Этапы формирования мотивационной сферы в онтогенезе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы формирования мотивационной сферы в онтогенезе.



Божович считает, что в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности следует рассматривать кризисы развития, анализ которых позволяет вскрыть психологическую сущность процесса формирования личности. В детской психологии наиболее часто упоминается о трех критических периодах: 3, 7 и 12-16 лет. Выготский анализировал еще кризис одного года, а подростковый делил на две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет).

-Новорожденный представляет собой существо, действующее под влиянием непосредственно идущих от организма присущих ему биологических потребностей. Затем поведение и деятельность ребенка начинают определяться восприятием тех предметов внешнего мира, в которых нашли свое воплощение, его биологические потребности.

- На втором году - формируется первое личностное новообразование - мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями.

-На третьем этапе (кризис 3 лет) – выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»).

-На четвертом этапе (кризис 7 лет) - возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я». У ребенка формируется «внутренняя позиция», порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность.

-На последнем этапе у подростка возникает самосознание, т. е., способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Этот уровень вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.

В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Существует много теорий мотивации. Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Поведение человека происходит согласно закону сохранения энергии. Цель любой формы поведения состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным скоплением энергии. Гуманистическая теория мотивации подчеркивает стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению. Мотивация строится на иерархии потребностей. Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу)- физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.); потребность в безопасности (стабильность, порядок); потребности в любви и принадлежности (семья, дружба); потребность в уважении (самоуважение, признание); потребность в самоактуализации (развитие способностей). Когнитивная мотивационная концепция. Здесь центральным психическим процессом, объясняющим поведение, является принятие решения. Основным постулатом его теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласованности, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его.

Согласно концепции А.Н.Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности. Возникновение целей – есть основной феномен мотивации. Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. Мотивы, однако, не отделены от сознания. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл. Другие, сосуществующие с ними, выпол­няя роль побудительных факторов.

Основные закономерности развития мотивационной сферы Становление мотивации происходит в течение всей жизни человека и главным образом в детстве, в процессе развития ребенка. В отеч. психологии формирование мотивационной сферы чела в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования интересов чела как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности. Первые проявления интереса наблюдаются у детей уже на первом году жизни, как только ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. На этом этапе ребенка интересуют яркие, красочные предметы, незнакомые вещи, издаваемые предметами звуки. Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста возникновение интереса к игре, явл ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте, в ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества его личности. Конец дошкольного периода и начало школьного возраста появление интереса к учению, к школе, его интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности. В младшем школьном возрасте значителен интерес к «бытовой» литературе, к рассказам из жизни детей. В подростковом возрасте ребенок начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое положение он займет в обществе. Юношеский возраст это дальнейшее развитие интересов, прежде всего познавательных.

С возрастом формирование интересов не прекращается. Также у человека наблюдается появление новых интересов. Однако этот процесс в значительной степени носит осознанный или даже плановый характер, поскольку эти интересы в значительной мере связаны с совершенствованием профнавыков, развитием семейных отношений, а также с теми увлечениями, которые не были реализованы в юношеском возрасте.

Многообразие мотивационных проявлений определила и многообразие различных методик, используемых для диагностики. Среди них можно выделить несколько классов: - прямые методы (анкеты);

- личностные опросники («Список личностных предпочтений» А. Эдвардса, «Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению» и «Опросник для измерения мотивации достижения» А. Мехарбиана, - проективные методы (ТАТ, рис-ный тест фрустрации Розенцвейга, ТЮФ).

 

21. Ощущение

– это познавательный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предмета или явлений внешнего мира, а также внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие органы чувств. Ощ влияют на психическое развитие. Они формируют жизненный опыт, который помогает организму приспосабливаться к окружающей среде.

Физиологические основы. Ощ является простейшим психическим процессом. Основой явл анализаторы (активный орган, находится под воздействием раздражителя.). Каждый анализатор состоит из 3-х частей: 1. Периферический отдел рецептора (воспринимающая часть анализатора, функция – трансформация внешней энергии в нервный импульс)- 2. Проводящие нервные пути - 3. Корковый отдел анализаторов (переработка нервных импульсов из периферического отдела). Корковая часть анализатора включает проекцию органа чувств в коре ГМ.

