Система оценки качества сформированных компетенций
Система оценочных средств представляет собой фонд контрольных заданий, составленных на основании Положения о модульно-рейтинговой подготовке студентов в условиях двухуровневой системы образования (утвержденного), представлена в Приложении 1,2.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Егорова Н.Ю., Резник С. Д., Бобров В. А. Менеджмент в домашнем хозяйстве. – М.: Вершина, 2010. (или Резник С. Д., Бобров В. А. Управление семейной экономикой: Учеб. Пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.)
2. Булатов А. С. Экономика. – М., ИНФРА-М, Магистр, 2011.
3. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. 1, 2 том. – М., 2009.
4. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. – М., 2011.
б) дополнительная литература:
1. Антонов А. И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века. – М., 2000.
2. Беккер Г. С. Человеческое поведение: Экономический подход.
3. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. – СПб., 1999.
4. Жеребин В. М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. – М., 2002.
5. Казаков А. П. Экономические и психологические проблемы семьи. – М., 1989.
6. Критский М. М. Человеческий капитал. – М., 1991.
7. Политика доходов и заработной платы. Ред. Савченко П. В., Кокин Ю. П. – М., 2000.
8. Савинов Л. И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее.
9. Суринов А.Е. Доходы населения. – М., 2000.
10. Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство. – М.: Экономика, 1989.
11. Чернов А. Ю. Личные финансы: доходы и расходы семейного бюджета. – М., 2000.
12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
13. Юрьева Т. В. Социальная рыночная экономика. – М., 1999.
14. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ».
15. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ.
16. Приложение №6 к Методическим рекомендациям «Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ»
17. Закон Самарской области «О потребительской корзине в Самарской области».
18. Периодическая литература – журналы:
1) Общество и экономика
4) Социально-гуманитарные знания.
5) Человек и труд.
6) Вопросы экономики.
7) Вопросы статистики.
8) Российский экономический журнал.
в) программное обеспечение:
1. Excel (электронные таблицы)
2. Statistica (пакет статистической обработки данных)
3. SPSS (статистический пакет для общественных наук)
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. www.osp.mesi.ru (сайт учебного процесса МЭСИ)
2. http://www.gks.ru (РОССТАТ)
3. http:// www.fom.ru (Фонд «Общественное мнение»)
4. http:// www.wciom.ru (Всероссийский центр изучения общественного мнения)
5. http:// www.levada.ru (Левада центр)
6. http:// www.fond-samara.ru (Самарский областной фонд жилья и ипотеки)
7. http://www.cbr.ru (Центральный Банк Российской Федерации)
8. http:// www.minfin.ru (Министерство Финансов РФ)
9. http://www.cea.qov.ru (Центр экономической конъюнктуры при правительстве РФ)
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийный демонстрационный комплекс, методический кабинет.
9. Методические рекомендации для студентов и преподавателей по организации изучения дисциплины
Методические рекомендации для студентов
Для успешного освоения дисциплины студентам необходимо посещать аудиторные занятия (лекции и семинары), а также организовывать самостоятельную работу. Все это должно носить не эпизодический, а систематический характер. Готовиться нужно к каждому семинару, активно проявлять себя на занятиях. Успешность подготовки и выступления на семинарском занятии во многом определяется поведением на лекции: умением слушать лектора, аккуратно вести конспекты лекций. При подготовке к семинару необходимо, прежде всего, внимательно ознакомиться с планом занятия. Ответ на вопрос может включать материалы лекции с использованием основной и дополнительной литературы.
В процессе самостоятельной работы студент готовится к семинарским занятиям. Кроме того, он выполняет задания, предусмотренные обязательной формой самостоятельной работы, а также одно из предложенных заданий по теме (если предусмотрено программой) по своему выбору. В письменной работе, предусмотренной в рамках обязательной формы самостоятельной работы, должны быть освещены все указанные вопросы.
Систематическая успешная работа позволит набрать необходимое количество баллов для аттестации студента, которая осуществляется на основании балльно-рейтинговой карты дисциплины (Приложение 1).
Методические рекомендации для преподавателей
Прежде всего, при организации учебного процесса необходимо учитывать особенности студентов-первокурсников: они, как правило, не умеют вести конспекты, выявлять главные моменты в лекции, не знают отличие семинара от обычной (школьной) проверки знаний. Всему этому студентов нужно учить и обращать их внимание на каждом занятии.
Учебный процесс должен быть направлен на развитие творческого отношения студентов к изучению материала, способности систематизировать полученные знания и применять их на практике при решении профессиональных задач.
