Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики завершения предложения, истории

Поиск

Методики завершения предложений – группа проективных методик исследования личности. Впервые были применены А.Пейном (1928), а затем А.Тендлером (1930). Обследуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы он завершил их по своему усмотрению.

Предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать обследуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Наиболее известными являются методики, разработанные Дж. Роттером (1950), Д.Саксом (1950), Б.Форером (1950), А.Роде (1957).

Методики завершения предложений открывают широкие возможности для выражения подсознательных подавляемых мотивов, эмоций, чувств и комплексов, которые субъект не может или не хочет признавать. Он может нечаянно обнажить эти завуалированные тенденции, когда пишет окончания фраз, стимулирующих свободные ассоциации.

Вот некоторые примеры фраз из методики завершения предложений. Они распределены по клиническим категориям.

А. Чувство неполноценности: Самое плохое у меня... Тяжелее всего мне... Единственная неприятность...

В. Подавленные желания: Втайне я... Я ненавижу... Если бы...

С. Уровень притязаний: Моя заветная мечта... Будущее... Я бы хотел узнать...

D. Самооценка: Люди воспринимают меня... Я чувствую себя... Я лучше всех, когда...

Е. Межличностные отношения: Если бы только мой начальник... Большинство контролеров... Его подчиненные...

F. Семейная ситуация: Мой отец часто... Если бы моя мать... Моя семья никогда...

G. Психосексуальные ориентации: Большинство девушек... Жена... Другие мужчины...

Н. Проявления агрессии: Все меньшинства... Я ненавижу... Опаснее всего...

I. Внутренние конфликты: Я не могу понять, что делает меня... Мой разум... Меня тревожит...

Данный набор фраз не является окончательным или единственно возможным, так как подбор их сочетаний и интерпретация собранных данных зависят прежде всего от целей, которые преследует тестирование.

Например, сорокавосьмилетний служащий, проработавший в своей компании семнадцать лет, был направлен к психологу своим начальником из-за “нервности, чрезмерной добросовестности, ухудшения физического состояния (гипертонические признаки) и неожиданной потери интереса к работе”. Перед проведением клинического интервью ему была предложена батарея психодиагностических тестов, в том числе тест завершения предложений.

Вот наиболее яркие ответы, раскрывающие природу его эмоциональных трудностей.

1. Я чувствую себя... сейчас немного уставшим – поздновато лег спать.

2. Меня раздражает... несправедливость – нетерпимость.

3. Если бы моя мать... чувствовала себя лучше, она могла бы жить с кем-нибудь более подходящим.

4. Меня удивляет... почему так часто люди на руководящих постах абсолютно тупы.

5. Если бы я мог сделать по-своему... я бы назначал начальниками людей умных и терпимых.

6. Моя мечта... создать что-либо значительное для человечества.

7. Когда я был ребенком... я всегда был нервным, но идейным.

8. Я страдаю... комплексом неполноценности по отношению к некоторым людям и некоторым местам.

9. Мой отец часто... был замечательным, но слабохарактерным – был хорошим администратором в магазине.

10. Жена... должна быть умной и счастливой, готовой идти навстречу партнеру.

11. У меня не получилось... взять на себя ответственность, когда я, кажется, должен был это сделать.

12. Мое самое важное решение было... жениться и уйти из дома.

13. Мне не нравится... когда мною помыкают или когда теряется право на свободу мыслей и действий.

Анализ ответов субъекта на тест “Завершение предложений” выявил у него сильное чувство неполноценности по поводу недостаточного образования и сильную фиксацию на матери, которая выливалась в конфликт с женой. Он идентифицирует себя со своим отцом, который был “замечательным, но слабохарактерным”. Он теряет терпение со своим начальником, который не очень умен. Он чувствует, что жена не идет ему навстречу, и он испытывает большие трудности, потому что не может решить, как он может быть одновременно хорошим мужем и хорошим сыном. Это видно из его высказывания: “Мое самое важное решение было жениться и уйти из дома”. На самом деле субъект никогда реально не покидал дом, так как до сих пор находится под сильным влиянием своей матери. Он испытывает сильные чувства, когда “им помыкают”, ему очень не нравится, когда кто-то “теряет право на свободу мыслей и действий”. Однако сам он несвободен. Он приписывает ранней детской нервозности идейность, которая во взрослом возрасте трансформируется в сильный социальный конформизм. Поскольку он отождествляет себя с отцом, который был “замечательным, но слабохарактерным”, однако “хорошим администратором в магазине”, он заключает, что люди на высоких постах и должностях, в частности его начальники, “тупые” и глупые. Он завидует таким людям, но сам он чувствует себя неполноценным и не может занимать ответственные посты. Поэтому втайне он испытывает сильное чувство обиды, которое, в совокупности с супружескими проблемами, создает основу для психосоматических симптомов и жалоб.

