае и др.
3. Самостоятельная работа (формы на выбор студента) Максимум – 3 балла   Сделать конспект одного из предложенных произведений или подготовить реферат на одну из предложенных тем.   В случае подготовки конспекта оценивается наличие в конспекте основных положений и выводов произведения. Максимальное количество баллов – 3.   В случае подготовки реферата оценивается: полнота изложения (40% оценки), логичность изложения (30% оценки), наличие примеров и современных статистических данных (30% оценки). Максимальное количество баллов – 3. Сделать конспекты произведений: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство. – М.: Экономика, 1989. Беккер Г. С. Человеческое поведение: Экономический подход. Рефераты: Особенности семьи в России и потенциал домашней экономики. Положение сельского домохозяйства в России. «Домострой» - первый российский свод правил ведения домашнего хозяйства. Трудовые отношения внутри семьи.
Контрольное мероприятие по модулю Максимум – 24 балла Оценивается письменная работа, состоящая из двух частей: 1. Тестовые вопросы: за каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 20. Пример задания: Выберите единственно правильный ответ Слово «экономика» в переводе с греческого языка обозначает: а) рациональное распределение благ; б) искусство ведения домашнего хозяйства; в) занятие сельским хозяйством; г) нет правильного ответа.   2. Открытый вопрос (два вопроса). Оценивается: знание понятий и определений, способность оперировать понятиями, устанавливать между ними взаимосвязи (30% оценки) и аргументированность, умение выявлять закономерности и тенденции развития процессов и явлений, приводить примеры (70% оценки). Максимальное количество баллов за каждый вопрос – 2. Пример задания: Ответьте на вопрос: «Какова роль семьи в формировании человеческого капитала?» Тема 1. Роль семьи и домашнего хозяйства в рыночной экономике Тема 2. Формирование человеческого капитала как важнейшая функция семьи  
Промежуточный контроль (сумма баллов по текущему контролю и контрольному мероприятию)   Максимум 43 балла (19+24)  
Модуль 2. Бюджет семьи
Текущий контроль по модулю    
1. Аудиторная работа: 1.1. Выступление на семинаре     1.2. Письменная работа     Максимум – 12 баллов   Максимум – 6 баллов Оценивается ответ студента на один из вопросов семинарского занятия по теме: 2 балла – уверенный ответ, раскрыты все основные положения; 1 балл – неуверенный ответ, тема раскрыта не полностью.     Максимум – 6 баллов   Оценивается: знание понятий и определений, способность оперировать понятиями, устанавливать между ними взаимосвязи (30% оценки) и аргументированность, умение выявлять закономерности и тенденции развития процессов и явлений, приводить примеры (70% оценки). Максимальное количество баллов за работу по каждой теме – 3.   Пример задания: «Проанализируйте бюджет семьи (дается конкретный пример бюджета)».       Тема 1. Доходы семьи. Рассматриваемые вопросы: 1. Понятие, виды и показатели доходов семьи. 2. Распределение и дифференциация доходов населения. 3. Ситуация доходов в России. 4. Система социальных трансфертов. 5. Государственное регулирование доходов.   Тема 2. Расходы семьи. Рассматриваемые вопросы: 1. Расходы семьи: общая характеристика. 2. Факторы, влияющие на размер и структуру расходов семьи. 3. Состав и структура личных потребительских расходов. 4. Понятие и виды налогов. 5. Проблема распределения налогового бремени. 6. Система семейного налогообложения. 7. Понятие и роль сбережений в экономике. 8. Виды, формы, мотивы сбережений семьи. 9. Динамика расходов семьи в России за последние 10 лет. 10. Особенности сберегательного поведения российского населения.   Тема 3. Формирование бюджета семьи. Рассматриваемые вопросы: 1. Понятие и виды бюджета семьи. 2. Принципы и способы построения бюджета домашних хозяйств. 3. Факторы, определяющие бюджет семьи. 4. Методы и практика обследования семейных бюджетов в России. 5. Проблемные вопросы формирования бюджета семьи в России.   Тема 1. Доходы семьи. Тема 3. Формирование бюджета семьи.
