Модуль 3. Методика преподавания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 3. Методика преподавания



В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

♦ Психолого-педагогические требования к проведению лекции

♦ Семинарское занятие в высшей школе. Организация самостоятельной работы студентов

♦ Инновационные методы обучения и воспитания в высшей школе

Тема 9. Психолого-педагогические требования к проведению лекции

9.1. Лекция как главное звено дидактического цикла в вузе. Виды академических лекций

 

Дидактика – это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Главным звеном дидактического цикла является лекция (лат. lectio – чтение), которая появилась в Древней Греции и получила широкое распространение в средние века. Примером первых лекций были диалоги Платона со своими учениками в саду Академа, названного именем героя древнегреческих мифов (отсюда – современное название учебного заведения «академия»). Наибольшее распространение такая форма организации обучения получила в эпоху средневековья в связи с вовлечением в образование широких групп населения. В этот период диалогический вид обучения Древней Греции и Рима уже не удовлетворял возросшие потребности в получении знаний. В средние века стали открывать схолы, где читали лекции – богословские догматы. Лекция была способом коллективного усвоения информации.

Лекция всегда была довольно эффективным способом коллективного распространения и усвоения информации. Только в конце ХІХ века наряду с лекциями стали использовать семинары и лабораторные занятия.

В Англии с конца ХVІІ века распространяется тьюторская система обучения, элементы которой возникли еще в ХІV веке в Оксфордском и Кембриджском университетах. Продуктивность этой системы проявляется в том, что, во-первых, она направлена на воспитание интеллектуальной элиты; во-вторых, ее эффективность в организации самостоятельной работы очень высока; в-третьих, на ее основе могут образовываться педагогические школы и педагогические классы в вузах. Хотя она и требует значительных финансовых затрат, ожидается, что в связи с развитием Болонского процесса институт тьюторства широко войдет в практику учебной деятельности отечественной высшей школы.

Лекция относится к словесным методам обучения, но она является и одним из видов учебной работы. Лекция – метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Она предшествует всем другим формам организации учебного процесса, позволяет оперативно актуализировать учебный материал дисциплины.

Лекция как метод обучения имеет информационный характер, четкий план. Структура лекции подчиняется логике предмета, она не только стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует логическое мышление слушателей, последовательно выясняет все пункты плана. Выдвинутые в лекции идеи необходимо излагать на высоком научно-теоретическом уровне, но с учетом уровня подготовки слушателей. Все понятия и термины объясняются, аргументируются, при этом широко используют наглядность, активизируют внимание слушателей. Предметом лекции может быть изучение сложных объектов, явлений, событий, процессов, которые имеют между собой связи и зависимости причинно-следственного характера.

Целью лекции является организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции:

‒ обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;

‒ учить умению аргументировано излагать научный материал;

‒ формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

‒ отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;

‒ оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.

Лекция в высшей школе – это ответственное многоаспектное педагогическое действо. Оно является вершиной педагогического мастерства педагога-ученого.

Лекция выполняет следующие функции:

информационная (изложение системы знаний, ознакомление с новыми достижениями науки, помощь в ориентировании в информации; ознакомление с литературой, научными школами );

развивающая – интеллектуальное развитие личности путем включения ее в активную мыслительную деятельность;

воспитательная – формирование моральных качеств через содержание учебного материала и организация их на конкретную познавательную деятельность;

организующая – психолого-педагогическая направленность для организации всех звеньев учебной деятельности.

мотивационная – формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации обучающегося.

Таким образом, лекция является и методом обучения, и формой учебной работы в вузе, и видом учебной деятельности. Поскольку в современных условиях информационная функция лекции теряет актуальность, наблюдается тенденция к снижению роли лекции в профессиональной подготовке, теряет значение информационная функция лекции. Современное состояние информационного обеспечения свело суть лекции к консультативно-обзорному обозначению проблемы и анализу возможных направлений ее решения.

Среди видов академических лекций выделяются следующие:

вступительная лекция – начальный этап изучения новой дисциплины (структура курса, актуальность, мотивация, место в системе профподготовки, заинтересованность содержанием, эмоциональность);

тематические лекции (проблемность, последовательность, логичная согласованность);

итоговая (заключительная) лекция (осознание научного, методологического стержня системы наук, взаимосвязи между ними, перспективы и направления; проводится перед государственными экзаменами и практикой).

