Механизмы порождения и восприятия речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы порождения и восприятия речи.



Схема А.А. Леонтьева и Т.В. Ахутиной: 1.мотив или побуждение что-либо сказать; 2.речевая интенция = направленность (образ результата, но нет плана действий); 3.внутреннее программирование (основные компоненты высказывания: субъект, объект, предикат; линейная структура; связь с индивидуальными личностными смыслами); 4.лексическое развертывание и грамматическое конструирование высказывания (выбор слов из внутреннего лексикона, вербальная память человека) + ассоциативный поиск; 5.выстраивается иерархия единиц, синтетическая организация, схема; 6.моторная реализация, озвучивание (фонетическая программа); 7.произнесение.

Развитие речи подчинено определенным закономерностям. Существует специфический возрастной период ее развития – первые три года, по истечении которого процесс слухоречевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий. Развитие детской речи до трех лет традиционно делят на три основных этапа: 1) доречевой этап (1й год жизни). - стадия крика (от рождения до двух месяцев) – это инстинктивная реакция ребенка на любой испытываемый им дискомфорт; - стадия гуления (2-4 месяца) – это монотонная вокализация, напоминающая воркование голубя. На этой стадии ребенок произносит звуки, которые есть в самых разных языках; -стадия лепета (4-12 месяцев). Появление этой стадии определяется действием механизма имитации – основного речевого механизма доречевого этапа. Ребенок бессознательно подражает звукам слышимой речи. 2) Этап первичного освоения языка / дограмматический (2й год жизни). На этом этапе начинает проявляться ориентация на слово: появляются однослоговые ударные и однословные сигналы – «слова – тексты», обозначающие ситуацию. Дети в возрасте между 1,5-2 годами начинают использовать двусловные предложения, которые представляют собой два последовательно однословных предложения, не согласованных между собой. К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. 3) Этап усвоения грамматики (3 года). На этом этапе ребенок усваивает основы грамматического строя зыка: грамматические категории, правила словообразования.

Эгоцентрическая речь - Пиаже рассматривал эгоцентрическую речь как генетически первичную, из которой затем развивается речь социальная, обращенная к другому. Эгоцентрическая речь не выполняет комуникативных функций и выступает лишь сопровождением действий ребенка. Выготский придерживался иной позиции: эгоцентрическая речь развивается на пути от внешней речи к речи внутренней. По своей форме это речь внешняя (громкая), а по функции (по своей природе) она является внутренней речью.

 

Воля

– сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.(Селиванов В.И.).

Развитие воли: 1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; 2) приобретение человеком контроля над своим поведением; 3) выработка волевых качеств личности; 4) а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Структура волевого акта. Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации. Основные признаки волевого акта: 1) приложение усилий для выполнения волевого акта; 2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта; 3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; 4) нередко усилия воли направлены не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Волевой процесс, согласно С.Л. Рубинштейну, может реализовываться в более простых и в более сложных формах. В более простом волевом акте побуждение к действию почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: 1.осознание цели и стремление достичь ее; 2.осознание ряда возможностей достижения цели; 3.появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4.борьба мотивов и выбор; 5.принятие одной из возможностей в качестве решения; 6.осуществление принятого решения; 7.преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Воля и мотивация. Сеченов выделял моральный компонент воли; он подчеркивал, что просто так человек не станет проявлять силу воли, для этого нужна веская причина, мотив. Понимание мотивационного процесса как волевого можно найти у Рубинштейна. Рубинштейн полагал, что «зачатки воли заключены уже в потребностях как в исходных побуждениях человека к действию». Потребностное побуждение у человека дает только толчок к развертыванию первого компонента волевого акта, т. е. мотивации, но не приводит непосредственно к действию.

Методы исследования. Для диагностики волевых качеств необходимо использовать как субъективные критерии, получаемые при опросе, наблюдении за субъектами, применении метода самооценок, так и объективные критерии, вытекающие из лабораторного тестирования. Все методы изучения волевой активности можно разделить на экстенсивные и экспериментальные (естественные и лабораторные), применяемые для более глубокого и адекватного изучения волевого качества. Методики - Тест «Самооценка силы воли», Методика выявления уровня смелости Г. А. Калашникова, Методика «Готовность к риску».

Волевые качества - Целеустремленность – умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Различают целеустремленность стратегическую - умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами; и целеустремленность оперативную - умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения. Инициативность – способность работать творчески, предпринимая действия по собственному почину. Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Выдержка – умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Это способность постоянно контролировать свое поведение. Самообладание – способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Функции воли: 1) интеграция - внутренняя функция (мобилизует все потенциалы психики); 2) регулирование - внешняя функция (когда усилия носят коллективный характер).

