Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы формирования мотивационной сферы в онтогенезе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Божович считает, что в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности следует рассматривать кризисы развития, анализ которых позволяет вскрыть психологическую сущность процесса формирования личности. В детской психологии наиболее часто упоминается о трех критических периодах: 3, 7 и 12-16 лет. Выготский анализировал еще кризис одного года, а подростковый делил на две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет). -Новорожденный представляет собой существо, действующее под влиянием непосредственно идущих от организма присущих ему биологических потребностей. Затем поведение и деятельность ребенка начинают определяться восприятием тех предметов внешнего мира, в которых нашли свое воплощение, его биологические потребности. - На втором году - формируется первое личностное новообразование - мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями. -На третьем этапе (кризис 3 лет) – выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»). -На четвертом этапе (кризис 7 лет) - возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я». У ребенка формируется «внутренняя позиция», порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность. -На последнем этапе у подростка возникает самосознание, т. е., способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Этот уровень вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию. В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Существует много теорий мотивации. Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Поведение человека происходит согласно закону сохранения энергии. Цель любой формы поведения состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным скоплением энергии. Гуманистическая теория мотивации подчеркивает стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению. Мотивация строится на иерархии потребностей. Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу)- физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.); потребность в безопасности (стабильность, порядок); потребности в любви и принадлежности (семья, дружба); потребность в уважении (самоуважение, признание); потребность в самоактуализации (развитие способностей). Когнитивная мотивационная концепция. Здесь центральным психическим процессом, объясняющим поведение, является принятие решения. Основным постулатом его теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласованности, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его. Согласно концепции А.Н.Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности. Возникновение целей – есть основной феномен мотивации. Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. Мотивы, однако, не отделены от сознания. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов. Основные закономерности развития мотивационной сферы Становление мотивации происходит в течение всей жизни человека и главным образом в детстве, в процессе развития ребенка. В отеч. психологии формирование мотивационной сферы чела в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования интересов чела как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности. Первые проявления интереса наблюдаются у детей уже на первом году жизни, как только ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. На этом этапе ребенка интересуют яркие, красочные предметы, незнакомые вещи, издаваемые предметами звуки. Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста возникновение интереса к игре, явл ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте, в ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества его личности. Конец дошкольного периода и начало школьного возраста появление интереса к учению, к школе, его интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности. В младшем школьном возрасте значителен интерес к «бытовой» литературе, к рассказам из жизни детей. В подростковом возрасте ребенок начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое положение он займет в обществе. Юношеский возраст это дальнейшее развитие интересов, прежде всего познавательных. С возрастом формирование интересов не прекращается. Также у человека наблюдается появление новых интересов. Однако этот процесс в значительной степени носит осознанный или даже плановый характер, поскольку эти интересы в значительной мере связаны с совершенствованием профнавыков, развитием семейных отношений, а также с теми увлечениями, которые не были реализованы в юношеском возрасте. Многообразие мотивационных проявлений определила и многообразие различных методик, используемых для диагностики. Среди них можно выделить несколько классов: - прямые методы (анкеты); - личностные опросники («Список личностных предпочтений» А. Эдвардса, «Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению» и «Опросник для измерения мотивации достижения» А. Мехарбиана, - проективные методы (ТАТ, рис-ный тест фрустрации Розенцвейга, ТЮФ).
