Специфичность диссертационного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфичность диссертационного исследования



Результаты научного исследования должны быть оформлены соответствующим образом. Основными видами изложения результатов исследования являются:

- научный отчет (сообщение) – зачитывание оформленного письменного изложения существа и результатов исследования;

- статья – системное письменное изложение научных результатов;

- рецензия – критическое рассмотрение результатов исследования;

- монография, книга, брошюра – подробное изложение хода, результатов исследования, выводов, рекомендаций, библиографического списка литературы;

- методические рекомендации по практическому использованию результатов исследования;

- диссертация – научная работа, подготовленная для публичной защиты на соискание академической степени магистра или ученой степени кандидата или доктора наук.

По результатам исследования пишутся также учебники и учебные пособия.

Подготовленная на соискание ученой степени кандидата или доктора наук диссертация защищается в Специализированном ученом совете. Этоосновное звено в системе аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Специализированные учёные советы создаются по решению Высшей аттестационной комиссии Украины в высших учебных заведениях ІІІ и ІV уровней аккредитации, в других учреждениях, которые проводят научные, научно-технические исследования, а также имеют высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения для подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации,

В состав специализированных учёных советов по защите диссертаций входят учёные, имеющие учёную степень доктора наук. В состав специализированных учёных советов по защите кандидатских диссертаций также могут быть включены учёные, имеющие учёную степень кандидата наук. Порядок создания и деятельности специализированных учёных советов определяется Высшей аттестационной комиссией Украины.

До защиты должен быть сдан кандидатский минимум – кандидатские экзамены для аспирантов и соискателей учёных степеней. Кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальности являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Цель кандидатского минимума – установить глубину профессиональных знаний соискателя учёной степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе

Сдача кандидатских экзаменов по философии, иностранному языку и специальной дисциплине обязательна для присуждения учёной степени кандидата наук. Кандидатские экзамены сдаются в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, и на кафедрах Академии наук Украины

Специфичность диссертации как научного исследования состоит в следующем:

√ по содержанию: диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, опираясь не на авторитет, традиции или веру, а «путем сознательного убеждения в их истинности на основе общезначимости для научного сообщества норм и критериев

√ по форме: особый вид научного произведения, для которого характерна высокая степень абстрагирования, активное применение средств логического мышления, подробное освещение затронутых проблем и точность фактических данных.

Содержание диссертации характеризуют оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений.

Основой содержания является здесь принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте. Здесь не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации их бытования, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них.

Во введении к диссертации обычно обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключаются теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту.

Проблему часто отождествляют с вопросом (т. е. положением, которое также нужно разрешить). Считается, что проблема – это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это так и не так, поскольку специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т. е. для науки вопрос проблемой не является.

Частью введения является обзор литературы по теме исследования, в который включают наиболее ценные, актуальные работы. Закончить обзор необходимо кратким выводом о степени освещения в литературе основных аспектов темы.

Обязательным элементом введения диссертационной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

Диссертационное исследование предполагает построение, оценку и обоснование научной проблемы. Проблема – это теоретический или практический вопрос, который нуждается в своем решении, изучении и исследовании. В переводе с греческого языка этот термин означает: препятствия, сложность, задание.

Толчком к созданию научной проблемы служат новые факты, которые возникают на практике; они не укладываются в существующую систему знаний и поэтому требуют для своего объяснения новых идей.

Научная проблема – это некое ядро работы, изложенное в виде одного абзаца текста. Проблема – это «знание о незнании», установленное противоречие между известным и неизвестным, разрешение которого актуально. Формулирование проблемы способствует определению направления научного исследования диссертационной работы. Она указывает на неизвестное и побуждает к его познанию.

Основной момент в обосновании необходимости постановки научной проблемы – актуальность. Актуальность вытекает из потребностей практики или определяется логикой развития науки, то есть пришло время, появились методы и средства, и уровень развития отрасли науки достиг необходимой высоты.

Важно осуществить анализ объекта исследования. Основная цель работы на этом этапе – определение в первом приближении границ предметной области, объема предмета исследования, используемых методов и средств исследования.

