Тест портретных выборов Л.Сонди



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест портретных выборов Л.Сонди



 

Этот метод разработан в 30-е годы ХХ столетия известным венгерским психологом Лазарусом Сонди. Тест Сонди – проективная методика исследования личности, имеющая целью выявление психически больных людей путем предъявления им 48 фотографий.

Задача испытуемого в нем сводится к интуитивной оценке 48 фотопортретов в терминах от “очень нравится” до “крайне не нравится”. Суждения об испытуемом охватывают: степень его возбудимости, степень открытости, степень эмоциональной восприимчивости, степень готовности противопоставить себя окружению. Эти характеристики соответствуют четырем вторичным факторам опросника Р.Кэттелла, широко распространенного в психодиагностике.

Статистически достоверная связь между предпочтениями фотопортретов, с одной стороны, и выраженностью упомянутых факторов, с другой, подтверждена специальным исследованием на 1000 испытуемых.

Предлагаемый тест может найти разнообразное применение в качестве экспресс-диагностики во всех областях, где исследователя интересуют приведенные выше черты человеческого характера (консультирование семьи, профессиональная ориентация, динамика личности в процессе психотерапии и т.д.). Особенную ценность метод представляет при решении задач клинико-психологической диагностики. Его простота и надежность позволяют обследовать не только здоровых, но и лиц, находящихся в психотическом статусе.

 

 

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА (РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ)

 

Рисунок человека

Рисунок человека – очень богатый и экономичный по времени источник информации о личности, поэтому использование данной техники является оправданной клинической практикой. Количество информации, которое может быть получено в результате применения этой проективной техники, зависит как от умения и опыта психолога, так и от испытуемого.

Процедура рисования может быть рассмотрена как ситуативный тест, в котором испытуемый сталкивается с той или иной проблемой, а в его усилиях по ее решению участвуют вербальные, экспрессивные и моторные поведенческие компоненты. Это поведение, как и сам рисунок, является предметом наблюдения психолога. Затем гипотезы проверяются с помощью другой доступной информации.

Общие положения

 

Существуют определенные базовые предположения, касающиеся теста рисунка фигуры. Предполагается, что каждый аспект поведения имеет какое-то значение. Жесты, выражение лица, маленькие зарисовки во время размышлений, кажущиеся случайными движения – все это имеет значение, пригодное или непригодное для интерпретации. Во время процедуры рисования испытуемый не только рисует, но и как-то проявляет себя поведенчески. Он дает вербальные комментарии, его настроение отражается на лице, он может поигрывать бумагой или карандашом, качать ногой, грызть ногти и т.д. Любое наблюдаемое поведение является подходящим материалом для психолога.

Некоторые психологи интерпретируют каждый рисунок как проекцию образа тела или Я-концепции. Часто бывает именно так, но это вовсе не обязательно. Рисунок может быть проекцией Я-концепции, проекцией отношения к кому-либо из окружения, проекцией образа идеального Я, результатом внешних обстоятельств, выражением привычных паттернов и эмоционального настроя, проекцией отношения испытуемого к экспериментатору и ситуации эксперимента, выражением его отношения к жизни и обществу в целом. Обычно это сочетание всего перечисленного. Далее, рисунок может быть осознанным выражением или включать глубинные замаскированные символы, представляющие неосознанные феномены. Здесь может быть сделано только одно определенное утверждение: психолог должен избегать произвольного, наивного или догматического подхода к технике “рисунок человека”.

Основная процедура

Оборудование. Основная процедура состоит из того, что испытуемому даются карандаш средней мягкости и стандартный лист чистой бумаги размером 21 ґ 30 см. Под рукой должна находиться стопка бумаги, из которой испытуемый мог бы сам выбрать лист и положить его по своему усмотрению. Человеку должно быть удобно сидеть, у него должно быть достаточно места для рук и ног.

Инструкция. Исследователь говорит: “Нарисуйте, пожалуйста, человека”. Это обычно приводит к множеству вопросов, например, “Человека целиком?”, “А какого человека?” и пр. Отвечая на все вопросы типа “Каким должен быть рисунок?”, исследователь должен ограничиться общими утверждениями, например таким: “Рисуйте, что хотите и как хотите”. Если испытуемый выражает сомнение в своих художественных способностях, то можно сказать ему следующее: “Все в порядке, нас не интересует, как хорошо вы рисуете, пока вы рисуете человека”.

Индивид может выразить нежелание рисовать. Однако любой тип поведения предоставляет информацию об индивиде.

