ПРОЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРОЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА



 

Тест выбора цвета М.Люшера

Тест выбора цвета М.Люшера – проективная методика исследования личности, основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов.

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (выбором), или безразличием, или отказом от него (негативной оценкой), то оно учитывается и в психодиагностике.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя четыре основных и четыре дополнительных цвета (хотя в настоящее время есть 8, 16 и 32 цветовые варианты, в том числе и компьютерные, методики Люшера).

Основные цвета:

1) синий – символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый – чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный – символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый; 7) черный;8) серый (обозначается как нулевой – 0). Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Их значение (как и основных) в наибольшей степени определяется взаимным расположением, распределением по позициям.

Психолог, проводящий обследование, должен перемешать все карточки и положить их перед испытуемым цветовой поверхностью наверх. Испытуемый должен выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Затем испытуемый выбирает из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторяя процедуру до последнего цвета, психолог затем переписывает номера карточек в разложенном порядке.

Через 2-3 мин выбор цветов испытуемым повторяется, при этом ему необходимо пояснить, что он не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.

Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй – действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

В результате тестирования получаются восемь позиций:

первая и вторая – явное предпочтение (обозначаются + +);

третья и четвертая – предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая – безразличие к цвету (обозначаются = = );

седьмая и восьмая – антипатия к цвету (обозначаются – –).

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций.

Первая позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения).

Вторая позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый.

Третья и четвертая позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация.

Пятая и шестая позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации.

Седьмая и восьмая позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

 

+ + х х = = – –

3 4 1 0 2 5 6 7

 

Зоны (++; х х; = =; – –) образуют четыре функциональные группы.

При интерпретации результатов учитываются следующие аспекты:

· общая последовательность выбора цветов в первой и во второй серии;

· взаимное расположение основных цветов, основных и дополнительных цветов;

· расположение цветов на первых и последних позициях.

При оценке положения основных цветов, учитывается, что, если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается также взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта – субъективная направленность “вовнутрь”. Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность “вовне”. Сочетание цветов №1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от среды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности “вовне” (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления “вовнутрь”, автономности, упрямства стремлению “вовне”, зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) – потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) – потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) – потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) – потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в первой – пятой позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в шестой – восьмой позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособностив ходе анализа выбора цветов М. Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет отражает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на шестом месте, он обозначается знаком “ – ”, и все остальные, что находятся за ним (седьмая – восьмая позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком “ – ”, например:

 

ААА

1 6 0

 

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на шестую и восьмую позиции) цвет, поставленный в первую позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающей первое место, ставится буква С. Считается более или менее нормальным явлением, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на шестом месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет в седьмой позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в восьмой позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом, может быть поставлено до шести знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:

 

!!!!!!

ААА

2 1 4

 

Подобным же образом оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают третью позицию, ставится один восклицательный знак, если вторую позицию, ставятся два знака (!!), если первую позицию, ставятся три знака (!!!). Таким образом, их может быть шесть, например:

 

!!! !! !

С С С

+ + +

6 0 7

 

Считается, что, чем больше знаков “!”, тем прогноз неблагоприятнее.

С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировке. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.

Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней, восьмой, позиции (или в четвертой функциональной группе при наличии двух цветов со знаком “–”). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит, достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.

Необходимо обращать внимание на соотношение первой и восьмой позиций: имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?

Может быть также проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.

 

 

Тест цветных пирамид

Тест цветных пирамид(Farb-pyramiden Test) – проективная методика исследования личности, основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликован Р. Хайссом и Г. Хилтманом в 1950 году, разработавшими его на основе идеи и первичных данных Макса Пфистера.

Стимульный материал теста цветных пирамид (ТЦП) состоит из 24 стандартных разноцветных вырезанных из бумаги квадратов, сторона которых равна 25 мм. Обследуемый получает схему-протокол пирамиды, состоящей из 15 пустых квадратов (один – вершина, пять – в основании пирамиды). Предлагается обклеить пирамиду цветными квадратами в произвольном порядке. Время работы не ограничивается. После завершения первой пирамиды составляются вторая и третья. Иногда просят выполнить пирамиду с наиболее неприятным для обследуемого расположением цветных квадратов.