По форме организации различаются лекции :

– информационная лекция;

– проблемная лекция;

– лекция-дискуссия;

– лекция-консультация;

– лекция-беседа;

– лекция с опорным конспектированием.

Также выделяют следующие виды лекций:

лекция-информация (ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.).

обзорная лекция – это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.

проблемная лекция – на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

бинарная лекция – это разновидность лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов.

лекция-консультация может проходить по разным сценариям: по типу «вопросы – ответы» или по типу «вопросы – ответы – дискуссия».

В отличие от учебника лекция:

√ во-первых, дает непосредственное общение с лектором;

√ во-вторых, представляет разные точки зрения;

√ в-третьих, дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;

√ в-четвертых, учитывает особенности ситуации;

√ в-пятых, способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной.

К основным достоинствам лекции относятся следующие:

‒ творческое сотрудничество педагога со студентами;

‒ совместное эмоциональное взаимодействие;

‒ активизация мыслительной деятельности студентов;

‒ возможность учесть специфику профессиональной подготовки студентов, их интересы;

‒ влияние на развитие интеллекта, моральных качеств, культуры общения;

‒ экономичность, возможность получить большой объем новой информации;

‒ возможность расставить акценты для самостоятельной работы.

В то же время лекция как вид учебной работы имеет и определенные ограничения и недостатки, а именно:

‒ направленность информации на слуховую память (несовершенную и кратковременную);

‒ без зрительного подкрепления информация «выветривается»: студент может воспроизвести 10-15% материала;

‒ невозможность эффективно управлять мыслительной деятельностью более 50 студентов;

‒ на младших курсах студенты слабо владеют методикой и техникой восприятия содержания лекции и конспектирования;

‒ приучает студента к пассивному присваиванию чужих мыслей, не стимулирует тягу к самостоятельному обучению;

‒ не обеспечивает индивидуального, дифференцированного подхода к обучению.

9.2. Этапы подготовки к лекции

Последовательность подготовки к лекции включает следующие этапы:

▪ Ознакомление с учебным планом специальности (место в системе всех дисциплин).

▪ Изучение логики построения учебного курса (содержание лекционных, семинарских и практических занятий).

▪ Ознакомление с учебниками и учебными пособиями (в каком объеме раскрыто содержание курса), подбор дополнительной, новейшей литературы.

▪ Выделение дидактического материала относительно требований конкретной темы с учетом интеллектуальных возможностей студентов.

▪ Ознакомление с новыми (не известными студентам) научными понятиями, терминами, их этимологией.

▪ Подготовка текстового варианта лекции (не дублировать текст базового учебника, текст – 20–24 стр.). Структура лекции:

– обозначение темы и вопросов,

– список рекомендованной литературы,

– перечисление новых научных понятий, которые вводятся в этой теме,

– изложение содержания,

– общие выводы.

▪ Обработка отредактированного дидактического материала лекции (видеозапись, корректировка по содержанию, темпу, ритму).

▪ Составление тезисов, опорных сигналов и т. п. (отойти от прямого чтения, осуществлять творческий поиск истины).

▪ Создание вспомогательного, резервного, дидактического материала (примеры, факты для создания позитивного эмоционального настроя студентов).

Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли знаний.

После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы подготовки к лекции:

▪ отбор материала для лекции;

▪ определение объема и содержания лекции;

▪ выбор последовательности и логики изложения;

▪ подбор иллюстративного материала;

▪ выработка манеры чтения лекции.

Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.

Определение объема и содержания лекции – второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим и т. п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Приступая к решению вопроса об объеме и содержании лекции, следует учитывать ряд особенных, специфических черт этого вида занятий, в том числе и дидактическую.

Выбор последовательности и логики изложения материала – следующий этап работы над лекцией. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей. Определяя логику построения лекции, следует четко определить, какой метод изложения целесообразно использовать – метод индукции, дедукции или аналогии.

Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.

Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.

Метод аналогии основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными и характеризовать явление с различных сторон. Проводя аналогию, нужно устанавливать и развитие рассматриваемых явлений, что способствует объективности анализа. Следует избегать использования поверхностных признаков аналогии, так как это может привести к типичной ошибке, называемой «ложной аналогией».

Заключительный этап работы над текстом лекции – ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.

Выработка индивидуальной манеры чтения лекции – исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию. Прежде всего, не следует никогда читать текст лекции. Надо стремиться к ведению активного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно, передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать за вами. Целесообразно повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или обобщения. Это нужно заранее продумать при подготовке лекции, отметить в лекционной модели, например, подчеркивая те или иные блоки лекции цветными фломастерами.

