Общее представление о проективных методиках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление о проективных методиках



Гуманитарная

Академия

Дистанционное образование

________________________________________________________

РУ.01;3

Рабочий учебник

Фамилия, имя, отчество обучающегося___________________________________________________

Направление подготовки_______________________________________________________________

Номер контракта______________________________________________________________________

Психодиагностика

ЮНИТА 5

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

 

МОСКВА 2010

Разаработано И.В. Сыромятниковым, д-ром психол. наук, проф.

 

Рекомендовано Учебно-методическим советом в качестве учебного пособия для студентов СГА

 

Курс: Психодиагностика

Юнита 1. Психодиагностика как научная дисциплина и практическая деятельность.

Юнита 2. Психометрические основы психодиагностики.

Юнита 3. Психологический портрет личности. Психодиагностика способностей и темперамента.

Юнита 4.Психодиагностика характера, мотивации, самосознания.

Юнита 5. Проективные методы исследования личности.

Юнита 5

Дан обзор и анализ основных проективных методик, используемых в практической работе с лицами различных категорий. Приведены типичные примеры заданий, входящих в данные методики, и интерпретация результатов их выполнения.

 

 

Рабочий учебник составлен на основе дидактических единиц учебников, имеющих гриф Министерства образования и науки Российской Федерации или Учебно-методического объединения:

1. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2009.

2. Сыромятников, И. В. Психодиагностика [Текст]: учебник для вузов / И. В. Сыро-мятников. - М.: Академический проект, 2005.

 

Для студентов Современной Гуманитарной Академии

 

 

_____________________________________________________________________________________

© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2010

(настоящее учеб. пособие не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано

и распространено в качестве официального издания без разрешения руководства СГА)

 

Соответствие системы менеджмента качества СГА в сфере создания информационных образовательных
ресурсов требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001)
подтверждено Сертификатом соответствия Стандарт-тест


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4

ЛИТЕРАТУРА.. 5

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 6

Тематический обзор. 7

1 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИКАХ.. 7

1.1 Природа проективных методик и понятие проекции в психодиагностике. 7

1.2 Классификация проективных методик. 9

1.3. Проблемы и тенденции в применении проективных методик. 10

1.3.1 Оценка проективных методик и проблемы их использования. 10

1.3.2 Современные концептуальные тенденции в проективной психологии. 14

2 ТЕСТ РОРШАХА.. 15

2.1. История создания теста. 15

2.2 Описание и применение теста. 16

2.3 Интерпретация результатов. 18

3 ПРОЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА.. 27

3.1 Тест выбора цвета М.Люшера. 27

3.2 Тест цветных пирамид. 31

3.3 Визуальный апперцептивный тест¢ 60 (VAT¢60) 32

3.4 Многомерный рисуночный тест. 34

3.5 Тест цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом.. 37

3.6 Краткий обзор значения цветов. 37

4 ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.. 39

4.1 Тематический апперцептивный тест: история создания теста, проведение обследования и интерпретация результатов. 39

4.2 Модификации ТАТ. 47

4.2.1 Рисуночный тест фрустрации Розенцвейга. 47

4.2.2 Детский апперцептивный тест (CAT) 48

4.2.3 Проективные картинки Пикфорда. 51

4.2.4 Тест портретных выборов Л.Сонди. 53

5 МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА (РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ) 53

5.1 Рисунок человека. 53

5.2 Тест “Дом–дерево–человек”. 62

5.3 Рисунок “Несуществующее животное”. 74

5.4 Рисунок семьи. 75

5.5 Рисование пальцами. 79

6 ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ.. 79

6.1 Тест мира и его модификации. 79

6.2 Тест “Составь картину-историю” (MAPS) 80

6.3 Методики завершения предложения, истории. 81

ТРЕНИНГ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 84

ГЛОССАРИЙ.. 88

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Общее представление о проективных методиках. Природа проективных методик и понятие проекции в психодиагностике. Классификация проективных методик. Проблемы и тенденции в применении проективных методик.

Тест Роршаха. История создания теста. Описание и применение теста. Интерпретация результатов.

