Тема 5. Педагогические инновации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Педагогические инновации



как фактор повышения качества образования

 

5.1. Качество образовательной деятельности

 

В условиях формирования информационного общества, в ходе глобальных социальных трансформаций в начале ХХІ века четко определились основные приоритеты в сфере стратегических целей:

увеличение финансовых, материальных и интеллектуальных вложений в систему образования;

задача социального преобразования и гуманизации сферы просвещения и образования;

обеспечение быстрого роста численности специалистов по новым направлениям развития науки и техники.

Соответственно, в сфере структурной перестройки системы высшего образования основные направления изменений можно определить следующим образом:

• значительное повышение потенциала системы высшего образования с применением новых технологий;

• перестройка системы высшего профессионального образования на основе включения в международное разделение труда с использованием новейших технологий;

• университизация и диверсификация высшего профессионального образования.

Особый акцент при этом ставится на повышение качества высшего образования, то есть на формирование такой совокупность качеств личности с высшим образованием, которая отражает ее профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность. Именно благодаря этой совокупности качеств у специалиста появляется способность удовлетворять как собственные материальные и духовные потребности, так и потребности общества.

Проблема качества образования связана с переходом высшей школы от квалификации к компетенции, с исследованием уровней профессиональной деятельности и созданием условий для формирования необходимых специалисту умений и навыков.

Уровни профессиональной деятельности:

стереотипный (уровень использования) – умение использовать налаженную систему во время выполнения конкретных задач деятельности, а также знание о предназначении объекта и его основных характеристиках, свойствах;

операторский – умение готовить (налаживать) систему и управлять ею во время выполнения конкретных задач деятельности и знания принципа (основных особенностей) построения и принципа действия системы на структурно-функциональном уровне;

эксплуатационный – умение во время выполнения конкретных задач деятельности тестировать и анализировать работу системы с целью выявления и устранения неполадок и знания методов анализа функционирования системы и методов поиска и устранения повреждений;

технологический – умение во время выполнения конкретных задач деятельности осуществлять разработку систем, отвечающих заданным характеристикам, а также знание методов синтеза и технологий разработки систем и способов их моделирования;

исследовательский – умение проводить исследования систем с целью проверки их соответствия заданным свойствам, умение выбирать из множества систему, которая позволяет наиболее эффективно решать задачи деятельности, знание методики исследования систем и методов оценки эффективности их использования.

Управление качеством высшего образования предполагает:

√ учет достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;

√ ориентация на потребителя, т. к. жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы управления качеством;

√ постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов наблюдений за изменениями внешней среды;

√ ориентация на потребителя;

√ учет ситуации на рынке образовательных услуг;

√ учет ситуации на рынке труда;

√ лидерство руководителя;

√ вовлечение профессорско-преподавательского состава и сотрудников;

√ обоснованное принятие управленческих решений;

√ постоянное улучшение деятельности учебного учреждения.

Показатели качества образования:

– качество преподавательского состава;

– состояние материально-технической базы учебного заведения;

– мотивация преподавательского состава;

– качество учебных программ;

– качество студентов;

– качество инфраструктуры;

– качество знаний;

– инновационная активность руководства;

– внедрение процессных инноваций;

– востребованность выпускников;

– конкурентоспособность выпускников на рынке труда;

– достижения выпускников.

Среди основных составляющих качества высшего образования обычно выделяют следующие:

√ качество профессорско-преподавательского состава;

√ качество учебных программ, применяемых методик;

√ качество инфраструктуры, материально-технической базы;

√ качество студентов, их конкурентоспособность на рынке труда.

Качество преподавателя определяется следующими характеристиками:

▪ уровень компетентности – знания и опыт в определенной области науки и практики;

▪ потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;

▪ наблюдательность – способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;

▪ способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;

▪ известность;

▪ научно-исследовательская активность;

▪ наличие научной школы.

Качество студента включает следующие характеристики:

– знания, полученные ранее по профильным для обучающегося учебным дисциплинам;

– знание компьютера;

– владение иностранным языком;

– желание учиться;

– интеллект;

– духовность;

– одаренность;

– память;

– дисциплинированность;

– настойчивость;

– работоспособность;

– наблюдательность;

– планирование карьеры.

Качество образования – понятие многомерное. Оно определяется степенью удовлетворенности потребителей выполнением их требований. Качество образования – это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения уровня жизни. Для понимания специфики качества в образовательной сфере важное значение имеет процессный подход, который означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие. Стержневой задачей при этом является ориентация на современные информационные технологии, использование достижений теории и практики менеджмента в управлении качеством.

Для профессионального образования важна ориентация выпускника на выполнение следующих производственных функций:

– проектно-конструкторская;

– организационная;

– планирования;

– управленческая;

– исполнительская (технологическая, операторская);

– техническая.

Для выполнения этих функций выпускник высшего учебного заведения должен получить соответствующую квалификацию, то есть способность сотрудника выполнять конкретные задачи и обязанности в рамках определенного вида деятельности.

Выделяются два основных параметра квалификации:

1) уровень профессиональной деятельности, который определяется сложностью и объемом заданий и обязанностей работника;

2) образовательно-квалификационный уровень, который должен отвечать уровню профессиональной деятельности.

Необходимый объем и уровень знаний, а также опыт определенного вида деятельности обозначается термином «компетентность», формирование которой является приоритетной задачей высшей школы.

Систему профессионально обусловленных компонентов личности специалиста можно представить следующим образом:

І. Профессиональная направленность основывается на склонностях, интересах, мотивах, ожиданиях студента и позволяет развивать его социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех и профессиональный рост, социальную ответственность и др.

ІІ. Профессиональная компетентность базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в ходе образования и воспитания. Она включает в себя социально-правовую и экономическую компетентность, а также специальную и персональную, то есть выходящую за рамки одной профессии.

ІІІ. К профессионально важным качествам специалиста относятся внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль и самостоятельность. В учебно-воспитательном процессе на их основе формируются профессиональная самостоятельность, социально-профессиональный интеллект, способность к планированию технологических процессов, диагностические способности, профессиональная мобильность, самоконтроль и др.

ІV. Такие профессионально значимые психо-физиологические свойства, как энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительная координация, реактивность и др. позволяют развивать обобщенные профессиональные способности: координация действий, быстрота реакции, глазомер, ручная сноровка, выносливость, стрессоустойчивость и т. п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.28.132.102 (0.019 с.)