Процедура и цель применения теста



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедура и цель применения теста



 

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Материал: лист белой бумаги 15ґ20 или 21ґ29 см, шесть цветных карандашей или один простой, ластик.

Инструкция к тесту 1: “Нарисуй, пожалуйста, свою семью”. Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово семья, так как этим искажается суть исследования. Если ребенок спрашивает, что рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания не ограничивают (обычно 35 мин), при групповом ограничивают в пределах 15-30 мин.

Допускается использование дополнительных заданий:

Инструкция 2: “Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом”.

Инструкция 3: “Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь”.

Инструкция 4: “Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) животного”.

Инструкция 5: “Нарисуй свою семью, где каждый изображен в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи”.

При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 с;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображением.

После выполнения заданий следует получить максимум информации дополнительно с помощью вопросов и ситуаций.

Вопросы: 1) Скажи, кто тут нарисован? 2) Где они находятся? 3) Что они делают? Кто это придумал? 4) Им весело или скучно? Почему? 5) Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6) Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое выражение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому не следует настаивать на прямом ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему кто-то не нарисован, что значат определенные детали рисунка (птицы, зверушки). Можно дополнить свой опрос проективными вопросами типа “Если бы вместо птички был бы нарисован человек, то кто это был бы?”, “Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?”, “Кого мама позовет идти с собой?”.

После опроса ребенку предлагается решить шесть ситуаций, три из них выявляют негативное отношение к членам семьи, три – позитивное.

Ситуации:

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь N билетов в кино (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду, школе.

 

 

Рисование пальцами

 

Тест окрашивания пальцем (Finger Painting Test) – проективная методика исследования личности. Описана Р. Шоу в 1932 г., в дальнейшем разрабатывалась П. Наполи как личностная методика (1946, 1951).

В данном тесте обследуемому предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рисунок выполняется пальцем, который окунается в краску. После завершения рисунка просят рассказать о том, что получилось. Рекомендуется составить серию таких “картин”, созданных одним и тем же лицом за сравнительно длительный период. Считается, что в силу слабой структурированности тестовой ситуации создаются наиболее благоприятные условия для самовыражения. Это сближает тест окрашивания пальцем с методикой свободных ассоциаций.

Интерпретация основана на учете следующих основных показателей: особенности моторных реакций, предпочтение определенных красок, формальные и символические характеристики рисунка, высказывания обследуемого. Методика может быть использована как при индивидуальном, так и при групповом обследовании. Данные о валидности и надежности теста отсутствуют.

 

 

ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

 

Тест мира и его модификации

 

Тест мира (World Test) – проективная методикаисследования личности, история которой восходит к исследованиям Э. Эриксона (1938), а импульсом для ее создания послужило произведение Г. Уэллса “Игры на полу”. Первый вариант теста предложен М. Ловенфельд (1939). Наиболее значительный вклад в развитие теста мира как проективной методики внесли Г. Болгар и Л. Фишер, опубликовавшие в 1947 г. статью под названием “Проекция личности в тесте мира”. Кроме варианта Ловенфельда существуют “Игровой тест мира” и “Картиночный тест мира” Г.Бюлер, тест “Деревня” (Артур, Мэбили, Мукиелли).

Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых.

Стимульный материал теста (вариант М.Ловенфельд) состоит из моделей предметов, распределенных в разной пропорции по категориям (дома, деревья, дикие и домашние животные, самолеты, люди в форме и в обычной одежде и т. д.). Модели небольшие по величине, изготовлены из дерева или металла и имеют яркую окраску. Обследуемый по своему усмотрению создает из этих предметов то, что авторы назвали “малый мир”. Время не ограничивается.

Ш. Бюлер и М. Мансоном (1956) предложен вариант теста мира (картиночный), в котором несколько картин (из предложенных) наклеивают на листы большого формата с тем, чтобы обследуемый мог на них нарисовать необходимые ему объекты.

Основой для интерпретации является учет: предметов, выбираемых первыми; количества использованных предметов по категориям; пространства, занятого конструкцией; формы конструкции, а также особенностей, проявляющихся в поведении обследуемого.

Опираясь на исследования различных клинических групп, авторы создали гипотетическую “нормальную конструкцию” и определили отклонения от нее. Были выделены основные подходы к конструированию “мира”: практический, логический, социальный, витальный и эстетический. Оценивалась их реалистичность. Сравнение интерпретаций с биографическими данными обследуемых свидетельствует о высокой валидности теста мира. В зарубежных исследованиях отмечается, что тест позволяет успешно дифференцировать различные клинические группы.