Методики завершения истории (Story Completion Techniques) – группа проективных методик исследования личности. В отличие от методик завершения предложений, обследуемому предлагают закончить небольшие по объему истории-рассказы (Сказки Дюсса (автор Десперт), Методика дополнения рассказов).Начиная с 30-х годов ХХ века эти методики широко используются в целях изучения личности ребенка для осуществления психотерапевтической работы с детьми. С помощью методик завершения истории исследуются эмоциональные отношения между родителями и детьми, области наиболее значимых конфликтов, особенности адаптации детей к условиям обучении в школе и т.д. Интерпретация результатов теста (обычно качественная) сходна с принятой в методиках типа ТАТ.

Таким образом, проективные методики представляют широкий класс диагностических средств, наиболее существенным признаком которых является использование в них неоднозначных, неопределенных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление человека, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности. Стимулы проективных методик приобретают смысл не столько в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Диагностическая ценность проективных методик возрастает при условии высокой квалификации психолога и их соотнесении с данными, полученными при помощи традиционных психодиагностических методик.

 


ТРЕНИНГ КОМПЕТЕНЦИЙ

Компетенция № 1 Исследование настроения, функционального состояния, компенсаторных тенденций и наиболее устойчивых черт личности при помощи теста выбора цвета Люшера

Пример решения типовой задачи

 

Условие

 

Определите настроение, функциональное состояние, компенсаторные тенденции и наиболее устойчивые черты личности испытуемого Иванова при помощи теста выбора цвета Люшера.

Результаты последовательности выбора цветов испытуемого Иванова:

в первой серии: красный (3),синий (1), фиолетовый (5), желтый (4), зеленый (2), коричневый (6), серый (0), черный (7);

во второй серии: красный (3), фиолетовый (5), синий (1), желтый (4), зеленый (2), коричневый (6), черный (7), серый (0).

Решение

 

Предварительно заполните таблицу, выполнив по каждому алгоритму конкретное логическое или арифметическое действие.

 

№ п/п Алгоритм Действия по предложенному алгоритму
  Обозначить позиции цветов в первой и второй сериях знаками: «+» – первые две позиции (или первая группа), «Х» – две следующие позиции (следующая группа), «=» – две, следующие за ними, «–» – присваивается двум последним позициям 3 1 5 4 2 6 0 7 – в первой серии + + Х Х = = – –   3 5 1 4 2 6 7 0 – во второй серии + + Х Х = = – –
  Сравнить последовательность выбора цветов в первой и во второй серии и провести группировку, ориентируясь на устойчивые пары 3 (1 5) (4 2) 6) (0 7) 3 (5 1) (4 2) 6) (7 0) +Х Х = = = – –
  Определить взаимное расположение основных и дополнительных цветов на первых и последних позициях и выявить их сочетание, свидетельствующее о наличии источников стресса (тревоги) и компенсаторных тенденций В данном случае ни один из основных цветов не занимает последние три позиции, и ни один из дополнительных цветов не занимает первые три позиции (значит, отсутствует признак неудовлетворенной потребности). Резких перемещений цветов в первой и второй серии не наблюдается (т.е. отсутствует амбивалентное отношение к символизируемой этим цветом потребности)

 

 

№ п/п Алгоритм Действия по предложенному алгоритму
  Провести интерпретацию пар +3 – означает активность позиции, высокую мотивацию достижения, склонность к риску, агрессивность; Х5Х1 – сентиментальность, потребность в признании, застенчивость; =4=2 – упорство в достижении цели, гибкость позиции; = 6 – физиологические потребности в зоне комфорта; –7–0 – потребность в ярких переживаниях, общении, уверенность в себе, неуемная активность

 

1.2. Задания для самостоятельной работы

Задача

 

Определите функциональное состояние и общие устойчивые личностные черты испытуемого Иванова, если последовательность выбора цветов в первой серии 1 2 4 3 5 0 7 6, а во второй – 2 1 3 4 5 0 7 6.

 

Задача

 

Определите функциональное состояние и общие устойчивые личностные черты испытуемого Петрова, если последовательность выбора цветов в первой серии 2 3 5 4 6 1 7 0, а во второй – 2 3 5 4 6 1 7 0.

 

Задача

 

Определите функциональное состояние и общие устойчивые личностные черты испытуемого Сидорова, если последовательность выбора цветов в первой серии 7 0 6 5 1 2 3 4, а во второй – 0 7 6 5 2 1 3 4.

 

Для сравнения вариантов ответов целесообразно воспользоваться работой: Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. М., 1990.

 

 

2 Компетенция № 2 Интерпретация и оценка ответов-утверждений испытуемого по отношению к определенным аспектам окружения (тест "Завершение предложений" Сакса)

Пример решения типовой задачи

 

Условие

 

Осуществите интерпретацию и дайте оценку ответов-утверждений испытуемого Иванова по отношению к определенным аспектам окружения (тест “Завершение предложений” Сакса).

Пример ответов испытуемого Иванова (напечатаны курсивом) на пункты теста, выявляющие отношение к отцу:

1. Мне кажется, что мой отец редко работает.

2. Если бы только мой отец стал лучше.

3. Я хочу, чтобы мой отец умер.

4. Мне кажется, что мой отец нехороший человек.

