Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура сознания по А.Н. Леонтьеву.

Поиск

Составляющие сознания: А) Чувственная ткань - чувственные составляющие конкретных образов реальности. Функция чувственной ткани - это материальная ткань сознания, то, что образует богатство, многокрасочность сознательного отражения мира. Развитие чувственного содержания сознания происходит в процессе развития человеческих форм деятельности. Б) Значение - обобщенный опыт человечества, знания, выраженный в языке; идеальная модель мира в общественном сознании. С помощью значения осуществляется опосредованное отражение человеком мира. Функции значения: а) связь индивидуального сознания с обществом (заимствования из общественного сознания); б) означение мира, представление объективного знания об объекте; в) носители личностного смысла. В) Личностный смысл - отношение, которое создается в жизни человека. Это значение значения. Функция личностного смысла - пристрастность сознания. Осознание - расширение круга деятельностей. Отсюда несовпадение личностного смысла и значения.

Бессознательно е - то, что находится за пределами сознания.

Лейбниц трактовал бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Кант связывал бессознательное с проблемой интуиции. Гартман возвел бессознательное в ранг универсального принципа, основы всего бытия. Гербарт ввел динамическую характеристику бессознательного. Несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, при чем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать. Фрейд пытался сделать бессознательное ключом к загадке психики, но само бессознательное загадка. Фрейд: психика состоит их 3 слоев: сознательного, бессознательного и предсозантельного. Фрейд выяснил, что бессознательное бывает 2 видов: латентное, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое осознанным стать не может. Латентное бессознательное получило название предсознательного, собственно бессознательным стали считать вытесненное бессознательное. В предсознании находятся те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют. Т.е. предсоз-нание можно сравнить с кладовой памяти. Сознание - связанная организация душевных процессов. Сознание контролирует побуждения к движению, т.е. к разрядке во внешний мир, является цензурой сновидений. Из сознания исходит вытеснение бессознательных побуждений. Само сознание признается в некотором смысле бессознательным, так сопротивление, оказываемое бессознательным представлениям, человеком не осознаются.

Юнг: выделял три компонента в структуре человеческой психики: - Эго - собственное сознание; - Оно - индивидуальное бессознательное; - Коллективное бессознательное.

В структуре бессознательного Юнг открыл функциональные единицы – «комплексы» как совокупность психических элементов (идей, мнений). Центральную часть комплекса составляют архетипы (с греч. - первообраз) - такие связи идей, образов, которые передаются из поколения в поколение, задавая предрасположенность к определенному поведению.

Характеристики бессознательного (по Асмолову А.Г.): - нечувствительность к противоречиям. На уровне бессознательного познание мира не связано с выделением строгих логических признаков. Преобладает эмоциональная логика. Главное - это переживание, и, как следствие, человек становится нечувствительным к противоречиям;- вневременный характер бессознательных явлений. В бессознательном нет прошлого, настоящего и будущего. Все времена перепутаны;- отсутствие в бессознательном противопоставления субъекта и объекта. На уровне бессознательного человек и мир не разделены, а слиты в едино целое. Сознание в этом случае выступает как разрушитель этой связи.

Соотношение сознания и бессознательного.

Структуры взаимосвязаны, находятся в определенных отношениях. Можно выделить три основные позиции:

- сознание доминирует над бессознательным, либо вообще отрицается бессознательное.

- бессознательное доминирует над сознанием.

- сознание и бессознательное находятся во взаимодополняющих отношениях.

С точки зрения современного понимания сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. Когда перед нами возникают обстоятельства, требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону сознания. После решения проблемы регулировка передается в область бессознательного, а сознание освобождается для решения других задач.

ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 
 

 