Если испытуемый рисует неполную фигуру, его просят взять другой лист и нарисовать человека целиком. Необходимо объяснить, что значит “полная, целая фигура”. Фигура, которая включает большую часть четырех главных областей тела, считается полной. Четыре области тела – это голова, туловище, руки и ноги. Если любая из этих частей полностью отсутствует, то фигура считается неполной. Если отсутствует часть области, например, кисти или ступни или детали лица, то рисунок считается полным. Если испытуемый рисует карикатуру, “палочную”, стереотипную или абстрактную фигуру, то его просят взять другой лист и нарисовать человека.

Если первая фигура – женская, то экспериментатор говорит: “Вы нарисовали женскую фигуру, теперь нарисуйте, пожалуйста, мужскую”. Реакции испытуемого на это могут быть различными и так же, как было описано ранее, ответы экспериментатора должны быть соответствующими.

Наблюдения

 

Эта часть методики состоит из записи описаний и интерпретаций, касающихся поведения и рисунка испытуемого.

Поведение. Поведение испытуемого может быть описано с учетом ориентировочных, вербальных и моторных аспектов. Он оказывается в неструктурированной ситуации. Как он ориентируется? Выражает ли он острую необходимость в дальнейших указаниях? Смело ли он погружается в выполнение задания? Выражает ли он сомнения относительно своих способностей, если да, то прямо или косвенно, вербально или через моторику? Чувствует ли он себя незащищенным, тревожен ли он, подозрителен, высокомерен, негативно настроен, враждебен, напряжен, расслаблен, юмористичен, смущен, насторожен, импульсивен? Проницательный психолог сможет сформировать достаточно яркое впечатление об испытуемом, опираясь на его поведенческие особенности.

Анализ рисунков

 

Существует множество подходов к анализу рисунков. Интерпретация рисунков логически может делиться на три части: формальную, графологическую и психоаналитическую (контент-анализ). Обобщенный вариант интерпретации представлен в конце подраздела (см. бланк анализа рисунка).

Далее будут описаны этапы анализа, а также приведена дополнительная информация и рисунки, относящиеся к данному вопросу. Рисунки не являются доказательством принципов интерпретации, они включены исключительно для иллюстративных целей.

Последовательность фигур. Рисует ли испытуемый первой мужскую или женскую фигуру? Существуют данные исследований, свидетельствующие о том, что из взрослых испытуемых, принимавших участие в исследовании, 87% первой рисовали фигуру своего пола. Примерно 80% из числа явных гомосексуалистов рисовали сначала фигуру противоположного пола.

Испытуемые могут случайно вербализовать свою нерешительность, задавая, например, такие вопросы: “Фигуру какого пола мне нарисовать первой?” Клиницист должен рассматривать такую возможность, что испытуемый, задающий такие вопросы, может тем самым демонстрировать спутанность собственной сексуальной роли.

Описание фигуры. Простым описанием каждой фигуры можно получить замечательные открытия. Опыт большинства психологов показывает, что даже люди необученные, без специальных навыков, включая маленьких детей, рисуют фигуры, которые передают их чувства и мысли.

Сравнение фигур. В сущности, каждый может нарисовать две фигуры, чем-то отличающиеся друг от друга. Конкретные же способы, выбранные (осознанно или неосознанно) испытуемым, обычно несут в себе информацию о его психосексуальных установках. Например, на рисунке 5.1 мужская фигура намного меньше и более статичная, чем женская. Также у мужской фигуры короче руки. Одна из возможных интерпретаций, основанная на объективном различии, может быть следующей: мужчина – слабее и пассивнее женщины. Интерпретация опирается на следующие элементы: осанка женщины, ее поза и руки подразумевают активность, тогда как поза, руки и кисти мужской фигуры производят такое впечатление, будто он стоит, держа руки в карманах, смотрит и не двигается. Отталкиваясь от рисунка, мы можем сделать следующий шаг к интерпретации: испытуемый воспринимает мужчину как неактивного (пассивного), интроверта, а женщина представляется ему активной, экстравертом.

 

 

Рисунок 5.1. Рисунки мужской и женской фигур

 

В этих рисунках есть и другие факторы, подтверждающие эти характеристики. Руки и кисти – это те части человеческого тела, которые “делают вещи”, устанавливают контакты (пожатие рук), наказывают или защищают. У мужской фигуры руки относительно короткие (ограниченные возможности контакта), близко прижаты к телу, кисти находятся в карманах. В таком положении нет и намека на готовность к действию, атаке, манипулированию, агрессии или каким-либо другим формам контакта.