21. Ощущение – это познавательный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предмета или явлений внешнего мира, а также внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие органы чувств. Ощ влияют на психическое развитие. Они формируют жизненный опыт, который помогает организму приспосабливаться к окружающей среде. Физиологические основы. Ощ является простейшим психическим процессом. Основой явл анализаторы (активный орган, находится под воздействием раздражителя.). Каждый анализатор состоит из 3-х частей: 1. Периферический отдел рецептора (воспринимающая часть анализатора, функция – трансформация внешней энергии в нервный импульс)- 2. Проводящие нервные пути - 3. Корковый отдел анализаторов (переработка нервных импульсов из периферического отдела). Корковая часть анализатора включает проекцию органа чувств в коре ГМ. Функции Ощ: 1.Отраж.действ-ти внеш.мира, и внут-го состояния;2.Обеспеч-е регуляции активности Классификация ощущений: 1. По модальности (Аристотель): зрит-е (80% инф), слух-е (15%), вкус-е, осяз-е, обон-е (5%) 2. Систематическая (Шеррингтона): 1) экстероцептивные: зрит-е, слух-е, обон-е, осяз-е, вкус-е – создают основу для нашего сознательного поведения, доводят информацию из внешнего мира, связывают человека с внешней средой. 2) интероцептивные (рецепторы внутренних органов) –объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды орга-низма, связаны с эмоциональными реакциями; 3)проприоцептивные (кинестезические) – рецепторы двигательных систем – передают информацию о положении тела в пространстве, обеспечивают регуляцию движений, включают ощущения равновесия, двигательное ощущение. 3. По расположению раздражителей: 1) дистантные (обоняние, зрение, слух); 2) контактные (осязание, вкус) 4. Общие свойства и закономерности ощущений. Общие свойства: 1.Количественная характеристика (сильные и слабые ощущения). 2.Качественная характеристика (высота звука, оттенки цвета и т.п.). 3.Временная характеристика (продолжительность воздействия). 4.Пространственная характеристика (соотнесение ощущения с источником воздействия). 5.Эмоциональная характеристика (приятно/неприятно). 6.Модальность – это cв-во Ощ, ктр. отражает природу вызывающих эти Ощ. Закономерности: Пороги ощущения и чувствительность. Пороги Ощ. Чувствительность(сп-ть живого организма восп-мать раздражитель, отвечая определенным образом). Существует минимальная величина раздражителя, которая впервые вызывает ощущение – нижний абсолютный порог. Нижнему абсолютному порогу соответствует абсолютная чувствительность (способность реагировать на минимальное воздействие). Чем меньше порог, тем больше чувствительность – и наоборот. Верхний абсолютный порог – максимальная величина раздражителя, которую уже невозможно ощущать или которая вызывает болевые ощущения. Относительный порог Ощ. – это мин-ная разница в интенс-ти раздражителя, кот.ощущ-ся чел. 1.Адаптация – изменение чувствительности под влиянием обстановки. Адаптация зависит от анализатора. Есть ситуации, в которых адаптация затруднена.2.Контраст – повышение чувствительности под влиянием противоположного раздражителя (в пределах данного анализатора). 3. Взаимодействие ощущений. Осуществляется как на уровне подкорковых образований, так и на уровне коры. 1) синестезия – ощущения одной модальности переходят в ощущения другой. 2) Взаимодействие = сенсибилизация (повышение чувствительности под влиянием тренировки, изменчивости организма и т.д., в данном случае – повышение чувствительности под влиянием другого анализатора). 3) понижение чувствительности под влиянием другого анализатора = интерференция. 4. Специфическая организация работы органов чув-в –↑чув-ти под влиянием деят-ти или в силу нарушения работы анализаторов. Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Свойства: • Предметность - способность воспринимать мир в форме предметов, явлений окружающего мира. • Целостность - образ воспринимаемых предметов мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе некоторого набора элементов. • Константность человек воспринимает окружающие его предметы как относительно постоянные и неизменные по форме, цвету, величине независимо от меняющихся условий восприятия. • Осмысленность каждый воспринимаемый предмет мы относим к группе или классу предметов и обозначаем словом-понятием. • Апперцепция влияние на формирование образа прошлого опыта человека. Виды:1)В соответствии с преобладающим анализатором: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. 2)в основе формы существования материи. В соответствии этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Ощущение и восприятие взаимосвязаны, но существуют и различия: •Ощущение отражает отдельные свойства предметов. Восприятие в целом. •Ощущения даны всем живым существам. Восприятие имеет место только на стадии перцептивной психики и свойственно живым организмам, которые способны к построению целостного перцептивного образа. •В основе ощущений - действие одного анализатора. Восприятие опирается на совместную работу и взаимодействие нескольких анализаторов. •Итогом ощущений - чувство. Итог восприятия - образ предмета, явления. •В отличие от ощущений, восприятие - это означенный и осмысленный процесс, т.к. связан с мышлением и речью. Индивидуальные различия в восприятии: Восприятие зависит от особенностей личности. Наши знания, интересы, привычные установки влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку люди различаются по своим интересам, установкам и ряду других характеристик, следовательно, существуют индивидуальные различия в восприятии. Можно выделить определенные типы различий, характерные для группы людей: Целостный, у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание. Детализирующий склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Описательный тип, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Объяснительный тип, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица с субъективным типом восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению (говорят что чувствовали, думали) Выделяют непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. При непреднамеренном восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет, явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность (наблюдение). Нарушение восприятия: 1. