Супервизия в клинической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Супервизия в клинической психологии



Супервизия- система профессиональной поддержки, включающая в себя наблюдение за качеством профессиональной работы консультанта и мероприятия, направленные на повышение качества консультирования.

Цель: поддержание консультанта в рабочей форме

Супервизор- помощник конс-та, который отвечает за качество его работы. Чаще консультант с большим опытом.

Целями супервизии являются: а) оказание помощи терапевту в его лучшем понимании клиента на процессуальном и содержательном уровнях; б) помочь терапевту повысить степень осознавания своих реакций и ответов (актуальных и контрансферентных) на действия клиента; в) яснее понимать динамику терапевтического взаимодействия как в клинической, так и теоретической перспективе; г) прояснить способы и последовательность терапевтических интервенций; д) сравнить (а если необходимо и дать соответствующую информацию) различные терапевтические теории; ж) помочь исследовать новые способы работы (другие психотерапевтические модели) с использованием реальных клинических ситуаций; е) оказать поддержку

Задачами супервизии являются:

создание условий для формирования профессионального сознания и мышления;

развития умения вступать в разные типы профессиональной коммуникации с клиентами, заказчиками, коллегами и профессиональным сообществом; применения студентами полученных знаний, умений и навыков при решении теоретических и практических задач, формирование и совершенствование необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности компетенций, развитие важных профессиональных личностных качеств (способности к самоанализу, рефлексии, инициативности, толерантности, морально-этических качеств и др.). В соответствии с этим развитие профессиональных навыков в ходе супервизии определяется использованием теоретического материала при овладении методами профессии, способностью вырабатывать, накапливать и осмыслять личный профессиональный опыт. В ходе прохождения супервизии должны быть сформированы следующиекомпетенции:

· Определение и постановка профессиональных задач в соответствии с видамипрофессиональной деятельности;

· комплексный психологический анализ проблемной ситуации, представленной взадаче;

· умение определять цели, разрабатывать, квалифицированно осуществлять программы психологической диагностики, экспертизы, психологического вмешательства и психологической помощи, оценивать их эффективность;

· разработка научно-обоснованных психологических рекомендаций прикладного характера;

· выбор оптимальных решений практических задач психологической диагностики, экспертизы, психологического вмешательства и психологической помощи с учетом их обоснованности, информационной, социальной и экономической безопасности;

· способность и готовность к эффективному взаимодействию со специалистами, организациями и службами, вовлеченными в процесс решения практических задач, в целях совместного их выполнения в соответствии с видами профессиональной деятельности;

· способность к выявлению возникающих при решении практических задач этических проблем, их разрешения в соответствии с Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Декларацией прав и свобод человека, принятыми профессиональным сообществом психологов этическими принципами.

 

87.

Психогигиена — наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека (Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1984). Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека — гигиены. Специфической особенностью психогигиены является и тесная связь ее с клинической (медицинской) психологией, которая В.Н. Мясищевым (1969) рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной известным отечественным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию.

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве, в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу. На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:

1. создания для государственных и общественных учреждений

научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентиру

ющих условия обеспечения различных видов социального функцио

нирования человека;

2. передачи психогигиенических знаний и обучения психогигие

ническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и

др. групп населения, которые могут существенно влиять на психоги

гиеническую ситуацию в целом;

3. санитарно-просветительной психогигиенической работы сре

ди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигие

нических знаний различных общественных организаций.

Существует разнообразная систематика разделов психогигиены. В психогигиене обычно выделяют личную (индивидуальную) и общественную (социальную) психогигиену. В системе психогигиенических знаний чаще выделяют отдельно психогигиену детства, юношества, зрелого возраста, психогигиену пожилых людей. Кроме того, выделяют психогигиену умственного и физического труда, психогигиену быта и семейных отношений. Существует также много и специфических разделов психогигиены труда—психогигиена инженерная, спортивная, военная и т.д.

Психопрофилактика—это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, которые обеспечивают психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждение возникновения и распространения нервно-психических заболеваний. Выполнение психопрофилактических мероприятий требует наличия у врача любого профиля, кроме общей профессиональной подготовки, специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека: психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную.

Первичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.), так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).

Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса. Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение.

Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания.

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Так же можно сказать, что Здоровый образ жизни-это правильный распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.5 (0.363 с.)