У женщины руки довольно длинные, отклонены от тела, кисти выписаны. Она находится в таком положении, в котором очень легко устанавливать контакты с другими людьми или объектами. Кинестезия, выражаемая положением рук, предполагает активность, тогда как руки, опущенные вдоль тела, кисти рук, находящиеся в карманах, подразумевают недостаток мышечного тонуса, а следовательно, пассивность. Волосы на женском рисунке нарисованы одиночными твердыми штрихами, что дает общее впечатление энергии. Какая женщина так причесывает волосы? Отметим, что волосы у мужчины нарисованы не от центра головы и от тела (как у женщины), а на большей части от головы ктелу. Линии, направленные к телу, предполагают интроверсивные тенденции, тогда как линии, идущие от тела, часто ассоциируются с экстраверсивными тенденциями.

Посмотрим на разницу в размере. С чем обычно ассоциируется размер? Разве взрослый не больше ребенка, не лучше его осведомлен? Далее. В фигуру, нарисованную с большей тщательностью, имеющей большее количество деталей, вложено больше либидозной энергии. На этих рисунках у мужской фигуры есть два ряда пуговиц, тщательно завязанный галстук, четко прописанные брови и черты лица. Лицо прорисовано очень тщательно. Может быть дана следующая интерпретация: испытуемый идентифицирует себя с мужской фигурой, его внимание направлено на самого себя (интровертирован), женская фигура вобрала в себя его восприятие женщины. Можно предположить, что последнее происходит из его отношений с матерью или человеком, выполняющим ее функции.

Тот факт, что в рисунке женщины, так же как и в рисунке мужчины, есть тщательно нарисованные детали – вычерчены пояс и бусы, – позволяет нам предположить, что испытуемый, рисовавший эти фигуры, является компульсивным индивидом, склонным к детализированию и порядку. То, как заштрихован контур в мужской фигуре – пиджак нарисован, а затем подправлен до правильных пропорций, – также подтверждает интерпретацию, предполагающую компульсивность и стремление к порядку. Таким образом, сравнив рисунки мужчины и женщины, можно дать следующую интерпретацию, касающуюся нарисовавшего их испытуемого – мужчины: “интровертированный, задумчивый, сензитивный индивид; скорее наблюдатель, чем человек действия; нуждается в поддержке и помощи, которые ожидает получить от фигуры, выполняющей функции матери”.

Размер. Соотношение между размером рисунка и свободным пространством может соответствовать динамическим отношениям между испытуемым и его окружением или между испытуемым и родительскими фигурами. Если рисунок является проекцией Я-концепции, тогда размер демонстрирует способ, каким испытуемый отвечает на внешнее давление. Если фигура, отражающая Я-концепцию, мала, то может быть сформулирована следующая гипотеза: испытуемый чувствует себя маленьким (слабым) и отвечает на требования окружающей среды снижением самоуважения.

Скажем для порядка слово о значениях понятий “большой” и “маленький”. Средний рисунок полной фигуры – приблизительно 15 см в длину или две трети от свободного пространства. Более важным, чем абсолютный размер, является впечатление от соотношения между рисунком и окружающим пространством. Если фигура, символизирующая Я-концепцию, производит впечатление маленького, тогда в интерпретации можно говорить о том, что испытуемый чувствует себя маленьким (подчиненным) или потерянным (отвергнутым).

Если бы было определено, что рисунки не являются проекцией Я-концепции, тогда необходимо было бы рассмотреть две другие возможности, а именно: рисунок – проекция идеального (желаемого) Я-образа или проекция родительского образа. В последнем случае крупный рисунок означает сильного, способного, надежного родителя или угрожающего, агрессивного, наказывающего. Какая именно из этих интерпретаций подходит, обычно становится ясно из контекста. Например, описанная выше материнская фигура на рисунке 5.1 (она большая) подразумевает силу, компетентность, надежность. С другой стороны, фигуры на рисунке 5.2, равные по величине, могут быть проинтерпретированы как существа угрожающие, агрессивные и наказующие.

Рисунок 5.2. Агрессивные и наказующие фигуры мужчины и женщины

Расположение. Есть пять вариантов размещения. Рисунок может быть помещен в верхней половине, в нижней половине, слева, справа или в центре листа.

Дети, чьи рисунки размещаются в верхней половине листа, обычно постоянно стремятся к достижению каких-либо целей, и уровень их достижений довольно высок. Взрослые, чьи рисунки размещаются в верхней половине листа, часто чувствуют себя неуверенными (“подвешенными в воздухе”).

