Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы психологической помощи

Поиск

Обычно, психологическая помощь включает в себя следующие этапы:

1. Знакомство и обсуждение проблем, явившихся причиной консультации.

2. Совместное изучение причин возникновения того или иного состояния.

3. Психологическое исследование личности клиента.

4. Коррекционные мероприятия:

    • проведение индивидуальной психотерапевтической работы до получения результата;
    • проведение и последующее освоение клиентом современных психологических техник;

5. Проведение мероприятий, предупреждающих возможные обострения либо ухудшения состояния клиента.

75.Групповая психотерапия

Психотерапевтический метод, специфика - целенаправленное использовании групповой динамики,т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта,в лечебных целях. Инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии. Отличие: Г.п. - акцентирует внимание на межличностном аспекте, а индивидуальная — на историческом.

Цели: определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия. Задачи: Познавательная сфера (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание). В целом задачи интеллектуального осознания сводятся к трем следующим аспектам: осознание связей «личность—ситуация—болезнь», осознание интерперсонального контекста собственной личности и осознание генетического (исторического) плана. 2. Эмоциональная сфера. В целом задачи в эмоциональной сфере охватывают следующие основные аспекты: получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе, непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций; переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе. 3. Поведенческая сфера. В общем виде задачи Г.п. в поведенческой сфере могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции.

Подробный анализ факторов терапевтического воздействия групповой психотерапии представлен в работах И.Д.Ялома (1970) и С.Кратохвила (1978). В качестве основных лечебных факторов, характерных для большинства групп, Ялом выделяет следующие.

1. Сплоченность. Это характеристика степени связанности, единства межличностных отношений в группе. Возрастание сплоченности способствует усилению взаимодействия между членами группы, интенсифицирует процессы социального влияния, повышает удовлетворенность каждого. Акцептация – “принятие”, взаимная эмоциональная поддержка между членами группы при решении психотерапевтических задач.
2. Внушение надежды. Появление надежды на успех лечения под влиянием улучшения состояния других пациентов и собственных достижений. Наиболее сильно этот фактор действует в открытых психотерапевтических группах.
3. Обобщение. Переживание и понимание пациентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания, симптомы. Такое внимание способствует преодолению эгоцентрической позиции и выявлению чувства общности и солидарности с другими, повышает самооценку.
4. Альтруизм. Возможность в процессе групповой психотерапии помогать друг другу. Поведение, направленное на оказание бескорыстной помощи другому члену группы, делает пациента более уверенным в себе. Он ощущает себя полезным и нужным.
5. Предоставление информации. Получение пациентом в ходе групповой психотерапии разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, конфликтах, нервно-психическом здоровье; выяснение причин возникновения нарушений; информация о сущности психотерапии и ходе психотерапевтического процесса; информационный обмен между участниками группы. Самоэксплорация – самораскрытие, предельная откровенность, обсуждение в группе своих скрытых мыслей, желаний и переживаний.
6. Множественный перенос. Любые трудности в области общения и социальной адаптации, будучи детерминированными событиями настоящего и прошлого, обязательно проявляются в групповом общении. Эмоциональная привязанность пациента к психотерапевту и к другим участникам группы рассматривается, исследуется и при необходимости подвергается оценке.
7. Межличностное обучение. Группа служит испытательным полигоном для исследования положительных и апробирования новых видов поведения. Члены группы убеждаются в том, что могут открыто просить о помощи и поддержке других и бескорыстно помогать сами.
Инсайт – осознание, понимание неосознаваемых ранее связей между особенностями своей личности и неадаптивными способами поведения в тех или иных жизненных ситуациях.
8. Развитие межличностных умений. В группе все участники совершенствуют свое умение общаться. Для развития межличностных умений используются различные методики, в том числе обратная связь и ролевая игра. Конфронтация – обратная связь, предоставление пациенту информации от других членов группы о том, как они воспринимают его слова и поступки, как они на них воздействуют. В ряде школ термин часто применяется для обозначения отрицательной обратной связи.
9. Имитирующее поведение. Пациент может обучиться более конструктивным способам поведения за счет подражания психотерапевту и другим (успешным) членам группы.
10. Катарсис. Катарсис - “отреагирование”, бурное проявление аффектов, происходящее в результате осознания пациентом своей проблемы и приносящее значительное психологическое облегчение.

С.Кратохвил в качестве основных терапевтических факторов групповой психотерапии приводит иной перечень:
участие в работе группы;

эмоциональная поддержка;
помощь другим;
самопроявление;
отреагирование;
обратная связь;
инсайт (понимание ранее не осознанных взаимосвязей);
коллективный эмоциональный опыт;
проверка и тренинг новых способов поведения;
получение новой информации и социальных навыков.

Ни один из перечисленных факторов в отдельности не имеет решающего значения. Терапевтическое воздействие оказывает групповой процесс, вся группа в целом.

Организация группы зависит от нескольких факторов: ее типа, возраста участников, опыта терапевта. Например, оптимальная величина детской группы – 3-4, подростковой – 6-8 участников. Психотерапевтическая группа чаще всего состоит из 5-10 участников. Обучающая и тренинговая группа, в которой сочетаются межличностная динамика и цели обучения, может быть больше – до 15 участников. Собрание терапевтической общины охватывает 15-40 участников, как правило, все отделения с персоналом. В такой группе важнее социальный контекст, чем межличностные отношения. Если группа уменьшается до 3-4 участников, она практически перестает быть психотерапевтической группой и в ней происходит индивидуальная психотерапия. Частота встреч группы может варьироваться от 1 до 5 в неделю. Оптимальная продолжительность встречи психотерапевтической группы – 1,5-2 часа.