Подбор иллюстративного материала может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не только тщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции.

Для достижения наивысшей эффективности лекции необходимо выполнять ряд педагогических правил:

1) взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;

2) взаимосвязь частей изучаемого материала;

3) обобщение изученного материала;

4) стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;

5) единообразие структуры построения материала.

Лектору необходимо:

• рационально дозировать материал в каждом из разделов;

• использовать простой, доступный язык, образную речь с примерами и сравнениями;

• отказаться, насколько это возможно, от иностранных слов;

• использовать наглядные пособия, схемы, таблицы, модели, графики и т. п.;

• применять риторические и уточняющие понимание материала вопросы;

• обращаться к техническим средствам обучения.

 

9.3. Дидактические и методические требования к лекции

 

Для успешного проведения лекции важно сделать речь занимательной, использовать конкретные, понятные и образные слова, вести себя уверенно, беседовать с аудиторией, говорить убедительно и с оживлением, приводить интересные примеры.

Дидактический принципы, предъявляемые к содержанию лекции.

Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.

Целостность лекции обеспечивается созданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.

Научность лекции предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чем приступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоен студентами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным. Преподаватель не должен использовать для доказательства выдвигаемых тезисов и положений свой авторитет. Лектору следует указывать на точность полученных результатов, очерчивая область нахождения решений поставленных задач, отмечать не только достоинства, но и недостатки принятой методики, намечать другие пути достижения поставленной цели, четко обозначать современный уровень развития науки в данном вопросе. Иначе в аудитории всегда найдется несколько студентов, способных сделать это самостоятельно, разрушив авторитет преподавателя.

Принцип доступности лекции предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для «среднего» студента. Это означает, в частности, что степень сложности лекционного материала должна соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений студентов. Стремясь к доступности изложения, нельзя снижать его научность.

√ Следование принципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят:

▪ взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;

▪ взаимосвязь частей изучаемого материала;

▪ обобщение изученного материала;

▪ стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;

▪ единообразие структуры построения материала.

Принцип наглядности в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Несмотря на разнообразие наглядных пособий, при их использовании следует соблюдать некоторые общие правила. Массированное применение их на лекции ведет к повышенному утомлению студентов. Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать ту или иную наглядность, а также случаи отсутствия возможности ее использования по независящим от него причинам.

Демонстрационный материал во всех случаях должен играть подчиненную роль, быть одним из аппаратов лектора, а не подменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения. Поэтому, например, таблицы в аудитории нужно повесить стопкой и обратной стороной. Нецелесообразно их развешивать по всей аудитории. Это отвлекает внимание студентов и, как следствие, не включает механизмы запоминания информации.

Таким образом, основными дидактическими и методическими требованиями к академической лекции являются следующие:

современный научный уровень;

насыщенная информативность:

убедительная аргументация;

доступная и понятная речь;

эмоциональность;

четкая структура и логика;

наличие ярких примеров, научных доказательств, фактов.

Кроме того, важно четко выполнять психолого-педагогические требования к проведению лекции:

▪ педагогический педантизм (начинать вовремя, настроиться, уверенность, деловитость, осмотреть всю аудиторию);

▪ внешность (функционально целесообразный стиль, опрятность);

▪ концентрация внимания, актуализация опорных знаний;

▪ четкость в ознакомлении с темой, вопросами, литературой, новыми терминами;

▪ логично мотивированная структура, выводы;

▪ использование опорных сигналов (рисунки, схемы, ключевые слова и т. д.);

▪ языковая культура преподавателя; научный и разговорный стили, использование аппелятивов «остановимся», «таким образом», «рассмотрим»; правильность языка, лаконичность, эмоциональность, экспрессивность;

▪ техника речи и дыхания, ударения, паузы;

▪ «полётность» голоса лектора (на уровне голов студентов);

▪ сила и тональность голоса, темп и ритм;

▪ место лектора в аудитории;

▪ лекция – монолог или диалог;

▪ конспектирование;

▪ раскрыть узловые вопросы и дать установку на самостоятельную работу по остальным вопросам.

Лектор должен вдумчиво проработать методические основы проведения лекции. Известно, что студенты нередко хорошо информированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известном смысле определяющее успех преподавателя. Аудитория оценивает лектора по его профессиональному мастерству, по его знаниям, по его вкладу в науку и по его общественной деятельности. Нельзя забывать и того, что студенты нередко склонны к критике просчетов педагога.

