Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Локальные поражения мозга (наруш-е эмоц-но – лич-й сферы).

Поиск

1.Гипофизальная, гипоталамич-я область. В грубых случаях – гипофизарная деменция (явление общего возбужд-я, эйфории, агрессии). Идет обеднение эмоций (мимика, жесты).

При опухолях гипофиза. Акро-мегалии – связ.с гиперпродукцией соматотропного гармона: астонизация (утомл-ть, повыш-е эмоц-й лабил-ти, ранимы), ажитированная депрессия (на ряду с тоской агрес-ть, злоба). Критичность м.б. сохранна. Адипозо-генитальная дистрофия – недостаток гармона гипофиза. Вялость, сонлив-ть,безразл-ть, тупая эйфория. М.набл-ся эпилептиформ-е припадки. Обедн.эмоц-й сферы. Опух.гипофиза м.выз-ть повыш. выработку гидрокартизола (больные обидчивы, слезливы, неустойч-е настроение). Расст-во влечений (аппетит, секс).

2. Височная область. Пораж-е правого виска аффект страха, тоски, ужаса на фоне вегетативных сдвигов. Приступы ярости. Деперсонализация, дереализ-я. Левый висок – связ.с постоян-ми эмоц-ми р-ми: тревож. фобич-е депрессии, ипохондр-ть, плаксивость. Медиальный висок (в обл.миндалин) – агресс-ть, негативизм.

3. Лоб. Регул-т эмоц-ю сферу. Осн.проявления: эйфория, благодушие, некритич-ть, эмоц.безразл-е, нет чувства ответст-ти. Личност-е измен-я – при массивных пораж-х лба. При пораж-и базальных структур – вспыл-ть, раздраж-ть, наруш-е соц-но детерминир-х эмоций (юмор, совесть, ответств-ть). Левостор-е пораж-я – затормож-ть, вялость, пассивн-ть, депрессия, подавл-ть. Правостор-е пораж-е – беспечность, импуль-ть, отрицание своих дефектов (анозегнозия).

В норме: лев.полуш-е связ.с положит-ми эмоциями; правое – с отриц-ми. При пораж-ии: левого пол-я –усиление положит-х эмоций, правого – отрицат-х.

Локализация патологического процесса в базальных отделах лобных долей приводит к целому ряду эмоционально-личностных расстройств. Рассматривая эмоциональные процессы, в данном контексте, можно выделить следующие составляющие, подлежащие анализу: общий эмоциональный фон настроения больного, ситуативно обусловленные эмоциональные реакции, отношение к своему заболеванию, устойчивость или лабильность аффективных процессов, разнообразии эмоциональных реакций.

Оценка своего заболевания и его переживание, когнитивная и эмоциональная составляющие внутренней картины болезни у больных с поражением базальных отделов лобных долей принимают диссоциированный характер, хотя при этом каждая из них не имеет адекватного уровня. Так, знание некоторых симптомов своего заболевания, возможность формального их перечисления больным с поражением правого полушария мозга сочетается с отсутствием целостного представления о своем заболевании и его переживания (анозогнозия). Излагая жалобы в ответ на вопросы, больной говорит как бы не о себе самом, игнорируя при этом значимые симптомы. Общий фон настроения характеризуется при этом благодушием, эйфорией, в ряде случаев - расторможенностью аффективной сферы. Стабильность благодушного фона настроения проявляется и в эмоциональных реакциях на неуспех при выполнении различных заданий. Поверхностное, формальное называние симптомов заболевания в сочетании с их игнорированием, отсутствие целостной внутренней картины болезни свидетельствуют о том, что заболевание не вошло в систему смыслообразующих параметров, не является составляющей самосознания. Поражение базальных отделов левой лобной доли характеризуется общим депрессивным фоном поведения, который однако не обусловлен истинным переживанием болезни, когнитивная составляющая внутренней картины которой у больного отсутствует. Отдельные эмоциональные реакции на неуспех могут иметь место в виде негативизма, агрессии, насильственного плача. Такие эмоциональные проявления носят лабильный характер.

В целом эмоциональный мир больных с лобно-базальной патологией характеризуется обедненностью аффективной сферы, монотонностью ее проявлений, недостаточной критичностью больных в ситуации нейропсихологического обследования, неадекватностью эмоционального реагирования.

Синдромы поражения медиальных отделов височной области изучены и описаны недостаточно полно. Эта зона мозга имеет отношение, с одной стороны, к таким базальным функциям в деятельности мозга и психического отражения как эмоционально-потребностная сфера и тем самым – к регуляции активности. Очаговые процессы в медиальных отделах височных долей могут проявляться аффективными расстройствами по типу экзальтации или депрессии, а также пароксизмами тоски, тревоги, страха в сочетании с осознаваемыми и переживаемыми вегетативными реакциями.

69.

69.Психологические основы реабилитации. Принципы, этапы, методы.