 

Решение

 

Предварительно заполните таблицу, выполнив по каждому алгоритму конкретное логическое действие.

 

№ п/п Алгоритмы Действия по предложенному алгоритму
  Осуществить интерпретацию данного аспекта отношений к окружающему (в данном случае к отцу) Чрезвычайная враждебность и презрение в сочетании с желанием (отцу) смерти
  Дать оценку ответов испытуемого по предложенному параметру, учитывая такие факторы, как несогласованность ответов, демонстрация конфликта, реалистичность мышления. Баллы выставлять в соответствии со шкалой: 2 балла – серьезные расстройства, требуется помощь психолога; 1 балл – небольшие расстройства, имеется эмоциональный конфликт в этой области; 0 – нет заметных расстройств. Оценка 2 балла – имеются серьезные эмоциональные расстройства, актуальный конфликт в сфере отношений с отцом, требуется помощь психотерапевта.

 

2.2. Задания для самостоятельной работы

Задача

 

Осуществите интерпретацию и дайте оценку ответов-утверждений испытуемого Иванова по отношению к матери:

14. Моя мать – ворчунья

29. Моя мать и я очень отличаемся друг от друга.

44. Я считаю, что большинство матерей слишком зависят от своих детей.

59. Мне нравится моя мать, но мне она не нравится.

Задача

 

Осуществите интерпретацию и дайте оценку ответов-утверждений испытуемого Петрова по отношению к женщинам:

10. Я представляю себе совершенную женщину как – нет такой.

25. Я считаю, что большинству девушек нельзя доверять.

40. Я считаю, что большинство женщин лживы.

55. В женщинах мне меньше всего нравится то, что они противоположного пола.

Задача

 

Осуществите интерпретацию и дайте оценку ответов-утверждений испытуемого Сидорова по отношению к друзьям и знакомым:

8. Мне кажется, что настоящий друг – это тот, кто искренен.

23. Я не люблю людей, которые лгут.

38. Больше всего мне нравятся люди, которым нравлюсь я.

53. Когда меня нет, мои друзья иногда говорят обо мне.


ГЛОССАРИЙ

 

№ п/п Новое понятие Содержание
  Аддитивные проективные методики группа методик, предполагающих завершение предложения, рассказа, истории
  Апперцепция зависимость восприятия человеком действительности от его прошлого опыта; избирательность восприятия, связанная с характером его профессиональной или иной деятельности, индивидуальных особенностей
  Бессознательное сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируются
  Гештальт структура, целое, система
  Гештальтпсихология одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений
  Защитные механизмы психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм
  Импрессивные проективные методики группа методик, предполагающих предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим
  Интерпретативные проективные методики группа методик, предполагающих истолкование испытуемыми какого-либо события
  Интуиция знание, возникающее без осознания путей и условий его получения – как результат «непосредственного усмотрения»
  Катартические проективные методики группа методик, предполагающих осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама, проективная игра)
  Конститутивные проективные методики группа методик, предполагающих структурирование, оформление стимулов, придание им смысла
  Конструктивные проективные методики методики, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого
  Личностный смысл индивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система значений, оценок отражаемых явлений, объектов окружающей природной и социальной среды, в которой разворачивается его деятельность
  Проективные методики методики, основанные на феномене проекции
  Проекция особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду
  Раппорт понятие, характеризующее позитивное отношение и связь между людьми, устанавливаемые в близких межличностных отношениях, а также в процессе положительного взаимодействия исследователя и испытуемого, консультанта и клиента
  Симуляция поведение, направленное на имитацию присутствия тех или иных симптомов (например, болезни) с целью ввести в обман

 

№ п/п Новое понятие Содержание
  ТАТ (тематический апперцептивный тест) проективная методика, разработанная американским психологом Г.Мюрреем (1935), позволяющая при помощи анализа рассказа-сочинения человека после предъявления ему серии сюжетно неопределенных картинок судить о психологии этого человека
  Тест выбора цвета М. Люшера проективная методика исследования личности, основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов
  Тест Роршаха методика психодиагностики личности, разработанная швейцарским психологом и психиатром Германом Роршахом (1884-1922) для изучения неосознаваемых склонностей и побуждений человека и представляющая собой серию симметричных цветных пятен, интерпретация которых человеком позволяет судить о его мотивации
  Тест Сонди проективная методика исследования личности, имеющая целью выявление психически больных людей путем предъявления им 48 фотографий
  Установка готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы
  Экспрессивные проективные методики группа методик, предполагающих изучение экспрессивных проявлений активности человека

 


 

Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:

23 – приведенных понятия;

2 – дифференциальных компетенции.

 

Психодиагностика

ЮНИТА 5

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

 

Ответственный за выпуск Е. Д. Кожевникова

Оператор компьютерной верстки Н. А. Савкин

______________________________________________________________________________

НАЧОУ ВПО “Современная Гуманитарная Академия”


* Учебные издания, на основе которых составлен тематический обзор.

* Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.50 (0.012 с.)