Те люди, чьи рисунки смещены влево, часто бывают стеснительными или интровертированными. Те, чьи рисунки располагаются внизу страницы, кажутся более стабильными, спокойными, “твердо стоящими на ногах”. Иногда такие фигуры рисуют люди, пережившие кратковременные депрессии. Те, чьи рисунки расположены аккуратно в центре, обычно эгоцентричны, адаптивны, сами направляют свой жизненный путь. Более редко можно встретить рисунки, смещенные вправо. В тех немногочисленных случаях, где наблюдалось такое расположение, возможны различные интерпретации, однако, по-видимому, у них был только один общий фактор – склонность к негативизму или сопротивлению.

Движение. Почти все рисунки предполагают некоторую степень кинестетического напряжения, варьирующего от ригидности до чрезмерной подвижности. Рисунок, предполагающий большую активность, часто выполняется индивидами с сильными импульсами к моторной активности. Непоседливые индивиды, люди действия, гиперманиакальные индивиды делают рисунки, содержащие элементы явного движения.

Если рисунок выполнен в механистической манере, в нем полностью отсутствуют кинестетические элементы, то аналитику следует обратить внимание на другие симптомы психоза. Рисунок 5.3 демонстрирует фигуры механические и безжизненные, они были сделаны людьми, страдающими шизофренией.

Рис. 5.3. Фигуры, нарисованные шизофрениками

Искажения и пропуски. Искажение или пропуск любой части фигуры предполагает, что таким образом могут выражаться конфликты, связанные с этой частью. Например, вуаеристы часто пропускают глаза или рисуют их закрытыми. Индивиды с сексуальными конфликтами будут пропускать или искажать области, ассоциирующиеся с сексуальными зонами. Изучение людей, перенесших ампутацию ног, позволило обнаружить, что нижняя часть тела в рисунках часто пропускалась. Пометки, затирания, штриховка и усиление также относятся к искажениям и пропускам; их следует изучать в связи с возможными конфликтными областями.

Область головы. Ее обычно рисуют первой. Чаще всего выражение Я-концепций фокусируется на голове и лице. Если голова подчеркнуто увеличена, то испытуемый может быть либо очень агрессивным, либо у него большие амбиции, либо он страдает головными болями или другими соматическими симптомами. Если голова и лицо нарисованы очень блекло, то испытуемый может быть крайне стеснительным. Если голову рисуют последней, то есть вероятность серьезного нарушения межличностных отношений. Если голова прорисована очень четко, а тело дано лишь набросками или вовсе отсутствует, то, возможно, для этого индивида привычной компенсацией является уход в фантазию, либо он стыдится своего тела.

Если на рисунке мужчины очень большие глаза с ресницами, то можно практически не сомневаться в его гомосексуальности. Если глаза большие, но зрачки отсутствуют, то у индивида есть чувство вины, связанное с вуаеристскими тенденциями. Если глаза большие, вытаращенные, то клиницисту следует исследовать возможность параноидальных тенденций.

Нос может отображать социальный стереотип. Если нос крючком или широкий и выступающий, то испытуемый таким образом выражает отвержение и презрение. Если рисунок является проекцией Я-концепции, тогда эти чувства относятся к нему самому. Если же рисунок не является проекцией Я-концепции, тогда эти чувства направлены на других. Юноши, которые пытаются установить свою мужественность через агрессию, почти все без исключения рисуют большие носы.

Подбородок является социальным стереотипом силы и главенства. Если на рисунке, выражающем Я-концепцию, увеличенный подбородок, то это может быть выражением сильного стремления, агрессивных тенденций или компенсаторных чувств, относящихся к собственной слабости и нерешительности. Если подбородок увеличен на рисунке, где нет проекции Я-концепции, то испытуемый может тем самым выражать чувство неадекватности перед лицом властных, агрессивных, сильных индивидов.

Ухо редко прорисовывается. Если оно увеличено или подчеркнуто, то психологу следует уточнить, нет ли органических повреждений органов слуха, либо слуховых галлюцинаций у параноидального индивида, либо снижения слуха.

Шея отделяет голову от туловища и может рассматриваться как связь между интеллектуальным контролем и импульсами, исходящими от ид. Длинная шея может говорить о том, что у испытуемого есть трудности в контроле и управлении инстинктивными стремлениями. Длинная шея также может означать наличие соматических симптомов в данной области. Индивиды, испытывающие проблемы глотания, истерический комок или имеющие психогенные расстройства пищеварительной системы, могут рисовать фигуры с очень длинными шеями.