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям эти изменения называются гипертезией. 2. Гипостезия выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением. 3. Галлюцинациями называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным внутренними образами. 4. Иллюзии – ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно. Аффективные (аффект - кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу. Перейдолические обычно вызываемы снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. 5. Деперсонализация – искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого выделяют 2 вида деперсонализации: 1. Парциальная (нарушение восприятия отдельных частей тела), 2. Тотальная (нарушение восприятия всего тела). 6. Дереализация – искаженное восприятие окружающего мира (симптом «уже виденного»). 7. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание. Выделяют: Зрительные – расстройство узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Бывают: предметная агнозия, агнозия на цвета и шрифты, оптико-пространственная (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше-ближе, больше-меньше, выше-ниже). Слуховые – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха. Тактильные – расстройство неузнавания предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности. Представление Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Функции: функция отражения состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшие на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете. Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Функции интеграции. Вторичные образы могут возникать как непроизвольно, так и произвольно (по воле субъекта, в соответствии с его сознательным намерением). Первичные характеристики представлений: Панорамность -возможность "видеть" то, что находится за пределами поля зрения, объединять в целостном представлении о сложном объекте результаты нескольких последовательных образов его восприятия. Фононезависимость - это возможность взаимообособления фигуры и фона. На уровне восприятия фигура и фон жестко соотнесены друг с другом. В представлении эта связь может быть разорвана: субъект способен по своей воле изменять фон, на котором размещена фигура, и даже представлять так называемое пустое пространство (фон без фигуры). Выпадение абсолютных величин -в образе представления не сохраняются пространственная величина объекта-стимула, а также число однородных элементов. Схематизация образа - это возможность на уровне представления преобразовывать сложные пространственные детали, воспринятые субъектом, в лаконичную топологическую схему. Вторичные характеристики представлений: Неустойчивость - это колеблемость, текучесть компонентов образа, «мерцание» формы ранее воспринятого объекта. Фрагментарность - во вторичном образе отдельные части или стороны объекта могут выпасть, оказаться не представленными. Обобщенность - возможность существования вторичного образа не только отдельного объекта, но и целого класса объектов («собака вообще», «дерево вообще»). Наглядность – это чувственно–наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, - они, как правило, значительно бледнее, т. к. представление – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Классификация основных видов представлений: По анализаторам: Зрительные бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Для слуховых важное значение имеют речевые и музыкальные представления. Речевые представления подразделяются на фонетические (имеют место тогда, когда представляют на слух какое-нибудь слово, не представляя никакого определенного голоса) и темброво-интонационные (имеют место тогда, когда представляют себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека). Суть музыкальных заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, т.к. мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. Двигательные: когда чел представляет себе движение какой-нибудь части тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают челу соответствующие двигательные ощущения. Двигательные представления делятся на представления о движении всего тела или его отдельных частей и речевые двигательные представления. Первые являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами. Вторые являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов, следовательно, двигательные представления бывают зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо-двигательными (речевые представления). Пространственные – представление формы и размещения объектов. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными, причем иногда на первый план выступает зрительный компонент, а иногда – двигательный. По степени обобщенности: Единичные – основаны на наблюдении одного предмета. Общие – обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов. По волевому усилию: Произвольные – возникают у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели. Непроизвольные – возникают спонтанно, без активации воли и памяти чела. Индивидуальные особенности представления и его развитие. Уже на первом году жизни представления начинают играть значимую роль в психической жизни ребенка. Первые воспоминания о событиях жизни относят к возрасту полутора лет. Поэтому можно говорить о появлении «свободных представлений» у детей именно в это время, а к концу второго года жизни зрительные представления уже играют важную роль в жизни ребенка.