Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Морально-психологическая атмосфера
В педагогическом коллективе 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента Кардинальное изменение целенаправленности высшей школы Украины в условиях глобальных трансформаций осуществляется в ходе гуманизации образовательно-воспитательной системы. Среди главных направлений гуманизации сферы образования следует выделить следующие: ▪ это не столько подготовка квалифицированной рабочей силы для удовлетворения потребностей экономического развития, сколько создание всесторонних условий для удовлетворения потребностей человека в самоусовершенствовании, в постоянном повышении уровня своих знаний и культуры; ▪ воспитание человека демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и свобод, с уважением относится к традициям культуры, вероисповедания и языкам общения народов мира; ▪ развитие современного мировоззрения, творческих способностей и навыков самостоятельного научного познания, самообразования и самореализации личности; ▪ подготовка квалифицированных кадров, способных к творческому труду, профессиональному развитию, освоению и внедрению наукоемких и информационных технологий, конкурентоспособных на рынке труда; ▪ осознание необходимости и возможности преодоления обезличивания, неуважения субъектов учебного процесса; предостережение от узкоутилитарной концепции образования, его направленность на личность как на цель образования, а не как на экономический фактор; ▪ диверсификация высшего образования, его гибкость, способность предвидеть; ▪ расширение границ образования с целью органического вхождения в систему непрерывного образования для всех; ▪ акцентирование миссии высшего образования, демократизация доступа к нему, автономия и демократические свободы; ▪ научно-исследовательские, образовательные и воспитательные задания, этическая, культурная и критическая функции; ▪ связи и взаимодействия с обществом и его основными институтами; ▪ управление образованием и его финансирование; ▪ создание для граждан равных возможностей в получении образования, развитие системы непрерывного образования и обучения на протяжении всей жизни; ▪ обеспечение образовательных потребностей национальных меньшинств;
▪ интеграция отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство; ▪ разнообразие типов учебных заведений, вариативность учебных программ; ▪ индивидуализация обучения и воспитания; ▪ улучшение качества образовательных услуг. В ходе трансформации образовательных отношений существенно меняются отношения студентов и преподавателей. Традиционно центральным, организационным и регулятивно-контрольным началом педагогического процесса выступает педагогическая власть. Это инструмент педагогического управления, выражающегося в побуждении к целенаправленному действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Это действие производят обе стороны этого отношения, одна – побуждающая к действию, другая – производящая его. Иногда обе стороны – субъект и объект власти – совмещаются в одном лице («Учитесь властвовать собой»). Этот тип интериоризованной власти имеет большое положительное значение для становления и развития саморегулирующихся и самоуправляющихся, самоорганизующихся личностей и коллективов (самодисциплина, самостоятельность, самодеятельность, самоуправление и т. п.) Педагогическая власть выступает как элемент или фактор, сущность педагогических связей, объединяющих людей воспитывающих с людьми воспитуемыми. Традиционно во всех своих «полях власти» (личность самого человека, семья, школьный коллектив, образовательное учреждение, система образования и т. д.) педагогическая власть наделена единым принципом деятельности – командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, просьба, убеждение и т. д.). Педагогическая власть выражается в законах, нормах, правилах, запретах, рекомендациях, предписаниях, инструкциях, волевых и эмоциональных воздействиях. Она может существовать в двух формах: потенциальной и реальной. Педагогическая власть обладает авторитетом, в ней заложен ожидаемый результат образования, воспитания, обучения. Власть как система функций складывается из: ‒ проектирования деятельности;