Развите воли в онтогенезе. Детство - больше непроизвольной деятельности, волевое усилие не развито. Школа - умение блокировать мышечную деятельность на уроке. Пубертат - подражание, ставят цели, но волевых усилий не хватает. Юношество - самостоятельная постановка целей и осознание усилий, которые нужны для преодоления препятствий.

Методы исследования: 1. Уровень волевого усилия (частота пульса, время). Держать в вытянутой руке гантель (1 кг.): начинаю уставать, устал, очень устал, скоро не смогу. 2. Удержание ноги. 3. Устойчивость волевого усилия - устойчивость произвольного внимания. 10 опечаток в серии слов. Найти из за время, точность. Что преобладает, чтение текста, поиск опечаток? Испытуемый собрался сразу или при повторном чтении? 4. Дисциплинированность - волевая черта характера. Все задания просты, если внимательно слушать и выполнять. Может выполнять не очень сообразительный и не очень развитый умственно. Количественный показатель - число правильно выполнения задач. Качественный показатель - как работал: спокойно, уверенно или отвлекался, исправлял. 5. Время задержки дыхания, 1 из моделей изучения волевых реакций. 6. Опросник Стамбуловой - изучение воли у подростков (поведенческие проявления, метод наблюдения, беседа, самооценка).

Эмоции и чувства

До настоящего времени нет единой терминологии, четкого и единого понимания сущности эмоций и чувств, не существует общепринятой классификации чувств и эмоций и т. д.

Эмоции - особый класс психич процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психич деятельности и поведения, напрвленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции всегда предметны. Предмет эмоций может быть не только реальным, объективным, но и идеальным, воображаемым.

Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Имеют строго причинно-обусловленную природу, т.к. одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. Чувства непременно связаны с некоторым конкретным объектом.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме.

Чувства выполняют две функции: 1. Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. 2. Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее. Функции эмоций: 1. функцию побуждения: из оценки происходящего вытекает побуждение к действию 2. функция активации нервных центров и всего организма в целом. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур. 3. Синтезирующая функция эмоций позволяет соединить, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты.

К основным характеристикам эмоций относят: Знак эмоции (связан с событием субъекта; «+» эмоции - побуждение действий, контакт с позитивным событием; «-«эмоции - побуждение действий, направлен на устранение контакта с негативным событием). Качество эмоции (связано со специфическими качественными особенностями события; в зависимости от этой характеристики эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер). Динамика протекания (длительность, интенсивность, или сила, глубина). Внешнее выражение (в мимике, пантомимике, речи). Степень осознанности эмоций.

Общепринятой классификацией эмоций психология не располагает. Согласно различным т.з. эмоции могут разделяться на высшие и низшие, «+ и –«, вызывающие удовольствие или неудовольствие, активную деятельность или пассивное состояние. Различают также стенические и астенические эмоции, в зависимости от воздействия на общую жизнедеятельность индивидуума.

Аффекты - это эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля за действиями (утратой самообладания), а также изменением всей жизнедеятельности организма. Настроение - это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека. Страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Стресс - это состояние психического напряжения, возникающего в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (опасность, страх, унижение, насилие, необходимость быстро принять ответное решение и т.д.). Стресс близок к аффекту, но по длительности приближается к настроениям. Чувство – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций. Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их делят на три группы:

1) нравственные - те чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали

2) интеллектуальные - чувства, связанные с познавательной деятельностью человека.

3) эстетические - чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью, степенью напряжения и уровнем обобщенности.

Алекситимия - ограниченная способность индивида к восприятию, адекватной вербализации и передаче эмоций (отсутствия слов для выражения чувств). Для людей с алекситимией характерны конкретные стереотипные мысли.

Теория эмоций: 1.. Периферическая теория эмоций Джемса-Ланге: эмоции определяются органическими изменениями - изменениями периферических отделов нервной системы. Эмоция отождествляется с осознанием органических изменений (сердцебиение, дрожь, побледнение и др.). Альтернативную точку зрения предложил У.Кеннон. Он доказал, что не нет однозначной связи между эмоцией и ее телесным выражением: такие различные эмоции, как ярость, страх, испуг, гнев имеют одинаковое органическое выражение.Положения У.Кеннона были развиты П.Бардом, который показал, что переживание эмоции и периферические изменения возникают почти одновременно.

2. Активационная теория Линдсея-Хебба:. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы.

3. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера: согласно данной теории положительные эмоции возникают тогда, когда реальные результаты деятельности человека соответствуют намеченным, согласуются с ними, а отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется несоответствие, или, диссонанс..

4. Когнитивно - физиологическая концепция С.Шехтера: эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Качество эмоции зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит.

5. Информационная теория П.В.Симонова: эмоции человека и высших животных.определяются какой-либо актуальной потребностью и оценкой субъектом возможности ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, возникают положительные эмоции. Отрицательные эмоции порождаются невозможностью удовлетворения потребности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.68.109 (0.015 с.)