Автор Кайгородов Б.В
2009 г.
Попытка развести понятия деятельность и поведение. Психологический словаре под редакцией Зинченко, Мещереко (1993г.) Поведение - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей природой. Это определение поведения имеет всеобъемлющий характер, так как это «активность живых существ». Известно, что поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей. Источником поведения, как и любой активности, являются потребности живого существа. В работах А.Н.Леонтьева отмечается, что изменение поведения в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Поведение человека всегда общественно обусловлено. На уровне общественно – детерминированной деятельности человека термин «поведение» обозначает также действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. Б.С. Братусь поведение как перекресток мотивов, где человек стоит перед проблемой выбора между разнонаправленными, одинаково направленными, разными по силе мотивами. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям. Мы можем говорить о поведении толпы, группы людей, организационном поведении. В отечественной психологии поведение человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичной формой которой является труд, а атрибутом – общение. понятие поведение ставится в синонимичный ряд с деятельностью. Другими словами поведение есть деятельность. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм ценностных ориентации, ролевых предписаний. Согласно деятельностному подходу (А.Н.Леонтьев) деятельность определяется как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. В отечественной психологии определено, что вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно - исследовательской деятельности, заключающейся в обследовании окружающего и в формировании образа ситуации, на основе которой осуществляется ориентация и регуляция двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно - исследовательская деятельность становятся все сложнее и разнообразнее. Однако на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет в основном узкоприспособительный, инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений.   Отличительные характеристики понятий “поведение” и ”деятельность”.
Деятельность Поведение
1.Обобщенная и целостная система действий 1.Последовательно выполняемые действия, целостность
2. социально, и личностно ориентированная; 2)социально значимая, социально детерминированная;
3) предполагает диалогичность, взаимообмен с окружающей средой; 3) чаще это однонаправленный процесс, реакция на воздействия среды;
4) предметность; 4) объективность;
5)опосредована языком 5)опосредована языком и другими, знаково-смысловыми системами;
6) всегда целенаправленна; 6) не всегда целенаправленно, может быть спонтанным,
7) активный характер; 7) активный или пассивный
8) всегда предполагает достижение какого – либо результата, создание определенного продукта; 8) не всегда;
9) имеет возрастную соотнесенность и ограничения 9) чаще всего не имеет возрастных ограничений (отдельные поступки могут восприниматься с т. зр. задержки в развитии);
10) предсказуемость (возможность спрогнозировать вероятные результаты); 10) возможна непредсказуемость и протекания процесса, и результата;
11) более лабильна, мотивирована потребностями человека; 11) более устойчивое, рефлекторное образование;
12.)теоретический + практический аспекты; 12).практический аспект;
13)не выделено 13)влиять на поведение, изменять, модифицировать его можно лишь путем воздействия на сознание/подсознание; это длительный процесс: изменение внешней системы действий зависит от изменения внутренних установок, мотивации (в психотерапии существует понятие «модификация, моделирование поведения»).
14) объективность, стереотипность, программность. 14) субъективность, индивидуальность.
15) Структура: деятельность – действия -операции и приемы психофизиологические реакции. Структурированность (общая) предполагает вариативность составляющих разных этапов. 15) Структура: поведение - поступки. Нет единой структуры, системы для субъектов. Наполнение данной формальной схемы всевозможное.
Вывод: обобщенный процесс, общечеловеческий, надситуативный. Вывод: индивидуально окрашенная, субъективно исполняемая деятельность, чаще ситуативная.


Вывод: обобщенный процесс, общечеловеческий, надситуативный. Вывод: индивидуально окрашенная, субъективно исполняемая деятельность, чаще ситуативная.
Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудовой деятельностью генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учение и т. д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая общественно необходимая теоретическая деятельность. Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает следующие основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к деятельности (мотив характеристика деятельности и он всегда имеет предмет); цели — результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых она осуществляется и условия в которых протекает деятельность. Это потребностно-мотивационная сторона деятельности.

Что составляет операционно-техническую сторону деятельности. Действия являются единицей анализа деятельности.
Выделить выше рассмотренные стороны деятельности в поведении, в качестве его анализа, проблематично. Иногда в поведении очень сложно выделить целевую направленность и поведение может разворачиваться без первичного явного предмета. Оно может порождаться на основе проявившихся или актуализирующихся влечений, чувств, которые могут неосознаваться человеком. Поведение человека не всегда целеноправлено, оно может быть спонтанным и импульсивным. Деятельность всегда имеет цель.
В деятельности реализуется предметный характер активности человека, а в поведении - нормы взаимоотношений между людьми. Анализ литературных источников позволил нам выделить существенные отличительные признаки поведения и деятельности.

 

 

 

Интеллект

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».

2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С т.з. структурного подхода, интеллект — это совокупность тех или иных способностей.

«Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Классификации интеллекта (теории интеллекта): 2 большие группы:

1.Обыденные теории интеллекта – обыденное представление людей об интеллекте:

Р.Стенлей 60–70-ые гг. Работа с обычными людьми. В обыденном представлении умный человек состоит из 3-х компонентов: 1. Вербальный компонент (эрудиция, словарный запас, и т.д.). 2. Способность решать проблемы. 3. Практический интеллект (добиваются поставленной цели, программировать и планировать свою деятельность, и т.д.).