Проективное использование цвета. Тест выбора цвета М.Люшера. Тест цветных пирамид. Визуальный апперцептивный тест 60 (VAT60). Многомерный рисуночный тест. Тест цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом. Краткий обзор значения цветов.

Проективные методики интерпретации. Тематический апперцептивный тест (ТАТ): история создания теста, проведение обследования и интерпретация результатов. Модификации ТАТ (рисуночный тест фрустрации Розенцвейга и др.).

Методики изучения продуктов творчества (рисуночные тесты). Рисунок человека. Тест
“Дом–дерево–человек”. Рисунок “Несуществующее животное”. Рисунок семьи. Рисование пальцами.

Проективные техники конструирования и дополнения. Тест мира и его модификации. Тест “Составь картину-историю” (MAPS). Методики завершения предложения, рассказа, истории.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

Учебные издания*

 

*1. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2009 (гриф МО РФ)

*2. Ануфриев, А. Ф. Психологический диагноз: система основных понятий [Текст]
/ А. Ф. Ануфриев. - М.: МГОПИ; Альфа, 1995.

*3. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук,
С. М. Морозов. - СПб.: Питер, 2008.

*4. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст]: учебник для вузов
/ В. Н. Дружинин. - 2 изд. – СПб.: Питер, 2008.

5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учеб. пособие / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2008.

6. Современная психология: Справочное руководство [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 1999.

*7. Сыромятников, И. В. Психодиагностика [Текст]: учебник для вузов
/ И. В. Сыромятников. - М.: Академический проект, 2005.

8. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов
/ Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

 

 


ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

№ п/п Компетенция Алгоритм
  Исследование настроения, функционального состояния, компенсаторных тенденций и наиболее устойчивых черт личности при помощи теста выбора цвета Люшера 1. Обозначить позиции цветов в первой и второй серии знаками: «+» – первые две позиции (или первая группа), «Х» – две следующие позиции (следующая группа), «=» – две, следующие за ними, «–» – присваивается двум последним позициям. 2. Сравнить последовательность выбора цветов в первой и во второй сериях и провести группировку, ориентируясь на устойчивые пары. 3. Определить взаимное расположение основных и дополнительных цветов на первых и последних позициях и выявить их сочетание, свидетельствующее о наличии источников стресса (тревоги) и компенсаторных тенденций. 4. Провести интерпретацию пар (см. работу [10])
  Интерпретация и оценка ответов-утверждений испытуемого по отношению к определенным аспектам окружения (тест "Завершение предложений" Сакса) 1. Осуществить интерпретацию данного аспекта отношений к окружающему. 2. Дать оценку ответов испытуемого по предложенному параметру, учитывая такие факторы, как несогласованность ответов, демонстрация конфликта, реалистичность мышления. Баллы выставлять в соответствии со шкалой: 2 балла – серьезные расстройства, требуется помощь психолога; 1 балл – небольшие расстройства, имеется эмоциональный конфликт в этой области; 0 – нет заметных расстройств

 


Тематический обзор*

 

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИКАХ

 

Проблемы и тенденции в применении проективных методик

 

ТЕСТ РОРШАХА

 

История создания теста

 

Тест Роршаха – методика психодиагностики личности, разработанная швейцарским психологом и психиатром Германом Роршахом (1884-1922) для изучения неосознаваемых склонностей и побуждений человека и представляющая собой серию симметричных цветных пятен, интерпретация которых человеком позволяет судить о его мотивации. Тест Роршаха относится к проективным методикам структурирования.

Ключевой труд Г. Роршаха “Психодиагностика”, где он изложил основы и опыт применения методики, увидел свет в 1921 году. “Психодиагностика” – один из наиболее известных трудов в области проективных методов. Диссертация Г.Роршаха была посвящена изучению механизмов галлюцинаций. В ней он ссылается на однажды пережитое им состояние: во время первой в его жизни медицинской практики аутопсии он явственно “видел”, как ему пласт за пластом разрезают мозг и эти пласты падают перед ним один за другим. Переживание было ясным, живым и не только зрительным. Оно сопровождалось явственными тактильными и моторными ощущениями.