Руки и кисти являются органами контакта и манипулирования. Если кисти спрятаны, то испытуемый тем самым выражает трудности контакта. Если руки близко прижаты к телу, то испытуемый таким образом может выражать пассивные или защитные чувства. Если руки далеко отходят от тела, то испытуемый может выражать агрессивные мотивы, направленные вовне. Если пальцы, ногти и сочленения тщательно прорисованы, то испытуемый либо компульсивен, либо имеет трудности, связанные с образом тела. Сжатые кулаки говорят о подавленной агрессии.

Одежда. Большинство нарисованных фигур одеты. Если фигуры обнажены, четко прорисованы сексуальные зоны, то испытуемый тем самым может выражать вызов обществу (родительским фигурам). Индивиды с сильными вуаеристскими тенденциями могут рисовать разукрашенные обнаженные фигуры. Если фигура, представляющая Я-концепцию, голая и ей уделено много внимания, то можно говорить о телесном нарциссизме.

Другие части тела. Если ноги и ступни рисуются первыми, им уделяется больше внимания, чем остальному рисунку, то испытуемый тем самым может выражать упадок духа или депрессию. Если бедра и ягодицы на мужской фигуре округлее и больше, чем должны быть, или им уделено необычно много внимания, то у испытуемого сильные гомосексуальные тенденции. В том случае, если туловище крупное или с осиной талией, может быть дана такая же интерпретация. Если рисуется внутреннее анатомическое строение, то почти наверняка данный испытуемый страдает шизофренией или манией.

Галстук часто интерпретируется как фаллический символ. Если галстуку уделено слишком много внимания и усилий, если фигура при этом женоподобная, то испытуемый может быть гомосексуалистом. Маленький галстук может свидетельствовать о подавленных чувствах, связанных с неполноценностью полового органа. Серьги часто рисуют испытуемые, имеющие сексуальные проблемы эксгибиционистской природы. Сигареты, трубки, трости часто интерпретируют как детали, символизирующие стремление к мужественности.

Графология. При описании штрихов следует обратить внимание на нажим, направление, продолжительность, наличие углов, ритм. Нажим обычно связывают с уровнем энергии. Так, индивид с сильными стремлениями и амбициями обычно рисует четкие, твердые линии.

Направление штриха может быть вертикальным или горизонтальным, определенным или неопределенным. Выраженное предпочтение горизонтальных движений часто связано со слабостью, женственностью, фантазированием. Выраженное предпочтение вертикальных штрихов часто связано с доминантностью, гиперактивностью.

Если направление штриха определенное, неколеблющееся, то можно говорить об уверенном, спокойном индивиде, который упорно и настойчиво идет к достижению поставленных целей.

Очень короткие штрихи-наброски часто ассоциируются с тревожностью и неуверенностью. Если штрих дан в свободной и ритмичной манере, то испытуемый может быть открытым, отзывчивым индивидом. Если штрихи сужающиеся, то индивид может быть напряжен, замкнут.

Если контур фигуры четкий и ясный, линия непрерывная, утолщенная, то это может говорить об изоляции индивида и его потребности защитить себя от внешнего давления. Штриховка, тень являются признаками тревожности. Если штриховка обнаруживается в сексуальных областях, то тревожность может быть связана с сексуальными функциями.

Штрихи, идущие от листа к испытуемому, могут свидетельствовать о сосредоточенности на себе, интроверсии, тревожности. Штрихи, идущие от испытуемого к верхней части листа, предполагают агрессию или экстраверсию. Штрихи, направленные справа налево, часто бывают связаны с интроверсией или изоляцией. Если направление слева направо, то аналитик, исследующий рисунки, может обнаружить склонность к экстраверсии, социальной стимуляции, потребности в поддержке.

Смешанные. Если испытуемый рисует “палочковую” фигуру или абстрактное изображение, то их можно интерпретировать как признак избегания. Зачастую это характерно для тревожных, сомневающихся, неуверенных в себе индивидов. Если фигуры выполнены в виде клоунов, карикатур, то испытуемый выражает враждебность и презрение к людям. Такие рисунки часто встречаются у юношей, которые чувствуют себя отверженными и неадекватными. Ведьм и им подобных героев рисуют индивиды, испытывающие чувство враждебности и экстрапунитивно выражающие свои чувства.