Необходимо пояснить, что имеется в виду под методами и средствами исследования: способы построения и получения нового научного знания. Прежде всего, это теоретические и эмпирические методы исследования.

Формулирование научной проблемы – один из самых важных этапов при написании диссертации.

Два основных фактора, которые необходимо учитывать при формулировании научной проблемы диссертации:

1. Полная согласованность с определением предмета исследования диссертационной работы.

2. Согласованность с характером результатов диссертации.

Формулирование проблемы – это важный момент развития научного знания, потому что в правильной постановке проблемы уже содержится ключ к ее решению. Неверная ее постановка является одной из причин возникновения вымышленных проблем (псевдопроблем), противоречащих фактам и законам. И такие проблемы практически не разрешимы.

Своеобразной формой решения проблемы может быть доказательство ее неразрешенности, что стимулирует пересмотр оснований, в границах которых проблема была поставлена.

√ Чтобы построить проблему, необходимо:

‒ «расщепить» ее на подвопросы, сгруппировать и определить последовательность их решения;

‒ ограничить поле изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями самого исследователя, а потом
разграничить известное от неизвестного в области, избранной
для изучения.

√ Для оценки проблемы следует:

‒ выявить все условия, необходимые для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и т. п.;

‒ проверить наличные возможности и предпосылки;

‒ выяснить степень проблемности, т. е. соотношение известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы;

‒ найти среди уже решенных проблем аналогичные решаемой.

√ Для обоснования проблемы надо:

‒ установить ценностные, содержательные и генетические связи данной проблемы с другими проблемами;

‒ привести доводы в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;

‒ постараться выдвинуть сколь угодно большое число возражений против проблемы.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру диссертационной работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Эффективность структуры диссертационной работы оценивается в соответствии со следующими критериями:

Критерий целостности обязывает рассматривать свойства целого и частей в их неразрывном единстве.

Критерий системности требует рассматривать элементы диссертации как систему, образованную их взаимодействием, что не допускает механического, формального объединения разнородных элементов.

Связность обеспечивает взаимообусловленность и соотнесенность различных фрагментов текста, что свидетельствует об эффективности избранной автором последовательности изложения научной информации.

Критерий соразмерности частей диссертации, соответствие объема того или иного фрагмента текста его смысловой значимости и научной емкости.

Магистерская диссертация – особая разновидность диссертационного научного произведения. Она представляет собой выпускную квалификационную работу, которая является самостоятельным научным исследованием под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, – с привлечением одного или двух научных консультантов).

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема — быть актуальной.

Это научное исследование представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

Защита магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии»

Особенности магистерской диссертации:

√ первая ступень научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, ведущей к поступлению в аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации;

√ это не ученая, а академическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы;

√ содержащиеся в магистерской работе положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость должны свидетельствовать о наличии и у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности;

√ выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения;

√ если основные результаты, полученные в итоге выполнения кандидатской и докторской диссертаций, должны быть опубликованы в научных изданиях, то применительно к магистерской диссертации это требование не является обязательным.

Поскольку магистерская диссертация обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем также излагать все, что стало известно диссертанту из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме диссертации, должны быть названы и критически оценены.

Подготовка к защите диссертации: этапы и основные процедуры.

 

Фактом общественного признания выполненного исследования является успешная защита кандидатской, докторской диссертации.

Когда диссертация уже написана и все критерии эффективности ее структуры (целостность, системность, связность, соразмерность) учтены, диссертанту остается защитить свою работу. Бывают случаи, когда на защите диссертант не может внятно объяснить элементарных вещей, например, в чем состоит цель его работы.