‒ анализа конкретной ситуации; ‒ определения стратегии и частных тактических задач; ‒ профилактики отклоняющегося от норм поведения; ‒ надзора и пресечения; ‒ присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (волевыми и интеллектуальными, верой и доверием, поддержкой сторонников и т. д.), распределения этих ресурсов – мер доверия, соглашения и т. д. Педагогическая власть разделяется на две формы: 1) легализованные, официальные, формализованные (власть учителя, директора, воспитателя, министра и т. п.); 2) нелегализованные, неформальные, неофициальные (например, власть вожака в группе подростков, неформального лидера в коллективе и т. п.). В современной высшей школе развивается педагогика партнерства, складываются субъект-субъектные (S – S) отношения между студентами и преподавателями, всеми участниками образовательного процесса. Субъект-субъектное взаимодействие ставит следующие цели: ▪ развитие творческого потенциала студентов в процессе сотрудничества; ▪ развитие творческого потенциала студентов в результате требовательности преподавателей; ▪ самореализацию и самовыражение субъектов в учебно-воспитательном процессе; ▪ усовершенствование техники общения. Диалог между студентом и преподавателем, инициируемый студентом, – это партнерское взаимодействие, взаимопонимание, обмен взглядами, идеями, позициями и пр. Он возникает при определенных условиях, не сразу, постепенно. Появлению диалога предшествует ориентация студента в преподавателе, его личностных и профессиональных качествах, проявлениях. В результате студенты формируют (с той или иной степенью осознания) модели взаимодействия. В них преподавателю предлагаются разные роли, разная активность, различные механизмы взаимодействия, отражающие и меру понимания, и меру доверия, и меру интереса, ценности, необходимости, проявляемые к нему со стороны студентов. Охарактеризуем основные особенности моделей взаимодействия студентов и преподавателей, формирующиеся на обобщенных ориентирах и направленные на: – личность преподавателя; – получение знаний; – взаимопонимание с преподавателем; – взаимодействие с ним как с наставником, другом; – индивидуальное общение с преподавателем. Строя свои отношения с педагогом, студент, прежде всего, наблюдает и анализирует его личностные особенности и проявления, оценивает знания и профессиональные качества. Ключ к взаимопониманию студенты видят в двух моментах: в умении педагога заинтересовать, во-первых, своим предметом и, во-вторых, своими личностными качествами. Таким образом, общение, диалог, инициируемые студентом, все шире внедряются в образовательный процесс. В первую очередь, типы организации социальных отношений раскрывают характер общения и способы взаимодействия, сложившиеся в процессе обучения между учителем и учениками. В педагогической традиции сформировались следующие типы социально-дидактических отношений: ♦ Первый тип – «учитель – ученик», на протяжении столетий был ведущей дидактической моделью организации обучения. Эта модель основывалась на непосредственном контакте между учителем и учеником. «Прототипом» такого педагогического взаимодействия являются отношения между матерью и ребенком. Дидактический тип «учитель–ученик» на практике представлен различными формами и методами обучения, в которых актуализируются отношения между:
‒ ментором и учеником; ‒ домашним учителем и учеником; ‒ мастером и учеником в различных сферах профессионального обучения; ‒ индивидуальным преподаванием больному ребенку, обучением в контексте восстановительно-педагогических, коррекционных и медицинских программ. В современных условиях данная модель проявляется во множестве форм и вариантов: это индивидуально-дидактический контакт учителя с учеником, акты стимулирования к творчеству и самостоятельности, индивидуальные обсуждения учебных проблем и консультации. Общим для них является доминирование парных педагогических взаимоотношений. ♦ Второй тип – «преподаватель – аудитория» – это диалогическая форма обращения к большому количеству людей с целью наставления, агитации, мобилизации, просвещения (в контексте политической, идеологической, религиозной, педагогической направленности). Основными формами общения с большой аудиторией («фронтальное общение») являются выступление, проповедь, доклад, лекция. При таком типе важную роль играет момент рациональной и «экономической» подачи материала и новой информации. Этот тип аудиторного обучения характерен для высшей школы. ♦ Для третьего типа – «учитель – группа», характерна непосредственная коммуникация между обучающими и группой обучаемых. При этом возможно многостороннее переплетение коммуникативных и действенных взаимоотношений с ярко выраженными чертами кооперации. ♦ Четвертый тип – «учитель – средства обучения – ученик» характерен для дистанционного обучения (с помощью компьютера и других технических средств), при опосредованном общении учителя с учеником. Основными этапами развития отношений между преподавателем и студентом являются следующие: І – осознание собственной субъектности (активизация мотивационных факторов самоопределения в совместной работе); ІІ – принятие субъективности Другого (развитие интереса к личности Другого, осознание его самоценности); ІІІ – сотворчество (развитие интереса и позитивного отношения к самому себе; формирование личностной, эмоциональной включенности; развитие эмоционального контакта, рефлексивных способностей; познавательная самостоятельность).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.01 с.) |