Краткий обзор значения цветов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий обзор значения цветов



 

В таблице 3.1 вашему вниманию представлены варианты интерпретации различными психологами значений основных цветов, используемых в проективных методиках.

Таблица 3.1. Значения, приписываемые проективным цветовым реакциям

 

Цвет Психологи
Лоуэнфельд Люшер Де Зиув
Красный   Жизненность, веселость, ярость Жизненная сила, драйв Жизненно-аффективная интенсификация личности
Оранжевый           Спонтанное аффективное отношение к внешнему миру
Желтый   Веселость   Несдерживаемая экспансивность, релаксация Психическая экспансия, экстратенсивность
Зеленый   Нейтральный Легко ослабляемое напряжение, контроль Регуляция (но не вытеснение) аффективных тенденций
Синий   Спокойствие, холодность Невозмутимость, сензитивность Эмоциональная апатия
Пурпурный/ Фиолетовый   Идентификация Внутренняя эмоциональная и аффективная стимуляция
Коричневый   Чувственность, защищенность Фиксация, ригидность
Белый Пассивность, опустошенность, деперсонализация     Опустошенность  
Серый   Невовлеченность Эмоциональная нейтральность
Черный   Депрессия (но не обязательно) Отказ, подавление, кумуляция (накопление) чувств Вытеснение, подавление, кумуляция чувств
Цвет Шай и Хайсс Хан (VAT'60) Пиотровский
Красный   Импульсивный эффект   Агрессия, ярость, сильные эмоции Эмоциональная реактивность
Оранжевый   Экстраверсия. Экстернализация аффекта То же, что и выше, но в меньшей мере  
Желтый   Стабильное, целенаправленное выражение аффекта Тревожность, сопротивление терапии   Действие  
Зеленый   Регуляторный, гомеостатический аспект эмоциональности Веселое настроение   Контролируемая эмоциональность  
Синий   Хорошо контролируемые эмоции Веселое настроение   Контролируемая эмоциональность  
Пурпурный/ Фиолетовый   Интернализация аффекта, тревожность, напряжение Внешняя самоуверенность, совладавшая с тревожностью    
Коричневый   Сильные примитивные импульсы, управляемые негативистскими реакциями Грусть (не перерастающая в депрессию)   Вина  

 

 

Продолжение таблицы 3.1.

 

Белый   Пустота, потеря контакта с реальностью     Выход из депрессии  
Серый   Функция нейтрализации, вытеснение, уход     Свидетельство антагонизма  
Черный   Торможение, блокирование, неадекватность Депрессия, умаление собственного достоинства Побуждение к активности  

 

 

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Тематический апперцептивный тест: история создания теста, проведение обследования и интерпретация результатов

ТАТ (тематический апперцептивный тест)– проективная методика, позволяющая при помощи анализа рассказа-сочинения человека после предъявления ему серии сюжетно неопределенных картинок судить о психологии этого человека (например, диагностировать мотивацию достижения).

В ней испытуемому предлагаются сюжетно неопределенные картинки (в последней редакции их 31), по которым он должен придумать в соответствии с инструкцией свои рассказы. Одна из таких картинок приведена на рисунке 4.1. Истории часто раскрывают существенные компоненты личности. Содержание их зависит от тенденции людей интерпретировать неопределенную ситуацию в соответствии с прошлым опытом, наличными потребностями и поступать таким же образом при написании рассказа (истории).

 

 

Рисунок 4.1. Пример картинки из ТАТ

 

В этих рассказах отражаются фрустрируемые или отвергаемые Я- потребности. Если потребность не имеет “моторной разрядки”, она находит свое удовлетворение в рассказах ТАТ. Неопределенность стимульных условий позволяет испытуемому проецировать свой способ видения жизни, свои мысли и чувства.

Впервые ТАТ был описан Морганом (Morgan) и Мюрреем (Murrey) в 1935 г. Томкинс (Tomkins) указывает на тот факт, что еще раньше психиатрами и психологами предпринимались попытки вызвать содержательную реакцию людей на картинки. К таким исследователям относятся Бриттейн (Brittain), опубликовавший свой вариант в 1907 г., Либби (Libby), проводивший идентичную с Бриттейном процедуру на детях в 1908 г., и, наконец, Шварц (Schwartz), применявший свой тест социальных ситуаций в 1932 г. Однако никакой из этих тестов не стал таким популярным, как ТАТ, который на данный момент занимает ведущее положение наряду с тестом Роршаха.

