Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура сознания по А.Н. Леонтьеву.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Составляющие сознания: А) Чувственная ткань - чувственные составляющие конкретных образов реальности. Функция чувственной ткани - это материальная ткань сознания, то, что образует богатство, многокрасочность сознательного отражения мира. Развитие чувственного содержания сознания происходит в процессе развития человеческих форм деятельности. Б) Значение - обобщенный опыт человечества, знания, выраженный в языке; идеальная модель мира в общественном сознании. С помощью значения осуществляется опосредованное отражение человеком мира. Функции значения: а) связь индивидуального сознания с обществом (заимствования из общественного сознания); б) означение мира, представление объективного знания об объекте; в) носители личностного смысла. В) Личностный смысл - отношение, которое создается в жизни человека. Это значение значения. Функция личностного смысла - пристрастность сознания. Осознание - расширение круга деятельностей. Отсюда несовпадение личностного смысла и значения. Бессознательно е - то, что находится за пределами сознания. Лейбниц трактовал бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Кант связывал бессознательное с проблемой интуиции. Гартман возвел бессознательное в ранг универсального принципа, основы всего бытия. Гербарт ввел динамическую характеристику бессознательного. Несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, при чем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать. Фрейд пытался сделать бессознательное ключом к загадке психики, но само бессознательное загадка. Фрейд: психика состоит их 3 слоев: сознательного, бессознательного и предсозантельного. Фрейд выяснил, что бессознательное бывает 2 видов: латентное, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое осознанным стать не может. Латентное бессознательное получило название предсознательного, собственно бессознательным стали считать вытесненное бессознательное. В предсознании находятся те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют. Т.е. предсоз-нание можно сравнить с кладовой памяти. Сознание - связанная организация душевных процессов. Сознание контролирует побуждения к движению, т.е. к разрядке во внешний мир, является цензурой сновидений. Из сознания исходит вытеснение бессознательных побуждений. Само сознание признается в некотором смысле бессознательным, так сопротивление, оказываемое бессознательным представлениям, человеком не осознаются. Юнг: выделял три компонента в структуре человеческой психики: - Эго - собственное сознание; - Оно - индивидуальное бессознательное; - Коллективное бессознательное. В структуре бессознательного Юнг открыл функциональные единицы – «комплексы» как совокупность психических элементов (идей, мнений). Центральную часть комплекса составляют архетипы (с греч. - первообраз) - такие связи идей, образов, которые передаются из поколения в поколение, задавая предрасположенность к определенному поведению. Характеристики бессознательного (по Асмолову А.Г.): - нечувствительность к противоречиям. На уровне бессознательного познание мира не связано с выделением строгих логических признаков. Преобладает эмоциональная логика. Главное - это переживание, и, как следствие, человек становится нечувствительным к противоречиям;- вневременный характер бессознательных явлений. В бессознательном нет прошлого, настоящего и будущего. Все времена перепутаны;- отсутствие в бессознательном противопоставления субъекта и объекта. На уровне бессознательного человек и мир не разделены, а слиты в едино целое. Сознание в этом случае выступает как разрушитель этой связи. Соотношение сознания и бессознательного. Структуры взаимосвязаны, находятся в определенных отношениях. Можно выделить три основные позиции: - сознание доминирует над бессознательным, либо вообще отрицается бессознательное. - бессознательное доминирует над сознанием. - сознание и бессознательное находятся во взаимодополняющих отношениях. С точки зрения современного понимания сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. Когда перед нами возникают обстоятельства, требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону сознания. После решения проблемы регулировка передается в область бессознательного, а сознание освобождается для решения других задач. ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Интеллект В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта: 1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации». 2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость». 3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С т.з. структурного подхода, интеллект — это совокупность тех или иных способностей. «Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Классификации интеллекта (теории интеллекта): 2 большие группы: 1.