Для того, чтобы успешно защитить диссертацию, нужно, прежде всего:

▪ уметь объяснить цель и задачи исследования;

▪ четко уяснить себе, в чем заключается объект и предмет диссертации. Для этого нужно различать эти два, на первый взгляд, похожих понятия. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию для ее изучения. Предметом выступает точка зрения, с которой диссертант познает целостный объект на основе выделения при этом главных и существенных признаков объекта. Предмет должен совпадать с темой или быть по звучанию очень близким к ней;

▪ быть готовым к тому, что комиссия затронет вопрос об актуальности и новизне исследования;

▪ цитируя текст диссертации, не забывать ссылаться на первоначальные источники, из которых была взята информация, в противном случае диссертанта могут обвинить в плагиате.

В целом, диссертант должен пересказать автореферат (краткое авторское изложение основного смысла) своей работы, пересказать на научном языке, но при этом быть готовым к «ненаучным» вопросам.

Предмет исследования магистерской диссертации – это, как правило, какая-либо целостная составляющая объекта исследования. Так, если объектом исследования является предприятие, то предметами исследования могут быть, издержки, прибыль фонд заработной платы и иные стороны его деятельности. Каждый предмет исследования в свою очередь включает разнообразные аспекты. Так, прибыль предприятия в целом включает аспекты: сущности прибыли, видов прибыли, распределения прибыли и т. п. Причем каждый аспект предмета исследования может быть самостоятельным предметом исследования.

Разумеется, нет, и не может быть никакого стандарта по выбору композиции диссертационного труда. Каждый автор волен избирать любой строй и порядок организации научных материалов, чтобы получить внешнее расположение их и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла. Традиционно сложилась определенная композиционная структура диссертационного произведения, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение.

6. Библиографический список.

7. Приложения.

8. Вспомогательные указатели.

Структурированность диссертационной работы ведет к упорядочиванию и четкой логической последовательности изложенной информации.

Актуальность проблемы и ее недостаточная изученность определяют цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в попытке решения проблемы. Задачи диссертации − это сложные вопросы, которые решаются для достижения поставленной цели. В зависимости от объема и сложности задач решению каждой задачи в диссертации отводится отдельная глава или параграф.

Постановка цели исследования предполагает определение объекта и предмета исследования.

Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект должен всегда находиться в области данной науки или процесса и не выходить за их пределы.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Предмет исследования – та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой диссертант познает целостный объект, выделяя при этом главные и наиболее существенные (с точки зрения выбранного направления исследования) признаки объекта.

Методологическая основа исследования может быть представлена через характеристику основных подходов, использованных автором в исследовании, и раскрытие методологического потенциала ряда основных, фундаментальных работ, на которые диссертант опирается в своем научном поиске. Это могут быть системный, комплексный, структурно-функциональный, социокультурный, деятельностный, целостный и др. подходы.

Системный подход – это системно-структурный анализ, который требует, чтобы упор делался на анализ внутренних связей объекта, чтобы он рассматривался как целостное образование, состоящее из элементов, теснейшим образом взаимосвязанных между собой и трансформирующихся друг в друга в процессе взаимодействия.

Комплексный подход – междисциплинарное изучение объекта в тесном взаимодействии с представителями самых разнообразных наук и научных направлений.

Целостный подход – несводимость целого к простой сумме частей.

Методологические основы исследования формулируются примерно так: «исследование опиралось на концепцию...», «методологической базой исследования послужили работы...», «методологической основой исследования является...» и т. п.

Заключение должно содержать:

‒ краткие выводы по результатам выполненных исследований или отдельных их этапов;

‒ оценку полноты решений поставленных задач;

‒ разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов научно-исследовательских работ;

‒ оценку технико-экономической и экологической эффективности использования разработок диссертанта в народном хозяйстве. Если определение технико-экономической эффективности невозможно, следует указать народнохозяйственную, научную, социальную значимость диссертации;

‒ оценку научно-технического уровня выполненных научно- исследовательских работ в сравнении с лучшими достижениями в данной области.

Содержание заключения не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения диссертационного исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только научная новизна исследования и теоретическая значимость, но и практическая ценность.

В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Таким образом, заключительная часть диссертации представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т. е. формулирование того нового, что внесено его автором в изучение и решение проблемы.