При оценке полученных результатов принимаются во внимание:

1) частота выбора разных цветов (основных, без учета оттенков), при этом отдельным цветам приписывается определенное психологическое значение;

2) “формула процесса”, которая указывает на количество неиспользованных цветов и использованных в одной, двух, трех пирамидах, на этом основании делается вывод о широте сферы чувствительности;

3) “форма” пирамиды, характеризующая способ обклеивания ее цветными квадратами, например так называемый “ковер” – форма неупорядоченная, не учитывающая конфигурацию пирамиды.

Данные о цветах и последовательности их выбора представляются авторам существенными для оценки эмоциональной сферы личности, а форма пирамиды связывается с особенностями интеллекта. Предпринятые за рубежом попытки дифференциации с помощью ТЦП клинических групп успехом не увенчались. Вопрос о валидности и надежноститеста остается открытым. ТЦП может быть использован для группового обследования.

 

 

3.3 Визуальный апперцептивный тест¢ 60 (VAT¢60)

 

Визуальный апперцептивный тест¢ 60 Рафи Хана (Rafi Khan) представляет собой модификацию ТАТа. Фактически это рисуночная техника, в которой оценивается исключительно использование цвета. Внимание уделяется паттернам или формальным аспектам рисунков и их содержанию. Апперцепция – зависимость восприятия человеком действительности от его прошлого опыта; избирательность восприятия, связанная с характером его профессиональной или иной деятельности, индивидуальных особенностей.

Материал и инструкция

Стимульный материал состоит из 12 карточек, представляющих образцы переплетенных линий. Карточку 1 вы видите на рис. 3.1; карточки 2–11 похожи на первую, но каждый последующий рисунок сложнее, чем предыдущий. Карточка 12 содержит прямоугольный рисунок.

Тестируемому предоставляются восемь цветных карандашей: красный (R), пурпурный (Р), оранжевый (О), черный (Bk), коричневый (Вr), синий (Вl), зеленый (G) и желтый (Y). Инструкция состоит в следующем: “Раскрасьте узор, рисунок или предмет, какой вы здесь увидите”. Причем особо указывается, что “в нем ничего не скрыто”. В конце испытуемого просят назвать то, что он увидел или создал.

Оценивание и интерпретация

Как уже упоминалось, оцениваются только цвета. Используются три категории: “в целом” (W), “основное” (Р) и “вторичное” (S). Если был использован только один цвет, это называется ответом “в целом”. Если больше чем один, то цвет, покрывающий наибольшую площадь рисунка, демонстрирует “основной” ответ, а второй по использованию цвет – “вторичный” ответ. Остальные цвета, занимающие меньше места, не учитываются вовсе. Ответам “в целом” дается оценка 3, “основным” – 2, “вторичным” – 1.

Рисунок 3.1. VAT¢60. Карточка 1

Вычисляются пять “оценок”, как показано ниже. Только желтый и пурпурный оцениваются отдельно. Оранжевый и коричневый рассматриваются как более слабые отражения красного и черного соответственно, им дается половинная оценка.

Данный образец взят из стандартного бланка анализа цветов:

R 1 Wx3 + 1 Px2 + 2 Sx1 = 7

O 0 Wx1,5 + 1 Px1 + 1 Sx0,5 = 1,5

8,5

 

Bk 0 Wx3 + 2 Px2 + 1 Sx1 = 5

Br 0 Wx1,5 + 4 Px1 + 1 Sx0,5 = 4,5

9,5

 

G 1 Wx3 + 1 Px2 + 2 Sx1 = 7

 

P 0 Wx3 + 0 Px2 + 1 Sx1 = 1

Y 0 Wx3 + 1 Px2 + 1 Sx1 = 3

 

Цветам или цветовым группам приписываются следующие значения:

красный и оранжевый: агрессия (или “сильные эмоции”);

черный и коричневый: подавленность (депрессия);

синий и зеленый: веселое настроение;

пурпурный: самоконтроль;

желтый: тревожность.

