Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе.

Поиск

Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.

Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных воздействий).

В зависимости от темперамента изменяется способ осуществления деятельности. Результаты исследований показывают, что тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности. От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона.

Темперамент также проявляется в особенностях протекания психических процессов. Он влияет на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания и т.д.

Характер

Понятие характера различается в различных теориях. Мерлин: характер - это индивидуальные различия личности, которые проявляются лишь в социально-типичных ситуациях. Петровский: совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Платонов: - совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках. Гиппенрейтер: совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Характер человеческой личности всегда многогранен. В нем могут быть выделены отдельные черты, или стороны, которые не существуют изолированно друг от друга. Структура характера определяется закономерной зависимостью между отдельными его чертами. Некоторые черты характера выступают как основные. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других - могут и не гармонировать с ними. Важнейшим моментом в формировании характера является то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера три направления:

1)конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента); 2) психоаналитическое (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер и т.д. Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека); 3) идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд: характер определяется социальным положением человека и т.д.).

В отечественной ψ исследование характера связано с именами Лазурского, Нечаева, Страхова, Ананьева, Левитова и т.д.). Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик.

Характер и темперамент. Как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей чела и, прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете, черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик чела, интегральную характеристику его индивидуальности. Особенности темперамента могут противодействовать или - способствовать развитию определенных сторон характера. Двигательная сфера темперамента описывается прилагательными «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качества характера – «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы темперамента применяют такие слова, как «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», для описания характера – «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый». Граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна.

В психологии различают четыре системы свойств характера: Свойства, выражающие отношение к другим людям;Свойства, выражающие отношение к делу; Свойства, выражающие отношение к вещам; Свойства, выражающие отношение к самому себе.

Помимо этих важнейших групп свойств характера существуют и многие другие, имеющие меньшее значение (степень его глубины, степень устойчивости или изменчивости, активность характера –сильный, слабый).

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека и, прежде всего от типа нервной системы. Типологии характеров строятся на существовании определенных типичных черт.

Акцентуация характера - понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы. Как он считает, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера (по К. Леонгарду): - демонстративный тип; характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. - застревающий тип; умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. - педантичный тип; редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. - возбудимый тип; низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются провоцирующей стороной. - гипертимный тип; чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. - дистимный тип; низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. - тревожный тип; низкая контактность, робость, неуверенность в себе. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. - экзальтированный тип; высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям. - эмотивный тип; Предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу. - циклотимный тип; свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми.

В психологии давно стоит проблема биологических основ характера. В одном варианте речь идет именно о биологических, или физиологических, основах характера; в другом - предполагаются генетические основы характера.

Одним из условий происхождения свойств характера являются наследственные свойства организма. Нельзя отрицать значение природных особенностей организма в процессе развития характера. Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека. Развитие характера происходит в процессе активной деятельности человека. Человек сам участвует в выработке своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек. Человек сам создает свой характер своими поступками на протяжении всей своей жизни.

Способности

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют.

Б.М. Теплов выделил три основных признака понятия «способность»: 1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. 2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. 3. Способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. От способностей зависит легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

(Мерлин) способности – это такие психологические свойства, которые являются необходимым условием возможности успеха. Он выделяет следующие критерии, по которым можно судить о выраженности способностей: • успешный результат деятельности; • творческий характер деятельности; • степень преодоления в деятельности неблагоприятных условий развития личности; • темп развития и обучения.

Из множества определений понятия способности авторы подчеркивают то, что способности обеспечивают успешность деятельности.

Классификация способностей: Существует очень много способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают:

1.Природные способности – способности, которые являются общими для человека и для животных, особенно высших (воспрятие, память, спосбность к элементарной коммуникации). Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта. 2.Биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей.

1) Общие и специальные высшие интеллектуальные способности. Общие – определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Специальные – определяют успех человека в специфических видах деятельности, для осуществления этих способностей необходимы задатки особого рода и их развитие. 2) Теоретические и практические. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Практические способности предопределяют склонность человека к конкретным практическим действиям. 3) Учебные и творческие. Учебные - определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений, навыков. Творческие - определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры.

Проблема развития способностей. Становление и развитие способностей связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу "запечатления". У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются. Неотъемлемый компонент способностей - повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время "естественно" организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей. Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различной природы. При высокой спонтанной активности ребенка это может быть нехватка соответствующих впечатлений - обедненная среда. Неправильное обращение с мотивацией, например излишнее принуждение, может погасить спонтанную активность ребенка и "засушить" способность.

Классификация уровней раз­вития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Для развития способностей изначально должно быть определенное ос­нование, которое составляют задатки. З адатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную осно­ву развития способностей. Врожденные задатки опре­деляют природную основу индивидуальных различий между людьми. Однако наличие определенных задатков у человека не озна­чает, что у него будут развиваться те или иные способности. Развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.

Одарен­ность -своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. Ода­ренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной дея­тельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере бу­дут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Талант - высокий уровень развития специальных способностей. Талант проявляется и развивается в деятельно­сти. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение таланта общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкрет­ных задач, которые стоят перед данным обществом. Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразви­тая, не может быть названа талантом.

О гениаль­ности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 че­ловек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, до­бившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявля­ются ярче.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.219 (0.011 с.)