Апробация – слово латинского происхождения, дословно означает «одобрение, утверждение, установление качеств». В современном понимании апробация – это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов исследования.

Официальная апробация может проходить в форме докладов, обсуждений, дискуссий, устного или письменного рецензирования работы. В роли судей, критиков и оппонентов выступают компетентные ученые и практики, научные и педагогические коллективы и аудитории.

Неофициальная апробация может проходить в форме бесед и споров со специалистами и коллегами.

13.3. Основные требования к автореферату диссертации

 

Автореферат диссертации представляет собой краткое авторское изложение основного замысла, содержания, результатов диссертационной работы, оформленное на правах рукописи. В автореферате:

▪ обосновывается актуальность темы, степень её научной разработанности;

▪ указываются цель, задачи, объект и предмет исследования;

▪ излагаются основные идеи и выводы;

▪ показывается вклад автора в проведенное исследование;

▪ описывается методологическая база исследования;

▪ характеризуется степень новизны, теоретическая и практическая значимость диссертации.

Объём автореферата кандидатской диссертации составляет до одного условного печатного листа, докторской – до двух.

Автореферат диссертации – это документ, в котором кратко излагается ее основное содержание, главные идеи и выводы, показаны вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследования.

Автореферат диссертации имеет статус юридического документа и без него диссертация не может быть допущена к защите. Только после получения разрешения на издание автореферата соискатель получает право на защиту диссертации.

При подготовке автореферата стоит обдумать каждую фразу, имея в виду, что круг лиц, читающих автореферат, будет в несколько десятков раз больше читателей диссертации, поскольку просмотр диссертации будет весьма затруднен в связи с минимальным количеством ее копий и накладываемыми ограничениями. Посему ограниченный объем автореферата призван вместить самые необходимые сведения о работе и дать полное представление о ней; при этом он должен отвечать всем предъявляемым к научной работе требованиям. В автореферате не должно быть излишних подробностей, а также информации, которой нет в диссертации.

Обоснование новизны – право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных результатов и проведенного исследования в целом.

Основным признаком критерия новизны является наличие в результатах научной деятельности новых научных знаний (новой научной информации), которые могут характеризоваться значениями в пределах от уже известного до абсолютной новизны. Высшая степень новизны (абсолютная новизна, принципиально новая научная информация) соответствует в фундаментальных исследованиях открытиям, подтвержденным общественным признанием в форме экспертных заключений высококвалифицированных ученых в соответствующих областях знаний, а в прикладных исследованиях – изобретениям, промышленным образцам, полезным моделям, товарным знакам, сортам растений и другим объектам, на которые получены патенты. Все остальные степени (уровни) новизны определяются путем соотнесения полученных значений с абсолютной новизной и выражаются с помощью конкретных систем показателей.

Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.

Раздел «Новизна исследования» чаще всего делается в формулировках: разработаны, раскрыты, обоснованы, определены, установлены и т. п

Научной новизной является только то, что установлено впервые. При этом новизна научного положения должна быть доказана, т. е. теоретически обоснована, а также подтверждена практически и экспериментально. Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и практически оценены по сравнению с известными решениями.

В формулировке новизны диссертационного исследования должны быть отражены наиболее значимые результаты, достигнутые в данном конкретном исследовании, отличие их от результатов предшественников. Научная новизна диссертации проявляется в наличии теоретических положений, выводов, которые впервые сформулированы и убедительно обоснованы, в раскрытии ранее недостаточно исследованных вопросов.

В разделе «На защиту выносятся»:

‒ описывается, что диссертант защищает, что является предметом исследования;

‒ фактически формулируются основные выводы диссертационной работы, выраженные в форме некоторой совокупности трех-пяти определенных утверждений;

‒ формулируются и перечисляются созданные диссертантом конструкции, когда на защиту выносятся принципы, требования, обоснования, условия осуществления или содержание чего-либо, модель, схема, методологические приемы, средства осуществления, критерии, эффективность и т. п.