Три высшие оценки, расположенные по порядку, представляют собой так называемое “эмоциональное наслоение”. В данном (предложенном) случае оно выглядит следующим образом:

1. Черный и коричневый 9,5 Подавленность

2. Красный и оранжевый 8,5 Агрессия

3. Синий и зеленый 8 Веселое настроение

Считается, что такая “оценка настроения” важна для “психотерапевтического планирования”. По-видимому, следующие один за другим пласты наслоения рассматриваются как все более и более “отдаляющиеся от поверхности”. Таким образом, можно считать, что верхний паттерн является признаком хорошего прогноза.

Р. Хан заявляет, что VAT¢60 обладает надежностью (0,79; n = 349), но не указывает, из каких параметров он сделал такой вывод. Говорится о диагнозах шизофрении, подтвержденных MMPI, но и в этом случае мало информации о том, как были поставлены данные диагнозы.

На два положения данной методики сразу же возникает критическая реакция даже при поверхностном знакомстве с VAT¢60.

Первая: формулировка инструкции может привести к тому, что испытуемый будет полагать, что распознание формы – это главное требование и что выбор цвета для выделения этой формы практически несущественен. Несколько карточек имеют рисунок, явно напоминающий человеческое лицо – перцепт, ограничивающий выбор цвета. Таким образом, можно аргументировать, что, выражаясь в терминах Роршаха, стимулы VAT¢60 благоприятствуют больше F-ответам, чем FC, не говоря уже о CF-ответах. Следовательно, возможное произвольное использование цвета вряд ли подтвердит анализ цветового выбора, на котором основывается оценивание VAT¢60.

To же самое и в отношении второго положения, вызывающего критику. Оно состоит в том, что игнорирование всех цветов, кроме двух, может привести к аномальным результатам. Так, в приведенном выше примере ответ к карточке 10 был описан как “куча марципановых пасхальных яиц в корзине”. Выбор “основного” и “вторичного” цветов среди красного, желтого, пурпурного и зеленого, использованных практически в равных пропорциях, был почти произвольным. А раз так, то желтому был определен статус “основного”, красному – “вторичного”, но если зеленый поставить на место красного, то наслоение данного испытуемого получилось бы совсем иным. Рискуя вдаться в подробности, заметим, что в протоколе того же испытуемого синий цвет был использован пять раз, а оценен только однажды. Аномалии такого типа вполне ожидаемы, если в тесте используется простая система оценивания, содержащая всего несколько пунктов.

 

 

Многомерный рисуночный тест

Вторым рисуночным тестом, в котором интерпретация основывается на использовании цвета, является многомерный рисуночный тест (The multi-dimensional drawing test (MDDT) Рене Блоха (Rene Bloch), кратко описанный в докладе, прочитанном в 1968 г. на Интернациональном конгрессе по Роршаху.

Материал и инструкция

Необходимый материал состоит из блокнота для рисования формата А6 (10,5 х 14,8 см), семи фломастеров различных цветов: черного, красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого и коричневого, а также секундомера, чтобы засекать время рисования.

Испытуемому говорят, что ему необходимо нарисовать картинку за 60 секунд, а затем его просят нарисовать еще. Выбор предмета рисования и цветов всегда свободен. Необходимы серии из тридцати рисунков, между которыми будут перерывы по несколько секунд. Когда все серии завершены, испытуемого просят “объяснить его рисунки”, т.е. рассказать, что он нарисовал.

Обработка

Основное внимание уделяется количественной оценке. Можно также провести и анализ содержания, но он рассматривается как “дополнительный”. Подсчет ведется следующим образом при помощи f%.

Символом f отмечаются “функциональные” картинки, т.е. те, которые “имеют только один отдельный предмет”. Такие картинки далее определяются как “не имеющие даже двух отдельных частей с содержанием”. Окружения или фона (даже простой опорной линии) достаточно, чтобы отметить рисунок буквой f. Этот критерий выражается в процентах от общего числа рисунков. В норме их тридцать, но могут происходить и “отказы” (т.е. невозможность нарисовать картинку в течение данных шестидесяти секунд), хотя это случается довольно редко. Такие отказы объясняются чем-то вроде роршаховского “шока”, являющегося показателем вытеснения или, возможно, “аффективного ступора”. Параллель также можно провести между f% и значением “сужения”, выводимом в F% в тесте Роршаха. Высокий и низкий показатель f% связывается с шизотимией и циклотимией соответственно; нормальные испытуемые занимают среднее положение, но ближе (по значению f%) к последнему, нежели к первому.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.011 с.)