Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование цвета и других приемов в работе психолога↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЮСИХОТЕРАПИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЕТА Профшпактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследова-ния Е.Б.Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, на;иболее благотворно влияющих на человека. Это зеле-ные, желтю-зеленые и зелено-голубые цвета. Помимо физиче-ских свойств цвета, т.е. длины волны, необходимо учитывать его качество иі эстетическое значение. Это связано с тем, что абст-рактного щвета нет, он всегда встречается как более или менее цветовая ожраска предметов. И ассоциативный характер воспри-ятия обусловливает перенос эстетической оценки предметов на те цвета, которые этим предметам обычно свойственны. Таким образом, щвет черпает свою значимость из реальной действи-тельности и его воздействие определяется целой суммой факто-ров, куда тходит и социальный опыт человека. Все выішеизложенное позволяет рекомендовать окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование (выделяю-щее тепло» и создающее шум). Например, в кабинете трудового обучения красные и желтые цвета оказывают возбуждающее вли-яние, поэтому их использование должно быть ограничено, т.е. в помещенишх, где учащиеся могут находиться лишь кратковре-менно, илм там, где это возбуждение необходимо, например, спор-тивный зал. Однако при окраске помещений и оборудования сле-дует избегать одноцветности, так как однообразие быстро надо-едает, вызіывая охранительное торможение. Развитие утомления может быть предупреждено путем рационального освещения за-лов и рабсочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, рашномерность), художественным оформлением интерь-еров, красивой и удобной формой одежды (если она введена в учебном зіаведении). Рациональная окраска учебных помещений поможет шовысить производительность и эффективность учеб-ной деяте.льности. Несомиенно, что окраска стен в помещении не должна быть гнетущей,, казенной, способной усилить тревогу и волнение. Вес-тибюли, жоллы, залы, кабинеты становятся приветливыми и уютными,, когда их оживляют произведения изобразительного ис-кусства. В ыполненные на высоком художественном уровне и уме-ло подобріанные по тематике картины способны поднять настро- ение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряже-ние, снять утомление и т.д. При подборе картин необходимо проявлять максимум требо-вательности к их художественному совершенству и тщательно учитывать соответствие их содержания тем или иным условиям. Так, например, удачно подобранные и развешанные в помеще-нии столовой натюрморты могут возбуждать аппетит. Однако, если обилием и качеством съестного они будут значительно пре-вышать то, что предлагает меню столовой, то это вызывает сни-жение аппетита. Такое же отрицательное влияние оказывают по-мещенные в кабинете и приемных администрации школы кар-тины, изображающие кровавые битвы, тоскующих узников в тем-ницах, драматические бытовые сцены. Это необходимо иметь в виду, если требуется, чтобы убранство интерьера отвечэло свое-му назначению. Здесь следует учитывать, что талант художника состоит преж-де всего в его умении через свои произведения щедро делиться увиденным, глубоко воздействуя на внутренний мир зрителя. Это используется в психотерапии для воздействия на настроение и психическое состояние человека, а через них и на организм в целом. Для снятия психического напряжения можно использовать и сам процесс рисования (на специально отведенной стене, доске или бумажной основе). Учащиеся свободно, по собственному же-ланию выбирают темы для своих рисунков, надписей, могут по-казать и рассказать их содержание товарищам, могут рисовать анонимно. Это позволяет заметно снять внутреннее напряже-ние, развивает способность к общению с окружающими, подго-тавливает к работе, дает педагогам информацию о психическом состоянии учащихся и психологической атмосфере в школе. Особое внимание цветовому оформлению помещения следует уделять во время сеансов психологической разгрузки. При сю-жетной сенсорной репродукции существенное значение имеет цвет или окраска вызываемых образов. Известно, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям. Склонность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться под воздействием самых различ-ных факторов, в то же время у каждой личности имеются устой-чивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» какодно из проявлений индивидуальности. В.СЛобзин и М.М.Ре-шетников (1986) предлагают учитывать воздействие цвета на пси- хоэмоциональное состояние человека при проведении аутоген-ной тренировки.
