Основные принципы педагогического исследования



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы педагогического исследования



Методология педагогики представляет собой общие принципиальные исходные положения, выступающие основой исследования любой педагогической проблемы.

Эмпирический уровень научного исследования в педагогике – это чаще всего получение конкретных, отдельных фактов, примеров, описание определенных педагогических ситуаций, конкретного опыта работы учреждений образования, субъектов учебно-воспитательного процесса.

Теоретический уровень исследования характеризуется такими признаками:

– явление изучается преимущественно во взаимосвязи его элементов и сторон;

– любое теоретической знание по своей сути излагают системно, поскольку при этом демонстрируется движение от одностороннего знания ко все более многоаспектному знанию;

– на основе первичных обобщений строят абстракции высшего порядка (модели и концептуальные идеи).

В методологии педагогических исследований важное место занимает исходный элемент, своеобразная «клеточка» учебно-воспитательного процесса. В педагогических исследованиях таким элементом выступает педагогическая ситуация как структурная единица учебно-воспитательного процесса, отражающая все его компоненты.

Педагогическая ситуация представляет собой совокупность обстоятельств и условий реального учебно-воспитательного процесса, в которых взаимодействуют его основные субъекты. В педагогической ситуации можно выделить два звена: педагогическое влияние и реакцию на него. В результате возникают педагогические отношения – основной объект изучения явлений педагогической действительности.

Педагогическое явление – это часть объективно существующей педагогической действительности в виде единства основных субъектов учебно-воспитательного процесса, его средств и соответствующей среды.

В педагогическом исследовании выявить сущность воспитательных явлений, понять их движущие силы, динамику развития и т. п. означает, прежде всего, изучить педагогические отношений, которые и являются ядром педагогической ситуации. Понять педагогическое явление можно только в том случае, если фиксировать конкретных участников учебно-воспитательного процесса, по ним определять сущность педагогических отношений, потом описать сами отношения и выделить в них главное, и в результате – дать описание сущности педагогической ситуации, описав условия ее разворачивания.

В ходе решения педагогических проблем исследователи обращаются к реализации стратегии системного подхода как комплексного метода изучения объекта на основе избранного принципа. Системный подход в педагогическом исследовании предполагает соблюдение следующих условий:

▪ выявление всех элементов исследуемого педагогического процесса или явления;

▪ изучение связей, зависимостей каждого элемента от всех других, и на этой основе выявление основных элементов с ведущими связями и отношениями;

▪ построение модели, которая характеризуется тремя параметрами: организованностью, целостностью и иерархичностью;

▪ раскрытие зависимости установленной системы от внешних условий, поскольку только в таком случае система будет функционировать;

▪ описание конкретного элемента в неразрывном единстве со всей системой, с описанием его общих и специфических функций внутри целостности;

▪ свойства исследуемого процесса, явления вытекают не только из обобщения его элементов, но и из особенностей системы в целом, самой ее структуры.

Основные правила педагогических исследований отражаются в совокупности принципов, то есть в главных положениях, которые определяют и подход к проблеме, и методику получения эмпирических и научных фактов, и их анализ.

К принципам педагогического исследования относятся следующие:

принцип целостного изучения педагогического явления или процесса: установление связи исследуемого феномена с сущностными силами личности (направленностью, принципиальностью, возрастными и половыми особенностями, уровнем развития, убеждениями), показ разнообразия внешних влияний на формирование качеств личности, раскрытие механизма исследуемого явления, этапов развития, условий и факторов, от которых это развитие зависит. Постановка конкретных задач воспитания и обучения недопустима, если одновременно не будет исследовано место этого феномена в целостном процессе формирования личности и выделена роль той или иной составляющей учебно-воспитательной работы в общей системе обучения и воспитания;

принцип комплексного использования методов исследования в период изучения проблем педагогики: многоцелевые установки во время изучения педагогических явлений, что отражается в выдвижении нескольких исследовательских задач (изучение сущности и структуры явления, движущих сил, внутренних факторов, внешних условий, путей и способов педагогического руководства процессом; учет всех внешних влияний и устранение случайных; многоразовая проверка и уточнение фактов с помощью разных методов; философский, логический и психолого-педагогический анализ полученных результатов);

принцип объективности: проверка каждого факта несколькими взаимодополняющими и взаимокорегирующими методами изучения субъектов учебно-воспитательного процесса, фиксация всех проявлений (и позитивных, и негативных) качеств и свойств личности, сопоставление полученных данных с результатами других исследователей, сравнение оценок всех участников учебно-воспитательного процесса, постоянный самоконтроль исследователя за собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями;

принцип единства обучения и воспитания личности, поскольку важно не только изучать субъектов учебно-воспитательного процесса, но и позитивно влиять на них, способствовать их самоусовершенствованию;

принцип одновременного изучения коллектива и личности, так как сущность личности лучше раскрывается во взаимодействиях с окружением, в коллективной деятельности;

принцип изучения явления в изменении, развитии, ведь сущность исследуемого явления, процесса можно понять только во взаимосвязи с другими явлениями, в ходе развития и с учетом противоречий;

принцип историзма, означающий формулирование опорных позиций исследователя при проведении экспериментальной работы. В ходе исторического анализа особенностей развития педагогической идеи необходимо выявлять социальные факторы появления такой педагогической идеи, объяснить причины выбора предыдущими исследователями именно такого подхода, показать влияние педагогической практики на изменение и развитие взглядов, раскрыть сущность явления с позиции педагогического наследия, обобщить все накопленное наукой к этому моменту;

принцип соединения научной смелости с предусмотрительностью: поиск кардинального решения проблемы, смена устаревших технологий инновационными, поиск собственного объяснения известных явлений с последующим согласованием с авторитетными учеными, смелость и оправданный риск, отстаивание своих позиций с учетом мнений других исследователей, проведение «диагностических срезов» во время экспериментальной работы.

принцип глубинного рассмотрения исследуемой проблемы, для чего явление следует изучать «слоями»: сначала то, что лежит на поверхности и очевидно для всех; потом то, что скрыто от взглядов, но проявляется в действиях, словах; в конце концов необходимо анализировать то, что скрыто от всех, но понятно вам;

принцип педагогической эффективности, ориентирующий исследователя на позитивную цель, на актуальную проблему, на экономический эффект. Подводя итоги исследования, необходимо давать практические, методические рекомендации по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Все принципы педагогического исследования выдвигают определенные требования к деятельности исследователя, они тесно связаны друг с другом и с личностью самого педагога.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.01 с.)