Термин «реабилитация» происходит от латинских слов «habilis» — способность, «rehabilis» — восстановление способности. В нашей стране принят термин «медико-социальная реабилитация», под которым понимается восстановление (реабилитация) физического, психологического и социального статуса людей, утративших эти способности в результате заболевания или травмы.

ВОЗ определяет реабилитацию как «комбинированное и координированное применение медицинских, психологических, социальных, педагогических и профессиональных мероприятий с целью подготовки и переподготовки (переквалификации) индивидуума на оптимум его трудоспособности

Цель психологической (психической) реабилитации — преодоление отрицательных реакций со стороны психики у больных и инвалидов, возникающих в связи с болезнью или инвалидностью. Конечной целью любых реабилитационных программ является восстановление личнос­тного и социального статуса больного (инвалида). Для достижения этой цели необходим комплексный интегральный подход к больному чело­веку (инвалиду) с учетом не только клинико-биологических законо­мерностей болезни, но и психосоциальных факторов, особенностей окружающей его среды.
Психологический аспект реабилитации имеет у многих больных и инвалидов не меньшее значение, чем физический. Так, например, по­чти в половине случаев психические изменения и психические факторы являются основной причиной, препятствующей возвращению челове­ка к труду после перенесенного инфаркта миокарда.
Это вызвано, прежде всего, тем, что течение инфаркта миокарда часто сопровождается психическими нарушениями. Депрессия, «уход в болезнь», страх перед физическим напряжением, уверенность в том, что возвращение на работу может причинить вред сердцу, — все эти психические изменения могут свести на нет усилия кардиолога и мето­диста по лечебной физкультуре, стать непреодолимым препятствием для восстановления трудоспособности и решения вопросов трудоуст­ройства.
Однако и при нормальном психическом состоянии особенности лич­ности больного (инвалида), ее установка, характер психологической реакции на болезнь (инвалидность) существенным образом влияют на отношение к врачебным рекомендациям и во многом определяют уро­вень социальной активности после болезни или инвалидности.
В свою очередь, психические нарушения оказывают неблагоприят­ное воздействие на течение основного заболевания, нарушают функ­ционирование различных органов.
Психологические мероприятия (психологическая реабилитация) не­разрывно связаны с медицинскими, так как содействуют еще в период лечения психологической подготовке больного (пострадавшего) к не­обходимой адаптации, реадаптации или переквалификации при непол­ном восстановлении его профессиональных навыков.
Психологическая реабилитация имеет большое значение при под­готовке больного к хирургическому вмешательству для вселения в пего веры в способность после операции продолжить трудовую деятельность и восстановить свою социальную полноценность.
Психопрофилактика и психотерапия облегчают реабилитацию на последующих этапах. Психологическая подготовка пострадавшего более эффективна, если ею занимается специалист — врач-психотерапевт,
Важнейшие задачи психической реабилитации — всемерное ускоре­ние нормального процесса психологической адаптации к изменившей­ся в результате болезни (инвалидности) жизненной ситуации, профи­лактика и лечение развивающихся болезненных психических наруше­ний.
Основные психологические факторы, определяющие психическое состояние больных (инвалидов):

  1. характер динамики основного болезненного процесса;
  2. длительность постельного режима и сроков пребывания в стаци­онаре;
  3. характер инвалидности;
  4. психогенное влияние медицинского персонала, семьи, других больных или инвалидов, друзей, родственников;
  5. начало возвращения к трудовой деятельности.

Учет этих факторов и устранение тех из них, которые оказывают отрицательное воздействие, могут оказаться действенным средством пси­хогигиены и психопрофилактики.
Основные методы психической реабилитации:

  1. различные психотерапевтические воздействия (аутотренинг, гип­ноз и др.);
  2. психогигиена;
  3. психопрофилактика;
  4. в некоторых случаях — лекарственные препараты психотропного действия;
  5. благожелательная обстановка в семье и коллективе;
  6. эстетотерапия;
  7. физические тренировки;
  8. лечение трудом (трудотерапия).

Трудовая деятельность имеет важное значение для сохранения и укрепления психики больного (инвалида). Большое значение в психической реабилитации имеет благожела­тельная обстановка в семье и коллективе, в том числе и юмор, живи­тельные свойства которого всегда высоко ценились.
Основными принципами медицинской и психологической реа­билитации являются поэтапность, преемственность всех проводи­мых мероприятий, обязательность их своевременного проведения, наличие в арсенале всех известных средств и методов реабилита­ции и индивидуальный подход при ее проведении.

К этапам медицинской и психологической реабилитации отно­сятся:

этап экстренной реабилитации — поддержание или восста­новление работоспособности спецконтингентов в зоне или очаге чрезвычайной ситуации;

стационарный (госпитальный) этап — восстановительная терапия в больнице, госпитале или другом стационарном лечебном учреждении;

санаторный этап — реадаптация в соответствующих сана­торно-курортных учреждениях с продолжением необходимых ме­роприятий, начатых на стационарном этапе реабилитации;

амбулаторно-поликлинический этап продолжение и (или) завершение всего комплекса реабилитационных мероприятий в поликлинике или диспансере по месту жительства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.007 с.)