Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы построения патопсихологического исследования

Поиск

Перед проведением исследования необходимо изучение истории болезни:

1. Для установления психологического контакта.

2. Для избежания дополнительной психотравмы.

3. Для выяснения задач психодиагностического исследования.

История болезни:

1. Анамнез – история жизни пациента (со слов Больного и близких, родственников, знакомых и т.д.).

2. Психологический статус – лечащий врач описывает клинико-психикопатологическую симптоматику, а также свои предположения о ведущем синдроме психопатологическом.

3. Данные объективного исследования (невропатолог и др.).

Принцип патопсихологического исследования

1. Организация по типу функциональной пробы. Была взята из медицины. Для того что-бы посмотреть его работу (при нагрузке). Пример: проверить память: запоминание.

2. Обязательное учитывание личностного отношения Больного к ситуации исследования, реакции на собственные ошибки, на результат, замечания со сторны психолога. В целом на ситуацию успеха и неуспеха. Реакция на исследователя.

3. Обязательный качественный анализ результатов исследования:

o оценка восприятия инструкции;

o организация Деятельности на начальном этапе (быстро ли человек усваивает новые задания и т.д.);

o когда, какие и где ошибки (Пример: 10 слов на запоминание. Предъявляется всего 5 раз. Когда произошла ошибка.). Качества ошибок оцениваются. Учитываются лекарственные препараты. Критичность Больного и использование им помощи.

o реакция Больного на оценки экспериментатора. Интересуется ли сам человек результатами (эксперимента) исследования.

Количественный анализ.

4.Обязательное применение нескольких методик, направленных на исследование одной сферы, даже при однократном исследовании Больного.

5. Желательность повторных исследований.

Важный этап в патопсихологическом исследовании- беседа.

1. Ознакомительная: жалобы Больного, уровень критичности и т.д. Вырабатываем стратегию личностного поведения.

2. Сопутствующая: проводится при проведении проб.

Заключительный этап. Результаты, оценка работы, рекомендации.

 


Принципы построения патопсихологического исследования.

Выбор экспериментальных приемов зависит от той задачи, которую ставит клиника (дифференциально – диагнотическая, психокоррекционная, экспертная и т.д.)

Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов:

Эксперимент

Беседу с больным

Наблюдение

Анализ истории жизни заболевшего человека(которая представляет собой профессионально написанную врачом историю болезни)

Сопоставление экспериментальных данных с историей жизни.

По мере возможностей желательно проводить исследование в динамике.

Принципы построения ППС эксперимента.

ППС эксперимент направлен на исследование ч-ка совершающего реальную д-сть. На качественный анализ различных форм распада психики, раскрытие мех-мов нарушенной д-сти и на возможности ее восстановления.

Исходя из того, что всякий психический процесс обладает известной динамикой и направленностью, следует так построить эксперимент, чтобы он отражал сохранность или нарушение этих параметров. Результаты должны дать не столько количественную, сколько качественную х-ку распада психики.

Экспериментальные данные д.б.надежны. именно анализ ошибок возникающий у больных в процессе выполнения экспериментальных заданий, представляет собой особый интересный и показательный материал для оценки того или иного нарушения псих. Д-сти больных. Хар-тер нарушений не является патогномоничным, т.е. специфическим, для того или иного заболевания или формы его течения, он является лишь типичным для них и должен быть оценен в комплексе с данными целостного психологического исследования.

Роль «функциональной пробы» могут играть те эксперимент. Задачи, к-е актуализируют умственные операции, кот-ми пользуется ч-к в жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие д-сть. Эксперимент должен актуализировать не только умственные операции, но и его личностное отношение.

ППС эксперимент – взаимная д-сть, общение экспериментатора и испытуемого. => его построение не может быть жестким.

Его строение должно дать возможность обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохранными форм психической д-сти. Это особенно важно при решении вопросов восстановления нарушенных функций. Построение экспериментальных приемов должно предоставить возможность учитывать поиски решений больного, дать возможность экспериментатору вмешаться в стратегию э. чтобы обнаружить как больной воспринимает помощь, может ли ей воспользоваться.

Беседа психолога с больным.