Исходя из этого Роршах предположил, что в наших мечтах и фантазиях наряду со зрительными образами присутствует и память о пережитых движениях – кинестетические образы. Впоследствии он предположил, что чернильные пятна, адресованные зрительному воображению, растормаживают, оживляют моторные фантазии. Так возник тест на основе чернильных пятен, к которому и ныне не падает интерес.

Развивая этот метод, Г. Роршах экспериментировал с большим количеством пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных. В результате подобных клинических наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в систему показателей. Методы определения показателей затем отрабатывались с помощью дополнительного тестирования умственно отсталых и нормальных людей, художников, ученых и других лиц с известными психологическими характеристиками.

Новизна данной методики состояла в том, что ответы испытуемый давал самостоятельно, а не выбирал из числа предложенных, что позволяло избежать внешней детерминированности ответов, которые в данном случае в большей степени оказываются обусловленными особенностями восприятия и прошлым опытом испытуемого. Таким образом, оказалось возможным, по мнению Роршаха, установить связь между продуцируемым фантазийным материалом и типом личности.

Если до Роршаха при толковании чернильных пятен исследователи опирались на содержательный аспект ответов, то он сосредоточился на процессе продуцирования ответов, т.е. на том, как испытуемый воспринимает стимульный материал, на какие характеристики пятен он при этом опирается (форма пятен, очертания, цвет, оттенки и т.д.).

Анализируя ответы, полученные как от здоровых индивидов, так и от страдающих различными психическими заболеваниями, Роршах отметил, что таким образом можно оценить уровень интеллекта испытуемого, дифференцировать ответы здоровых и психически больных, а среди последних – выделить ответы, типичные для больных шизофренией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом, слабоумием.

В ходе исследования Роршах выделил ответы, характерные для двух типов восприятия: по движению и цвету, т.е. “двигательный” и “цветовой” тип. Тип восприятия, или, как назвал их Роршах, “тип переживания”, соотносится с интроверсивной или экстраверсивной тенденцией личности. Преобладание ответов по движению он соотнес с интроверсивной тенденцией, а преобладание ответов по цвету – с экстраверсивной. При наличии аналогии стипологией Юнга Роршах отмечает и существование отличий. По его мнению, данные тенденции характеризуют не столько уровень адаптации индивида, сколько индивидуальные механизмы ее реализации. А основным различием между интроверсией и экстраверсией он считал зависимость либо от внутренних переживаний, либо от внешних впечатлений.

Роршах разработал базовые принципы анализа и интерпретации ответов, создав практически универсальный тест, который за период своего существования почти не изменился; вся осуществлявшаяся в эти годы работа касалась уточнения значения тех или иных показателей, дальнейшей разработки способов кодирования и т.п. Вместе с тем тест Роршаха, являясь первым и наиболее выдающимся достижением в проективном тестировании, остается и поныне наряду с ТАТ самым авторитетным источником, откуда черпаются идеи для создания и усовершенствования других проективных техник. Поэтому если не овладение, то по крайней мере ознакомление с тестом Роршаха должно быть актуально для любого желающего научиться приемам проективного тестирования.

 

 

Описание и применение теста

 

В тесте Роршаха используются десять стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями – “пятнами” (рисунок 2.1). Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных тонов.

 

 

Рисунок 2.1. Вариант стимульного материала (пятен) в тесте Роршаха

Обстановка при проведении эксперимента должна быть спокойной и располагающей, испытуемый должен чувствовать себя как можно более непринужденно. Необходимо предварительно ознакомиться с его физическим и психическим состоянием, удостовериться в его готовности к полноценной работе. Как и в случае применения многих других методик, важно установить с испытуемым раппорт в процессе вводной беседы.

Никаких предварительных сведений о цели эксперимента не сообщается. На вопрос испытуемого, не является ли эта методика тестом на интеллект, следует ответить отрицательно. Вполне допустимо согласиться с предположением, что это исследование воображения. Следует сообщить испытуемому, что он может давать любые ответы, все сказанное им не будет оцениваться с позиции правильности или неправильности, что же касается уточняющих вопросов со стороны испытуемого, то от них следует уклоняться.