В связи с этим необходимо предусмотреть соответствующую освещенность в комнате разгрузки, что можно сделать, проеци-руя слайды на одну из стен или помещая цветные стекла в окон-ные проемы. У пациентов в состоянии депрессии намного улуч-шается настроение, если воздействие оказывает красный цвет, синий цвет благотворно действует при возбуждении. ЛИБРОПСИХОТЕРАПИЯ Либропсихотерапию (лечебное чтение) предложил еще В.М.Бех-терев. Использование специально подобранных книг позволяет ока-зывать существенное воздействие на эмоциональное состояние уча-щихся при минимально затраченных средствах. В одних случаях книга отвлекает человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение положительных целей, избавляет от ску-ки, пробуждает интерес к познанию, в других случаях книги за-ставляют пересмотреть всю жизнь, изменить не только отношение к чему-либо, но и все поведение. Книга необходимо тщательно подбирать в соответствии с за-дачами, которые встали перед человеком, и обязательно с учетом его психологических особенностей, так как одно и то же художе-ственное произведение может вызвать у разных людей совер-шенно разные реакции. ИОНИЗАЦИЯ ВОЗДУХА Чувствительность людей к метеорологическим явлениям не-уклонно повышается, причем женщины гораздо более чувстви-тельны, чем мужчины, пожилые — в болыней степени, чем мо-лодые. Одним из наиболее изученных метеорологических факто-ров, влияющих на человека, являются ионы — невидимые элек-трически заряженные частицы газов. Обычно в одном кубиче-ском сантиметре находится 4—5 тысяч заряженных ионов, а в горных районах — более 10 тысяч. Известно также, что в городах с загрязненной атмосферой количество ионов резко уменьшает-ся. Ученые установили, что многае недомогания вызываются сни-жением количества ионов. Ионы сдерживают распространение грибков, уничтожают бактерии, повышают активность живых ор-ганизмов. Получены положительные результаты при лечении от-рицательно заряженными ионами некоторых болезней, в том числе и психических. Имеющиеся данные позволяют предположить необходимость установки ионизаторов в помещениях, предназначенных для от-дыха, а также в системах вентиляции зданий. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Аванесов С.В. Тесты в социологическом исследовании. — М., 1982. Адаптшрованный модифицированный вариант детского лич-ностного) вопросника Р.Кеттела. — Л., 1985. Актуаліьные проблемы диагностики задержки психического раз-вития лкэдей. — М., 1982. АнастазиА. Психологическое тестирование. В 2 т. — М., 1982. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1992. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986. Блейхеер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. — Киев, 19186. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофтедтер Л. Мозг, разум и поведе-ние. — М., 1988. Бресмав Г.М. Типология аномалий в процессе формирования личностш дошкольника // Актуальные проблемы формирования личностш в теории и практике коммунистического воспита-ния. - Рига, 1982. - С. 49-52. Бреслсав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный по-казатель деформации процесса формирования личности // Личностгь в системе общественных отношений. — М., 1983. — Ч. 2. - (С. 274-276. Бресліав Г.М. Эмоциональные процессы. — Рига, 1984. Бреслсав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошколь.ников // Вопросы психологии. — 1984, № 3. — С. 53—59. Бресліав Г.М. Пограничные варианты нормы в онтогенезе лич-ности // Методологические проблемы исследования функций моз-га. — Ршга, 1984. - С. 74—79. Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности // Формирование акгивности учащихся и студентов в коллективе. — Рига, 1985. — С. 45—49. Бреслав Г.М. Временной масштаб эмоционалъной регуляции как показатель отклонений в формировании личности ребенка // Эмо-циональная регуляция учебной и трудовой деятельности. — М., (Одесса, 1986. - С. 61. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования лич-ности в детстве. — М., 1990. Бурлачук Л. Ф. Исследования личности в клинической психо-логии. — Киев, 1979. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-пси-хологическое консультирование. — М., 1990. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации челове-ка. — М., 1990. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной, М.ИЛисиной. — М., 1982. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. — Л., 1982. Детский апперцептивный тест (САТ). Дополнение к детскому апперцептивному тесту (САТ-5). — Обнинск, 1992. Диагностическая и коррекционная работа школьного психо-лога. - М., 1987. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального раз-вития детей. — М., 1981. Добсон Дж.Ч. Родителям и молодоженам: доктор Добсон от-вечает на Ваши вопросы. — М.: Центр общечеловеческих ценно-стей, 1991. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. — М., 1975. Дьяконов Г.В. Психология педагогического общения. — Киро-воград, 1992. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школь-ника. — М., 1982. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л., 1982. Зимбардо Ф. «Застенчивость»: Пер. с англ. — М., 1991. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусин-ского. — М., 1994. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологиче-ской диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983. Каган В.