Состоит из 2-х частей:

1.Беседа, до экспериментальной работы и после эксперимента. Когда экспериментатор не проводит никаких экспериментов.

2. Беседа во время эксперимента. Э. всегда предполагает общение с больным, оно м.б. вербальным и невербальным (мимика экспериментатора).

Беседа всегда зависит от поставленной задачи. Соответственно задаче проводится эксперимент.

Наблюдение.

Экспериментальное ППС включает и наблюдение за больным, его поведением, мимикой. Наблюдение при этом не должно носить навязчивый хар-тер. Оно является не отдельным а дополняющим экспериментальным приемом, включено в структуру самого экспер.

Интерпретация полученных данных.

В ее основе лежит та или иная теоретическая концепция. Интерпретация проводится на основании системного анализа.

При решении практических задач клиники таких, как трудовая или судебная экспертиза, и др. исследования психолога должно носить индивидуальный характер. Психологическое исследование обнаруживает реальный пласт жизни больного. Поэтому программа исследования не может быть принципиально единообразной, она зависит от клинической задачи.(научной или практической).

 

40.

Этапы нейропсихологического диагностиче­ского обследования

1) анализ истории болезни и особенностей анамнеза; жало­бы больного; обобщенная характеристика результатов клиниче­ского (неврологического, отоневрологического, офтальмологи­ческого, электроэнцефалографического, рентгенографического) ангиографического, компьютерно-томографического-и др.) об­следования пациента; анализ характера операционного вмеша­тельства и резюме клинического заключения;

2) беседа с пациентом: установление контакта, уточнение данных анамнеза и сведений о профессии, образовательном уровне; выяснение жалоб больного (головные боли и их локализа­ция, психосенсорные расстройства, наличие эпиприступов, дви­гательных, сенсорных) речевых, мнестических, интеллектуаль­ных и др. расстройств, состояние трудоспособности); оценка по­нимания пациентом изменений в психической деятельности, от­ношения к заболеванию); эмоционального фона, ориентировки во времени и месте нахождения; данные о левшестве и наличии левшества в семье;

^ 3) планирование нейропсихологического обследования по результа­там предыдущих этапов;

4) исследование состояния высших психических функций и правила регистрации симптомов и их нарушений;

5) дифференцированная оценка и психологическая квалификация выявленных нарушений; характеристика поведения пациента в процессе обследования и (отношения и своей несостоятель­ности при выполнении заданий; возможности и способы коррек­ции ошибок;

6) выявление нарушенного нейропсихологического фактора (фак­торов) и характеристика синдрома с вычленением первичных и вторичных расстройств, дефицитарных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности;

^ 7) составление нейропсихологического заключения.

 

41.

Клиническая психология и психиатрия
Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4-5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами). Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.
Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты. Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами. Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

Система классификации — перечень расстройств с описанием симптомов и указаний по постановке соответствующего диагноза.

В 1883 году Эмиль Крепелин (Emil Kraepelin) разработал первую современную классификационную систему патологического поведения (см. Главу 1). Его категории легли в основу психологической части Международной классификации болезней (ICD), классификационной системы, которая в настоящее время используется Всемирной организацией здравоохранения (World Health Organization) (Jablensky, 1995). Выше названные категории повлияли и на создание Диагностического и статистического руководства психических расстройств (DSM), классификационной системы, разработанной Американской психиатрической ассоциацией (American Psychiatric Association).

Международная классификация болезней (МКБ, ICD) — система классификации физических и психических расстройств, которые применяются Всемирной организацией здравоохранения.

Диагностическое и статистическое руководство психических расстройств (DSM) — система классификации психических расстройств, разработанная Американской психиатрической ассоциацией. DSM-IV — четвертое, находящееся в настоящее время в обращении издание Диагностического и статистического руководства психических расстройств.

С течением времени как система DSM, так и ICD претерпели изменения. Сейчас в Соединенных Штатах современное издание DSM-IV (АРА, 1994) является наиболее широко используемой системой классификации. Описание психических расстройств, представленных в данной книге, соответствуют категориям этого варианта системы (см. в Приложении «Диагностическая таблица DSM»).

42.Нарушение сознания

Сознание – это высшая форма отражения действительности, это продукт деятельности мозга.