В целом эксперимент состоит из нескольких этапов.

1. Процедура проведения. Экспериментатор садится таким образом, чтобы иметь возможность видеть таблицы одновременно с испытуемым. Таблицы до предъявления лежат рядом с экспериментатором изображением вниз и предъявляются испытуемому последовательно с первой по десятую в основном положении.

Испытуемому задается вопрос: “Что это вам напоминает, на что это похоже?”, после чего ему предоставляется полная самостоятельность. Если испытуемый сомневается, колеблется, можно сказать, что неправильных ответов не бывает, все ответы индивидуальны. Вполне допустимо поворачивать таблицы, также допустимы поощрения, но ни в коем случае не подсказки. Испытуемого не ограничивают во времени. После того как он завершает свои спонтанные высказывания, ему задают дополнительные вопросы: “Что еще?”, “Что вы можете добавить?”.

Все полученные от испытуемого ответы заносятся в протокол, где также отмечаются восклицания, мимика и поведение испытуемого в целом, а также временные показатели.

2. Опрос. Цель этого этапа – уточнение ответов. Опрос ориентирован на выявление того, как испытуемый пришел к формулировке того или иного ответа, где, на каких деталях фиксируется его внимание, почему выбран именно этот образ. Соответственно вопросы, при формулировке которых следует избегать прямых или наводящих вопросов, звучат примерно так: “Покажите, где находится...”, “Как у вас возникло такое впечатление?”, “Почему вы подумали именно об этом?”. Дальнейшие вопросы будут зависеть от ответов испытуемого, важно постараться не внушить ему ответы, которые не соответствуют его видению перцептивных образов.

Для уточнения локализации ответа можно предложить испытуемому нарисовать на отдельном листе бумаги указанную часть фигуры.

3. Определение границ чувствительности. Данный этап можно считать дополнительным. Необходимость в нем зависит от того, насколько содержательными и продуктивными оказались предыдущие этапы эксперимента. Чем богаче первичная часть протокола, тем меньше необходимости в данном этапе.

Здесь на испытуемого оказывают давление, задают все более и более конкретные вопросы, привлекают его внимание к тем или иным элементам пятна или подсказывают возможные интерпретации, чтобы четко выявить некоторые моменты, которые были затронуты или избегались ранее, а также то, может ли он видеть отдельные детали и способен ли воспринимать за ними целостный образ: человеческие очертания или движение, цвет и светотень, а также популярные образы.

Экспериментатор пытается как бы раздвинуть, прощупать границы восприятия испытуемого, определить его слабые стороны с этой точки зрения, действуя от обратного. В тех случаях, когда испытуемый дает исключительно целостные ответы, его просят сосредоточиться на отдельных деталях. (“Попробуйте увидеть что-нибудь в отдельных частях таблицы, у некоторых людей это получается”.) Если это не помогает, можно указать на конкретную деталь и спросить, на что это похоже, и даже подсказать, что именно видят в этом другие люди. (“Некоторые считают, что это похоже на паука”.)

Попросив испытуемого рассортировать таблицы по тому или иному признаку (в том числе на приятные и неприятные), определяют, реагирует ли он на цветовой стимул.

 

 

Интерпретация результатов

 

Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показателей теста Роршаха. К числу наиболее общих категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содержание, оригинальность – популярность, уровень формы. В целях формализации ответов по названным категориям и последующей их интерпретации используется шифровка ответов. За ответ признают те высказывания, которые сам испытуемый признает в качестве ответов и которые продуцированы спонтанно. Замечания и комментарии ответами не считаются.

Локализация ответов. Локализация указывает на часть пятна, с которой испытуемый ассоциирует свой ответ: используется ли при ответах все пятно, какая-то общая деталь, необычная деталь, белая часть карточки или какая-то комбинация белого и темного участков.

Если испытуемый интерпретирует таблицу целиком, охватывает все пятно, ответ считается целостным и обозначается буквой W (whole). Типичные ответы: “летучая мышь” (табл. V), “шкура животного” (VI). Существуют более сложные варианты целостных ответов, например, когда испытуемый не продуцирует спонтанно четкий ответ, а приходит к нему постепенно, несколько образов сменяют друг друга, пока не группируются в нечто единое. Целостным можно считать ответ, когда отдельные небольшие части пятна игнорируются.