Часто включается вспомогательный материал, например, линия, обозначающая землю, или забор, к которому прислонилась фигура. Это можно проинтерпретировать как потребность в поддержке или помощи.

Бланк анализа рисунка

 

ФИО испытуемого __________________________________________________

Пол ___________ Возраст ________ Образование _____________ Дата ______

1. Инструкция

 

2. Наблюдения

а) поведение

 

б) последовательность

 

3. Анализ рисунков

 

Рисунок 1

В целом

1) Описательные утверждения, включающие возраст, пол и т.п.

2) Размер: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

3) Размещение

4) Аспекты: Полное лицо – Левый профиль – Правый профиль – Вид сзади

5) Движения: Активные – Средние – Угадываемые – Ригидные – Отсутствуют –
Сгибательные – Разгибательные

6) Перечень пропущенных частей

7) Перечень искаженных или увеличенных частей

8) Перечень включенных предметов одежды

9) Перечень вспомогательных деталей, внешних по отношению к рисунку

4. Графический анализ

10) Нажим: Сильный – Средний – Слабый

11) Продолжительность: Непрерывный – Прерывистый

12) Ритм: Свободный – Зажатый

13) Направление: Изменчивое – Вверх – Вниз – Вправо – Влево

14) Моторные движения: Ограниченные – Свободные

15) Количество деталей

16) Равновесие

17) Штриховка

 

Таким образом, анализ рисунка фигуры – это полезная техника для клинических и исследовательских целей. Хотя данная техника может быть использована в научных целях, она не была научно валидизирована. Эффективное применение данной техники зависит от понимания личностной динамики и от степени знакомства психолога с рисунками большого числа индивидов, о которых есть доступная, ясная и полная информация.

5.2 Тест “Дом–дерево–человек”

 

Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану (схеме). Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

Каждый рисунок – это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т.д.

Помимо использования теста “Дом–дерево–человек” в качестве проективной методики, автор демонстрирует возможность теста определять уровень интеллектуального развития (коэффициент ранговой корреляции с тестами интеллекта составляет 0,4–0,75). Это согласуется с данными традиционной диагностики уровня интеллекта с помощью рисунка.

Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, вы увидите, что действительно происходит в нашей жизни. В упрощенной форме дерево символизирует жизненную энергию и стремление к жизни.

Другим способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека – жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

К. Кох, опубликовавший в 1949 г. данные использования теста “Дерево” в качестве психометрического инструмента, считал, что рисунок дерева – это увеличенная в своих масштабах графология.

Ниже приводится частичный вариант интерпретации теста “Дом-дерево-человек”, который может служить основой для использования его в практической работе.

“Дом”

 

Дом старый, развалившийся – иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи—открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт.

Разные постройки – агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты – субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации, вредящей правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может страстно желать свободного сердечного общения).

Стены. Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычно – выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентированы – сознательное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива – изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением – субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери. Их отсутствие – субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одни или несколько), задние или боковые – отступление, отрешенность, избегание.

Двери (одни или несколько) парадные – первый признак откровенности, достижимости.

Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность в тепле извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) – отчуждение, уединение, избегание реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие – нежелание впускать в свое Я. Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым очень густой – значительное внутренне напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой – чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Окна. Окна – первый этаж нарисован в конце – отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отграничения от действительности.

Окна, сильно открытые—субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок – отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна, сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол – враждебность, отчужденность.

Отсутствие окон на первом этаже – враждебность, отчужденность.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже – “пропасть” между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша. Крыша – сфера фантазии.

Крыша и труба, сорванные ветром, – символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, – фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края – переживание ослабления контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края – чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, – плохая личностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлением за стены – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Комната. Ассоциации могут возникнуть в связи с:

1) человеком, проживающим в комнате;

2) интерперсональными отношениями в комнате;

3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей).

Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе, – нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Комната: субъект выбирает верхнюю дальнюю комнату – незначительная тенденция к отчуждению.

Комната: субъект выбирает ближайшую комнату – мнительность.

Ванна. Выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

Труба. Отсутствие трубы – субъект чувствует дефицит психологической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше – норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) – усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

Дополнения. Прозрачный, “стеклянный” ящик. Символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто “прячут” дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.

Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки – указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована – показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная – уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома – попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце. Символ авторитарной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет. Цвет, конвенциальное, обычное его использование. Зеленый – для крыши, коричневый – для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна;

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух или не больше пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7–8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет – боится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Цвет черный – застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый – потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.029 с.)