Обыденные теории интеллекта – обыденное представление людей об интеллекте: Р.Стенлей 60–70-ые гг. Работа с обычными людьми. В обыденном представлении умный человек состоит из 3-х компонентов: 1. Вербальный компонент (эрудиция, словарный запас, и т.д.). 2. Способность решать проблемы. 3. Практический интеллект (добиваются поставленной цели, программировать и планировать свою деятельность, и т.д.). 2.Психометрические теории интеллекта (Здесь интеллект измеряется и выступает как способность решать определенным образом сконструированные тестовые задачи): Ч.Спирмен. 1905–1907 гг. Исследовал разные профессиональные способности. Когда обрабатывал данные, обнаруживал, что результаты выполнения тестов на память, мышление (и т.д.) тесно связаны. Предположил: 1. Успех любой деятельности определяется какой-то общей основой (G–фактором). 2. Успех какой-либо специальной деятельности определяется набором определенных специфических факторов (S–фактор). Р. Кеттелл. Выделил 2 вида интеллекта: 1. «Связанный»/«Кристаллизованный» интеллект – это совокупность интеллектуальных навыков, знаний, которые приобретены человеком в результате социального развития; он связан с культурой. 2. Текучий/Свободный – интеллект, независимый от культуры (как правило, именно этот интеллект определяет способность соотносить предметы в пространстве). Триархическая теория Стернберга основывается на взгляде, согласно которому более ранние теории интеллекта являются не ошибочными, а лишь неполными. Эта теория состоит из трех субтеорий: компонентной субтеории, рассматривающей механизмы переработки информации; опытной (экспериенциальной) субтеории, принимающей во внимание индивидуальный опыт решения задач или нахождения в определенных ситуациях; контекстуальной субтеории, рассматривающей взаимоотношения между внешней средой и индивидуальным интеллектом. Структура интеллекта. Спирмен: интеллект – некая целостность. Двухфакторная теория интеллекта. Существует некий общий фактор, или генеральный, который определяет уровень интеллекта – фактор G. Люди могут обнаруживать склонности к определенным видам деятельности – фактор S (показатель специфических способностей). Терстоун: интеллект не может быть единым, поскольку он проявляется в различных способностях. 7 показателей первичной умственной потенции: - счетная способность – фактор N; - вербальная или словесная гибкость – фактор F; - вербальное восприятие – фактор V; -пространственная ориентация – фактор S; - память – фактор M; -способность к рассуждениям – фактор R; - быстрота восприятия сходств и различий между предметами и деталями – фактор P. Многофакторная модель интеллекта. Они могут проявляться независимо др. от др. Диагностика интеллекта. Впервые заговорил Гальтон. На начальном этапе интеллект тождественен психофизиологическим факторам, как врожденная функция. 1904 г. Запросы практики. Франция – комиссия – проблемы детей, отстающих в развитии – система специальных заданий (отбор детей). Бине и Симон – серия из 30 заданий для детей различных возрастных групп. Штерн предложил формулу IQ. Стали крайне популярны. Появились так называемые интеллектуальные шкалы, включающие набор вербальных и невербальных субтестов (Векслера – включает 11 субтестов, Амтхауэра – 9). Индивидуальная оценка уровня общего интеллекта определялась как сумма баллов успешности выполнения всех субтестов. Развитие интеллекта. Ж. Пиаже признавал доминантную роль генетического фактора в развитии интеллекта. Источник развития интеллекта в нем самом. Стадии: - сенсомоторный интеллект (до 2 лет) На этой стадии ребенок овладевает сенсорными и моторными способностями (слушает, разглядывает, кричит, бросает, тянет и т.д.). - стадия конкретных операций (с 2 до 11,12 лет). На этой стадии происходит постепенная интериоризация действий, превращение их в операции, позволяющие ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, считать, измерять. - стадия формальных операций (12,13 – 14,15 лет). На этой стадии мыслительные операции уже совершаются без наглядной конкретной опоры, имеет место абстрактное мышление. Развитие интеллекта завершается в 14-15 лет, он должен вызреть. Отечественная психология. Ананьев: в период взрослости возрастает обучаемость, а 30-45 лет – это сензитивные периоды для творчества у химиков и математиков. Для философии и литературы кульминация интеллектуальных возможностей приходится на возраст после 50ти лет. Возрастные особенности развития интеллекта: Первые 20 лет жизни – наиболее интенсивно развивается интеллект (особенно 2–12 лет). 19–20 лет – интеллект достигает своего пика. 20–33-34 – стабилизация (+ применение). С 33-34 – спад продуктивности интеллектуальных функций (¯ скорость обработки, ¯ долговременная память, но качество ).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.01 с.) |