Функции Ощ: 1.Отраж.действ-ти внеш.мира, и внут-го состояния;2.Обеспеч-е регуляции активности

Классификация ощущений: 1. По модальности (Аристотель): зрит-е (80% инф), слух-е (15%), вкус-е, осяз-е, обон-е (5%) 2. Систематическая (Шеррингтона): 1) экстероцептивные: зрит-е, слух-е, обон-е, осяз-е, вкус-е – создают основу для нашего сознательного поведения, доводят информацию из внешнего мира, связывают человека с внешней средой. 2) интероцептивные (рецепторы внутренних органов) –объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды орга-низма, связаны с эмоциональными реакциями; 3)проприоцептивные (кинестезические) – рецепторы двигательных систем – передают информацию о положении тела в пространстве, обеспечивают регуляцию движений, включают ощущения равновесия, двигательное ощущение. 3. По расположению раздражителей: 1) дистантные (обоняние, зрение, слух); 2) контактные (осязание, вкус) 4. Общие свойства и закономерности ощущений.

Общие свойства: 1.Количественная характеристика (сильные и слабые ощущения). 2.Качественная характеристика (высота звука, оттенки цвета и т.п.). 3.Временная характеристика (продолжительность воздействия). 4.Пространственная характеристика (соотнесение ощущения с источником воздействия). 5.Эмоциональная характеристика (приятно/неприятно). 6.Модальность – это cв-во Ощ, ктр. отражает природу вызывающих эти Ощ.

Закономерности: Пороги ощущения и чувствительность. Пороги Ощ. Чувствительность(сп-ть живого организма восп-мать раздражитель, отвечая определенным образом). Существует минимальная величина раздражителя, которая впервые вызывает ощущение – нижний абсолютный порог. Нижнему абсолютному порогу соответствует абсолютная чувствительность (способность реагировать на минимальное воздействие). Чем меньше порог, тем больше чувствительность – и наоборот. Верхний абсолютный порог – максимальная величина раздражителя, которую уже невозможно ощущать или которая вызывает болевые ощущения.

Относительный порог Ощ. – это мин-ная разница в интенс-ти раздражителя, кот.ощущ-ся чел.

1.Адаптация – изменение чувствительности под влиянием обстановки. Адаптация зависит от анализатора. Есть ситуации, в которых адаптация затруднена.2.Контраст – повышение чувствительности под влиянием противоположного раздражителя (в пределах данного анализатора). 3. Взаимодействие ощущений. Осуществляется как на уровне подкорковых образований, так и на уровне коры. 1) синестезия – ощущения одной модальности переходят в ощущения другой. 2) Взаимодействие = сенсибилизация (повышение чувствительности под влиянием тренировки, изменчивости организма и т.д., в данном случае – повышение чувствительности под влиянием другого анализатора). 3) понижение чувствительности под влиянием другого анализатора = интерференция. 4. Специфическая организация работы органов чув-в –↑чув-ти под влиянием деят-ти или в силу нарушения работы анализаторов.

Восприятие

- это целостное отражение предметов, ситуаций, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Свойства:Предметность - способность воспринимать мир в форме предметов, явлений окружающего мира. • Целостность - образ воспринимаемых предметов мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе некоторого набора элементов. • Константность человек воспринимает окружающие его предметы как относительно постоянные и неизменные по форме, цвету, величине независимо от меняющихся условий восприятия. • Осмысленность каждый воспринимаемый предмет мы относим к группе или классу предметов и обозначаем словом-понятием. • Апперцепция влияние на формирование образа прошлого опыта человека. Виды:1)В соответствии с преобладающим анализатором: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. 2)в основе формы существования материи. В соответствии этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Ощущение и восприятие взаимосвязаны, но существуют и различия: •Ощущение отражает отдельные свойства предметов. Восприятие в целом. •Ощущения даны всем живым существам. Восприятие имеет место только на стадии перцептивной психики и свойственно живым организмам, которые способны к построению целостного перцептивного образа. •В основе ощущений - действие одного анализатора. Восприятие опирается на совместную работу и взаимодействие нескольких анализаторов. •Итогом ощущений - чувство. Итог восприятия - образ предмета, явления. •В отличие от ощущений, восприятие - это означенный и осмысленный процесс, т.к. связан с мышлением и речью.

