![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Педагогические инновации
как фактор повышения качества образования
5.1. Качество образовательной деятельности
В условиях формирования информационного общества, в ходе глобальных социальных трансформаций в начале ХХІ века четко определились основные приоритеты в сфере стратегических целей: √ увеличение финансовых, материальных и интеллектуальных вложений в систему образования; √ задача социального преобразования и гуманизации сферы просвещения и образования; √ обеспечение быстрого роста численности специалистов по новым направлениям развития науки и техники. Соответственно, в сфере структурной перестройки системы высшего образования основные направления изменений можно определить следующим образом: • значительное повышение потенциала системы высшего образования с применением новых технологий; • перестройка системы высшего профессионального образования на основе включения в международное разделение труда с использованием новейших технологий; • университизация и диверсификация высшего профессионального образования. Особый акцент при этом ставится на повышение качества высшего образования, то есть на формирование такой совокупность качеств личности с высшим образованием, которая отражает ее профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность. Именно благодаря этой совокупности качеств у специалиста появляется способность удовлетворять как собственные материальные и духовные потребности, так и потребности общества. Проблема качества образования связана с переходом высшей школы от квалификации к компетенции, с исследованием уровней профессиональной деятельности и созданием условий для формирования необходимых специалисту умений и навыков. Уровни профессиональной деятельности: √ стереотипный (уровень использования) – умение использовать налаженную систему во время выполнения конкретных задач деятельности, а также знание о предназначении объекта и его основных характеристиках, свойствах; √ операторский – умение готовить (налаживать) систему и управлять ею во время выполнения конкретных задач деятельности и знания принципа (основных особенностей) построения и принципа действия системы на структурно-функциональном уровне;
√ эксплуатационный – умение во время выполнения конкретных задач деятельности тестировать и анализировать работу системы с целью выявления и устранения неполадок и знания методов анализа функционирования системы и методов поиска и устранения повреждений; √ технологический – умение во время выполнения конкретных задач деятельности осуществлять разработку систем, отвечающих заданным характеристикам, а также знание методов синтеза и технологий разработки систем и способов их моделирования; √ исследовательский – умение проводить исследования систем с целью проверки их соответствия заданным свойствам, умение выбирать из множества систему, которая позволяет наиболее эффективно решать задачи деятельности, знание методики исследования систем и методов оценки эффективности их использования. Управление качеством высшего образования предполагает: √ учет достижений научно-технического прогресса и международных стандартов; √ ориентация на потребителя, т. к. жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы управления качеством; √ постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов наблюдений за изменениями внешней среды; √ ориентация на потребителя; √ учет ситуации на рынке образовательных услуг; √ учет ситуации на рынке труда; √ лидерство руководителя; √ вовлечение профессорско-преподавательского состава и сотрудников; √ обоснованное принятие управленческих решений; √ постоянное улучшение деятельности учебного учреждения. Показатели качества образования: – качество преподавательского состава; – состояние материально-технической базы учебного заведения; – мотивация преподавательского состава; – качество учебных программ; – качество студентов; – качество инфраструктуры; – качество знаний; – инновационная активность руководства; – внедрение процессных инноваций; – востребованность выпускников; – конкурентоспособность выпускников на рынке труда; – достижения выпускников.
Среди основных составляющих качества высшего образования обычно выделяют следующие: √ качество профессорско-преподавательского состава; √ качество учебных программ, применяемых методик; √ качество инфраструктуры, материально-технической базы; √ качество студентов, их конкурентоспособность на рынке труда. Качество преподавателя определяется следующими характеристиками: ▪ уровень компетентности – знания и опыт в определенной области науки и практики; ▪ потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью; ▪ наблюдательность – способность подмечать существенные, характерные особенности учеников; ▪ способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой; ▪ известность; ▪ научно-исследовательская активность; ▪ наличие научной школы. Качество студента включает следующие характеристики: – знания, полученные ранее по профильным для обучающегося учебным дисциплинам; – знание компьютера; – владение иностранным языком; – желание учиться; – интеллект; – духовность; – одаренность; – память; – дисциплинированность; – настойчивость; – работоспособность; – наблюдательность; – планирование карьеры. Качество образования – понятие многомерное. Оно определяется степенью удовлетворенности потребителей выполнением их требований. Качество образования – это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения уровня жизни. Для понимания специфики качества в образовательной сфере важное значение имеет процессный подход, который означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие. Стержневой задачей при этом является ориентация на современные информационные технологии, использование достижений теории и практики менеджмента в управлении качеством. Для профессионального образования важна ориентация выпускника на выполнение следующих производственных функций: – проектно-конструкторская; – организационная; – планирования; – управленческая; – исполнительская (технологическая, операторская); – техническая. Для выполнения этих функций выпускник высшего учебного заведения должен получить соответствующую квалификацию, то есть способность сотрудника выполнять конкретные задачи и обязанности в рамках определенного вида деятельности. Выделяются два основных параметра квалификации: 1) уровень профессиональной деятельности, который определяется сложностью и объемом заданий и обязанностей работника; 2) образовательно-квалификационный уровень, который должен отвечать уровню профессиональной деятельности. Необходимый объем и уровень знаний, а также опыт определенного вида деятельности обозначается термином «компетентность», формирование которой является приоритетной задачей высшей школы. Систему профессионально обусловленных компонентов личности специалиста можно представить следующим образом: І. Профессиональная направленность основывается на склонностях, интересах, мотивах, ожиданиях студента и позволяет развивать его социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех и профессиональный рост, социальную ответственность и др.
ІІ. Профессиональная компетентность базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в ходе образования и воспитания. Она включает в себя социально-правовую и экономическую компетентность, а также специальную и персональную, то есть выходящую за рамки одной профессии. ІІІ. К профессионально важным качествам специалиста относятся внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль и самостоятельность. В учебно-воспитательном процессе на их основе формируются профессиональная самостоятельность, социально-профессиональный интеллект, способность к планированию технологических процессов, диагностические способности, профессиональная мобильность, самоконтроль и др. ІV. Такие профессионально значимые психо-физиологические свойства, как энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительная координация, реактивность и др. позволяют развивать обобщенные профессиональные способности: координация действий, быстрота реакции, глазомер, ручная сноровка, выносливость, стрессоустойчивость и т. п.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.112.20 (0.017 с.) |