Сознательная деятельность – осуществляется со знанием ее задач, с учетом ситуации и последствий для индивидуума и общества.

Автоматизированный акт – способность человека осуществлять, не осознавая, упрочившееся движение.

Бессознательная деятельность – при ней человек недостаточно осознает цель, задачи и последствия своей деятельности.

 

Этапы формирования сознания:

1). До 1 года (бодрствующее сознание) – появляются первые реакции на окружающую среду.
2). 1-3 года (предметное сознание) – сознание ребенка обогащается представлениями о предметах, но он не выделяет себя из среды, живет настоящим.

3). 3-9 лет (индивидуальное сознание) – появляются первые представления о пространстве и времени,что делает возможным выделение себя из окружающей среды.

4). 9-16 лет (коллективное сознание) – появляются представления о взаимоотношениях в коллективе.

5). 16-22 года (рефлексивное сознание) – появляется способность к рефлексии, к предвидению хода событий и их последствий.

Критерии нарушенного сознания (по Ясперсу):

1. Отрешенность от окружающего мира (утрата способности воспринимать происходящие события, анализировать, использовать прошлый опыт и делать соответствующие выводы, но чаще проявляется в изменении восприятия происходящего, выражающемся в фрагментарности. Непоследовательности отражения событий.)

2. Дезориентировка (аллопсихическая, амнестическая, аутопсихическая, бредовая - ложные представления об окружающем, соматопсихическая, двойная ориентировка).

3. Амнезия на период нарушенного сознания (тотальная или частичная).

Симптомы помрачения сознания:

1). Отрешенность от окружающего мира.

2). Дезориентировка во времени и пространстве и т.п.

а). Аллопсихическая – нарушение ориентировке лишь в окружающем.

б). Амнестическая – обусловлена расстройством памяти.

в). Аутопсихическая – дезориентировка относится только к своей личности.

г). Бредовая – всё окружающее наполнено особым смыслом, имеющем отношение к больному.

д). Соматопсихическая – дезориентировка в частях своего тела.

е). Двойная ориентировка – больной как бы находится в 2-х ситуациях одновременно.

3). Анозогнозия – отрицание собственной болезни.

4). Симптомы никогда не виденного и уже виденного.

5). Растерянность – состояние острого бессмыслия, мучительная неспособность разобраться в обстановке.

Синдромы выключения сознания:

1). Оглушение – характеризуется повышением порога ко всем раздражителям и обеднением психической деятельности. Больные реагируют только на громкие вопросы, отвечают односложно, но правильно.

Обнубиляции (вуаль на сознание) – как при легком опьянении – рассеянность, легкая эйфория.

2). Сопор – сохранены только простые психические реакции на внешние воздействия: при уколе отдергивает руку и т.п. Зрачковые и другие рефлексы сохранены.

3). Кома – характеризуется полным угнетением психической деятельности, отсутствием рефлексов и наличием бульбарных и тазовых расстройств.

Синдромы помрачения сознания:

ДЕЛИРИЙ

– иллюзорно-галюцинаторное помрачение сознания.

Делирий имеет несколько стадий (и может остановиться на каждой из них):

1). Инициальный делирий – нарушается цикл сон-бодрствование, ему трудно заснуть, снятся кошмары, рано просыпаются. Характерна вялость, раздражительность, гиперэстезия, вегетативные проявления. Могут быть галлюцинации – гипнагогические (при засыпании) или гипнопампические (при пробуждении).

2). Парейдолическая стадия – описанные симптомы обостряются, появляются сложные иллюзии (парейдолии) – эт опереходный вариант от иллюзий к глюкам. С иллюзиями из объединяет то, что необходим реальный раздражитель, а с глюками – то,что образ не имеет ничего общего с раздражителем.

Первые 2 стадии называются ориентированным делирием.

3). Классический делирий: для него характерно:

а). Нарушение ориентировки в месте, времени, ситуации. Но ориентировка в собственном «Я»
сохранена. Чаще – ложная или двойственная ориентировка, но может быть и полная.

б). Галлюцинации – чаще истинные (зрительные), яркие, динамичные. Если появились
псевдогаллюцинации – это плохой прогноз. Галлюцинации – сценоподобные, но между сценами нет
логической связи. Бред – отражает галлюцинации.