Если испытуемый использует почти все пятно (по крайней мере, 2/3), ответ считается почти целостным и обозначается символом w (усеченное W; cut-off whole).

Ответ определяется как конфабуляторный целостный (DW), когда строится с опорой на какую-то одну изолированную деталь и домысливается до целого без учета остальной части пятна.

Существуют ответы на обычные детали (D), в которых воспринимаются крупные, хорошо заметные детали, замечаемые чаще всего. Сюда же включаются и не очень крупные, но имеющие отчетливую форму и поэтому бросающиеся в глаза фрагменты пятен. Некоторые исследователи выделяют подобные небольшие по размерам, но часто воспринимаемые детали в отдельную категорию и обозначают буквой d, – ответы на мелкие обычные детали.

К ответам на необычные детали (Dd) относятся те из них, которые подразумевают не целое пятно, не обычные детали и не белое пространство, а редко воспринимаемые фрагменты. Например, мелкие, незначительные детали, обособленные от основной части пятна.

Ответы на белое пространство регистрируются, если в качестве фигуры используются не детали пятна, а свободные промежуточные области (S), а само пятно выступает в качестве фона. В тех случаях, когда белое пространство воспринимается в комбинации с темными фрагментами пятна, в зависимости от того, какая деталь первична, ответы обозначаются как WS или DS.

Детерминанты. Детерминанты ответа включают форму, цвет, оттенок и “движение”. Хотя в чернильном пятне самом по себе нет никакого движения, все же восприятие испытуемым пятна как движущегося объекта относится к этой категории. Детерминанты характеризуют способ восприятия испытуемого, его избирательность по отношению к тем или иным аспектам окружающего мира. Одна из детерминант становится основной, а остальные считаются дополнительными.

Внутри этих категорий проводится более подробная дифференциация. Например, движение человека, движение животного, а также абстрактное или неодушевленное движение подсчитывается отдельно. Точно так же оттенок может восприниматься как представляющий глубину, текстуру, неопределенную форму, скажем, облако или серо-белое воспроизведение цвета.

Форма (F). Детерминанта F свидетельствует о том, что ответ обусловлен формой пятна, его контуром. Выделяются ответы с хорошей формой (F+), когда фигурируемый в ответе образ соответствует конфигурации пятна. Другой вариант определения ответа с хорошей формой дается согласно статистическому критерию, когда “хорошими формами” считаются те, которые чаще всего даются здоровыми испытуемыми.

К ответам с плохой формой (F–) относятся неточные и неопределенные. В первом случае отсутствует сходство с пятном, во втором – отсутствует определенность (“облако”, “след”, “какое-то животное”, “какая-то карта”).

Движение (М). Данная детерминанта непосредственно не вытекает из свойств самого пятна, за ней всегда стоит идентификация. Ответы по движению возникают под влиянием прежде виденных или испытанных самим испытуемым движений. Как субъект воспринимает пятно – в статике или движении – нередко выясняется во время опроса. Основанием для диагностирования М-ответа считается переживание движения или идентификация с определенным положением тела. В эту же категорию входят ответы, описывающие движение не только человеческих фигур, но и отдельных частей тела, а также животных, статуй и неодушевленных предметов.

Символом М шифруются ответы, в которых передается человеческая деятельность, даже если она приписывается животным, статуям или персонажам мультфильмов или карикатур.

Движения, свойственные животным, обозначаются FM. А движения неодушевленных предметов, абстрактных, механических, символических сил шифруются символом m.

Цвет (С). Детерминанта “цвет” включает ответы, которые акцентируются на цвете пятна. Ответы по цвету дифференцируются в зависимости от сочетания с формой и соответственно шифруются.

FC – доминирует форма, а цвет выступает в подчиненной роли (“красные носки”).

CF – ведущую роль играет цвет, а форма хоть и наличествует, но на втором плане и является неопределенной (“облака”).