Индивидуальные различия в восприятии: Восприятие зависит от особенностей личности. Наши знания, инте­ресы, привычные установки влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку люди различаются по своим интересам, установкам и ряду других характеристик, следовательно, существуют индивидуальные различия в восприятии.

Можно выде­лить определенные типы различий, характерные для группы людей: Целостный, у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подроб­ности. Больше улавли­вают смысл целого, чем детальное содержание. Детализирующий склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Описательный тип, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Объяснительный тип, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Для объек­тивного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица с субъективным типом восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению (говорят что чувствовали, думали)

Выделяют непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произ­вольное) восприятие. При непреднамеренном вос­приятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной пред­мет, явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная дея­тельность (наблюдение).

Нарушение восприятия: 1. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям эти изменения называются гипертезией. 2. Гипостезия выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением. 3. Галлюцинациями называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным внутренними образами. 4. Иллюзии – ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно. Аффективные (аффект - кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу. Перейдолические обычно вызываемы снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. 5. Деперсонализация – искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого выделяют 2 вида деперсонализации: 1. Парциальная (нарушение восприятия отдельных частей тела), 2. Тотальная (нарушение восприятия всего тела). 6. Дереализация – искаженное восприятие окружающего мира (симптом «уже виденного»). 7. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание. Выделяют: Зрительные – расстройство узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Бывают: предметная агнозия, агнозия на цвета и шрифты, оптико-пространственная (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше-ближе, больше-меньше, выше-ниже). Слуховые – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха. Тактильные – расстройство неузнавания предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.

Представление

Представление — это психический процесс отражения предме­тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Функции: функция отражения состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшие на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете. Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Функции интеграции. Вторичные образы могут возникать как непроизвольно, так и произвольно (по воле субъекта, в соответствии с его сознательным намерением).

Первичные характеристики представлений: Панорамность -возможность "видеть" то, что находится за пределами поля зрения, объединять в целостном представлении о сложном объекте результаты нескольких последовательных образов его восприятия. Фононезависимость - это возможность взаимообособления фигуры и фона. На уровне восприятия фигура и фон жестко соотнесены друг с другом. В представлении эта связь может быть разорвана: субъект способен по своей воле изменять фон, на котором размещена фигура, и даже представлять так называемое пустое пространство (фон без фигуры). Выпадение абсолютных величин -в образе представления не сохраняются пространственная величина объекта-стимула, а также число однородных элементов. Схематизация образа - это возможность на уровне представления преобразовывать сложные пространственные детали, воспринятые субъектом, в лаконичную топологическую схему.

Вторичные характеристики представлений: Неустойчивость - это колеблемость, текучесть компонентов образа, «мерцание» формы ранее воспринятого объекта. Фрагментарность - во вторичном образе отдельные части или стороны объекта могут выпасть, оказаться не представленными. Обобщенность - возможность существования вторичного образа не только отдельного объекта, но и целого класса объектов («собака вообще», «дерево вообще»). Наглядность – это чувственно–наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, - они, как правило, значительно бледнее, т. к. представление – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Классификация основных видов представлений: По анализаторам: Зрительные бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Для слуховых важное значение имеют речевые и музыкальные представления. Речевые представления подразделяются на фонетические (имеют место тогда, когда представляют на слух какое-нибудь слово, не представляя никакого определенного голоса) и темброво-интонационные (имеют место тогда, когда представляют себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека). Суть музыкальных заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, т.к. мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. Двигательные: когда чел представляет себе движение какой-нибудь части тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают челу соответствующие двигательные ощущения. Двигательные представления делятся на представления о движении всего тела или его отдельных частей и речевые двигательные представления. Первые являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами. Вторые являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов, следовательно, двигательные представления бывают зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо-двигательными (речевые представления). Пространственные – представление формы и размещения объектов. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными, причем иногда на первый план выступает зрительный компонент, а иногда – двигательный. По степени обобщенности: Единичные – основаны на наблюдении одного предмета. Общие – обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов. По волевому усилию: Произвольные – возникают у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели. Непроизвольные – возникают спонтанно, без активации воли и памяти чела.