в). Психомоторное возбуждение – хаотичное,поведение отражает галлюцинации, требует большого
пространства.

г). Меняющийся аффект – зависит от характера глюков. Чаще – страх, тревога. Между глюками – м.б.
кратковременная эйфория.

д). Свои переживания частично сохраняются,а реальные события полностью или частично
амнезируются.

е). Выраженные соматовегетативные нарушения, угрожающие жизни – тахикардия, одышка,
лихорадка, тремор, миокардиодистрофии.

В основном делирий возникает по ночам, днем – светлые промежутки.

4). Профессиональный делирий – в сочетании с автоматизмами: больной совершает свои профессиональные движения.

5). Муситирующий делирий – больные бормочут несвязные слова, слоги. Это предтерминальная стадия.

Последние 2 стадии по клинике отличаются от классической стадии:

а). Поная дезориентировка, в том числе и в собственной личности.

б). галлюцинации и бред – тусклые, отрывочные.

в). Более выраженные вегетативные нарушения.

г). Психомоторное возбуждение ограниченоузким пространством.

Делирий длится в основном 7-10 дней.

ОНЕЙРОИД

- помрачение сознания с наплывом фантастических грезоподобных псевдогаллюцинаций (маниакальных ил депрессивных). Чаще наблюдается при приступообразной шизофрении. Динамика развития:

1). Нарушения сна.

2). Полная дезориентировка, в том числе и в собственной личности.

2). Бред инсценировки. Имеет место манихейский бред (ощущают себя в центре борьбы Добра и Зла).

3). Переживания больного и его поведение не соответствуют др. др. – больной как бы погружен в свои грёзы, м.б. «восковая гибкость».

Может продолжаться месяцами.

АМЕНЦИЯ:

- помрачение сознания, характеризующееся растерянностью с аффектом недоумения. Больной видит мир как бы через «разбитые очки» (всё воспринимается по кусочкам, раздельно, в ч.-б. цветах). Наблюдается при тяжелых соматических заболеваниях, реже при органических заболеваниях Г.М. и шизофрении.

1). На первом плане – инкогерентность речи, наблюдаются персеверации,.

2). Беспорядочное двигательное возбуждение, в пределах постели.

3). Грубая дезориентировка в месте, времени и собственной личности.

4). Соматовегетативные расстройства, опасные для жизни.

5). Воспоминаний не остается.

СУМЕРЕЧНОЕ ПОМРАЧНЕНИЕ СОЗНАНИЯ:

- это внезапно возникающее и внезапно прекращающееся помрачение сознания с последующей амнезией.

Больной совершает последовательные, взаимосвязанные движения, обусловленные бредом, галлюцинациями и т.п. Характерно:

1). Пароксизмальность.

2). Сохранность автоматизированной деятельности.

3). Полная амнезия на период помрачения сознания.

Амбулаторные автоматизмы – сумеречное состояние наступает внезапно, но вольные сохраняют способность к упорядоченному поведению (могут уйти неизвестно куда как бы в полусне).

Фуги и трансы – кратковременные состояния амбулаторного автоматизма.

АБСАНС

- кратковременная потеря или угнетение сознания с последующей амнезией. Больные как бы замирают на 1-2 секунды. Виды абсанса:

а). Атонический – потеря тонуса мышц, больные падают.

б). Гипертонический - повышение тонуса мышц – голова, туловище и глаза запрокидываются.

в). Субклинический - с неполной потерей сознания.

г). Энуретический - сочетается с энурезом.

43.Нарушение самосознания

Самосознание - это выделение человеком себя из объективного мира, осознание собственного «Я».

Самосознание сопровождается стремлением к анализу собственных мыслей, поступков, способностью смотреть на себя как бы со стороны (рефлексия).

Этапы формирования самосознания:

1). Аллопсихическое самосознание – условно начинается с появлением в речи местоимения «Я» (в 3 г.).

2). Этап соматопсихического самосознания – ребенок начинает осознавать свое психическое «Я», ребенок начинает правильно идентифицировать правую и левую сторону у себя и окружающих (в 6-7 л.).