Е. Психотерапия аутизма у детей // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова. — Ташкент, 1985. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую эксперти-зу. - М., 1981. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л., 1984. Кыверялг. Методы исследования в профессиональной педаго-гике. — Таллин, 1980. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. — М., 1991. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1979. Лучшие психологические тесты для профотбора и профкон-сультации. — Петрозаводск, 1992. Малахов Б.Б. Трудовая терапия психически больных. — Л., 1989. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в эксперименталь-ную психологию личности. — М., 1989. Методика индивидуальной профориентации. — М., 1982. Методика измерения родительских установок и реакций, — Новгород, 1992. Методики психодиагностики в спорте. — М., 1990. Методические рекомендации по определению функциональ-ной готовности к школьному обучению. — М., 1986. Методы системного педагогаческого исследования. — Л., 1980. Методы социально-психологических исследований. — М., 1975. Методы социальной психологии. — М., 1977. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как фор-ма усвоения социального опыта. — М., 1981. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. — М., 1986. Никольская О.С. К типологии раннего детского аутизма // Журн. невропат. и психиатр. им. С.С.Корсакова. — 1987. — Вып. 10. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Сто-линаХ- М., 1987. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. — М., 1982. Осорина М. «Черная простыня летит по городу», или зачем дети рассказывают страшные истории // Популярная психоло-гия: Хрестоматия. — М., 1990. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Венсле-ра. - Л., 1973. Платонов К.К. Психологический практикум. — М., 1980. Практические занятия по психологии. — М., 1972. Практикум по патопсихологии. — М., 1987. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психо-метрика. — М., 1984. Практикум по психологии. — М., 1972. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под общей ред. А.А.Крылова. — Л., 1987. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б.А.Федоршнина. — Киев, 1980. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А.А.Бодалева, И.М.Палея, М.Д.Дворяшиной. — Л., 1976. Психодиагностика: теория и практика. — М., 1986. Психодиагностика и школа. — Таллин, 1980. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз / Под ред. И.Б.Котовой, Е.И.Рогова. — Ростов н/Д, 1991. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Яро-шевского. — М., 1990. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. — М., 1986. Рамулъ К.А. Введение в методы экспериментальной психоло-гии. — Тарту, 1963. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. — Рос-тов-н/Д, 1994. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Рос-тов-на/Д, 1996. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в обра-зовании. — М., 1995. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психо-логической диагностике. — М., 1992. Романова Е.С., Усанова О.С., Потемкина О.Ф. Психологиче-ская диагностика развития школьников в норме и патологии. — М., 1990. Рубинштейн С.Я. Методики экспериментальной патопсихоло-гии. — М., 1970. Савенко Ю.С. Методика «Рисунок человека» // Вопросы пси-хопатологии. — 1970. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личнос-ти. — М., 1980. Сорокжа Т.М. Амбивалентное поведение у детей раннего возра-ста // Новые исследования в психологии. — 1978. — № 1(18). — С. 26-31. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психоло-гии. - М., 1979. Спок Б. Разговор с матерью. — М., 1991. Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. — М., 1991. Франселла Ф., Банностер Д. Новый метод исследования лич-ности. — М., 1987. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991. Фридман Л.П. и др. Изучение личности учащегося и учениче-ских коллективов. — М., 1988. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике пси-хических заболеваний. — Киев, 1988. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. — М., 1980. Т. 1. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения — М., 1988. Чада Ф. Педагогическое значение детских рисунков. — СПб., 1911. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Пра- га, 1978. Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР); Методиче-ские рекомендации по работе с тестом. — М., 1987. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррек-ция / Под ред. В.ВЛебединского, О.С.Никольской, Е.Р.Баен-ской, М.М.Либлинг. — М., 1990. Юнг К. Психологические типы. — М., 1952. Юницкий А.В. Психология детской потери // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1991, № 2. — С. 49—55. КетЬошкі У. \Ѵіе2І исгисклѵе \ѵ госкіпі. — \Ѵ-лѵа, 1972. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие..............................................................................................................3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.122 (0.008 с.) |