Как С шифруются ответы, детерминированные только цветом (кровь на красное пятно, небо на голубое и т.д.). Если же в ответе присутствует перечисление цветов, при отсутствии содержания, он шифруется как Сn.

Ахроматические цветовые ответы, т.е. опирающиеся на черные, белые, серые фрагменты пятен (Сў), также могут выступать в комбинациях с формой и шифроваться аналогично хроматическим цветам FCў и CўF.

Оттенки. Данная детерминанта соответствует ответам, в которых фигурируют хроматические или ахроматические светотени, благодаря которым образ приобретает глубину, структуру или перспективу. Подобные ответы дифференцируются по следующим основным категориям. Если ответ передает впечатление поверхности или текстуры, то в зависимости от степени выраженности он обозначается как Fc, cF, с.

Fc – поверхность или текстура четко выражены, либо ответ вместе с поверхностными, текстурными качествами передает конкретную форму (“женщина в прозрачной юбке”, “плюшевый медведь”). К той же категории относятся ответы с названиями предметов из мрамора, стали, меха животного.

cF – поверхностный эффект в ответе слабо дифференцирован, сочетается с объектом неопределенной формы. Если испытуемый игнорирует форму и сосредотачивается исключительно на эффекте поверхности и подобный тип ответа встречается более двух раз, ответ шифруется как с, при этом следует иметь в виду, что такой тип ответов свидетельствует о сложной патологии. Пример – “снег”, “нечто металлическое”.

Если в ответе выражается впечатление трехмерности, глубины, он шифруется как К, FK, KF. Ответы, упоминающие нечто диффузное, бесформенное, обозначаются символом К (“туман”, дымка”, мгла”, “дым”). Ответы, в которых оттенки передают эффект глубины, сочетание нескольких измерений, разница в оттенках между которыми создает определенный образ (деревья в воде, объекты, находящиеся один перед другим), шифруются как FK. Оценка KF применяется к ответам, в которых определенная форма включена в концепцию диффузии (“облака, похожие на людей”).

Ответы, характеризуемые восприятием трехмерного пространства, проецируемого на двухмерную плоскость, а именно – рентгеновские снимки и топографические карты, шифруются как Fk, kF, k. Символом Fk обозначаются ответы о рентгеновских снимках или картах, представляющих определенный объект (позвоночник, грудная клетка и ребра, карта конкретной страны); kF – карта не соотносится с какой-то конкретной страной, а рентгеновский снимок не указывает на определенное анатомическое образование; k – ответ “рентгеновский снимок” вовсе не подразумевает никакой формы и дается не менее чем на три таблицы.

Содержание ответов. Трактовка содержания меняется в зависимости от системы определения показателей, но некоторые основные категории используются постоянно. Главными среди них являются человеческие фигуры и их детали (или фрагменты человеческого тела), фигуры животных и их детали, анатомическое строение. К другим широко применяемым категориям показателей можно отнести неодушевленные объекты, растения, географические карты, облака, пятна крови, рентгеновские снимки, сексуальные объекты, символы. Показатель популярности часто определяется на основе относительной частоты различных ответов среди людей вообще.

На этом этапе ответы соотносятся с той или иной категорией классификации: человеческие фигуры, целые или почти целые – Н; человеческие фигуры, изображенные не как реальные персонажи, а как карикатуры, шаржи, скульптуры или как мифологические, сказочные существа – духи, чудовища, ведьмы и т.п., – (Н); части человеческой фигуры, представленные как карикатуры или детали фантастических фигур, – Hd; фигуры животных, целые или почти целые – А; фигуры мифологических зверей, чудовищ, карикатуры зверей – (А); детали тела животных – Ad; детали тела фантастических животных – (Ad); внутренние органы человека – At; внутренние органы животного – Aat; половые органы, указания на тазовую область или сексуальную деятельность – Sex; предметы – Obj; предметы, выполненные из животного материала, – Aobj; пища (за исключением фруктов и овощей, которые относятся к растениям) – Food; пейзаж, ландшафт, вид высоты – N; карта, острова – Geo; всевозможные растения, включая деревья, части растений, овощи, фрукты, плоды – Р1; архитектурные объекты – Arch; детский рисунок без конкретного содержания – Art; абстрактные понятия: “власть”, “любовь”, “красота” и т.п. – Abs; кровь – В1; огонь – Ti; облака – С1. Редкие ответы, не попадающие под конкретную категорию, обозначаются целыми словами.