Проведение ТАТ

Как и в процессе проведения любой другой методики, испытуемый должен чувствовать себя свободно, между ним и тестирующим должно быть установлено соответствующее непринужденное взаимопонимание. Испытуемый может либо сидеть на стуле, либо лежать на кушетке. Тестирующий может находиться сзади и в стороне от испытуемого, так как в этом случае он окажется вне поля зрения испытуемого, зато сможет спокойно наблюдать за мимикой пациента. Однако не рекомендуется выбирать такое положение при проведении методики на подозрительном или тревожном пациенте или ребенке.

Инструкции к проведению ТАТ применимы только к клиническим условиям, и они специально сделаны менее формальными по сравнению с теми, которых придерживаются “объективные” экспериментаторы.

Испытуемому можно дать инструкцию с неформальной формулировкой, например, такую: “Я буду показывать вам картинки, и я бы хотел, чтобы вы рассказали мне, что происходит на каждой из них, что было до этого и чем все это закончится. Я хочу, чтобы ваши истории были интересными, яркими, чтобы вы импровизировали”.

После этого тестирующему, возможно, придется ответить на вопросы испытуемого; при этом необходимо избегать приказного тона. Вполне позволительно подбодрить испытуемого после того, как он рассказал первую историю. По необходимости допустимо напоминать испытуемому, что нужен рассказ о том, что происходит на картинке, что к этому привело и чем все закончится.

В соответствии со стандартной процедурой испытуемый должен был рассказывать свои истории в устной форме, а тестирующий при этом должен был записывать его слова от руки, при помощи звукозаписывающего устройства или тайком от испытуемого привлекая к работе стенографиста. Экономичнее будет давать испытуемому отобранные карточки, инструкции можно написать на них или дать устно, обращая его внимание на то, что он не должен брать больше одной карточки за раз, а потом попросить его записать свои рассказы на нелинованной бумаге в офисе, дома или даже вгруппе, членам которой картинки ТАТ будут демонстрироваться на экране. Полезно сообщить испытуемому о том, что каждый его рассказ должен включать в себя порядка трехсот слов и быть как можно более спонтанным.

Приведенные ниже инструкции могут быть отпечатаны на лицевом внутреннем развороте набора стимульного материала, который вручается испытуемому для самостоятельного выполнения теста.

Инструкции для самостоятельного выполнения теста

 

1. Напишите, пожалуйста, рассказ по каждой из картинок в этой папке.

2. Не смотрите на картинки, пока не будете готовы начать писать.

3. Каждый раз берите только одну картинку в том порядке, в котором они разложены, и напишите рассказ о том, что происходит на картинке, что было до этого и чем все закончится. Импровизируйте, записывайте свои спонтанные идеи в том виде и сразу же, как только они приходят вам в голову, не заботясь о литературных изысках. Представьте, что вы пишете сценарий к фильму.

4. Нет необходимости тратить больше семи минут на каждый рассказ, но вы можете уделить им и больше времени, если считаете это нужным.

5. Постарайтесь, чтобы ваша история состояла приблизительно из 300 слов или занимала примерно один печатный лист, если вы пишете от руки. Если это возможно, постарайтесь затем перепечатать свою рукопись, ничего в ней не меняя, в двух экземплярах через два интервала по одному рассказу на странице.

6. По ходу работы, пожалуйста, нумеруйте страницы, а затем на обложке напишите свою фамилию.

По практическим соображениям в последнее время все больше входит в традицию предлагать испытуемому только десять или двенадцать картинок. Ими могут быть первые десять, а лучше, если это будет выборка, которая, скорее всего, окажется лучшим индикатором и сможет выявить подробности предположительных проблем пациента.

Расспрос испытуемого по поводу рассказов после их завершения имеет большое значение. Крайне полезно в данной ситуации наличие у тестирующего предварительного опыта интерпретации, тогда он будет знать, о чем спрашивать. Обычно у испытуемого спрашивают о свободных ассоциациях или мыслях относительно всевозможных мест, дат, имен людей и любой другой конкретной или нетипичной информации, которую он предоставил.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.01 с.)