Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Педагогические инновацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
как фактор повышения качества образования
5.1. Качество образовательной деятельности
В условиях формирования информационного общества, в ходе глобальных социальных трансформаций в начале ХХІ века четко определились основные приоритеты в сфере стратегических целей: √ увеличение финансовых, материальных и интеллектуальных вложений в систему образования; √ задача социального преобразования и гуманизации сферы просвещения и образования; √ обеспечение быстрого роста численности специалистов по новым направлениям развития науки и техники. Соответственно, в сфере структурной перестройки системы высшего образования основные направления изменений можно определить следующим образом: • значительное повышение потенциала системы высшего образования с применением новых технологий; • перестройка системы высшего профессионального образования на основе включения в международное разделение труда с использованием новейших технологий; • университизация и диверсификация высшего профессионального образования. Особый акцент при этом ставится на повышение качества высшего образования, то есть на формирование такой совокупность качеств личности с высшим образованием, которая отражает ее профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность. Именно благодаря этой совокупности качеств у специалиста появляется способность удовлетворять как собственные материальные и духовные потребности, так и потребности общества. Проблема качества образования связана с переходом высшей школы от квалификации к компетенции, с исследованием уровней профессиональной деятельности и созданием условий для формирования необходимых специалисту умений и навыков. Уровни профессиональной деятельности: √ стереотипный (уровень использования) – умение использовать налаженную систему во время выполнения конкретных задач деятельности, а также знание о предназначении объекта и его основных характеристиках, свойствах; √ операторский – умение готовить (налаживать) систему и управлять ею во время выполнения конкретных задач деятельности и знания принципа (основных особенностей) построения и принципа действия системы на структурно-функциональном уровне; √ эксплуатационный – умение во время выполнения конкретных задач деятельности тестировать и анализировать работу системы с целью выявления и устранения неполадок и знания методов анализа функционирования системы и методов поиска и устранения повреждений; √ технологический – умение во время выполнения конкретных задач деятельности осуществлять разработку систем, отвечающих заданным характеристикам, а также знание методов синтеза и технологий разработки систем и способов их моделирования; √ исследовательский – умение проводить исследования систем с целью проверки их соответствия заданным свойствам, умение выбирать из множества систему, которая позволяет наиболее эффективно решать задачи деятельности, знание методики исследования систем и методов оценки эффективности их использования. Управление качеством высшего образования предполагает: √ учет достижений научно-технического прогресса и международных стандартов; √ ориентация на потребителя, т. к. жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы управления качеством; √ постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов наблюдений за изменениями внешней среды; √ ориентация на потребителя; √ учет ситуации на рынке образовательных услуг; √ учет ситуации на рынке труда; √ лидерство руководителя; √ вовлечение профессорско-преподавательского состава и сотрудников; √ обоснованное принятие управленческих решений; √ постоянное улучшение деятельности учебного учреждения. Показатели качества образования: – качество преподавательского состава; – состояние материально-технической базы учебного заведения; – мотивация преподавательского состава; – качество учебных программ; – качество студентов; – качество инфраструктуры; – качество знаний; – инновационная активность руководства; – внедрение процессных инноваций; – востребованность выпускников; – конкурентоспособность выпускников на рынке труда; – достижения выпускников. Среди основных составляющих качества высшего образования обычно выделяют следующие: √ качество профессорско-преподавательского состава; √ качество учебных программ, применяемых методик; √ качество инфраструктуры, материально-технической базы; √ качество студентов, их конкурентоспособность на рынке труда. Качество преподавателя определяется следующими характеристиками: ▪ уровень компетентности – знания и опыт в определенной области науки и практики; ▪ потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью; ▪ наблюдательность – способность подмечать существенные, характерные особенности учеников; ▪ способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой; ▪ известность; ▪ научно-исследовательская активность; ▪ наличие научной школы. Качество студента включает следующие характеристики: – знания, полученные ранее по профильным для обучающегося учебным дисциплинам; – знание компьютера; – владение иностранным языком; – желание учиться; – интеллект; – духовность; – одаренность; – память; – дисциплинированность; – настойчивость; – работоспособность; – наблюдательность; – планирование карьеры. Качество образования – понятие многомерное. Оно определяется степенью удовлетворенности потребителей выполнением их требований. Качество образования – это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения уровня жизни. Для понимания специфики качества в образовательной сфере важное значение имеет процессный подход, который означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие. Стержневой задачей при этом является ориентация на современные информационные технологии, использование достижений теории и практики менеджмента в управлении качеством. Для профессионального образования важна ориентация выпускника на выполнение следующих производственных функций: – проектно-конструкторская; – организационная; – планирования; – управленческая; – исполнительская (технологическая, операторская); – техническая. Для выполнения этих функций выпускник высшего учебного заведения должен получить соответствующую квалификацию, то есть способность сотрудника выполнять конкретные задачи и обязанности в рамках определенного вида деятельности. Выделяются два основных параметра квалификации: 1) уровень профессиональной деятельности, который определяется сложностью и объемом заданий и обязанностей работника; 2) образовательно-квалификационный уровень, который должен отвечать уровню профессиональной деятельности. Необходимый объем и уровень знаний, а также опыт определенного вида деятельности обозначается термином «компетентность», формирование которой является приоритетной задачей высшей школы. Систему профессионально обусловленных компонентов личности специалиста можно представить следующим образом: І. Профессиональная направленность основывается на склонностях, интересах, мотивах, ожиданиях студента и позволяет развивать его социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех и профессиональный рост, социальную ответственность и др. ІІ. Профессиональная компетентность базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в ходе образования и воспитания. Она включает в себя социально-правовую и экономическую компетентность, а также специальную и персональную, то есть выходящую за рамки одной профессии. ІІІ. К профессионально важным качествам специалиста относятся внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль и самостоятельность. В учебно-воспитательном процессе на их основе формируются профессиональная самостоятельность, социально-профессиональный интеллект, способность к планированию технологических процессов, диагностические способности, профессиональная мобильность, самоконтроль и др. ІV. Такие профессионально значимые психо-физиологические свойства, как энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительная координация, реактивность и др. позволяют развивать обобщенные профессиональные способности: координация действий, быстрота реакции, глазомер, ручная сноровка, выносливость, стрессоустойчивость и т. п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.27 (0.008 с.) |