Лекции должны носить проблемный характер, должны использоваться новейшие достижения в исследовании поставленной проблемы, предлагаться разные взгляды по рассматриваемому вопросу и их критическая оценка, а также собственный взгляд на проблему.
Семинарские занятия можно проводить в разнообразных формах: дискуссия, диспут, работа в небольших группах и пр. Письменные работы, предусмотренные программой в рамках текущего контроля, могут выполняться индивидуально или небольшой группой (2-5 человек).
Контрольно-измерительные мероприятия по каждому модулю представлены в Приложении 2.
В конце изучения дисциплины можно провести итоговую научно-теоретическую конференцию.
Особенность дисциплины «Экономика семьи» заключается в том, что изучаемый материал предоставляет большие возможности для осуществления воспитательной работы преподавателя со студентами, что необходимо использовать на каждом занятии.
Разработчики: ПГСГА, доцент кафедры экономических наук, к.э.н. Е.А. Мазная.
Эксперты:
_______________ _____________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________ _____________ ________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Приложение 1
Балльно-рейтинговая карта дисциплины
Вид контроля
| Минимальное количество баллов
| Максимальное количество баллов
| Модуль 1. Семья как субъект экономики
|
|
| Текущий контроль по модулю:
|
|
| 1. Аудиторная работа
|
|
| 2. Самостоятельная работа (обязательные формы)
|
|
| 3. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)
|
|
| Контрольное мероприятие по модулю
|
|
| Промежуточный контроль
|
|
| Модуль 2. Бюджет семьи
|
|
| Текущий контроль по модулю:
|
|
| 1. Аудиторная работа
|
|
| 4. Самостоятельная работа (обязательные формы)
|
|
| 5. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)
|
|
| Контрольное мероприятие по модулю
|
|
| Промежуточный контроль
|
|
| Модуль 3. Благосостояние семьи
|
|
| Текущий контроль по модулю:
|
|
| 1. Аудиторная работа
|
|
| 6. Самостоятельная работа (обязательные формы)
|
|
| 7. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)
|
|
| Контрольное мероприятие по модулю
|
|
| Промежуточный контроль
|
|
| Итоговая аттестация
|
|
|
Вид контроля
| Примеры заданий, критерии оценки и количество баллов
| Темы для изучения и образовательные результаты
| Модуль 1. Семья как субъект экономики
| Текущий контроль по модулю
|
|
| 1. Аудиторная работа:
1.1. Выступление на семинаре
1.2. Письменная работа
| Максимум – 4 балла
Оценивается ответ студента на один из вопросов семинарского занятия:
2 балла – уверенный ответ, раскрыты все основные положения;
1 балл – неуверенный ответ, тема раскрыта не полностью.
Максимум – 6 баллов
Оценивается: знание понятий и определений, способность оперировать понятиями, устанавливать между ними взаимосвязи (30% оценки) и аргументированность, умение выявлять закономерности и тенденции развития процессов и явлений, приводить примеры (70% оценки).
Максимальное количество баллов за работу по каждой теме – 3.
Пример задания:
Дайте развернутый ответ на вопрос:
«Какие достоинства и недостатки можно выявить в модели экономического кругооборота при объяснении роли домашнего хозяйства в экономике?»
|
Тема 1. Роль семьи и домашнего хозяйства в рыночной экономике
Рассматриваемые вопросы:
1. Сущность и задачи дисциплины «Экономика семьи».
2. Понятие семьи. Экономические ресурсы и потребности семьи.
3. Понятие домашнего хозяйства. Его отличие от понятия семьи.
4. Функции домохозяйства.
5. Классификация домашних хозяйств.
6. Становление и формирование семьи как субъекта экономики: исторический аспект.
7. Основные подходы к исследованию семьи и домашнего хозяйства: неоклассическое, кейнсианское, институциональное, марксистское, организационно-производственное направление, «новая экономика домашних хозяйств» Г. Бэккера.
8. Роль домохозяйств в развитии рыночных отношений.
Тема 2. Формирование человеческого капитала как важнейшая функция семьи
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие, сущность и виды человеческого капитала.
2. Особенности человеческого капитала.
3. Производство человеческого капитала. Уровни производства ЧК.
4. Воспроизводство человеческого капитала. Циклы воспроизводственного оборота человеческого капитала.
5. Проблемы воспроизводства человеческого капитала в России.
6. Роль семьи в формировании человеческого капитала.
7. Понятие и основные направления системы социальной поддержки и защиты населения.
8. Система социального обеспечения.
9. Система социальной помощи.
10. Система социальных гарантий.
11. Система социального страхования.
12. Особенности системы социальной защиты населения в разных странах.