Поэтому, входя в аудиторию, лектор должен подумать о своем имидже, целенаправленно оказывая на слушателей продуманное психологическое воздействие, формирующее стиль общения и уменьшающее пассивность аудитории. Преподавателю важно с самого начала очертить перед студентами уровень своих требований к ним в совместной учебной деятельности.

Лектор, встав за кафедру, готовит аудиторию к лекции, настраивает ее внимание. Важно помнить, что внимание – это мотивация к запоминанию информации. Каждый студент должен хорошо знать, что если внимание не сосредоточено, то механизмы запоминания не вступают в действие. Именно поэтому никогда не следует начинать лекцию, не сосредоточив внимания аудитории. Простым и эффективным приемом для этой цели является традиционное приветствие преподавателя.

Если студент по какой-то причине не расслышал или не понял сущность разбираемого вопроса, то он не должен переспрашивать соседа или лектора. Это нарушает стройность изложения материала и отвлекает внимание соседа, выключая механизмы запоминания информации. В таком случае в тетради нужно оставить свободное место, и после окончания лекции или в перерыве восстановить упущенный фрагмент. Вместе с тем, нередко в непонимании повинен сам лектор, который должен стремиться к качеству устной речи, определяемой во многом техникой речи.

Преподаватель должен своевременно сделать перерыв в лекции. После перерыва вновь возникает необходимость сконцентрировать внимание аудитории, напомнить о том, что было рассмотрено на первом часе лекции.

Особое внимание следует уделить требованиям к конспектированию лекций. В методической литературе не существует единого правила того, как нужно записывать лекцию. Это зависит от индивидуальных особенностей требований преподавателей и индивидуальных качеств личности студентов. В этом отношении слушателей условно можно разделить на четыре группы.

• Первая внимательно слушает лектора, анализирует информацию и делает конспективные записи. Это самый лучший способ осмысливания и фиксации лекционного материала.

• Вторая – почти дословно старается записать текст лекции, иногда даже не вникая в ее содержание.

• Третья – внимательно слушает, анализирует, но не делает никаких записей. Это, как правило, люди с хорошей памятью, на которую они и делают основную ставку.

• Четвертая – ничего не слушает, часто занимается другими делами, нарушает деловую обстановку и дисциплину.

Формирование культуры ведения лекционных записей – важная педагогическая задача. Конспект полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием лекции мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументированной форме главного содержания лекции. Важно учитывать, что у студентов, как правило, стихийно складывается так называемый «стиль писца», т. е. стремление возможно полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и освоению.

Необходимым условием эффективности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения – не только украшение лекции, но и важный ориентир восприятии ее содержания.

Вводную часть лекции целесообразно начинать с формулировки ее темы и цели, чтобы избежать ее декларативности и неопределенности в изложении материала. Сообщение плана лекции обеспечивает на 10–12% более полное запоминание материала, чем на той же лекции, но без оглашения плана.

Основная часть лекции. Необходимо максимально использовать первые 15–20 минут – период «глубокого» внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, в арсенале лектора должны быть свои приемы. Возможен переход на шутливый тон изложения. Можно задать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него. Можно прочесть какую-либо цитату и в это время позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом. Затем необходимо вернуть аудиторию к прежнему ритму работы. Целесообразно предварительно рассчитывать скорость подачи информации.

Загрузка внимания студентов на лекции зависит от способности лектора сосредоточить и удерживать внимание аудитории. Оно подвержено колебаниям каждые 2–3 минуты у каждого студента. Поэтому наиболее важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации.

Обилие статистических и цифровых сведений, частных подробностей в лекции без применения средств наглядности воспринимается с искажениями и плохо запоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории с помощью демонстрационных плакатов, транспарантов и технических средств обучения

Для повышения познавательной активности студентов лектор может использовать ряд приемов:

▪ постановка перед студентами вопросов – риторических или требующих реального ответа;

▪ включение в лекцию элементов беседы;

▪ предложение сформулировать те или иные положения или определения;

▪ разбивка аудитории на микрогруппы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;

▪ использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.

Повышению познавательной активности студентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекции при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичного выступления: ответ лучше дать сразу, четко, и в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов не без оснований распространено мнение, что в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя.