Оригинальность–популярность ответов. Ответы дифференцируются на две категории: наиболее распространенные (популярные) и наиболее редкие (оригинальные) ответы. По мнению Роршаха, популярными (Р) можно считать ответы, которые даются каждым третьим испытуемым, хотя строгие статистические данные отсутствуют, поскольку такая информация в значительной степени определяется этнографическими факторами. Некоторые исследователи приводят списки ответов. Б.Клопфер таковыми считает следующие ответы:

Табл. I (целое или часть). Любое существо с телом в центре D и крыльями по бокам (летучая мышь, бабочка), в движении или нет.

Табл. II (черная область, часть или целое) Любое животное целиком или часть тела животного.

Табл. III (черная область целиком). Два человека или животные в облике людей, возможно, в движении.

Табл. III (красное в центре D). Галстук-бант, бабочка.

Табл. IV. Не имеет универсально популярных ответов.

Табл. V (целиком). Любое существо с телом в центре D и крыльями по бокам, в движении или нет.

Табл. VI (целиком или без верхней или нижней части). Шкура животного, где оттенки передают впечатление меха или кожи с узором.

Табл. VII. Не имеет универсально популярных ответов.

Табл. VIII (боковое розовое D). Любое животное в движении. Рыба или птица (®Р).

Табл. IX. Не имеет универсально популярных ответов.

Табл. X (боковое голубое D). Любое животное с большим количеством ног (краб, паук).

Табл. X (центральное зеленое D). Любое продолговатое зеленое животное (змея, гусеница). Цвет должен использоваться.

Табл. X (светло-зеленое D). Голова любого животного с длинными ушами или рогами.

Следует отметить, что все ответы могут быть зашифрованы согласно этой категории.

Оригинальными ответами (О) считаются встречающиеся приблизительно один раз на 100 ответов. В зависимости от четкости восприятия оригинальные ответы дифференцируются на О+ и О–. Выявление оригинальных ответов требует значительного опыта работы с методикой, в случае сомнений можно ограничиться указанием на тенденцию к оригинальности (–”О).

Уровень формы. Оценка уровня формы производится по трем компонентам: 1) четкость ответов; 2) разработка ответов; 3) организация. По первому пункту все ответы делятся на четкие, неопределенные и нечеткие. Если в ответе определенная форма соответствует указанной форме пятна, его очертаниям – ответ считается четким. Неопределенные ответы подразумевают ссылки на предметы, сами по себе не имеющие конкретной формы, так что почти любая часть пятна или пятно в целом могут соответствовать им (цветы, облака, острова и т.п.). В нечетких ответах предмет, имеющий определенную форму, относится к части пятна несхожей конфигурации, либо, наоборот, неопределенная конфигурация относится к пятну или его части, имеющим специфическую форму.

Разработка (спецификация) может снизить или повысить четкость ответа. Конструктивная разработка, при которой форма пятна сравнивается более тщательно, конкретизируется, используются детерминанты (цвет, оттенки, движение), свидетельствует о высокодифференцированной перцепции. Имеют место разработки, которые не снижают, но и не повышают четкость, ничего не добавляя к ответу, т.е. иррелевантные разработки. Встречаются разработки, которые снижают уровень формы.

Если испытуемый тем или иным образом объединяет, группирует части пятна в более общую, осмысленную концепцию, такая процедура признается увеличением уровня формы.