Индивидуальные особенности представления и его развитие. Уже на первом году жизни представления начинают играть значимую роль в психической жизни ребенка. Первые воспоминания о событиях жизни относят к возрасту полутора лет. Поэтому можно говорить о появлении «свободных представлений» у детей именно в это время, а к концу второго года жизни зрительные представления уже играют важную роль в жизни ребенка.Также на втором году жизни высокого развития достигают речевые представления, т. к. без этого невозможен процесс овладения речью. Также ребенок начинает запоминать мелодии и самостоятельно их петь, что говорит о развитии первых музыкальных слуховых представлений. Однако первые представления у детей достаточно бледны по сравнению с взрослыми (их представления более яркие).

Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что человеческие представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач.

Важнейшим этапом в развитии представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. Также следует отметить, что развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения. Выделяют два пути увеличения обобщающего значения: 1) схематизация (в результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме); 2) типические образы (представления, не теряя своей индивидуальности, становятся более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений).

 

Мышление

– деятельность, в результате которой рождаются новые решения, идеи или знания, не содержащиеся в памяти в готовом виде и недоступном непосредственно органам чувств.

Задача - выявить существенные, необходимые связи основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации.

Мышление в психологии - опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Психологи изучают процессуальную сторону мышления: мотивы, цели, этапы, виды, уровни сознательности и подсознательности, индивидуальные особенности мышления.

Фазы мыслительного процесса. По С.Л.Рубинштейну: Начальная фаза - осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы. Решение задачи совершатся в зависимости от характера самой задачи. Требует по болшей части привлечения в качестве теоретических посылок знаний. Решение особенно сложных задач совершается на основе гипотез. Завершающая фаза – окончательное суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Практика. Она подвергает ответ решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи – развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.

Эмпирические характеристики мышления. Первичные характеристики: •пространственно-временная структура •модальность •интенсивность. Вторичные характеристики: •структурность •обобщенность •опосредованность. Соотношение мышления и интеллекта. Интеллект шире, чем мышление. В интеллект входит мышление, память, воображение, творчество, и др. познавательные процессы. Нельзя говорить о тождестве мышления и интеллекта. Мышление – психический процесс. Интеллект – способность, психологческое свойство, устойчивое свойство.

Признаки мышления: 1. мышление – как процесс, который разворачивается, во времени и имеет свою динамику. 2. мышление – как деятельность субъекта, взаимодействие с объективным миром. 3 мышление – как процесс обобщенного отражения действительности, т.е. отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях. 4. мышление – процесс опосредованного отражения действительности.

Особенности мышления. 1. Мышление связано с другими психическими процессами – восприятием, представлением, воображением, памятью, вниманием. Несмотря на связь с ними, мышление распространяется дальше в силу обобщенного характера отражения действительности. 2. Связь мышления и речи. Т.к. речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее формируем. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Существует невербальные (наглядно-образные) компоненты мышления. 3. Мышление отрывается от субъекта. Это некоторое проявление активности субъекта. Оно направлено не только на отражение внешнего мира, но и является выражением активности субъекта. Мышление связано со всей деятельностью субъекта. 4. Леонтьев считает, что мыслительная деятельность имеет ту же структуру, что и деятельность внешняя. Отличие состоит в предмете деятельности.

5. Мышление человека имеет социальную природу. Человек становится субъектом мышления, овладевая понятиями (продукт общественно-исторической практики).

Воображение, представление

Воображение - это форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Отличительная черта – В протекает в наглядном плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в действительности. В качестве материала воображения обычно выступают образы предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи. Основным действием в процессе воображения является представление.

Функции: 1. представляет действительность в образах и дает возможность пользоваться ими, решая задачи; эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена; 2. регулирует эмоциональные состояния: при помощи воображения человек способен отчасти удовлетворять потребности, снимать порождаемую ими напряженность; 3. участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека - посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями; 4. формирует внутренний план действий - способность выполнять их в уме, манипулируя образами; 5. участвует в планировании и программировании деятельности, в составлении таких программ, оценке их правильности, в их реализации.