Тщательно надо продумать заключительную часть лекции, повторить ее положения, а на следующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т. д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарские занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов, возможно поступившие в форме записок (о такой возможности надо предупредить студентов заранее). Со студентами, проявившими интерес к теме лекции, желательно побеседовать после ее окончания, пригласить их на консультацию для продолжения разговора. Отвечая на наивные или нелепые вопросы надо щадить самолюбие студента, малейшая бестактность при этом может привести к потере контакта с аудиторией. Научить же людей чему-либо можно лишь, сохраняя с ними хорошие отношения.

Обратная связь лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля – способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая – способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.

Следует учитывать, что устойчивость внимания студентов зависит от ряда следующих факторов: логичность речи, новизна материала, противопоставление, конкретность изложения, расстановка акцентов, зрительный контакт с аудиторией.

Начало восприятия излагаемого материала на лекции – 4–5 мин. Оптимальная активность восприятия – 25–30 мин. Фаза усилий длится не более 10–15 мин., а потом наступает фаза выраженного утомления.

Лектор может использовать приемы для восстановления утраченного внимания: голосовые приемы (громкость речи, тон голоса, неправильное ударение), неожиданный перерыв мысли («Да, чуть было не забыл…»), жесты и движения, вопросы, наглядные средства (иллюстрации, диаграммы, графики), а также паузы.

Повышение качества лекции становится возможным при таких условиях:

1) наличие постоянной обратной связи;

2) оценка коллег, студентов, самооценка.

Вопросы, которым следует уделить внимание для оценки лекции, делают процесс оценивания более сознательным и систематическим:

Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, идейная направленность, активизация мышления, сопоставление альтернативных взглядов, выдвижение проблемных ситуаций, ознакомление с историей научного поиска, определение проблем для самостоятельного исследования.

Методика чтения лекции: четкая структура лекции, логика изложения; литература по теме; доступность и аргументированность; выделение главного в материале и в выводах; использование приемов закрепления, повторения; использование технических средств, опорных материалов.

Руководство работой студентов: помощь в ведении записей (изменение темпа), использование приемов поддержания внимания (интересные примеры, шутки, риторические вопросы).

Личность лектора: знание предмета, эмоциональность; голос, дикция; четкость, грамотность речи; внешний вид; умение чувствовать аудиторию, устанавливать с ней контакт.

Результаты лекции: информационная ценность; воспитательное влияние; достижение дидактических целей.

Семинар № 9. «Психолого-педагогические требования к проведению лекции»

План

1. Лекция как главное звено дидактического цикла в вузе.

2. Виды академических лекций.

3. Этапы подготовки к лекции.

4. Дидактические и методические требования к лекции.

Темы рефератов

1. Лекции в вузе и методика их проведения.

2. Основные функции лекции, ее достоинства и недостатки.

3. Методика подготовки и проведения лекции.

4. Основные требования к личности лектора в вузе.

5. Оценка качества лекции.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое дидактика? Что является главным звеном дидактического цикла?

2. Что является целью лекции? Какие задачи ставит лектор?

3. Какие функции выполняет лекция в вузе? Раскройте их суть.

4. В чем суть мотивационной функции лекции? Чем обусловлено возрастание роли этой функции в современных условиях?

5. На какой из академических лекций ставится задача осознания научного, методологического стержня системы наук, взаимосвязи между ними, перспективы и направления?

6. Как называется лекция, которая проводится в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента)?

7. Выделите основные этапы подготовки к лекции.

8. В чем состоит отличие дедуктивного и индуктивного методов изложения? Чем обусловлен выбор каждого из них? Обоснуйте свой ответ.

9. Назовите дидактический принципы, предъявляемые к содержанию лекции. Раскройте их суть.

10. Что предполагает научность лекции? Какие приемы должен использовать лектор, чтобы обеспечить ее научный характер?

11. Когда преподаватель должен ориентировать студентов на самостоятельную работу? Какие способы мотивации он при этом может использовать?

12. Каковы условия повышения качества лекции? Обязательно ли преподавателю иметь обратную связь с аудиторией?

Проблемные задания

1. Какие из отмеченных достоинств лекции Вам представляются наиболее значимыми:

– совместное взаимодействие преподавателя и студента;

– лекция позволяет выстраивать отношения «преподаватель-студент»;

– дает возможность активизировать мыслительную деятельность;

– возможность учесть специфику профессиональной подготовки;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.539 с.)