Форма оценивается по шкале от –2,0, через 0,0 до +5,0. Сперва выносится основная оценка, затем либо добавляется 0,5 очка за каждую конструктивную разработку или успешную организацию, либо отнимается 0,5 за каждую разработку, ухудшающую уровень формы. Что касается основной оценки, оценка 1,0 присваивается форме, соответствующей “отчетливому ответу”. Это: а) популярные ответы; б) ответы популярного уровня, часто даваемые на совершенно очевидные части пятна; в) ответы, не требующие особого воображения или организационных способностей. Оценка 1,5 присваивается за концепции, превышающие минимальное требование четкости, такая оценка подразумевает четыре или более существенных характеристик формы, тогда как оценка 1,0 – лишь три или даже две. В оценке учитывается не только сложность формы, но и пропорции. Например, название конкретной породы в ответе представляет собой более отчетливую форму, чем просто “собака”. Оценка 0,0 присваивается ответам, не определенным по форме (С, Сn, с, С`, К, k и т.д.), а оценка 0,5 присваивается ответам, не отрицающим форму полностью (CF, C’F, cF KF, kF). Оценка –0,5 присваивается в том случае, если определенному полю приписывается неопределенная концепция, если испытуемый все же делает некоторые попытки сопоставить концепцию с формой, но не дотягивает до минимальных для этого требований. Оценка –1,5 присваивается конфабулярным ответам (DW). Если концепция не совпадает с пятном и не производится никаких усилий к сопоставлению, дается оценка 2,0. Как уже отмечалось, к основной оценке добавляют 0,5 балла к каждой конструктивной организации и конструктивной разработке. Чаще всего такие добавления осуществляются к основным оценкам 1,0 или 1,5 и реже к 0,0 или 0,5. Любая снижающая разработка ведет к уменьшению основной оценки на 0,5 баллов. Если основная оценка уже имеет знак минус, дальнейшего вычитания не производят.

Считается, что уже один ответ, оцененный 4,0, указывает на очень высокие интеллектуальные способности, ответ с оценкой 3,0 – на высокие, с оценкой 2,0 – на средние или несколько выше.

С помощью взвешенной оценки формы оценивается уровень общих способностей испытуемого. Все оценки, равные 2,5 или выше, при этом умножаются на 2 и к ним плюсуются все оценки ниже 2,5, а полученная сумма делится на общее количество ответов. Уровень формы от 1,0 до 1,4 выражает средний интеллект, от 1,5 до 1,9 – интеллект выше среднего, 2,0 – очень высокий интеллект.

Значение локализации показателей. Локализация ответа (пятно в целом или детали) свидетельствует о том, как индивид подходит к познанию объектов и явлений окружающей реальности: демонстрирует ли он стремление охватить ситуацию во всем ее масштабе с учетом взаимосвязи всех ее компонентов или интерес направлен прежде всего к частному, конкретному. Количество целостных ответов по Роршаху является показателем склонности индивида к усложненной действительности, абстрактной или комбинационной. Преобладание целостных ответов (более семи) в сочетании с четкой формой (WF+) свидетельствует о высоком уровне интеллекта, указывает на склонность к фантазии, творческой деятельности и на честолюбие. Малое количество целостных ответов отмечается у слабоумных, педантичных индивидов или может указывать на состояние депрессии или легкую форму шизофрении. Поскольку целостные ответы рассматриваются как признак интеллекта, синкретичные, конфабулярные ответы (DW), не соответствующие форме пятна (WF–), являются показателями интеллектуальных нарушений или критичности. Они наблюдаются у дебилов, маниакальных больных, у страдающих эпилепсией, шизофренией или в случае органического поражения мозга. Нормальное соотношение целостных ответов составляет 20–30% от общего числа ответов. Большое количество W при незначительном числе D указывает на склонность индивида к абстрактному мышлению, фантазированию, неприятию повседневности с ее мелочностью и суетой. Преобладание в ответах акцентов на крупных и мелких деталях говорит о конкретной практической ориентации мышления. Испытуемые, дающие много D-ответов при среднем количестве W-ответов, тяготеют к логике и здравому смыслу. Нормальные показатели D – 45-55%, d – 5-15%. Преобладание мелких деталей (d > 15%) может указывать на излишний педантизм или симптом навязчивости. Редкие детали (Dd) могут указывать на неуверенность, тревожность. В случае отсутствия иных свидетельств аффективных нарушений (Dd), это означает любознательность, оригинальность мышления (при F+). Ответы, акцентирующиеся на крошечных деталях (dd), интерпретируют как признак мелочности, педантичности, навязчивости либо в позитивном плане как знак тонкой наблюдательности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.096 с.)