Раздел «Теоретическая значимость» нельзя называть «Новизна и теоретическая значимость исследования», поскольку это разные аспекты. Образно говоря, в разделе «новизна» должно говориться о том, какой научный «кирпичик» создан диссертантом, а в разделе «Теоретическая значимость» – в какую часть, в какое место «научного здания» он кладется.

Практическая значимость диссертации во многом определяется характером выполняемого исследования. Диссертации теоре­тического и методологического характера обладают более опосредо­ванной практической значимостью, чем работы методического или прикладного характера.

Если диссертация будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявиться в апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений, в использовании результатов исследования при подготовке новых нормативных и методических документов.

Если диссертация будет носить методический характер, то ее практическая значимость может проявиться в наличии научно обоснованных и апробированных в ходе экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования экономического или социального развития страны. Формы внедрения научных результатов методического характера могут быть: предложения по совершенствованию систем социально-экономического, политического, юридического регулирования и т. д.; рекомендации по совершенствованию экономического механизма, управления социальными процессами и т. д.

В структурном отношении автореферат диссертации состоит из общей характеристики работы, ее краткого содержания, выводов, списка опубликованных автором работ по теме исследования и аннотаций на украинском, русском и английском языках.

Здесь также указывается объем диссертации в страницах, количество иллюстраций, таблиц и приложений, количество библиографических источников в списке литературы.

В следующем разделе «Основное содержание работы» кратко излагается содержание основной части диссертации. Данный раздел призван дать достаточно полное представление о содержании всех глав диссертации.

В разделе «Выводы» должна содержаться краткая, но вместе с тем исчерпывающая информация об итогах и выводах диссертационного исследования. При этом необходимо указать на то, что поставленные в диссертации цели в результате исследования были достигнуты.

В подразделе «Публикации» следует привести список опубликованных соискателем трудов по теме исследования. Опубликованные труды должны приводиться в следующем порядке: монографии, брошюры, статьи в научных изданиях, авторские свидетельства, патенты, препринты, депонированные и аннотированные в научных изданиях статьи, тезисы докладов.

На последних страницах автореферата приводят аннотации на украинском, русском и английском языках. Одна из аннотаций – на английском или русском (по выбору диссертанта) должна быть развернутой – объемом до двух страниц (до 5000 знаков), а две другие должны быть идентичными по смыслу и более короткими – до 1200 знаков.

Авторефераты диссертаций, защищаемых в Украине, всегда издаются на украинском языке. Объем автореферата кандидатской диссертации (без обложки и аннотаций) должен быть в пределах 0,7–0,9 авторских листов (28–36 тысяч знаков, с учетом обложки – до 40000).

 

Семинар № 13. «Диссертация как научное исследование»

План

1. Специфичность диссертационного исследования.

2. Этапы и основные процедуры защиты диссертации.

3. Основные требования к автореферату диссертации

 

Темы рефератов

1. Постановка проблемы. Работа с литературой.

2. Актуальность, цель и задачи научного исследования.

3. Организация научного поиска.

4. Объект и предмет научного исследования.

5. Научная проблема: построение, оценка и обоснование.

6. Автореферат диссертации: содержание и форма.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое Специализированный ученый совет? Кто входит в состав Специализированного совета?

2. Какова цель кандидатского минимума?

3. Что является объектом, а что – предметом диссертационного исследования?

4. Что должно быть отражено во введении диссертации.

5. Что такое «научная проблема» Как необходимо обосновывать ее актуальность?

6. Чем магистерская диссертация отличается от кандидатской? Каковы ее особенности?

7. Какие разделы включает автореферат диссертации? Как Вы понимаете оценку, которую обычно дает оппонент: «Автореферат идентичен тексту диссертации»?

8. В чем состоит теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования?

Проблемные задания

1. Дайте характеристику основных видов изложения результатов исследования (научный отчет (сообщение), статья, рецензия, методические рекомендации, диссертация, монография, книга, брошюра и др.). Обоснуйте специфичность диссертационного исследования.

2. Обоснуйте специфичность диссертации по форме и по содержанию. Докажите, что содержание диссертации характеризуют оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений.