Полная идентичность, постоянство своего «Я» формируется к подростковому периоду.

3). К 12-14 годам у подростка появляется способность оценивать свое психическое «Я» - этап аутопсихического самосознания.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ - нарушение самосознания, выражающееся в отчуждении от самого себя.

Бывает:

1. Витальная - у больного исчезает само чувство жизни.

2. Аутопсихическая - отчуждение психический функций своего Я (мысли не мои, речь свою слышу как бы со стороны, мое прошлое - как бы не мое; к кругу этих расстройств относится и болезненная психическая анестезия – больного ничего не радует, что для него очень тягостно).

3. Соматопсихическая - чуждость или исчезновение своего тела или его частей. Но при этом нет изменений пропорций или размеров тела, больные просто не чувствуют его или частей его - ног вроде бы у теня нет, на могут понять, голодны ли они или нет, есть позывы на акт мочеиспускания или нет и т.д.

4. Аллопсихическая (дереализация) - это отчуждение мира восприятий. При этом больным чаще всего даже трудно определить, каким образом изменилось все вокруг. Дереализация может касаться как нескольких анализаторов одновременно, так и какого-то одного из них: больной не может определить, какого предмета он касается, различить вкус пищи. Нарушения восприятия при дереализации могут касаться также пространственных взаимоотношений (все стало каким-то плоским) и измененного восприятия времени. При выраженных дереализационных явлениях может исчезнуть чувство действительности.

Расстройство восприятия

Кратко:

Восприятие – активное отражение действительности в ее внешних, формальных связях и отношениях. Перцептивный образ содержит информацию о локализации в пространстве воспроизводимого объекта, о его форме, величине и модальных характеристиках.

Расстройства восприятия представлены несколькими нарушениями: агнозиями, иллюзиями, галлюцинациями и психосенсорными расстройствами.

Агнозии – неузнавание предмета, неспособность больного объяснить значение и название воспринимаемого предмета Зрительные, слуховые и другие агнозии подобно рассматриваются и изучаются в курсе нервных болезней

4 вида расстройств восприятия:

A. Сенсопатия. Восприятие нарушено по причине патологии ощущений. Анестезия (нет чувствительности), гипостезия (снижена чувствительность), гиперстезия (повышенная чувствительность), парастезия (ощущения, обратные полученным)

B. Галлюцинации – мнимые восприятия. Могут быть слуховыми, зрительными и тактильными. Бывают истинные и ложные. Истинные – когда объект восприятия находится вне мозга, ложные (псевдогаллюцинации) – в голове. Синдром Кандинского-Клеромбо – самый классический случай.

C. Иллюзии – ошибочные восприятия объекта. Так же могут быть зрительными, слуховыми и тактильными. Бывают патологические и нормальные. Патологические опасны с точки зрения развития заболевания. Они создает характер нереальности. Обычно они сочетаются с галлюцинациями.

D. Психосенсорные расстройства. Искаженные восприятия объекта.

 

ПОДРОБНО:

Расстройства восприятия.

Восприятие дает полное представление о предмете или явлении. Его физиологической основой являются органы чувств. Конечный продуктом восприятия - образное, чувственное представление о конкретном объекте.

Расстройства восприятия представлены несколькими нарушениями: агнозиями, иллюзиями, галлюцинациями и психосенсорными расстройствами.

Агнозии – неузнавание предмета, неспособность больного объяснить значение и название воспринимаемого предмета Зрительные, слуховые и другие агнозии подобно рассматриваются и изучаются в курсе нервных болезней. В психиатрии отдельный интерес представляют анозогнозии (неузнавание своей болезни) встречающиеся при многих психических и соматических заболеваниях (истерических расстройствах, алкоголизме, опухолях, туберкулезе и др.) и носящие разный патогенетический характер.

Иллюзии

Иллюзии – такое нарушение восприятия, при котором реально существующий предмет воспринимается как совершенно иной (например, блестящий предмет на дороге похожий на монету при ближайшем рассмотрении оказывается кусочком стекла, висящий в темном углу халат – за фигуру притаившегося человека).

Различают иллюзии физические, физиологические и психические.