2. Самостоятельная работа (обязательные формы) Максимум 3 балла   Выполнить письменную работу: Задание: Составьте план бюджета Вашей семьи различными способами (бухгалтерским счетом, уравнением, схемой).   Критерии оценки: за каждый верно представленный способ – 1 балл. Тема 3. Формирование бюджета семьи.
3. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)   -
Контрольное мероприятие по модулю Максимум – 26 баллов Письменная работа состоит из 4 заданий: 1. Определить структуру доходов и расходов населения по данным представленных таблиц. 2. Проанализировать динамику структуры доходов населения. 3. Проанализировать динамику структуры расходов населения. 4. Проанализировать динамику структуры сбережений населения. За правильно выполненное первое задание – 2 балла. За правильное выполненное 2,3,4 задание по 8 баллов. Тема 1. Доходы семьи. Тема 2. Расходы семьи. Тема 3. Формирование бюджета семьи.
Промежуточный контроль (сумма баллов по текущему контролю и контрольному мероприятию)   Максимум 41 балла (15+26)  
Модуль 3. Благосостояние семьи
Текущий контроль по модулю    
1. Аудиторная работа Максимум – 4 балла   Оценивается ответ студента на один из вопросов семинарского занятия по теме: 2 балла – уверенный ответ, раскрыты все основные положения; 1 балл – неуверенный ответ, тема раскрыта не полностью.   Тема 1. Уровень и качество жизни населения. Рассматриваемые вопросы: 1. Понятие и показатели уровня жизни населения. 2. Понятие и показатели качества жизни населения. 3. Индекс развития человеческого потенциала и место России в рейтинге стран по ИРЧП.   Тема 2. Бедность населения как социально-экономическое явление. Рассматриваемые вопросы: 1. Понятие и порядок расчета прожиточного минимума. 2. Состав и структура потребительской корзины. 3. Прожиточный минимум в России и Самарской области. 4. Понятие, уровни и показатели бедности населения. 5. Анализ российской бедности. 6. Понятие и признаки среднего класса. 7. Проблема формирования среднего класса в России. 8. Пути повышения благосостояния российской семьи.  
2. Самостоятельная работа (обязательные формы)    
3. Самостоятельная работа (формы на выбор студента) Максимум – 3 балла   Подготовить реферат на одну из предложенных тем.   Оценивается: полнота изложения (40% оценки), логичность изложения (30% оценки), наличие примеров и современных статистических данных (30% оценки). Темы рефератов: 1. Индекс развития человеческого потенциала и место России в рейтинге стран по ИРЧП. 2.Состав и структура потребительской корзины. 3.Прожиточный минимум в России и Самарской области. 4.Анализ российской бедности. 5.Проблема формирования среднего класса в России. 6.Пути повышения благосостояния российской семьи.
Контрольное мероприятие по модулю Максимум – 9 баллов   Письменная работа состоит из двух частей: 1. Тестовые вопросы (10 вопросов) – за каждый правильный ответ – 0,5 баллов.   Пример задания: Выберите единственно правильный ответ Глубина бедности: а) показывает разницу между самыми высокими и самыми низкими доходами в стране; б) это величина средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума; в) это отношение средних доходов к величине прожиточного минимума; г) это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума.   2. Открытые вопросы (2 вопроса) – за каждый правильный ответ – 2 балла.   Пример задания: Напишите развернутый ответ на вопрос Что такое «средний класс» и каковы его признаки? Тема 1. Уровень и качество жизни населения. Тема 2. Бедность населения как социально-экономическое явление.  
Промежуточный контроль (сумма баллов по текущему контролю и контрольному мероприятию)   Максимум 16 баллов (7+9)  
Итоговая аттестация    

Интерпретация итогового рейтинга:

0-55 баллов – не зачтено

56-70 баллов – зачтено с оценкой «удовлетворительно»

71-85 баллов – зачтено с оценкой «хорошо»

86-100 баллов – зачтено с оценкой «отлично»


Приложение 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.025 с.)