Также на втором году жизни высокого развития достигают речевые представления, т. к. без этого невозможен процесс овладения речью. Также ребенок начинает запоминать мелодии и самостоятельно их петь, что говорит о развитии первых музыкальных слуховых представлений. Однако первые представления у детей достаточно бледны по сравнению с взрослыми (их представления более яркие). Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что человеческие представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач. Важнейшим этапом в развитии представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. Также следует отметить, что развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения. Выделяют два пути увеличения обобщающего значения: 1) схематизация (в результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме); 2) типические образы (представления, не теряя своей индивидуальности, становятся более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений).
Мышление – деятельность, в результате которой рождаются новые решения, идеи или знания, не содержащиеся в памяти в готовом виде и недоступном непосредственно органам чувств. Задача - выявить существенные, необходимые связи основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации. Мышление в психологии - опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Психологи изучают процессуальную сторону мышления: мотивы, цели, этапы, виды, уровни сознательности и подсознательности, индивидуальные особенности мышления. Фазы мыслительного процесса. По С.Л.Рубинштейну: Начальная фаза - осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы. Решение задачи совершатся в зависимости от характера самой задачи. Требует по болшей части привлечения в качестве теоретических посылок знаний. Решение особенно сложных задач совершается на основе гипотез. Завершающая фаза – окончательное суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Практика. Она подвергает ответ решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи – развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы. Эмпирические характеристики мышления. Первичные характеристики: •пространственно-временная структура •модальность •интенсивность. Вторичные характеристики: •структурность •обобщенность •опосредованность. Соотношение мышления и интеллекта. Интеллект шире, чем мышление. В интеллект входит мышление, память, воображение, творчество, и др. познавательные процессы. Нельзя говорить о тождестве мышления и интеллекта. Мышление – психический процесс. Интеллект – способность, психологческое свойство, устойчивое свойство. Признаки мышления: 1. мышление – как процесс, который разворачивается, во времени и имеет свою динамику. 2. мышление – как деятельность субъекта, взаимодействие с объективным миром. 3 мышление – как процесс обобщенного отражения действительности, т.е. отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях. 4. мышление – процесс опосредованного отражения действительности. Особенности мышления. 1. Мышление связано с другими психическими процессами – восприятием, представлением, воображением, памятью, вниманием. Несмотря на связь с ними, мышление распространяется дальше в силу обобщенного характера отражения действительности. 2. Связь мышления и речи. Т.к. речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее формируем. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Существует невербальные (наглядно-образные) компоненты мышления. 3. Мышление отрывается от субъекта. Это некоторое проявление активности субъекта. Оно направлено не только на отражение внешнего мира, но и является выражением активности субъекта. Мышление связано со всей деятельностью субъекта. 4. Леонтьев считает, что мыслительная деятельность имеет ту же структуру, что и деятельность внешняя. Отличие состоит в предмете деятельности. 5. Мышление человека имеет социальную природу. Человек становится субъектом мышления, овладевая понятиями (продукт общественно-исторической практики). Воображение, представление Воображение - это форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Отличительная черта – В протекает в наглядном плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в действительности. В качестве материала воображения обычно выступают образы предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи. Основным действием в процессе воображения является представление. Функции: 1. представляет действительность в образах и дает возможность пользоваться ими, решая задачи; эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена; 2. регулирует эмоциональные состояния: при помощи воображения человек способен отчасти удовлетворять потребности, снимать порождаемую ими напряженность; 3. участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека - посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями; 4. формирует внутренний план действий - способность выполнять их в уме, манипулируя образами; 5. участвует в планировании и программировании деятельности, в составлении таких программ, оценке их правильности, в их реализации. Виды воображения. I. По степени приложения волевого усили я: Произвольные образы – сознательное создание образов и оперирование ими. Непроизвольные образы – возникновение образов под воздействием малоосознанных потребностей и причин (сновидения). II. По степени активности субъекта в практической реализации образа: Активное – оперирование образами, мобильность субъекта.