Тема 1. Роль семьи и домашнего хозяйства в рыночной экономике
Тема 2. Формирование человеческого капитала как важнейшая функция семьи
| 2. Самостоятельная работа (обязательные формы)
| Максимум – 6 баллов
Выполнить письменную работу, рассмотрев указанные по теме вопросы.
Оценивается изложение теоретических вопросов: полнота (60% оценки), логичность изложения основных закономерностей (40% оценки).
Максимальное количество баллов за работу по каждой теме – 3.
| Тема 1. Роль семьи и домашнего хозяйства в рыночной экономике.
Становление и формирование семьи как субъекта экономики: исторический аспект.
Основные подходы к исследованию семьи и домашнего хозяйства: неоклассическое, кейнсианское, институциональное, марксистское, организационно-производственное направление, «новая экономика домашних хозяйств» Г. Бэккера.
Тема 2. Формирование человеческого капитала как важнейшая функция семьи.
Проблемы формирования человеческого капитала в России. Роль государства и частного сектора в формировании и воспроизводстве человеческого капитала.
Характеристика системы социальной защиты населения в России. Программы социальной поддержки населения в России.
Особенности системы социальной защиты населения в разных странах: США, Швеции, Финляндии, Германии, Франции, Японии, Китае и др.
| 3. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)
| Максимум – 3 балла
Сделать конспект одного из предложенных произведений или подготовить реферат на одну из предложенных тем.
В случае подготовки конспекта оценивается наличие в конспекте основных положений и выводов произведения.
Максимальное количество баллов – 3.
В случае подготовки реферата оценивается: полнота изложения (40% оценки), логичность изложения (30% оценки), наличие примеров и современных статистических данных (30% оценки).
Максимальное количество баллов – 3.
| Сделать конспекты произведений:
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство. – М.: Экономика, 1989.
Беккер Г. С. Человеческое поведение: Экономический подход.
Рефераты:
Особенности семьи в России и потенциал домашней экономики.
Положение сельского домохозяйства в России.
«Домострой» - первый российский свод правил ведения домашнего хозяйства.
Трудовые отношения внутри семьи.
| Контрольное мероприятие по модулю
| Максимум – 24 балла
Оценивается письменная работа, состоящая из двух частей:
1. Тестовые вопросы: за каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 20.
Пример задания:
Выберите единственно правильный ответ
Слово «экономика» в переводе с греческого языка обозначает:
а) рациональное распределение благ;
б) искусство ведения домашнего хозяйства;
в) занятие сельским хозяйством;
г) нет правильного ответа.
2. Открытый вопрос (два вопроса).
Оценивается: знание понятий и определений, способность оперировать понятиями, устанавливать между ними взаимосвязи (30% оценки) и аргументированность, умение выявлять закономерности и тенденции развития процессов и явлений, приводить примеры (70% оценки).
Максимальное количество баллов за каждый вопрос – 2.
Пример задания:
Ответьте на вопрос:
«Какова роль семьи в формировании человеческого капитала?»
| Тема 1. Роль семьи и домашнего хозяйства в рыночной экономике
Тема 2. Формирование человеческого капитала как важнейшая функция семьи
| Промежуточный контроль (сумма баллов по текущему контролю и контрольному мероприятию)
|
Максимум 43 балла (19+24)
|
| Модуль 2. Бюджет семьи
| Текущий контроль по модулю
|
|
| 1. Аудиторная работа:
1.1. Выступление на семинаре
1.2. Письменная работа
| Максимум – 12 баллов
Максимум – 6 баллов
Оценивается ответ студента на один из вопросов семинарского занятия по теме:
2 балла – уверенный ответ, раскрыты все основные положения;
1 балл – неуверенный ответ, тема раскрыта не полностью.
Максимум – 6 баллов
Оценивается: знание понятий и определений, способность оперировать понятиями, устанавливать между ними взаимосвязи (30% оценки) и аргументированность, умение выявлять закономерности и тенденции развития процессов и явлений, приводить примеры (70% оценки).
Максимальное количество баллов за работу по каждой теме – 3.
Пример задания:
«Проанализируйте бюджет семьи (дается конкретный пример бюджета)».
|
Тема 1. Доходы семьи.
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие, виды и показатели доходов семьи.
2. Распределение и дифференциация доходов населения.
3. Ситуация доходов в России.
4. Система социальных трансфертов.
5. Государственное регулирование доходов.
Тема 2. Расходы семьи.
Рассматриваемые вопросы:
1. Расходы семьи: общая характеристика.
2. Факторы, влияющие на размер и структуру расходов семьи.
3. Состав и структура личных потребительских расходов.
4. Понятие и виды налогов.
5. Проблема распределения налогового бремени.
6. Система семейного налогообложения.