Физические иллюзии обусловлены особенностями среды, в которых находится воспринимаемый объект. Например, горный массив воспринимается окрашенным в разные цвета в лучах заходящего солнца, как мы это видим на картинных Р.Рериха. Предмет, находящийся в прозрачном сосуде наполовину заполненный жидкостью, кажется изломанным в месте границы жидкости и воздуха.

Физиологические иллюзии возникают в связи с условиями функционирования рецепторов. Холодная вода после пребывания на морозе воспринимается теплой, легкий груз после длительного физического напряжения – тяжелым.

Психические иллюзии, чаще их называют аффективными в связи с эмоциональным состоянием страха, тревоги, ожидания. Тревожно-мнительный человек идущий в позднее время слышит за собой шаги преследователя Находящийся в состоянии алкогольной абстиненции в пятнах на стене видит различные лица или фигуры.

Парейдолические иллюзии относятся к психическим, представляют из себя разновидность зрительных с меняющимся содержанием ошибочных образов. Они нередко возникают в инициальном периоде психотических состояний, в частности алкогольного делирия. Больные в рисунках обоев, ковров видят меняющиеся лица, движущиеся фигуры людей, даже картины боя.

Остальные иллюзии зачастую не являются симптомом психического заболевания, нередко встречаются у психически здоровых лиц в указанных выше условиях.

Другая существующая классификация иллюзий основывается на их разграничении по анализаторам: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые. Чаще всего встречаются две первые разновидности, а две последние вызывают большие трудности в разграничении с галлюцинациями обоняния и вкуса.

Галлюцинации.

Галлюцинациями называется такое нарушение восприятия, при котором воспринимается несуществующий в данное время и в данном месте предмет или явление при полном отсутствии критического отношения к ним.. Галлюцинирующие пациенты воспринимают их как действительно существующее, а не воображаемое нечто. Поэтому всякие разумные доводы собеседника о том, что переживаемые ими ощущения есть только проявления болезни отрицаются и могут вызвать только раздражение пациента.

Все галлюцинаторные переживания рубрифицируются по ряду признаков: сложности, содержанию, времени возникновения, заинтересованности того или иного анализатора, и некоторым другим.

По сложности галлюцинации делятся на элементарные, простые и сложные. К первым относятся фотопсии (лишенные конкретной формы в виде пятен, контуров, бликов зрительные образы), акоазмы (оклики, неясные шумы) и другие простейшие феномены. В формировании простых галлюцинаций участвует только какой либо один анализатор. При появлении сложных галлюцинаций участвует несколько анализаторовТак, больной может не только видеть мнимого человека, но и слышать его голос, чувствовать его прикосновение, ощущать запах его одеколона и пр.

Чаще всего в клинической практике встречаются зрительные или слуховые галлюцинации.

Зрительные галлюцинации могут быть представлены единичными или множественными образами, ранее встречаемыми или мифическими существами, движущимися и неподвижными фигурами, безопасными или нападающими на пациента, с натуральной или неестественной окраской.

Если зрительный образ воспринимается не в обычном поле зрения, а где-то сбоку или сзади, то такие галлюцинации называются экстракампинными. Переживание видения своих двойников названо аутоскопическими галлюцинациями.

Слуховые галлюцинации могут переживаться больными как шум ветра, завывание зверей, жужжание насекомых и пр., но чаще всего в виде вербальных галлюцинаций. Это могут быть голоса знакомых или незнакомых людей, одного человека или группы людей (полифонические галлюцинации), находящихся рядом или на далеком расстоянии.

По содержанию «голоса» могут быть нейтральными, безразличными для больного или угрожающего, оскорбляющего характера. Они могут обращаться к больному с вопросами, сообщениями, награждать его орденами или снимать с должности, комментировать его действия (комментирующие галлюцинации) давать советы. Иногда «голоса» ведут разговоры о больном, не обращаясь к нему, при этом одни бранят его, угрожают карами, другие защищают, предлагают дать ему время на исправление (антагонистические галлюцинации).

Наибольшую опасность для больного и его окружения носят императивные галлюцинации, которые носят форму приказов выполнить то или иное действие. Эти приказы могут носить безобидный характер (приготовить еду, переодеться, пойти в гости и т.д.), но нередко приводящий к тяжелым последствиям (самоповреждениям или самоубийству, нанесение повреждений или убийству знакомого лица или случайного прохожего).