3. Сформулируйте научную проблему своей диссертации. Постройте проблему, оцените ее и обоснуйте. Докажите, что Вы учитываете при этом два основных фактора: 1) полная согласованность с определением предмета исследования диссертационной работы; 2) согласованность с характером результатов диссертации. Почему это является необходимым?

4. Объясните логику построения вводной части диссертации. Почему сначала нужно обосновать актуальность проблемы, а потом – цель и задачи исследования? Почему определение объекта и предмета исследования идет после постановки цели? Как соотносятся объект и предмет исследования?

5. Охарактеризуйте методологическую основу исследования через описание основных подходов, использованных Вами в исследовании, и раскрытие методологического потенциала ряда основных, фундаментальных работ, на которые Вы опираетесь в своем научном поиске.

6. Обоснуйте новизну своего научного исследования. В каких случаях возможно употребление термина «впервые»? Покажите, действительно ли новизна научного положения Вами доказана, т. е. теоретически обоснована, а также подтверждена практически и экспериментально.

7. Продолжите перечень тех моментов, которые должны отражаться в автореферате:

а) обосновывается актуальность темы, степень её научной разработанности;

б) описывается методологическая база исследования;

в) …

Задания для самостоятельной работы

1. Работа с «Бюллетенями ВАК»: поиск ответов на проблемные вопросы по подготовке диссертационного исследования к защите. Сформулируйте три проблемных вопроса и найдите разъяснение. Проконсультируйте своих коллег в группе.

2. Составьте алгоритм подготовки к защите диссертации. Выделите основные этапы. Опишите возможные риски.

3. Подготовьте автореферат своей магистерской работы.

4. Подготовьте эссе-рефлексивное сочинения по проблеме «Мотивация моей научно-исследовательской работы» (домашнее задание).

 

Модульный контроль 4.

«Методология и организация научно-исследовательской деятельности».

Вариант 1.

1. Дайте определение науки.

2. Какие проблемы науки относятся к методологическим?

3. Выделите основные критерии истинности научных знаний.

4. Почему интерпретируемость является принципом построения теории?

5. Почему аргументация шире логического доказательства?

6. Что включает в себя риторический аспект аргументации?

7. Какие существуют подходы к ведению дискуссии?

8. В чем сущность демагогического подхода к ведению дискуссии?

9. Какие существуют некорректные (нелояльные) способы ведения дискуссии?

10. Какие особенности имеет магистерская диссертация?

11. В чем состоит специфичность диссертации по содержанию?

12. Что включает в себя автореферат диссертационного исследования?

13. Что такое научная проблема?

14. Что такое методологическая основа исследования?

 

Вариант 2.

1. Обоснуйте, что наука является социальным институтом.

2. Что включает в себя содержательная методология?

3. Назовите основные принципы построения научной теории.

4. Почему объективность является принципом построения теории?

5. Назовите основные аспекты аргументации.

6. Охарактеризуйте этический аспект аргументации.

7. В чем сущность прагматического подхода к ведению дискуссии?

8. Назовите условия плодотворности дискуссии.

9. Что представляет собой магистерская диссертация?

10. Что такое кандидатский минимум?

11. Каковы критерии эффективности диссертации?

12. Как оценить научную проблему?

13. Что включается в раздел «Научная новизна исследования»?

14. В чем состоит практическая значимость диссертационной работы?

 

Вариант 3.

1. Какие функции выполняет наука?

2. Что такое методология?

3. Сформулируйте основные требования логики научного исследования.

4. Почему полнота и адекватность описания является принципом построения теории?

5. Что такое аргументация?

6. Охарактеризуйте логический аспект аргументации.

7. В чем сущность софистского подхода к ведению дискуссии?

8. Охарактеризуйте магистерскую работу как разновидность диссертационного исследования.

9. Какова цель кандидатского минимума?

10. От чего зависит эффективность структуры диссертации?

11. Чем объект диссертационного исследования отличается от предмета?

12. Какова процедура обоснования проблемы?

13. Как обосновывается новизна исследования?

14. В



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.153 с.)