Бюлер в связи с классификацией симптомов-нарушений предлагает различать миры: агрессивные, закрытые, дезорганизованные, жесткие, пустые.

Болгар и Фишер используют более сложные системы классификации данных: тип работы, тема работы, выбор объектов, геометрическая форма, разнообразие, количество используемых объектов, размер, способ работы (аналитический или синтетический), готовность и пр.

Контиан предлагает обращать внимание на такие варианты, как: работа, выполненная в основном вдоль периферии участка, горизонтальная (конформность) или вертикальная конструкция, строительство вверх.

 

 

Тест “Составь картину-историю” (MAPS)

 

Тест Шнейдмана “Составь картину-историю” был создан в конце 40-х годов ХХ века в период активной разработки проективных техник.

Материал

 

В набор входят 67 “фигур” и 22 “фона”, несколько деревянных стержней с надрезами, или “основ”, использование которых дает возможность придавать фигуркам вертикальное положение, и “театр”, также служащий “подставкой” для фонов.

В наличии имеются следующие, опознаваемые по букве и номеру “фигурки”: М – мужчины (19), F— женщины (11), С – дети (всего 12, из них 7 мальчиков, 5 девочек), N – фигурки национальных меньшинств”: негры (6), евреи (2), латиноамериканцы и восточные женщины (по 1 фигурке), L – “легендарные и вымышленные” герои, например, Санта-Клаус, Бэтмэн, условно-изображенное “приведение” (6), I – фигурки неопределенного пола (2), S— силуэт (1) и фигурки без лиц (4 – мужчина, женщина, мальчик, девочка), А – животные (2 – собака, змея).

Необходимо отметить, что преобладает мужское “население”, а национальные меньшинства представлены в небольшом количестве: в действительности не всегда понятно, какая именно этническая группа изображена. В инструкциях не содержатся специальные комментарии относительно фигурок национальных меньшинств – эти фигурки просто представлены наряду с другими. Сегодня, когда национальное самосознание высоко развито, маловероятно, что тест “Составь картину-историю” будет приемлем, например, для чернокожего испытуемого. Четыре обнаженные фигуры (двое взрослых, двое детей): женщины обращены лицом к испытуемому, а мужчины спиной. Все люди, кроме четырех, находятся в положении стоя; двое (один М, один N) присели, двое лежат (другой N и один М, очевидно, жертвы убийства).

“Фоны” в основном реалистичны. Они включают комнаты различных видов, сцены вне дома и т.д. Помимо этого представлен ландшафт сюрреалистического типа (почти точно повторяющий картину Дали); “дверной проем”, состоящий из пустого прямоугольника, расположенного напротив затемненного фона, “греза” (изображенная в форме “облака”, частично закрывающего лицо) и чистый лист.

Применение

 

Шнейдман считает необязательным использование “театра” для обычной психодиагностики. Один из фонов, чаще всего – “гостиная”, лежит на столе перед испытуемым, а фигурки разбросаны в его верхней части. Испытуемому предлагают расположить одну или более фигурку на фоне так, как “это было бы в реальной жизни”. После этого его просят придумать историю (инструкция соответствует обычной инструкции ТАТ).

Другие фоны экспериментатор может выбрать для использования по своему усмотрению. Шнейдман рекомендует последовательность из десяти фонов, заканчивающуюся чистым листом; испытуемому позволяется выбрать два фона, предшествующих чистому листу. Для чистого листа дается дополнительная инструкция “...а теперь сами придумайте фон...”.

Все расположения фигур фиксируются на специальном листке, где в миниатюре воспроизведены фоны, почти так же, как в практике Роршаха. Вопросы рекомендуется задавать только для дополнения каждой истории. Так, испытуемого просят придумать название; а если рассказ недостаточно содержателен, то разрешается задавать наводящие вопросы.

Поскольку внимание акцентируется в основном на рассказывании историй, может показаться, что тест “Составь картину-историю” имеет больше общего с ТАТ, нежели с манипулятивно-экспрессивными техниками. Между тем автор техники считает, что она может быть успешно использована в едином тестировании вместе с ТАТ. Далее он показывает, что интерпретировать данные можно в зависимости от того, какие модели экспериментатор использует для ТАТ.

В качестве дополнительного аспекта данной техники выступает предположение Шнейдмана о том, что экспериментатору следует ознакомиться с листком, на котором расположены фигуры, прежде чем пытаться интерпретировать протокол. Вывод состоит в том, что это позволяет психологу отделить то, что реально сделал испытуемый, от его интерпретации сделанного. Систематизация данных, полученных в результате такого подхода, может способствовать присвоению MAPS статуса техники, способной сделать выдающийся вклад в проективное исследование личности.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.01 с.)