•Воссоздающие образы (создание образа по описанию);•Творческое (создание новых образов в соответствии с замыслом);•Мечта (образ желаемого будущего, средство контакта с потенциально возможным). Пассивное – оперирование образами без их практической реализации. •Грезы (образы, возникающие в расслабленном состоянии, состоянии пассивного бодрствования, при сниженной активности сознания); •Сновидения (образы, возникающие в особом состоянии физиологического организма, в состоянии сна); •Галлюцинации (яркий, внешнелокализованный образ, принимаемый субъектом за актуально воспринимаемый в условиях отсутствия воздействия соответствующего стимула). III. По степени обобщенности образов: Конкретное – оперирование едиными образами; Абстрактное – оперирование символами, схемами (научные гипотезы). IV. По типу деятельности, в которой формируется образ: Техническое; Музыкальное; Художественное;.Живописное; Научное. V. По принципу психической деятельности: Когнитивное: • Сенсорно-перцептивное (включающее зрительное, слуховое, двигательное, пространственное и другие виды воображения); • Словесно-логическое (выступающее как элемент мышления); Эмоциональное; Оперативное (как активное функционирование образов воображения в качестве программы деятельности). VI. По степени отвлеченности от реальности: Реалистическое; Фантастическое. Механизм переработки представлений в воображение: 1) агглютинация - соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;2) гиперболизация, или акцентирование – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей; 3) заострение - подчеркивание каких-либо признаков; 4) схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;5) типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Особенность собственно творческого воображения заключается в том, что "оно является процессом в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче - научной, художественной, практической" (Коршунова Л. С.). Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтах. Мечта - вид творческого воображения, необходимое условие преобразования действительности. Воображение работает фактически во всех видах деятельности: В художественном творчестве; Роль вдохновения, образности; Создание ярких образов; Прогнозирующая функция; Во всех видах деятельности в плане создания образов; В научной деятельности; В жизни ребенка (возможности ребенка ограничены). Благодаря воображению резко расширяются возможности действия, познания окружающей жизни. Ребенок овладевает социальным опытом (примеры: лошадь – палка, швабра; дочки-матери; магазин); В некоторых видах деятельности как проф. важная характеристика Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также забывание. Основные виды памяти. 1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную(запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые» руки), эмоциональную (память на чувства. Пережитые чувства выступают в памяти как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызывавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою фильма основана на эмоциональной памяти), образную(память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Образная память особенно хорошо развита у людей "художественных" профессий) и словесно-логическую(мысли. Она всегда является переработкой словесной информации) 2. По характеру целей деятельности - на непроизвольную(запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует цель что–то запомнить, т.е. не ставится специальная мнестическая задача.) и произвольную(существует специальная мнестическая задача, сам процесс требует волевого усилия .). 3. По продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную Методы исследования памяти. 1. предложения Лурия - воспроизвед. чисел и букв в предложенном порядке 2. М.Заучивания - ряд не связ-х слогов, слов/фигур затем предлаг. воспроиз-ти эл-ты в любом порядке. 3. М.опосредов-го запомин-я (Выготским,Леонтьевым и Занковским) Слово cв-но с опр-ой картинкой.Испыт.д.просмот.карт-ку и назыв сл-во. 4. М."Пиктограмм" Перечис-е сл.,кот.нельзя зарис.(сомнение,разв.),испыт.д.нарис.услов.знак,с помощью, кот.он вспом.слово. Процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Память обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Схема этапов запоминания:1. Осознание цели. 2. Понимание смысла.3. Анализ материала.4. Выявление главных мыслей. 5. Обобщение.6. Запоминание обобщений. Следующий процесс памяти - сохранение. Сохранение - способность удерживать информацию в памяти в течение некоторого времени до момента актуализации этой информации. Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Характеристика процессов памяти. Запоминание это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Условия запоминания: 1. мотивация, цели; 2. упорядоченность материала; 3. степень активности работы с материалом; 4. степень включенности памяти в деятельность; 5. эмоции; 6. образность. Степень запоминания зависит также от завершенности деятельности (незавершенное запоминается лучше). Сохранение это процесс удержания инфы. Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Может протекать на уровне узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти), на уровне воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека) и на уровне припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссозд
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.118.236 (0.017 с.) |