Как правило, больной не может противиться этим приказам, выполняет их, в лучшем случае просит как-либо ограничить его в действиях, чтобы не натворить беды.

Тактильные галлюцинации представлены чаще всего чувством ползания по коже или под ней различного рода насекомых. При этом даже если чувство ползания не подтверждается зрительными галлюцинациями, пациент может рассказать об их размерах, количестве, направлении движения, окраске и пр.

Обонятельные и вкусовые галлюцинации встречаются редко. Обонятельные заключаются в ощущении несуществующих приятных, чаще неприятных запахов (сероводорода, гнили, нечистот и др.) Вкусовые – переживанием какого-то вкуса во рту независимо от характера принятой пищи.

При висцеральных галлюцинациях больные утверждают, что в их теле находятся какие-то существа (черви, лягушки, змеи и др.), которые причиняют им боль, поедают принятую пищу, нарушают сон и т.д.).

Висцеральные галлюцинации, в отличие от сенестопатий, имеют вид образа с соответствующими характеристиками размеров, цвета. особенностей движения.

Отдельно от других рассматриваются функциональные, доминантные, гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации.

Функциональные галлюцинации возникают на фоне действия внешнего раздражителя, и воспринимается одновременно с ним, а, не сливаясь как это имеет место при иллюзиях. Например, в шуме дождя, тиканий часов больной начинает слышать голоса людей.

Доминантные галлюцинации отражают содержание психической травмы, ставшей причиной заболевания. Например, потерявший близкого родственника слышит его голос или видит его фигуру.

Гипнагогические галлюцинации любого характера возникают в состоянии перехода от бодрствования ко сну, гипнопампические – при пробуждении.

Особое значение для диагностики психического расстройства имеет деление галлюцинаций на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).

Для истинных галлюцинаций характерна проекция в окружающую среду, они естественным образом вписываются в нее, носят такие же признаки реальности, как и окружающие предметы. Больные убеждены, что окружающие испытывают те же переживания, но по непонятным причинам скрывают это. Истинные обманы восприятия обычно влияют на поведение больного, которое становится соответствующим содержанию галлюцинаторных образов. Истинные галлюцинации чаще встречаются при экзогенных психозах.

Псевдогаллюцинации имеют целый ряд отличительных от истинных свойств:

1. Они лишены признаков реальности, не вписываются в окружающую среду, воспринимаются как нечто инородное, странное, отличное от прежних ощущений. Сквозь сидящего на стуле человека видна спинка стула, находящийся неподалеку тигр с оскалом зубов, по данным В.Х.Кандинского, не вызывает чувства страха, а скорее любопытства.

2. Проецирование галлюцинаций внутри тела. Больной слышит голоса не ухом, а внутри головы, видит образы, расположенные в животе или грудной клетке.

3. Переживание чувства сделанности галлюцинаций. Пациент не сам видит образ, а ему его показывают, он слышит голос внутри головы потому, что кто-то так сделал, возможно, вставив в голову микрофон. Если зрительная галлюцинация проецируется во вне, но обладает выше перечисленными признаками, она может быть отнесена к псевдогаллюцинации.

4. Нередко псевдогаллюцинации, если они не носят императивный характер, не отражаются на поведении пациента. Даже близкие родственники месяцами могут не догадываться, что рядом с ними находится галлюцинирующий человек.

Псевдогаллюцинации чаще встречаются при эндогенных расстройствах, а именно при шизофрении, входят в синдром Кандинского-Клерамбо.

О наличии галлюцинаторных переживаний можно узнать не только со слов пациента и его родственников, но и по объективным признакам галлюцинаций, которые отражаются в поведении больного.

Галлюцинации относятся к психотичесому уровню расстройств, их лечение лучше проводить в стационарных условиях, а императивные галлюцинации являются обязательным условием недобровольной госпитализации.

Галлюцинации составляют основу галлюцинаторного синдрома. Длительно существующие, не прекращающиеся галлюцинации, чаще всего вербальные, обозначаются термином галлюциноз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.18.135 (0.014 с.)