Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Квалификация (степень) выпускникаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Бакалавр
Форма обучения Очная
Самара 2012 г. 1. Цели и задачи дисциплины Дать студентам научное представление о месте и роли семьи в современной экономике. Задачами изучения дисциплины являются усвоение особенностей семьи как экономического субъекта, формирование умений анализировать социально-экономические показатели, связанные с деятельностью семьи в современной экономике.
2. Место дисциплины в структуре ООП Данная дисциплина включается в профессиональный цикл, дисциплины по выбору студента (Б.3.3). Читается в шестом семестре. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Введение в экономическую теорию» (ОК-1, ПК-1), «Микроэкономика» (ОК-1, ПК-1), «Макроэкономика» (ОК-1,6, ПК-1). Дисциплина опирается на результаты формирования в предыдущих курсах следующих компетенций: - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); - способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1). Для освоения дисциплины студент должен: знать: основные понятия, категории, законы экономической теории; основные школы и направления экономической науки; уметь: анализировать социально-экономические явления и процессы; владеть: навыками литературной и научной письменной и устной речи, аргументации, ведения дискуссии, работы с информацией в глобальных компьютерных сетях. В дальнейшем знания, полученные в ходе изучения дисциплины, могут быть использованы при изучении дисциплин «Институциональная экономика», «Налоги и налогообложение», «Неформальная экономика». Структура дисциплины:
3. Требования к результатам освоения модуля (дисциплины):
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) общекультурных (ОК): - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); б) профессиональных (ПК): - способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); - способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); - способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).
Образовательные результаты: ОК-4 Знает: основные понятия и категории экономики семьи, понятия и показатели уровня жизни населения, бедности, среднего класса, социально-уязвимых слоев населения, функции семьи в экономике. Умеет: анализировать во взаимосвязи основные явления и процессы, связанные с семьей как субъектом экономики на микро- и макроуровнях; выявлять проблемы социально-экономического характера при анализе конкретных ситуаций с учетом возможных социально-экономических последствий (проблемы формирования и воспроизводства человеческого капитала, повышения благосостояния семьи, планирования семейного бюджета, формирования среднего класса). Владеет: современными методиками расчета и анализа показателей бюджета семьи, уровня жизни населения. ПК-1 Знает: систему показателей, характеризующих функционирование семьи в качестве субъекта экономики. Умеет: осуществлять по полученному заданию сбор, обработку, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач. Владеет: методологией экономического исследования. ПК-2 Знает: основные экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность семьи как хозяйствующего субъекта.
Умеет: осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей. Владеет: современными методиками расчета и анализа показателей, характеризующих деятельность семьи как хозяйствующего субъекта (показатели распределения и дифференциации доходов населения; показатели семейного бюджета; показатели уровня и качества жизни населения). ПК-8 Знает: основные зарубежные и отечественные теоретические направления, изучающие проблемы экономики семьи и домашнего хозяйства; основные направления социальной политики, направленной на защиту и поддержку населения, различных государств. Умеет: использовать отечественные и зарубежные источники экономической и социальной информации (данные статистических сборников, исследований различных социологических фондов и пр.). Владеет: современными методами и приемами анализа и интерпретации данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявления тенденций изменения социально-экономических показателей (уровня и качества жизни населения, трансформации семьи и функций домашнего хозяйства). 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Всего 108 часов. Аудиторные занятия 54 часа, в том числе интерактивных занятий 12 часов[1]. Самостоятельная работа[2] 54 часа.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Модуль 1. Семья как субъект экономики. Тема №1. Роль семьи и домашнего хозяйства в рыночной экономике. Понятие семьи и домашнего хозяйства. Экономические ресурсы и потребности домохозяйства. Экономические функции и классификация домохозяйств. Роль семьи и домашнего хозяйства в развитии рыночных отношений. Двойственная роль семьи в обществе: как поставщика и как потребителя ресурсов. Теории домашнего хозяйства: классическая, неоклассическая, институциональная, новая экономика домашних хозяйств, кейнсианская, марксистская, организационно-производственное направление. Тема №2. Формирование человеческого капитала как важнейшая функция семьи. Человеческий капитал: понятие, структура, история изучения. Производство и воспроизводство человеческого капитала. Необходимость, условия и экономические последствия воспроизводства. Проблемы воспроизводства человеческого капитала в России. Роль семьи в производстве и воспроизводстве человеческого капитала.
Возможности государства в решении проблемы формирования человеческого капитала. Система социальной поддержки и защиты населения РФ. Модуль 2. Бюджет семьи. Тема №1. Доходы семьи. Понятие, виды, показатели доходов семьи. Структура доходов семьи в рыночной экономике, административно-командной, переходной. Распределение и дифференциация доходов в обществе. Показатели дифференциации доходов. Государственное регулирование доходов. Цели и методы государственного регулирования доходов. Система социальных трансфертов. Тема №2. Расходы семьи. Расходы семьи и их виды. Потребительские расходы. Расходы на предметы длительного и кратковременного пользования, товары текущего потребления и потребительские расходы на услуги. Структура расходов семьи в России. Налоги семьи. Личный подоходный налог. Налоговое законодательство. Индексация личного подоходного налога. Уклонение от уплаты налогов. Прочие налоги семьи: страховой взнос, страхование старости, поимущественный налог и т.д. Федеральные и местные (региональные) налоги. Два взгляда на проблему распределения налогового бремени в семьях: принцип полученных благ, концепция платежеспособности. Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги. Переложение налогового бремени. Сбережения семьи. Виды, мотивы сбережений. Особенности сберегательного поведения населения России. Тема №3. Формирование бюджета семьи. Понятие и показатели бюджета семьи. Бюджет прожиточного минимума, рациональный бюджет, бюджет высокого достатка. Динамика доходов и расходов семьи. Трудовые отношения внутри семьи. Влияние на бюджет правительственной и региональной экономической политики. Фискальный федерализм. Государственное бесплатное образование и медицинское обслуживание. Планирование бюджета семьи. Методы учета и анализа доходов и расходов семьи. Влияние уровня заработной платы, налоговой системы, системы ценообразования на бюджет семьи. Проблемные вопросы формирования бюджета семьи в российской экономике (проблемы инфляции и безработицы).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.102 (0.009 с.) |