7. Понятие и роль сбережений в экономике.
8. Виды, формы, мотивы сбережений семьи.
9. Динамика расходов семьи в России за последние 10 лет.
10. Особенности сберегательного поведения российского населения.
Тема 3. Формирование бюджета семьи.
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие и виды бюджета семьи.
2. Принципы и способы построения бюджета домашних хозяйств.
3. Факторы, определяющие бюджет семьи.
4. Методы и практика обследования семейных бюджетов в России.
5. Проблемные вопросы формирования бюджета семьи в России.
Тема 1. Доходы семьи.
Тема 3. Формирование бюджета семьи.
| 2. Самостоятельная работа (обязательные формы)
| Максимум 3 балла
Выполнить письменную работу:
Задание:
Составьте план бюджета Вашей семьи различными способами (бухгалтерским счетом, уравнением, схемой).
Критерии оценки: за каждый верно представленный способ – 1 балл.
| Тема 3. Формирование бюджета семьи.
| 3. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)
|
| -
| Контрольное мероприятие по модулю
| Максимум – 26 баллов
Письменная работа состоит из 4 заданий:
1. Определить структуру доходов и расходов населения по данным представленных таблиц.
2. Проанализировать динамику структуры доходов населения.
3. Проанализировать динамику структуры расходов населения.
4. Проанализировать динамику структуры сбережений населения.
За правильно выполненное первое задание – 2 балла.
За правильное выполненное 2,3,4 задание по 8 баллов.
| Тема 1. Доходы семьи.
Тема 2. Расходы семьи.
Тема 3. Формирование бюджета семьи.
| Промежуточный контроль (сумма баллов по текущему контролю и контрольному мероприятию)
|
Максимум 41 балла (15+26)
|
| Модуль 3. Благосостояние семьи
| Текущий контроль по модулю
|
|
| 1. Аудиторная работа
| Максимум – 4 балла
Оценивается ответ студента на один из вопросов семинарского занятия по теме:
2 балла – уверенный ответ, раскрыты все основные положения;
1 балл – неуверенный ответ, тема раскрыта не полностью.
| Тема 1. Уровень и качество жизни населения.
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие и показатели уровня жизни населения.
2. Понятие и показатели качества жизни населения.
3. Индекс развития человеческого потенциала и место России в рейтинге стран по ИРЧП.
Тема 2. Бедность населения как социально-экономическое явление.
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие и порядок расчета прожиточного минимума.
2. Состав и структура потребительской корзины.
3. Прожиточный минимум в России и Самарской области.
4. Понятие, уровни и показатели бедности населения.
5. Анализ российской бедности.
6. Понятие и признаки среднего класса.
7. Проблема формирования среднего класса в России.
8. Пути повышения благосостояния российской семьи.
| 2. Самостоятельная работа (обязательные формы)
|
|
| 3. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)
| Максимум – 3 балла
Подготовить реферат на одну из предложенных тем.
Оценивается: полнота изложения (40% оценки), логичность изложения (30% оценки), наличие примеров и современных статистических данных (30% оценки).
| Темы рефератов:
1. Индекс развития человеческого потенциала и место России в рейтинге стран по ИРЧП.
2.Состав и структура потребительской корзины.
3.Прожиточный минимум в России и Самарской области.
4.Анализ российской бедности.
5.Проблема формирования среднего класса в России.
6.Пути повышения благосостояния российской семьи.
| Контрольное мероприятие по модулю
| Максимум – 9 баллов
Письменная работа состоит из двух частей:
1. Тестовые вопросы (10 вопросов) – за каждый правильный ответ – 0,5 баллов.
Пример задания:
Выберите единственно правильный ответ
Глубина бедности:
а) показывает разницу между самыми высокими и самыми низкими доходами в стране;
б) это величина средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума;
в) это отношение средних доходов к величине прожиточного минимума;
г) это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума.
2. Открытые вопросы (2 вопроса) – за каждый правильный ответ – 2 балла.
Пример задания:
Напишите развернутый ответ на вопрос
Что такое «средний класс» и каковы его признаки?
| Тема 1. Уровень и качество жизни населения.
Тема 2. Бедность населения как социально-экономическое явление.
| Промежуточный контроль (сумма баллов по текущему контролю и контрольному мероприятию)
|
Максимум 16 баллов (7+9)
|
| Итоговая аттестация
|
|
| Интерпретация итогового рейтинга:
0-55 баллов – не зачтено
56-70 баллов – зачтено с оценкой «удовлетворительно»
71-85 баллов – зачтено с оценкой «хорошо»
86-100 баллов – зачтено с оценкой «отлично»
Приложение 2
|