2.Психометрические теории интеллекта (Здесь интеллект измеряется и выступает как способность решать определенным образом сконструированные тестовые задачи): Ч.Спирмен. 1905–1907 гг. Исследовал разные профессиональные способности. Когда обрабатывал данные, обнаруживал, что результаты выполнения тестов на память, мышление (и т.д.) тесно связаны. Предположил:

1. Успех любой деятельности определяется какой-то общей основой (G–фактором). 2. Успех какой-либо специальной деятельности определяется набором определенных специфических факторов (S–фактор).

Р. Кеттелл. Выделил 2 вида интеллекта: 1. «Связанный»/«Кристаллизованный» интеллект – это совокупность интеллектуальных навыков, знаний, которые приобретены человеком в результате социального развития; он связан с культурой. 2. Текучий/Свободный – интеллект, независимый от культуры (как правило, именно этот интеллект определяет способность соотносить предметы в пространстве).

Триархическая теория Стернберга основывается на взгляде, согласно которому более ранние теории интеллекта являются не ошибочными, а лишь неполными. Эта теория состоит из трех субтеорий: компонентной субтеории, рассматривающей механизмы переработки информации; опытной (экспериенциальной) субтеории, принимающей во внимание индивидуальный опыт решения задач или нахождения в определенных ситуациях; контекстуальной субтеории, рассматривающей взаимоотношения между внешней средой и индивидуальным интеллектом.

Структура интеллекта. Спирмен: интеллект – некая целостность. Двухфакторная теория интеллекта. Существует некий общий фактор, или генеральный, который определяет уровень интеллекта – фактор G. Люди могут обнаруживать склонности к определенным видам деятельности – фактор S (показатель специфических способностей). Терстоун: интеллект не может быть единым, поскольку он проявляется в различных способностях. 7 показателей первичной умственной потенции: - счетная способность – фактор N; - вербальная или словесная гибкость – фактор F; - вербальное восприятие – фактор V; -пространственная ориентация – фактор S; - память – фактор M; -способность к рассуждениям – фактор R; - быстрота восприятия сходств и различий между предметами и деталями – фактор P. Многофакторная модель интеллекта. Они могут проявляться независимо др. от др.

Диагностика интеллекта. Впервые заговорил Гальтон. На начальном этапе интеллект тождественен психофизиологическим факторам, как врожденная функция.

1904 г. Запросы практики. Франция – комиссия – проблемы детей, отстающих в развитии – система специальных заданий (отбор детей). Бине и Симон – серия из 30 заданий для детей различных возрастных групп. Штерн предложил формулу IQ. Стали крайне популярны.

Появились так называемые интеллектуальные шкалы, включающие набор вербальных и невербальных субтестов (Векслера – включает 11 субтестов, Амтхауэра – 9). Индивидуальная оценка уровня общего интеллекта определялась как сумма баллов успешности выполнения всех субтестов.

Развитие интеллекта. Ж. Пиаже признавал доминантную роль генетического фактора в развитии интеллекта. Источник развития интеллекта в нем самом. Стадии:

- сенсомоторный интеллект (до 2 лет) На этой стадии ребенок овладевает сенсорными и моторными способностями (слушает, разглядывает, кричит, бросает, тянет и т.д.).

- стадия конкретных операций (с 2 до 11,12 лет). На этой стадии происходит постепенная интериоризация действий, превращение их в операции, позволяющие ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, считать, измерять.

- стадия формальных операций (12,13 – 14,15 лет). На этой стадии мыслительные операции уже совершаются без наглядной конкретной опоры, имеет место абстрактное мышление.

Развитие интеллекта завершается в 14-15 лет, он должен вызреть.

Отечественная психология. Ананьев: в период взрослости возрастает обучаемость, а 30-45 лет – это сензитивные периоды для творчества у химиков и математиков. Для философии и литературы кульминация интеллектуальных возможностей приходится на возраст после 50ти лет.

Возрастные особенности развития интеллекта:

Первые 20 лет жизни – наиболее интенсивно развивается интеллект (особенно 2–12 лет).

19–20 лет – интеллект достигает своего пика.

20–33-34 – стабилизация (+ применение).

С 33-34 – спад продуктивности интеллектуальных функций (¯ скорость обработки, ¯ долговременная память, но качество ­).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.01 с.)