76.Групповая динамика совокупность групповых действий и интеракций, возникающая в результате взаимоотношений и взаимодействия членов группы, их деятельности и влияния внешнего окружения, и представляет собой развитие, или движение, группы во времени. В общем виде групповую динамику определяют цели, задачи и нормы группы, ее структура, структура лидерства в ней, групповые роли, сплоченность группы, групповое напряжение, актуализация прежнего эмоционального опыта, формирование подгрупп, главные виды вербальной коммуникации в группе. Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенностей поведения и др., и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии. Групповая работа строится по трем основным линиям: 1. Групповая динамика; 2. Активизация коллективного мышления; 3. Работа по содержанию. Целью групповой динамики является создание условий для эмоциональной вовлеченности участников, оптимальная структуризация группы и ролевое распределение членов группы. Цель активизации коллективного мышления – достижение эффекта синергии в группе посредством “взаимоусиления участников работы”. Целью работы по содержанию – обеспечение практического продукта работы, т.е. нахождение решения проблемы. Для этих целей консультант использует теоретическое знание, передовой опыт в решении подобных проблем, собственный опыт.

Многие тренеры – психологи, работающие с группами в рамках самых различных течений и школ, выделяют четыре стадии развития группы: 1. Знакомство участников группы друг с другом и с тренером. Представляет собой выполнение участниками некоего ритуала приветствия. Значимой особенностью этого этапа является то, что участники предстают друг перед другом и перед тренером нераскрытыми, не стараются донести до других свои глубинные чувства и мысли, но выполняют лишь то, что общепринято. В теоретическом плане факт выполнения участниками ритуала знакомства следует рассматривать как признание участниками группы наличие общих интересов, демонстрирование готовности принимать участие в работе группы. Объединение в группу происходит в том случае, если участники считают, что их цели могут быть осуществлены скорее в группе, чем иным образом. 2. Стадия агрессии. (фрустрационная). Если стадия знакомства прошла без эксцессов, то группа в своем эволюционировании переходит ко второй стадии: агрессии. На этой стадии группа готовится к решению задач, формируя свою собственную структуру, создавая правила своей деятельности. Группа формирует свою структуру, приписывая каждому своему члену одну из ролей: лидера; участника, поддерживающего лидера; эксперта; оппозиционера и отверженного (Шиндлер). Гибкость ролевой тактики требует от участников принятия ролей, отличных от тех, которые они имеют вне группы. Каждый из участников тренинга занял свою нишу в новом коллективе. Участники раскрепощаются, они уже не ощущают необходимости работать на свой статус. 3.Стадия устойчивой работоспособности. Фаза работоспособности характеризуется выстраиванием эмоциональной структуры и переходом от конфронтации к сплоченности и продуктивной совместной деятельности. Критицизм, скепсис уступают место любопытству, заинтересованности и пониманию. Рефлексия расширяется и становится благожелательной. 4. Стадия распада группы (умирание). Заключительный этап жизни группы. Можно также назвать эту фазу “обмена чувствами”, фазой “интеграции”. На этой стадии происходит закрепление достигнутых положительных изменений через их “проговаривание” и соотнесение с реальными жизненными ситуациями в прошлом и будущем. На этой фазе уже нет исполнителей разных ролей, все занимают равные позиции, у всех равных статус.

Роль ведущего может меняться на разных этапах существования группы в зависимости от решаемых задач: комментатор (время от времени обобщает и комментирует все, что происходит в группе. Служит своеобразным зеркалом, отражающим происходящие процессы); эксперт (о своих чувствах не говорит, но время от времени стимулирует групповой процесс, предлагая что-либо сделать. Координирует обсуждение, вовлекает в него пассивных участников, объясняет все, чего участники не знают, и обучает тому, что они не умеют); лидер (открыто проявляет свою власть, оказывает постоянное воздействие на членов группы); аналитик (ведет себя пассивно, не проявляет себя, не выражает никаких чувств и оценок с целью формирования реакций переноса и выражения агрессивных чувств. По мере формирования и проявления необходимых реакций начинает интерпретировать поведение участников); аутентичная личность (ведет себя как один из членов группы, выражает свои подлинные чувства).

77.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ГРУППА

Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения людей, обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия (Barrett-Lennard, 1975).

Среди психокоррекционных групп могут быть выделены группы организационного развития, или решения проблем; группы подготовки руководителей и обучения межличностным умениям; группы личностного роста; терапевтические группы (Cohen & Smith, 1976). На практике цели и задачи этих четырех типов групп перекрещиваются: например, многие учебные группы по своему действию являются также терапевтическими. Диапазон групп каждого типа широк: от ориентированных на информацию или на задачу до ориентированных на личность или понимание; от центрированных на руководителе до центрированных на участнике; от рациональных до аффективно спонтанных; от жестко структурированных до неструктурированных; от кратковременных до существующих длительное время; от объединяющих здоровых людей до состоящих из больных, проявляющих неадекватные эмоциональные реакции.

Двумя наиболее существенными параметрами всех групп являются степень осуществления руководителем ведущей РОЛИ в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению. Заметим, что есть значительные различия в применении разными руководителями основных понятий и методов подхода. В частности, Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию - в зависимости от конкретной задачи или темы. Группы встреч могут быть центрированными на руководителе или участнике, что зависит от руководителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1083; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.38 (0.007 с.)