Виды воображения. I. По степени приложения волевого усили я: Произвольные образы – сознательное создание образов и оперирование ими. Непроизвольные образы – возникновение образов под воздействием малоосознанных потребностей и причин (сновидения). II. По степени активности субъекта в практической реализации образа: Активное – оперирование образами, мобильность субъекта.•Воссоздающие образы (создание образа по описанию);•Творческое (создание новых образов в соответствии с замыслом);•Мечта (образ желаемого будущего, средство контакта с потенциально возможным). Пассивное – оперирование образами без их практической реализации. •Грезы (образы, возникающие в расслабленном состоянии, состоянии пассивного бодрствования, при сниженной активности сознания); •Сновидения (образы, возникающие в особом состоянии физиологического организма, в состоянии сна); •Галлюцинации (яркий, внешнелокализованный образ, принимаемый субъектом за актуально воспринимаемый в условиях отсутствия воздействия соответствующего стимула). III. По степени обобщенности образов: Конкретное – оперирование едиными образами; Абстрактное – оперирование символами, схемами (научные гипотезы). IV. По типу деятельности, в которой формируется образ: Техническое; Музыкальное; Художественное;.Живописное; Научное. V. По принципу психической деятельности: Когнитивное: • Сенсорно-перцептивное (включающее зрительное, слуховое, двигательное, пространственное и другие виды воображения); • Словесно-логическое (выступающее как элемент мышления); Эмоциональное; Оперативное (как активное функционирование образов воображения в качестве программы деятельности). VI. По степени отвлеченности от реальности: Реалистическое; Фантастическое.

Механизм переработки представлений в воображение: 1) агглютинация - соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;2) гиперболизация, или акцентирование – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей; 3) заострение - подчеркивание каких-либо признаков; 4) схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;5) типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

Особенность собственно творческого воображения заключается в том, что "оно является процессом в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче - научной, художественной, практической" (Коршунова Л. С.).

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтах. Мечта - вид творческого воображения, необходимое условие преобразования действительности.

Воображение работает фактически во всех видах деятельности: В художественном творчестве; Роль вдохновения, образности; Создание ярких образов; Прогнозирующая функция; Во всех видах деятельности в плане создания образов; В научной деятельности; В жизни ребенка (возможности ребенка ограничены). Благодаря воображению резко расширяются возможности действия, познания окружающей жизни. Ребенок овладевает социальным опытом (примеры: лошадь – палка, швабра; дочки-матери; магазин); В некоторых видах деятельности как проф. важная характеристика

Память

– это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также забывание.

Основные виды памяти. 1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную(запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые» руки), эмоциональную (память на чувства. Пережитые чувства выступают в памяти как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызывавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою фильма основана на эмоциональной памяти), образную(память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Образная память особенно хорошо развита у людей "художественных" профессий) и словесно-логическую(мысли. Она всегда является переработкой словесной информации) 2. По характеру целей деятельности - на непроизвольную(запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует цель что–то запомнить, т.е. не ставится специальная мнестическая задача.) и произвольную(существует специальная мнестическая задача, сам процесс требует волевого усилия .). 3. По продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную

Методы исследования памяти. 1. предложения Лурия - воспроизвед. чисел и букв в предложенном порядке

2. М.Заучивания - ряд не связ-х слогов, слов/фигур затем предлаг. воспроиз-ти эл-ты в любом порядке.

3. М.опосредов-го запомин-я (Выготским,Леонтьевым и Занковским) Слово cв-но с опр-ой картинкой.Испыт.д.просмот.карт-ку и назыв сл-во. 4. М."Пиктограмм" Перечис-е сл.,кот.нельзя зарис.(сомнение,разв.),испыт.д.нарис.услов.знак,с помощью, кот.он вспом.слово.

Процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Память обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Схема этапов запоминания:1. Осознание цели. 2. Понимание смысла.3. Анализ материала.4. Выявление главных мыслей. 5. Обобщение.6. Запоминание обобщений. Следующий процесс памяти - сохранение. Сохранение - способность удерживать информацию в памяти в течение некоторого времени до момента актуализации этой информации. Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.041 с.)